Сделай Сам Свою Работу на 5

Летный эксперимент (натурное моделирование)





Заключительным этапом моделирования за рубежом считается эксперимент—самый активный метод исследования воздушного боя.

Журнал "Флайт" сообщал об исследовательском воздушном бое между самолетами "Фантом" и специально изготовленным для опы.та телеуправляемым летательным аппаратом, проведенном над Тихоокеанским полигоном. Беспилотный аппарат, действовавший за противника, отрабатывал тактику обороны, уклоняясь от снарядов "воздух—воздух" "Спарроу" и "Сайдвиндер". Управление боем осуществлялось с наземного поста по линии автоматической передачи команд. Комментируя результаты испытаний, журнал писал, что были получены новые данные по маневру для ухода самолета от выпущенной ракеты. Развороты выполнялись с перегрузкой, достигавшей шести, и минимальной потерей высоты. Во время послеполетного разбора один из летчиков, проводивший испытания в воздухе, заявил, что новая система может быть использована для обучения летчиков-истребителей (См.: Флайт, 1971, № 3251).

Редактор журнала "Авиэйшн уик" принимал участие в другом эксперименте, включавшем ведение боев на самолетах F-14 "Томкэт". Как следует из статьи, опубликованной в журнале, в соответствии с программой полетов выполнялись: лобовая атака "два против одного", маневр для уклонения от пушечной атаки, ближний маневренный бой, бой на средней дальности с применением УР "Спарроу", а также отрабатывались способы входа в зону возможного пуска УР "Сайдвиндер".



В первом эпизоде этого эксперимента отрабатывалась тактическая задача прикрытия авианосца способом дежурства в воздухе. Группу прикрытия составляли три самолета F-14, которые патрулировали в районе, удаленном от авианосца на 110 км. Боевой порядок был построен следующим образом. На высоте 6100 м находились два самолета заслона, совершавшие полет так, чтобы их РЛС поочередно просматривали угрожаемое направление. Третий самолет, оснащенный ракетами "Спарроу" (в ударном варианте), выполнял полет на высоте 600—1200 м в направлении, перпендикулярном линии возможного прорыва "противника" к авианосцу.

Верхняя группа истребителей с легким вооружением имела лучшие по сравнению с третьим самолетом возможности по выполнению маневра и должна была создать благоприятные условия для прямолинейной атаки ударного самолета, применявшего ракеты с радиолокационной системой наведения.



Самолеты "противника" были обнаружены группой заслона на дальности 48 км. Одновременно летчики получили сообщение по радио, что они начинают строить обходный маневр с целью нанести удар по авианосцу с другого, более безопасного направления. Истребители заслона умышленно не реагировали на этот маневр, подводя "противника" под атаку ударного самолета. Экипаж последнего обнаружил цель на дальности 22 км, произвел захват на удалении 11 км и выполнил "пуск" двух УР "Спарроу" на пересекающемся курсе.

Функции руководителя боя брал на себя экипаж, первым обнаруживший цель, поскольку он раньше других мог проанализировать обстановку и определить наилучший порядок действий. В обстановке, не терпящей отлагательств, он же должен был первым переходить в атаку, а другие экипажи—поддерживать его.

Во втором эпизоде отражение налета "противника". проигрывалось с применением одного пушечного огня. Цель была обнаружена на дальности 66 км (высота подвижного заслона при этом составляла 7600 м), автоматическое сопровождение РЛС началось с 45 км. Однако "противник" применил активные помехи, которые привели к срыву захвата. В этой обстановке, как отмечает журнал "Авиэйшн уик", было особо важно взаимодействие летчика и оператора, которое достигается долгой тренировкой. Нельзя было упустить момент перехода на визуальное наблюдение за воздушным "противником" в условиях, когда экраны забиты помехами. Продолжительная приборная отстройка привела бы к пропуску атаки "противника".



Зрительно обнаружив "противника" на максимально возможной дальности, истребители первыми вышли на рубеж действительного огня, а ударный самолет своевременно оказал им поддержку.

