Сделай Сам Свою Работу на 5

ОЦЕНКА ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЩИХ ТАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ 4 глава





Почему же либералы отреклись от подполья и приняли лозунг «борьбы за открытую партию»? Не потому ли, что Струве — изменник? Нет. Как раз наоборот. Струве пере­метнулся, потому что повернула вся буржуазия. А она повернула, 1) ибо получила при­вилегии 11 декабря 1905 г. и даже 3 июня 1907 г. получила положение терпимой оп­позиции; 2) ибо сама смертельно испугалась народного движения. Лозунг «борьба за открытую партию» в переводе с «высокой политики» на простой и наглядный язык значит вот что:

— Господа помещики! не думайте, что мы вас сжить со свету хотим. Нет. Подвинь­тесь чуточку, чтоб и нам, буржуа, сидеть можно было (открытая партия), — мы тогда вас будем защищать впятеро «умнее», хитрее, «научнее», чем Тимошкины и саблеров-ские батюшки .

Подражая кадетам, лозунг «борьбы за открытую партию» приняли мелкие буржуа, народники. В августе 1906 года г. Пешехонов и компания «Русского Богатства» отре­каются от подполья, провозглашают «борьбу за открытую партию», урезывают из сво­ей программы последовательно демократические, «подпольные», лозунги.

В результате реформистской болтовни этих мещан о «широкой и открытой партии» они явно для всех остались без всякой партии, без всякой связи с массами, а кадеты бросили даже и мечтать о такой связи.



Так и только так, через анализ положения классов, через общую историю контррево­люции, можно прийти в пониманию ликвидаторства. Ликвидаторы — это мелкобуржу­азные интеллигенты, посланные буржуазией нести либеральный разврат в рабочую среду. Ликвидаторы — изменники марксизма и изменники демократии. Лозунг «борь­бы за открытую партию» у них (как


СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ_______________________________ 81

и у либералов, как и у народников) есть прикрытие отречения от прошлого и разрыва с рабочим классом. Это — факт, доказанный и выборами по рабочей курии в IV Думу и историей возникновения рабочей газеты «Правда». Связь с массами явно для всех ока­залась только у людей, которые от прошлого не отрекались и исключительно в его ду­хе, для его усиления, укрепления и развития умели использовать «открытую работу» и всяческие «возможности».

В эпоху третьеиюньской системы это и не могло быть иначе.



Об «урезывании» программы и тактики ликвидаторами (т. е. либералами) мы пого­ворим в следующей статье.

V. ЛОЗУНГ «БОРЬБЫ ЗА ОТКРЫТУЮ ПАРТИЮ»

В предыдущей статье («Правда» № 122) мы рассмотрели объективное, т. е. опреде­ляемое отношением классов, значение лозунга «открытая партия» или «борьба за от­крытую партию». Этот лозунг есть рабское повторение тактики буржуазии, для кото­рой он является правильным выражением ее отречения от революции или ее контрре­волюционности.

Рассмотрим некоторые, особенно ходкие у ликвидаторов, попытки защищать лозунг «борьбы за открытую партию». И Маевский, и Седов, и Дан, и все «лучисты» старают­ся смешать открытую партию с открытой работой или деятельностью. Такое смеше­ние есть прямо софистика, игра, обман читателя.

Во-первых, открытая деятельность с.-д. для периода 1904—1913 гг. есть факт. От­крытая партия есть фраза интеллигентов, прикрывающая отречение от партии. Во-вторых, партия неоднократно осуждала ликвидаторство, т. е. лозунг открытой партии. Но партия не только не осуждала открытой деятельности, а напротив — осуждала тех, кто забрасывает ее или отрекается от нее. В-третьих, в 1904—1907 гг. открытая дея­тельность была особенно развита у всех с.-д. Но ни одно течение, ни одна фракция с.-д. не выдвигала тогда лозунга «борьбы за открытую партию»!


82___________________________ В. И. ЛЕНИН

Это — исторический факт. Над ним надо подумать тем, кто хочет понять ликвида­торство.

