Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОДУКТОВЫЕ (ТОВАРНЫЕ) И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА.





ПОНЯТИЕ ТОВАРНОГО РЫНКА.

Рынок – категория экономическая. Экономическая теория выработал следующие подходы:

Объектный подход - совокупность совершаемых с товаром сделок; сфера обращения товара.

Субъектный подход – это институт, обеспечивающий совершение сделок покупателем и продавцом (взаимосвязь покупателя и продавца).

Территориальный – это определённая территория, на которой совершаются сделки.

Товарный рынок (п. 4 ст.4 ФЗ о защите) - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Признаки товара либо товарной группы (группа взаимосвязанных товаров):

· уникальность;

· страна производства: РФ, иностранное государства.

Виды границ товарного рынка:

· продуктовые;

· уровневые;

· географические.



Структура рынка – это характеристика конкретного рынка по следующим количественным и качественным параметрам.

· количество и размеры долей хозяйствующих субъектов.

· степень сходства или отличия товаров различных хозяйствующих субъектов.

· барьеры на входе и выходе с рынка.

· доступность рыночной информации.

Виды товарных рынков по структуре:

РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ: действует значительное число хозяйствующих субъектов; товар взаимозаменяем; барьеры входа (выхода) отсутствуют, информация открыта.

РЫНОК МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ: число субъектов значительно, товары разнородны (отличия в престиже, средствах индивидуализации, рекламе товаров).

РЫНОК ОЛИГОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ: число субъектов незначительно (3-5); товар заменим; существуют барьеры входа (выхода); продавцы избегают ценовой конкуренции, отдельные ограничения относительно информации на рынке.

РЫНОК МОНОПОЛИИ: абсолютное преобладание одного производителя или продавца уникального товара, установлены барьеры, информация существенно ограничена.



АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ

НПА:

Приказ ФАС РФ от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке"

Приказ ФАС России от 28.06.2012 N 433 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации"

Приказ МАП РФ от 31.03.2003 N 86 "Об утверждении Методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг")

 

Антимонопольные органы проводят анализ и оценку состояния конкурентной среды на товарных рынках.

ОСНОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ:

рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства,

принятие решений в рамках государственного контроля за экономической концентрацией,

решение вопросов о принудительном разделении (выделении) организаций,

формирование реестра хозяйствующих субъектов,

установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта и др.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

данные официальной статистической информации, сведения полученные от органов власти,

сведения, предоставляемые покупателями и продавцами товара,

результаты экспертиз, заключения специалистов и др.

ЭТАПЫ:

1. Определение временного интервала исследования товарного рынка (перспективный, ретроспективный). Определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Как правило, это год. Но может быть и за 2 года. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год (ч. 9 ст. 5 ФЗ).



В зависимости от цели исследования:

ретроспективный анализ - при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства;

перспективный анализ - при проведении государственного контроля за экономической концентрацией , рассмотрении вопроса о предоставлении преференции.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка - процедура выявления:

· товара, не имеющего заменителя (уникальный товар)

· или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Ст. 4 ФЗ о защите конкуренции

1) товар- объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

2) финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

3) взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

Взаимозаменяемые товары определяются путём экспертной оценки.

Наименование товара определяется исходя из:

ОКПД - общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (Приказ Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст);

ОКВЭД - общероссийский классификатор видов экономической деятельности. (Приказ Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст);

ТН ВЭД ТС - товарная номенклатура внешней экономической деятельности Таможенного союза (Решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525 "О Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза").

Устанавливаются уровневые продуктовые границы товарного рынка в зависимости от цели приобретения товара: оптовые и розничные рынки. Оптовые и розничные рынки анализируются отдельно.

3. Определение географических границ товарного рынка - это определение границ территории, на которой покупатели приобретают или могут (имеют экономическую, техническую и иную возможность или целесообразность) приобрести товар и не имеют такой возможности за её пределами.

При определении географических границ учитываются:

1. Возможность перемещения спроса между территориями определяется по доступности транспортных средств и незначительности транспортных расходов.