Как подчеркивает журнал, главным направлением эксперимента была выработка тактики взаимной поддержки, на что, по мнению журнала, давно не обращалось должного внимания. В бою на средней дальности была важна синхронность действий истребителей подвижного заслона и ударного самолета. При переходе к маневренному бою взаимодействие перерастало в поддержку экипажа, оказавшегося в благоприятном положении для сближения и атаки. Ведомый летчик немедленно наращивал усилия огнем, если атака ведущего срывалась. Запас высоты обеспечивал ему некоторое тактическое преимущество и лучший выбор направления удара.

В процессе экспериментального маневренного боя летчики выполняли тактические приемы, связанные с резким изменением высоты и направления полета. Для выхода из-под удара применялось внезапное торможение с перегрузками, достигавшими восьми. Скорость полета изменялась от эволютивной до скорости, обеспечивавшей максимально быстрый установившийся разворот (См.: Авиэйшн уик, 1976, № 22, с. 46—53).

Журнал "Эр форc" (См.: Эр форс, 1977, октябрь, с. 34—37) описывал проводившийся в 1977 г. летный эксперимент, в ходе которого оценивались возможности ракет "воздух-воздух" с новыми блоками наведения. В теоретической предпосылке к полетным заданиям отмечалось, что способы ведения боя, применявшиеся в войне в Корее и обеспечивавшие результативную атаку, были связаны с выходом в хвост-противнику. Подобная тактика имела место и во Вьетнаме, поскольку для ведения боя в тех условиях необходимо было визуально опознать цель. Кроме того, как отмечал журнал, при разработке управляемых ракет предполагалось, что они изменят тактику воздушного-боя. Однако требуемые для этого характеристики были достигнуты лишь в последние годы. Пуск ракеты уже можно было осуществлять на встречных курсах, а также под большим ракурсом. В этих условиях визуальное опознавание цели перед атакой при наличии у противника усовершенствованных ракет малой дальности (РМД) является недопустимым. Например, как писал журнал, чтобы опознать самолет небольших размеров типа истребителя, необходимо приблизиться к нему на расстояние 3—5 км, а такое сближение опасно. Необходимо искать как технические, так и тактические пути решения этой проблемы.

В ходе эксперимента нападающая сторона была представлена палубными истребителями ВМС F-14 "Томкэт" и тактическими истребителями ВВС F-15 "Игл". В качестве обороняющихся выступали самолеты F-5E "Тайгер", оптимизированные для ближнего маневренного боя. Зона воздушного боя представляла собой круг диаметром 56 км. Максимальная высота полета была ограничена 15000 м. Самолеты не имели боевых ракет. Все пуски моделировались с помощью электронной аппаратуры и регистрировались на земле. Наблюдение за выполнением боевых задач, тактическими маневрами и имитируемыми атаками осуществлялось операторами системы контроля. На индикаторах воспроизводилась обстановка в реальном масштабе времени, специальные приборы фиксировали "пуски" ракет и решали задачу "промах—поражение". Полученная информация записывалась на магнитную ленту. Результат атаки мог передаваться участникам боя немедленно.

Одной из целей эксперимента являлась проверка возможностей управляемых ракет AIM-9 "Сайдвиндер" и AIM-7 "Спарроу", а также их сравнение с ракетами, имеющими новые блоки наведения.

При применении ракеты AIM-9 с ТГС не требовалось сопровождения цели самолетом. Ее эффективная дальность пуска при атаке с задней полусферы считалась равной 3-5 км. Дальность пуска ракеты "Спарроу" примерно в десять раз больше, однако РЛС самолета должна была сопровождать цель в течение всего полета ракеты. Новые блоки наведения испытывались при атаках с углами захвата от 30 до 70° относительно линии прицеливания (оси самолета). Чувствительность головок самонаведения (ГСН) была в пять раз выше, чем чувствительность ГСН ракеты AIM-9 "Сайдвиндер".

По условиям эксперимента самолеты F-5E получали следующие тактические преимущества: они взлетали по команде с пункта управления лишь после обнаружения "противника" наземными РЛС, поэтому не испытывали недостатка топлива. Летчикам были известны количество, тип и координаты воздушных целей. Когда согласно заданию нападавшие использовали малую высоту и дальность их обнаружения уменьшалась, самолеты F-5E "Тайгер" барражировали на границе зоны ведения воздушного боя.