Мешало ли открытой деятельности в 1904—1907 гг. отсутствие лозунга «борьбы за открытую партию»? Нисколько.

Почему у с.-д. не возникало тогда подобного лозунга? Именно потому, что тогда еще не было разгула контрреволюции, увлекшей часть с.-д. в оппортунизм крайней степени. Тогда слишком ясно было, что лозунг «борьбы за открытую партию» есть оп­портунистическая фраза, есть отречение от «подполья».



Вникните же, господа, в смысл этого исторического поворота: в эпоху 1905 года, при блестящем развитии открытой деятельности, нет лозунга «борьбы за открытую пар­тию»; в эпоху контрреволюции, при более слабом развитии открытой деятельности, по­является у части с.-д. (вслед за буржуазией) лозунг отречения от «подполья» и «борьбы за открытую партию».

Неужели смысл и классовое значение такого поворота могут еще быть неясны?

Наконец, четвертое и самое главное обстоятельство. Открытая деятельность воз­можна (и наблюдается) двоякая, в двух диаметрально противоположных направлениях: такая, которая ведется в защиту старого и целиком в духе его, во имя его лозунгов и тактики, и такая, которая ведется против старого, во имя отречения от него, умаления его роли, его лозунгов и так далее.

Наличность этих двух принципиально враждебных и непримиримых видов открытой деятельности есть самый бесспорный исторический факт для эпохи с 1906 года (кадеты и г. Пешехонов с К0) до 1913 года («Луч», «Наша Заря»). Можно ли поэтому без улыб­ки слушать простачка (или человека, прикидывающегося на время простачком), когда он говорит: о чем тут спорить, ежели и те и другие ведут открытую деятельность? Именно о том тут спорят, любезнейший, в защиту ли «подполья» и в его духе или в умаление его, против него, не в его духе, следует вести эту деятельность! Спор идет только — всего «только»! — о том, в либе-


СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ_______________________________ 83

ральном или в последовательно демократическом духе ведется данная открытая работа. Спор идет «только» о том, возможно ли ограничиваться открытой работой: вспомните господина либерала Струве, который не ограничивался ею в 1902 году и вполне «огра­ничился» в 1906—1913 годах!

Наши ликвидаторы из «Луча» никак не могут понять, что лозунг «борьбы за откры­тую партию» есть проведение в рабочую среду либеральных (струвенских) идей, при­наряженных в лоскутья «почти марксистских» словечек.

Или вот возьмите рассуждение самой редакции «Луча» в ее ответе Ану (№ 181):

«... С.-д. партия не исчерпывается теми немногими товарищами, которых действительность вынужда­ет работать в подполье. Ведь если бы подпольем исчерпывалась партия, то сколько же членов она на­считывала бы? 2—3 сотни? А куда же делись бы те тысячи, если не десятки тысяч рабочих, которые фак­тически на своих плечах выносят всю с.-д. работу?».

Для думающего человека одного этого рассуждения достаточно, чтобы признать его авторов либералами. Во-первых, они говорят заведомую неправду о «подполье»: в нем далеко не «сотни». Во-вторых, везде в мире число членов партии «узко» по сравнению с числом рабочих, ведущих с.-д. работу. Например, в Германии в с.-д. партии только 1 миллион членов, а голосов за с.-д. подают около 5 миллионов, пролетариев же около 15 миллионов. Пропорция числа членов партии к числу с.-д. определяется в разных стра­нах различием исторических условий. В-третьих, ничего другого, заменяющего «под­полье», у нас нет. Значит, «Луч» против партии ссылается на беспартийных или вне­партийных рабочих. Это и есть обычный прием либерала, старающегося отколоть мас­су от ее сознательного передового отряда. «Луч» не понимает отношения партии к классу, как не понимали этого «экономисты» 1895—1901 годов. В-четвертых, «с.-д. ра­бота» пока у нас только тогда есть действительно социал-демократическая работа, ко­гда она ведется в духе старого, во имя его лозунгов.