2. Возможность перемещения товара между территориями. Отсутствие ограничений (хотя бы даже санитарного плана) на вывоз товара.

Географические границы рынка напрямую не связаны с делением РФ на федеральные округа и субъекты, но как правило, этот факт учитывается:

· федеральный рынок - территория РФ;

· межрегиональный рынок - несколько субъектов;

· региональный – территория субъекта;

· локальный (местный) – территория муниципального образования;

· узкое определение географических границ товарного рынка – территория аэропорта.

В отношений субъектов естественных монополий учитывается расположение технологической инфраструктуры.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов на товарном рынке на основе доступной информации.

Ст. 4 ФЗ о защите конкуренции

5) хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

6) финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, организатор торговли, клиринговая организация, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг;

Группа лиц - совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующим одному или нескольким признакам, установленным ст. 9 ФЗ о защите конкуренции.

Группа лиц - один из субъектов антимонопольных отношений. Входящие в эту группу хозяйствующие субъекты не утрачивают самостоятельность в гражданско-правовых отношениях.

Вертикально-интегрированные хозяйствующие субъекты - хозяйствующие субъекты (в том числе группы лиц), деятельность которых охватывает ряд последовательных стадий технологического процесса производства (обработки, переработки) и обращения, продукция каждой из которых может рассматриваться в качестве товара на соответствующем товарном рынке (далее - вертикально-интегрированные хозяйствующие субъекты).

5. Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке на основе объёма продаж (поставок).

Объём рынка - сумма объёмов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на товарном рынке.

Доля хозяйствующего субъекта - выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объём товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на товарный рынок, к показателю, характеризующему объём товарного рынка.

6. Определение уровня концентрации товарного рынка.

Рыночная концентрация – это степень преобладания на рынке одной или нескольких крупных организации. Уровень концентрации влияет на поведение фирм (организаций) на рынке: чем выше уровень концентрации, тем в большей степени фирмы(организации) зависят друг от друга.

Уровень концентрации определяется исходя из следующих показателей:

· коэффициент концентрации;

· коэффициент Герфиндаля-Гиршмана;

· коэффициент относительной концентрации;

· коэффициент энтропии;

· коэффициент дисперсии логарифмов рыночных долей фирм;

· коэффициент Джинни;

· коэффициент Холла-Тайдмана (коэффициент Розенблюта);

· коэффициент Лернера;

· индексы Линда, Бейна, Тобина.

Каждый из коэффициентов рассчитан на выявление определенной специфики концентрации, имеет свои плюсы и минусы при использовании. В настоящее время при оценке экономической концентрации рынка в основном используют

· коэффициент концентрации (CR),

· индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI).

Задача расчета показателей рыночной концентрации (индекса Герфиндаля-Гиршмана и коэффициента концентрации CR-n) была поставлена ФАС перед государственной статистической службой (Госкомстатом России) еще в 1992 году. Методические основы расчетов коэффициентов концентрации, в отсутствие национальных исследований такого рода были разработаны на основе зарубежных аналогов.

Коэффициент концентрации (CR) показывает аккумулированные доли концентрации наиболее крупных единиц и определяется как сумма рыночных долей крупнейших продавцов рынка (может измеряться в долях или в процентах). Рыночная доля продавца вычисляется не только как отношение объема продаж, но и как отношение численности занятых, величины активов к суммарному значению данного показателя для рынка в целом.

В разных странах рассчитываются доли разного числа предприятий, например, В России коэффициент концентрации определяется для трех (CR-3), четырех (CR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов.

Существенный недостаток показателя концентрации состоит в его нечувствительности к различным вариантам распределения долей между конкурентами. Для решения этой проблемы вместе с коэффициентом концентрации рассчитывается индекс Герфиндаля-Гиршмана. Этот наиболее популярный обобщающий показателей учитывает как численность предприятий, так и неравенство их положения на рынке, характеризует уровень монополизации. Значение коэффициента снижается с увеличением числа предприятий при любом их количестве.