Истребители F-14 и F-15 имели задачу прорваться к центру зоны, избежав атак самолетов F-5E или отразив их. Летчики действовали самостоятельно, наблюдая за обстановкой на вертикальных экранах, установленных на приборной доске.

Одним из условий эксперимента являлось приборное опознавание цели по внешним признакам, так как радиотехнические средства, входившие в аппаратуру "свой-чужой", надежностью не отличались. На самолете F-14 использовался новый телевизионный прицел фирмы "Нортроп", применение которого (по данным моделирования) обеспечивало опознавание 70 самолетов F-5E из 100 на дальности 16—19 км. С помощью гиростабилизированной системы с оптическим телескопом летчик осуществлял захват и сопровождение цели, которая отображалась на небольшом телевизионном экране. Прицел был связан с РЛС управления оружием, что позволяло вести общую ориентировку по радиолокационному изображению и быстро переключаться на наблюдение с помощью телескопа.

В ходе эксперимента около 80% атак было выполнено на встречных курсах. При пуске ракет "Спарроу" оператор самолета F-14 мог наблюдать за "противником" и находиться при этом вне зоны поражения его ракет "Сайдвиндер". Однако продолжительность полета УР "Спарроу" составляла 25 с, в течение которых требовалось сопровождение ее до цели. Уже через 18—19 с расстояние между выпущенной ракетой и "противником" уменьшалось настолько, что становилось возможным ее визуальное обнаружение. В этот момент летчик самолета F-5 предпринимал энергичный встречный маневр и успевал "пустить" свою ракету, не доворачиваясь до "противника" на 30. Через 1—2 с после "пуска" самолет F-5E "уничтожался" УР "Спарроу", пущенной с F-14, а еще через мгновение сам F-14 "поражался" ракетой "Сайдвиндер". Так заканчивалось большинство имитированных пусков. Для истребителей F-15 результаты были схожими. Эти самолеты не имели средств дальнего визуального обнаружения цели, поэтому летчики не могли осуществить "пуск" ракеты "Спарроу" до тех пор, пока не обнаруживали "противника" зрительно (См.: Эр форс, 1977, октябрь, с. 34—37).

4. На учениях "Рэд флэг"

В 1977 г. американский журнал "Армд форсиз джорнэл" писал: "Прошло уже четыре года с тех пор, как были совершены последние вылеты над Северным Вьетнамом, и только одной трети действующих ныне экипажей самолетов тактического авиационного командования удалось побывать в бою. Опыт быстро растрачивается, его можно приобрести только на учениях в условиях, максимально приближенных к боевым" (Армд форсиз джорнэл, 1977, № 5, с. 18).

В конце 1975 г. в США были проведены первые учения по программе "Рэд флэг" ("Красный флаг"). В них участвовал 41 самолет и было выполнено 552 вылета. Учения преследовали цель — дать летному составу тактической авиации тренировку в выполнении боевых заданий, характерных для современной войны. На полигоне авиабазы Неллис копировались условия боевых действий в Восточной Европе, создавались аналоги — специально подготовленные силы и средства, действующие на стороне "противника". В последующем программа "Рэд флэг" заняла прочное место в боевой подготовке частей тактического авиационного командования (ТАК), а масштабы ее постоянно расширялись. Через два года в одном из очередных учений участвовало уже 117 самолетов, которые за 27 дней выполнили 1555 вылетов. Боевая обстановка моделировалась следующим образом.

Боевая техника "противника" на этом полигоне имеет 50 видов наземных объектов, включая макеты 220 танков, стартовых позиций зенитных ракет, радиолокаторов различного назначения. В натуральном виде воспроизведены передний край обороны сухопутных войск и система ПВО. За истребителей типа "миг" играют две эскадрильи (64-я и 65-я) на самолетах F-5E "Тайгер" и Т-38 (двухместный вариант этого самолета). В распоряжении "противника" на первом учении имелось 27 действующих аналогов радиотехнических средств.