84___________________________ В. И. ЛЕНИН

Рассуждения «Луча» есть рассуждения либеральных интеллигентов, которые, не же­лая войти в действительно существующую партийную организацию, пытаются разру­шить эту организацию, натравливая на нее беспартийную, распыленную, малосозна­тельную толпу. Так поступают и немецкие либералы, говорящие, что с.-д. не предста­вители пролетариата, ибо у них «только» пятнадцатая часть в «партии»!

Возьмите еще более обычное рассуждение «Луча»: «мы» за открытую партию, «как и в Европе». Либералы и ликвидаторы хотят конституции и открытой партии, «как в Европе» сегодня; но они не хотят того пути, которым Европа пришла к этому сегодня.

Ликвидатор и бундист Косовский в «Луче» учит нас примеру австрийцев. Он забы­вает только, что у австрийцев конституция есть с 1867 года, и ее не могло быть без: 1) движения 1848 года, 2) без глубокого государственного кризиса 1859—1866 годов, ко­гда слабость рабочего класса позволила Бисмарку и К0 выпутаться посредством зна­менитой «революции сверху». Что же выходит из поучений Косовского, Дана, Ларина и всех «лучистов»?

Только то, что они помогают разрешению нашего кризиса в духе непременно «рево­люции сверху»! Но подобная их работа и есть «работа» столыпинской рабочей партии.

Куда ни кинь — везде мы видим у ликвидаторов отречение и от марксизма и от де­мократии.

В следующей статье мы рассмотрим подробно их рассуждение о необходимости урезать наши, социал-демократические, лозунги.

VI

Нам предстоит рассмотреть урезывание марксистских лозунгов у ликвидаторов. Лучше бы всего взять для этого решения их августовской конференции, но по понят­ным причинам разбор этих решений возможен только в зарубежной печати. Здесь же приходится


СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ_______________________________ 85

взять «Луч», который в статье Л. С. (№ 108 (194)) дал замечательно точное изложение всей сути, всего духа ликвидаторства. Г-н Л. С. пишет:

«... Депутат Муранов пока признает только три частичных требования, те три кита, на которых, как известно, была основана избирательная платформа ленинцев: полная демократизация государственного строя, восьмичасовой рабочий день и передача земли крестьянам. На этой точке зрения продолжает сто­ять и «Правда». Между тем мы, как и вся европейская социал-демократия» (читай: «мы, как и Милюков, уверяющий, что у нас есть, слава богу, конституция»), «в выдвигании частичных требований видим аги­тационное средство, которое только тогда может иметь успех, когда оно считается с повседневной борь­бой рабочих масс. Только то, что, с одной стороны, имеет принципиальное значение для дальнейшего развития рабочего движения, а с другой, может стать злободневным для массы, — мы считаем возмож­ным выдвинуть, как именно то частичное требование, которое в данный момент должно сосредоточить на себе внимание социал-демократии. Из трех требований, выдвигаемых «Правдой», только одно — восьмичасовой рабочий день — играет и может играть роль в повседневной борьбе рабочих. Другие два требования в данный момент могут служить предметом пропаганды, но не предметом агитации. О раз­нице между пропагандой и агитацией смотри блестящие страницы в брошюре «Борьба с голодом» Г. В. Плеханова» (не туда попал Л. С: ему «больно» вспомнить полемику Плеханова в 1899—1902 гг. с «эко­номистами», коих Л. С. переписывает!).

«Кроме восьмичасового рабочего дня таким частичным требованием, выдвинутым как потребностями рабочего движения, так и всем ходом русской жизни, является требование свободы коалиции, свободы всяческой организации, с относящейся сюда свободой собраний и слова, устного и печатного».

