Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности боевого полета





Вот как описывал один из своих боевых вылетов летчик "фантома" в журнале "Эр форс".

"Мы в разомкнутом строю шестерки подлетали к месту, где могли встретиться с истребителями "миг". Я снял показания индикаторов, расход топлива, отвел взгляд от приборной доски и стал следить за воздухом. Мы находились в зоне контроля радиолокаторов противника, но сами могли опознать "мигов" только визуально. Они действовали очень осторожно и обычно сближались с F-4 с задней полусферы.

На этот раз мы получили предупреждение: "...слева выше, тридцать семь, две мили, приближается "миг", включили форсаж, сбросили подвесные баки и немедленно выполнили разворот навстречу, чтобы уклониться от атаки. Своевременный маневр сорвал "мигу" пуск ракет, но при этом наши трудности не кончились.

Самолеты "миг" редко летают по одному. Где же его ведомый? Надо опасаться его выхода строго в хвост независимо от того, в какую сторону мы развернемся. Все внимание поиску — и "миг" номер два обнаружен на бортовом индикаторе за отметкой "шесть" на расстоянии полутора миль. Его положение по отношению ко второму нашему самолету более удобно, поэтому "миг" начинает сближаться с ним. Теперь наша задача — помешать этой атаке.



По небольшому увеличению давления ручки определяю, что скорость стала сверхзвуковой. После сокращения расстояния до "мига" самолет переводится в разворот с перегрузкой 5 и я ощущаю вибрацию — сдувается пограничный слой с крыла. При увеличении перегрузки воздушная скорость может уменьшиться, что невыгодно при преследовании. Оператор по вооружению попытался получить данные о скорости сближения и дальности до "мига", но неустойчивость стрелки прибора в ходе энергичного разворота помешала этому. Сам он визуально следить за целью не мог, так как обзор был закрыт опорой фонаря.

Наблюдая за "мигом", я включил автоматическое слежение. Теперь радиолокатор должен был замкнуться на цели, как только центральная марка задержится на ней. Мы пересекли траекторию полета "мига" сзади ("вошли внутрь круга"), но оказались слишком близко, чтобы пустить ракету по радиолокатору. Оставалась возможность применения ракет "Сайдвиндер" с инфракрасной головкой самонаведения. Чтобы достичь параметров, необходимых для запуска, я пытался маневрировать, одновременно решая сложную дилемму. Без захвата цели головкой ракеты ее применение бесполезно, а замкнуть ее в направлении на маневрирующий "миг" было сложно. Замедлить разворот - значит потерять преимущественное положение. При создавшейся обстановке запуск стал нецелесообразным, поэтому последняя надежда оставалась на пушечный огонь.



Внезапно "миг" отвернул и перешел в пикирование. Нам такой маневр повторить не удалось, поэтому из положения атакующего пришлось переходить к обороне. Получив предупреждение об опасности, летчик "мига", очевидно, изменил решение и теперь снова стремился зайти нам в хвост.

Я выполнил разворот с перегрузкой 6,5 (трое из моих коллег в этом бою достигали перегрузки 10, чтобы уклониться от атак и вернуться на базу) и уменьшил скорость ради быстрейшего углового перемещения. После облегчения управления перегрузка была доведена до 8, а затем до 8,5. "Миги" сближались с нами, но, очевидно, у них не было уверенности в попадании, поэтому ракеты не пускались. Мы резко маневрировали, уклоняясь от атак, пока по остатку топлива не потребовалось выходить из боя вслед за остальными летчиками группы" (Эр форс, 1972, ноябрь, с. 34—39.).

Причины потерь

После окончания войны во Вьетнаме, в августе 1973 г., журнал "Ньюс энд уорлд рипорт" писал: "Воздушная война, которую ВВС США вели в Юго-Восточной Азии, длилась 12 лет. За это время стратегические и тактические самолеты сбросили на объекты ДРВ, Южного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи 7,5 млн. тонн бомб. Потери американской авиации составили 3706 самолетов и 4866 вертолетов, потери личного состава только убитыми — 4250 человек. Воздушная война обошлась США почти в 17 млрд. долл." (Ньюс энд уорлд рипорт, 1973, август.).



К причинам потерь, которые, по определению журнала, "не соответствовали масштабам ограниченной войны", зарубежные военные специалисты относят и просчеты в тактике. В частности, истребителями, по их мнению, были допущены следующие из. них: недооценка противника, неполная информация о воздушной обстановке, невозможность использования внезапности, применение слишком плотных боевых порядков.

Недооценка противника. Бывший командующий 7-й воздушной армией во Вьетнаме генерал Момьер писал: "Комбинация средств ПВО Северного Вьетнама значительно отличалась от той, которую мы встречали в прошлых войнах. Объединение под общим руководством зенитной артиллерии, комплексов ракет "поверхность — воздух" и истребителей давало противнику возможность использовать каждое из этих средств в тесном взаимодействии и с наибольшей выгодой. Кроме того, начиная с 1966 г. нам стали противостоять современные самолеты "миг", получавшие информацию от радиолокаторов дальнего обнаружения. После этого проблема перехвата "мигами" наших самолетов и слежения за ними значительно упростилась. Мы встретились с новыми приемами, противопоставить которым что-либо было трудно. Это прежде всего касалось наведения "мигов" на наши самолеты с задней полусферы с большой точностью и использования разницы в скоростях между загруженными бомбами ударным самолетом и вооруженным специально для ведения боя перехватчиком" (Орднанс, 1969, № II—12, с. 303.).