Аналоги выбираются по принципу внешней и внутренней схожести с действительными образцами. В технике соблюдены размеры и пропорции, излучение РЛС и создание помех ведутся с определенной мощностью и в строго выбранном диапазоне частот. Танки расставляются в боевых порядках, соответствующих разыгрываемой обстановке. Эскадрилья самолетов F-5, выступающие за МиГ-21, названы "Агрессорами". На бортах "тайгеров" нанесены специальные опознавательные эмблемы, и их летчики носят знаки различия офицеров советских ВВС, приспосабливают свою деятельность к требованиям наших уставов.

За основу действий "мигов" принята тактика северовьетнамских истребителей, доставлявших в свое время много неприятностей американским летчикам. В нее введены поправки на условия Европы, т. е. на учении ни одна из сторон не имеет большого численного преимущества. Как известно, истребители ДРВ активно защищали свое воздушное пространство, поэтому при имитации их действий на учениях "Рэд флэг" нападению чаще подвергаются те, кто их изображает. В последнее время им для усиления выделяются экипажи самолетов F-15 "Игл" из первого крыла ТАК.

Суть программы "Рэд флэг" журнал "Эр форс" определил гак: "Тактическое авиационное командование, учитывая снижение актуальности ранее приобретенного военного опыта, разработало реалистическую программу боевой подготовки, которая дает летчикам закалку, необходимую для выживания в современном воздушном бою. Война в Юго-Восточной Азии была настоящей, где противник постоянно обновлял тактику, стрелял боевыми снарядами и ракетами, которые достигали цели. Никто не должен отрицать или игнорировать эти ценные уроки, но заучивать их заново уже не имеет большого смысла. Поэтому предпринимается попытка создать реалистическую обстановку будущей воздушной войны и хорошо подготовиться к ней" (Эр форс, 1977, № 2, с. 1346).

Командование тактической авиации США стремится "обстрелять" летчиков в десяти учебно-боевых полетах. Считается, что после этого выживаемость (отношение количества боевых потерь к числу произведенных самолето-вылетов) должна увеличиться на 50%.

В соответствии с такими выводами учения по программе "Рэд флэг" длятся от недели до месяца (большее время для тренировок предоставляется эскадрильям других командований, а также "гостям" из Европы). Каждая эскадрилья ТАК участвует в учениях не менее одного раза в полтора года. За это время программа дополняется новыми элементами, отражающими современный уровень развития авиационной техники и оружия. Выдержавший испытания в этих "боях" летчик считается готовым к встрече с реальным противником, тактика которого уже не будет для него откровением.

Подготовка эскадрильи к учениям "Рэд флэг" начинается с момента подачи заявки на участие в них. На полигон Неллис вылетают только летчики, освоившие воздушный бой во всем диапазоне разрешенных для их самолета высот и скоростей. Особое внимание при этом уделяется знанию противника. В процессе моделирования одиночного и группового боев изыскиваются наиболее целесообразные приемы борьбы с "мигами".

Учения "Рэд флэг" имеют свои особенности. Первая состоит в том, что в отличие от учебного воздушный бой ведется не ради боя, а в интересах решения определенной тактической задачи. Истребители сопровождают ударные группы к целям, ставят заслоны, прикрывают наземные объекты и войска. Соответственно обстановке ведется оборонительный или наступательный бой, осуществляется перехват или отражение атак. Летчик заранее не настраивается только на один вид боевого применения, а должен быть готов к любому из них.

Другая особенность касается оценки "боевых" вылетов. При подведении итогов внимание обращается не на то, кто сбил, а на то, как сбил. Главным считается установить причины "потерь", чтобы не допустить их в дальнейшем. "Экипажам предоставляется на деле осуществлять свои идеи, решать задачи так, как сочли бы нужным во время войны, учиться на ошибках, не жалуясь на то, что кто-то выше их рангом мешает работать. Это не испытание. Это подготовка, какой американские летчики в мирное время до сих пор не получали", — писал "Армд форсиз джорнэл" (Армд форсиз джоркэл, 1977, № б, с. 26). Повторяемость одних и тех же ошибок свидетельствует о недоработке летчиком или эскадрильей конкретного вида боевого применения. Тогда дается задание для освоения его в процессе повседневной учебы.