Вот вам тактика ликвидаторов. «Злободневным для массы», изволите видеть, не яв­ляется; «потребностями рабочего движения» и «всем ходом русской жизни» не выдви­гается — ни то, что Л. С. описывает словами «полная демократизация и т. д.», ни то, что он называет «передачей земли крестьянам»!! Как стары эти рассуждения и как они знакомы тем, кто помнит историю русской марксистской практики, ее многолетнюю борьбу с «экономистами», отрекавшимися от задач демократии! Как талантливо пере­писывает «Луч» взгляды Прокоповича и Кусковой, пытавшихся тогда увлечь рабочих на либеральный путь!


86___________________________ В. И. ЛЕНИН

Но разберем внимательнее рассуждение «Луча». С точки зрения здравого смысла, это рассуждение прямо какое-то сумасшедшее. Неужели, в самом деле, можно, не сой­дя с ума, утверждать, что указанное «крестьянское» (т. е. в пользу крестьян направлен­ное) требование не «злободневно для массы»? не «выдвигается потребностями рабочего движения и всем ходом русской жизни»? Это не только неправда, это — вопиющая не­лепость. Вся история XIX века в России, весь «ход русской жизни» выдвинули этот во­прос, сделали его злободневным и злободневнейшим, это отразилось и на всем законо­дательстве России. Как мог «Луч» прийти к такой чудовищной неправде?

Он должен был прийти к ней, ибо «Луч» порабощен либеральной политикой, а либе­ралы верны себе, когда они отвергают (или отодвигают — подобно «Лучу») крестьян­ское требование. Либеральная буржуазия делает это, ибо ее классовое положение за­ставляет ее подлаживаться к помещикам и быть против народного движения.

«Луч» несет рабочим идеи либеральных помещиков и совершает измену по отноше­нию к демократическому крестьянству.

Далее. Неужели «злободневна» только свобода союзов? а неприкосновенность лич­ности? а отмена усмотрения и произвола? а всеобщее и т. д. избирательное право? а единая палата? и т. д.? Всякий грамотный рабочий, всякий, помнящий недавнее про­шлое, прекрасно знает, что все это — злободневно. В тысячах статей и речей все либе­ралы признают, что все это — злободневно. Почему же «Луч» объявил злободневной одну, хотя бы и важнейшую us свобод, а коренные условия политической свободы, де­мократии и конституционного строя вычеркнул, отодвинул, сдал в архив «пропаган­ды», убрал прочь из агитации?

Потому и только потому, что «Луч» не приемлет неприемлемого для либералов.

С точки зрения злободневности для масс потребностей рабочего движения и хода русской жизни нет разницы между тремя требованиями Муранова и «Правды»


СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ_______________________________ 87

(скажем так для краткости: требования последовательных марксистов). И рабочие, и крестьянские, и общеполитические требования одинаково злободневны для масс, оди­наково выдвинуты и потребностями рабочего движения и «всем ходом русской жизни». С точки зрения «частичности», любезной нашему поклоннику умеренности и аккурат­ности, все три требования тоже одинаковы: они «частичны» по отношению к конечно­му, но они очень высоки по отношению, например, к «Европе» вообще.

Почему же «Луч» принимает 8-часовой рабочий день и отвергает остальное? Почему он решил за рабочих, что 8-часовой рабочий день «играет роль» в их повседневной борьбе, а общеполитическое и крестьянское требования не играют такой роли? Факты говорят нам, с одной стороны, что рабочие в повседневной борьбе выдвигают и обще­политическое и крестьянское требования, — ас другой стороны, что борются они час­то за более скромные сокращения рабочего дня.

В чем же дело?

Дело в реформизме «Луча», который эту свою либеральную ограниченность свали­вает, по обычаю, на «массы», на «ход истории» и пр.

Реформизм вообще состоит в том, что люди ограничиваются агитацией за измене­ния, не требующие устранения главных основ старого, господствующего класса, — из­менения, совместимые с сохранением этих основ. Восьмичасовой рабочий день со­вместим с сохранением власти капитала. Русские либералы, чтобы привлечь рабочих, сами готовы подписать («по возможности») это требование. Те же требования, за кото­рые «агитировать» «Луч» не желает, несовместимы с сохранением основ докапитали­стического, крепостнического времени.