Коэффициент концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей продавцов. При возведении в квадрат долей рынка коэффициент дает более высокий вес показателей крупных предприятий, чем мелких. Это означает, что если точные данные о долях рынка очень маленьких предприятий отсутствуют, то итоговая ошибка не будет велика.

В соответствии с различными значениями данных коэффициентов выделяются УРОВНИ КОНЦЕНТРАЦИИ:

ВЫСОКИЙ: при 70% < CR-3 < 100%; 2000 < HHI < 10000;

УМЕРЕННЫЙ: при 45% < CR-3 < 70%; 1000 < HHI < 2000;

НИЗКИЙ: при CR-3 < 45%; HHI< 1000.

7. Определение барьеров входа на товарный рынок.

определений обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке:

экономические ограничения: длительный срок окупаемости инвестиций, ограниченность ресурсов, долгосрочные договорные отношения;

административные ограничения: лицензирование, предоставление преференций;

стратегия поведения субъектов (инвестиции в избыточные производственные мощности, рекламные компании),

наличие вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, др.

оценка их преодолимости.

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке:

заключение о том, к какому виду рынков относится товарный рынок: с развитой, недостаточно развитой, неразвитой конкуренцией;

оценка перспективы изменения конкуренции на товарном рынке (например, при принятии решений в рамках государственного контроля за экономической концентрацией).

9. Составление аналитического отчёта. В рамках судебных разбирательств относительно нарушения ФЗ о защите конкуренции данные отчёта оцениваются арбитражными судами.

ПРОДУКТОВЫЕ (ТОВАРНЫЕ) И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ГРАНИЦЫ ТОВАРНОГО РЫНКА.

ЭТАПЫ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ:

1. Определение временного интервала исследования товарного рынка (перспективный, ретроспективный).

оптовые и розничные рынки. Оптовые и розничные рынки анализируются отдельно.

2. Определение продуктовых границ товарного рынка - процедура выявления:

· товара, не имеющего заменителя (уникальный товар)

· или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Ст. 4 ФЗ о защите конкуренции

1) товар- объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

2) финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

3) взаимозаменяемые товары - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

Взаимозаменяемые товары определяются путём экспертной оценки.

Наименование товара определяется исходя из:

ОКПД - общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (Приказ Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст);

ОКВЭД - общероссийский классификатор видов экономической деятельности. (Приказ Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст);

ТН ВЭД ТС - товарная номенклатура внешней экономической деятельности Таможенного союза (Решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525 "О Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза").

Устанавливаются уровневые продуктовые границы товарного рынка в зависимости от цели приобретения товара: оптовые и розничные рынки. Оптовые и розничные рынки анализируются отдельно.

3. Определение географических границ товарного рынка - это определение границ территории, на которой покупатели приобретают или могут (имеют экономическую, техническую и иную возможность или целесообразность) приобрести товар и не имеют такой возможности за её пределами.

При определении географических границ учитываются:

1. Возможность перемещения спроса между территориями определяется по доступности транспортных средств и незначительности транспортных расходов.

2. Возможность перемещения товара между территориями. Отсутствие ограничений (хотя бы даже санитарного плана) на вывоз товара.

Географические границы рынка напрямую не связаны с делением РФ на федеральные округа и субъекты, но как правило, этот факт учитывается:

· федеральный рынок - территория РФ.

· межрегиональный рынок - несколько субъектов.

· региональный – территория субъекта.

· локальный (местный) – территория муниципального образования.

· узкое определение географических границ товарного рынка – территория аэропорта.

В отношений субъектов естественных монополий учитывается расположение технологической инфраструктуры.

4. Определение состава хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

5. Расчёт объёма товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке на основе объёма продаж (поставок).

6. Определение уровня концентрации товарного рынка.

7. Определение барьеров входа на товарный рынок.

8. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

9. Составление аналитического отчёта.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.