Третья особенность—комплексирование разных заданий в одном "боевом" полете. На учениях количество полетов ограничено — полигонное время ценится дороже машинного. Зато много времени уделяется занятиям на земле, особенно на тренажной аппаратуре. Поднявшись в воздух, летчик должен получить от полигона все возможное: он применяет средства радиоэлектронной борьбы, отстраивается от помех, преодолевает ПВО, взаимодействует с наземными войсками. Для стрельбы же по мишеням реальными боеприпасами на полигоне отведен специально оборудованный район. Информация о "поражении противника" в бою прямо от оператора регистрирующей аппаратуры поступает на борт. Данные, необходимые для разбора (дальность, ракурс стрельбы, скорость сближения, снимок своего самолета в прицеле "мига" и т. д.), поступают на следующий день.

В подготовке эскадрильи, выполняющей роль противника, заложены следующие принципы: реальность тактики, полное использование всех возможностей самолета, активный бой с самолетами других типов.

От того, насколько реальна тактика, зависит достоверность модели воздушного боя. Это учитывалось в самом замысле создания эскадрилий "агрессоров" и в их действиях на учениях "Рэд флэг". В обстановке, максимально приближенной к боевой, они должны демонстрировать присущие противнику качества, не занижая их. Руководители программы считают, что требуемую на войне выживаемость летчик достигает быстрее, испытав горечь поражения от "мигов", чем присутствуя на спектаклях устрашения с обязательной капитуляцией "противника".

Летчики изучают особенности реальных боев между сверхзвуковыми истребителями и закрепляют тренировкой в воздухе наиболее эффективные приемы. На первых этапах разыгрывались ситуации один на один, два против одного и т. п. Затем отрабатывались групповые бои четверками и шестерками. Основной тактический фон—прикрытие объекта, воспрещение прорыва к нему "противника". Сначала борьба велась почти в открытую: были известны время нападения, высота полета, направление прорыва, количество и состав ударных групп. В задачу командира группы "мигов" входило правильно расставить силы, первым обнаружить "противника", захватить инициативу в начале свободного боя. Постепенно обстановка усложнялась, количество неизвестных преднамеренно увеличивалось: ставились помехи по каналам управления, реже давалась информация о "противнике". Условия отражения налета приближались к вьетнамским, однако нападающая сторона, учитывая ошибки прошлого, старалась действовать хитрее и разнообразнее.

Учения "Рэд флэг" не сводятся только к "уничтожению" целей и избежанию угрозы. Отрабатываются также операции по поиску и спасению экипажей, потерпевших бедствие. Некоторых "сбитых" в бою летчиков отвозят в пустынную местность, где оставляют только с бортовым пайком и сигнальными средствами, хранящимися в катапультируемом сиденье. Специалисты по проблемам выживания следят за действиями "потерпевшего", у которого может быть имитирован перелом руки или ноги, и накапливают материал для обобщения н выводов. Спасательные вертолеты вылетают к "месту происшествия" после принятия сигнала от аварийного передатчика, закрепленного на парашюте летчика, или после достижения критической ситуации.

Таким образом, тренировку в условиях, приближенных к боевым, получает и спасательная служба.

Командование ВВС США одной из причин успехов истребителей ДРВ в воздушных боях считало четко организованное управление с земли. Когда реальный "миг" командами по радио выводился в тактически выгодное положение по отношению к "фантому", его атака почти всегда была результативной. Поэтому эскадрильям, выступающим в роли противника, приданы операторы наведения, которые, как и летчики, считаются полноправными участниками боя. Они знают применяющуюся тактику, способны быстро оценить обстановку по расположению меток на экране РЛС и своевременно подсказать правильное решение.