Американский генерал Г. Б. Симлер отзывался о противнике следующим образом: "Я хочу напомнить историкам-бухгалтерам, что мы несем потери в такой обстановке, когда северовьетнамцы обороняются в полную силу своих возможностей. Встреча с современной ПВО, сложной и страшной, стоила 450 самолетов, сбитых только в конце 1966 года. Условия в воздухе постоянно меняются и требуют от нас максимальных усилий. Благодаря небольшим размерам района боевых действий средства ПВО располагаются с перекрытием, что обеспечивает их эффективность и живучесть" (Авиэйшн уик. 1967. 27 мата. с. 89.).

Бывший начальник штаба ВВС США генерал Р. Макконнелл писал: "Те, кто кричит, что авиация терпит неудачу в этом конфликте, не понимают всей сложности стоящей проблемы или не хотят понять ее" (Эр форс, 1967, май, с. 44.).

Неполная информация о воздушной обстановке. Американские самолеты, участвовавшие в налетах на Северный Вьетнам, действовали далеко за пределами зоны контроля своих наземных РЛС (истребители "фантом" базировались в Таиланде, на расстоянии не менее 630 км от Ханоя) (См.: Авиэйшн уик, 1973, 4 июня, с. 59).

Воздушная обстановка в районе боевых действий контролировалась с помощью РЛС, установленных на кораблях, которые патрулировали в Тонкинском заливе у побережья Северного Вьетнама. Предупреждение об угрозе атаки с корабельного командного пункта иногда ^запаздывало или отсутствовало совсем.

"ВВС США пришли к выводу о необходимости применения воздушного пункта (центра) управления с вычислительной машиной и обзорным бортовым радиолокатором. Координацию и направление действий истребителей в зоне ПВО Северного Вьетнама стал осуществлять самолет Е-2А "Хокай". Однако РЛС этого самолета не могла еще устойчиво выделять воздушные целя на фоне земной поверхности, поэтому проблема информации истребителей США о воздушной обстановке полностью решена не была" (Флайт, 1966, II сентября, с. 20).

Невозможность использования внезапности. Журнал "Авиэйшн уик", освещая события во Вьетнаме, писал, что по мере эскалации воздушной войны тактическая авиация США стала производить вылеты двумя "волнами" и два раза в день. Пока применялись неуправляемые бомбы, способ нанесения массированных ударов был наиболее приемлемым, поскольку недостаток точности компенсировался числом сброшенных на цель боеприпасов (См.: Авиэйшн уик, 1973, май, с. 7).

По американским данным, Северный Вьетнам имел от четырех до пяти тысяч зенитных орудий разного калибра. Чем больше самолетов находилось в зоне действий средств ПВО, тем выше была вероятность их поражения. Как считали зарубежные специалисты, нанести удар большой группой можно было только с направления, где находились средства обеспечения прорыва. Сохранить в тайне свои намерения, проводя подготовительные мероприятия на виду у противника, было Невозможно (См.: Авиэйшн уик, 1967, № 6, с. 56).

Построение плотных боевых порядков было вызвано необходимостью более надежного прикрытия их помехами в целях достижения радиолокационной маскировки. Но электронная аппаратура радиопротиводействия, установленная на тактических истребителях, была еще недостаточно мощной. Надежно прикрыть все самолеты помехами было можно только сомкнув их строй. Плотные боевые порядки ограничивали свободу оборонительного маневра и затрудняли выход в исходное положение для отражения атаки (См.: Там же, 1973, № 4, с. 59).

Недостаточная подготовка летного состава к ведению боя. До агрессии против Вьетнама американские летчики-истребители обучались главным образом перехватам одиночных бомбардировщиков—носителей ядерного оружия. Летчик совершал почти программный полет, подчиняясь командам автоматизированной системы наведения. Его квалификация определялась умением точно водить самолет по приборам, применять оружие с помощью радиолокационного прицела, взлетать и садиться в сложных метеоусловиях.

По оценке западных специалистов, все это почти не пригодилось в ходе войн во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. От летчика потребовались в первую очередь качества пилотажника и стрелка, умение взаимодействовать в группе, принимать самостоятельные решения в скоротечной воздушной обстановке. Подсказка с земли часто отсутствовала, так как встреча с противником происходила за пределами зоны контроля командного пункта или в условиях интенсивных радиопомех.

Реальная обстановка заставила решать такие тактические формулы, которым не придавалось должного значения в мирное время. "Малая" война преподнесла большие уроки (См.: Красная звезда, 1980, 20 июля).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.