Переговоры по радио между оператором и летчиком ведутся по именам даже в самый разгар боя. Типовые приемы также имеют свои условные имена. Одного короткого жаргонного слова оператора, переданного по радио, достаточно летчику для того, чтобы немедленно среагировать на него, выполнив заранее отработанный маневр для уклонения. "Операторы наведения представляют большую ценность в эскадрилье потому, что философия советской тактики построена на четком управлении истребителями при решении ими каждой задачи", писал журнал "Флайт" (Флайт, 1977, 5 ноября, с. 1346).

Полное использование возможностей самолета дает дополнительные резервы для обогащения тактики воздушного боя. Как известно, маневрирование в бою, особенно на коротких дистанциях, часто представляет собой сочетание резких поворотов в любой плоскости. Неизбежное превышение перегрузок ведет к потере скорости и переходу самолета на критические режимы полета. Продолжать бой на грани сваливания способен только натренированный летчик, что дает ему определенное преимущество перед менее опытным. Так, истребитель F-5E легче и маневреннее тех самолетов, которые вступают с ним в бой. Именно эти качества "агрессоры" тактически грамотно использовали. Отсутствие на "тайгере" ракет средней дальности и прицельных систем, обеспечивающих их пуск, заставляет летчика придерживаться двух основных правил: не пропустить внезапную атаку "противника", сблизиться с ним и переманеврировать его в ближнем бою. Первое реализуется благодаря своевременной информации об опасности и непрерывному ведению поиска летчиками. Информацию дают операторы наведения, использующие обзорные локаторы. Скрытность сближения с "противником" достигается совместными усилиями оператора, хорошо разобравшегося в обстановке, и летчика, выбравшего для этого эффективный тактический прием. Если условным "мигам" удается сблизиться с "противником" до 5 км, то противостоять ему в маневренном бою очень сложно.

Воздушный бой с самолетами другого типа проводится по специальной программе DACT (Диссимилер эр комбет трейнинг) — обучение нестандартным воздушным боям, которая осуществляется по договоренности между эскадрильями различных командований и "противником". Характерно, что сначала в качестве "мигов" выступали истребители ПВО F-106 командования воздушно-космической обороны, сочетавшие тактику перехвата с "ближним маневренным боем". Против них пробовали свои силы штурмовики A-7D, истребители-бомбардировщики F-4, истребители F-100 и F-104. За модель были взяты успешные действия северовьетнамских летчиков против разнотипных американских самолетов, входивших в состав групп огневого воздействия, прикрытия, подавления ПВО, доразведки, блокирования и т. д. Тактика борьбы с ними не была однообразной, поскольку и бомбардировщик, и штурмовик применяли разные способы защиты и к каждому из них у "агрессоров" был свой подход.

Летчик, приступивший к выполнению программы DACT, должен знать результаты моделирования и летного эксперимента с участием "противника", точные рекомендации, выработанные на основе анализа этих результатов. По мере накопления опыта тренировочных боев рекомендации уточняются и дополняются.

Учения "Рэд флэг" специалисты иногда относят к натурному моделированию, поскольку одна из целей их организации — создание модели реальной боевой обстановки. Таким образом, моделирование все настойчивее вторгается в процесс подготовки летного состава, включает самые разнообразные этапы, начиная с анализа перфокарты, выданной ЭВМ, и кончая воздушным боем. Практически результат моделирования довольно конкретен: получить в мирное время опыт первых боевых полетов, которые в условиях кратковременной войны могут стать гранью, отделяющей жизнь от смерти.

Следует отметить, что моделирование боевой обстановки не обходится дешево и без реальных жертв. Журнал "Авиэйшн уик", освещая еще одну сторону итогов учений "Рэд флэг", писал, что "во время учебного воздушного боя разбился двухместный истребитель TF-15. На пикировании с левым разворотом он врезался в землю. Воздушный бой вели "агрессоры" (два F-15 и два F-5) против трех F-4 "Фантом". В задачу тренировочного полета входило обучить пилотов F-4 действовать с превосходящими силами "противника" (Авиэйшн уик, 1977, 27 мая, с. 24).

Таким образом, схожесть модели с реальными боевыми действиями в этом отношении достигнута: летчики гибнут, как на войне.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.