«Луч» изгоняет из агитации именно то, что неприемлемо для либералов, не желаю­щих устранения помещичьей власти, но желающих только дележа власти и привилегий. «Луч» изгоняет именно то, что несовместимо с точкой зрения реформизма.

Вот где зарыта собака.


В. И. ЛЕНИН

Ни Муранов, ни «Правда», ни все марксисты не отвергают частичных требований. Это — пустяки. Пример — страхование. Мы отвергаем обман, народа посредством болтовни о частичных требованиях, посредством реформизма. Мы отвергаем, как уто­пический, корыстно-лживый, построенный на конституционных иллюзиях, полный ду­ха раболепства перед помещиками, либеральный реформизм в современной России. Вот в чем соль, которую запутывает и запрятывает «Луч» фразами о «частичных требова­ниях» вообще, хотя сам признает, что и Муранов и «Правда» не отвергают известных «частичных требований».

«Луч» урезывает марксистские лозунги, подгоняет их под узкую, реформистскую, либеральную мерку, проводя таким образом буржуазные идеи в рабочую среду.

Борьба марксистов с ликвидаторами есть не что иное, как выражение борьбы пере­довых рабочих с либеральными буржуа из-за влияния на народные массы, из-за поли­тического просвещения и воспитания их.


КУЛЬТУРНЫЕ ЕВРОПЕЙЦЫ И ДИКИЕ АЗИАТЫ

Известный английский с.-д. Ротштейн рассказывает в немецкой рабочей печати об одном поучительном и типичном происшествии в английской Индии. Лучше всяких рассуждений показывает нам это происшествие, почему так быстро нарастает револю­ция в этой стране, имеющей свыше 300 миллионов жителей.

Английский журналист Арнольд, издающий газету в Рангуне, большом городе (свыше 200 000 жителей) одной из провинций Индии, поместил статью под заглавием: «Издевка над британским судом». В статье был разоблачен местный английский судья Эндрью (Andrew). Арнольда приговорили за эту статью к году тюрьмы, но он повел де­ло дальше и, имея связи в Лондоне, «дошел» до высшей инстанции в Лондоне. Прави­тельство Индии само поспешило «понизить» наказание до 4-х месяцев, и Арнольд очу­тился на свободе.

Из-за чего загорелся сыр-бор?

Полковник английской армии Мак-Кормик имел любовницу, а у нее прислугой была 11-летняя индианка по имени Анна. Блестящий представитель культурной нации зама­нил Анну к себе, изнасиловал ее и запер у себя дома.

Случилось так, что отец Анны лежал при смерти и послал за дочерью. В деревне уз­нали тогда обо всей истории. Население было вне себя от возмущения. Полиция выну­ждена была сделать постановление об аресте Мак-Кормика.


90_____________________________________ В. И. ЛЕНИН

Но судья Эндрью освободил его под залог, а затем после ряда бесстыднейших изде­вок над законом оправдал Мак-Кормика! Блестящий полковник утверждал, как делают в этих случаях все господа благородного происхождения, что Анна проститутка, и в доказательство выставил пятерых свидетелей. А восьмерых свидетелей, выставленных матерью Анны, судья Эндрью не пожелал и допрашивать!

Когда судили журналиста Арнольда за клевету, то председатель суда «сэр» («его вы­сокородие») Фокс не позволил Арнольду проверять дело свидетельскими показаниями.

Всякому ясно, что подобные истории случаются в Индии тысячами и миллионами. Только совершенно исключительные условия дали возможность «клеветнику» Арноль­ду (сыну влиятельного лондонского журналиста!) вырваться из тюрьмы и добиться ог­ласки дела.

Не забудьте, что во главе управления Индией английские либералы ставят своих «лучших» людей. Недавно вице-королем Индии, главой Мак-Кормиков, Эндрью и Фоксов, был Джон Морли (Morley), известный радикальный писатель, «звезда европей­ской науки», «почтеннейший человек» в глазах всякого европейского и русского либе­рала.

В Азии проснулся уже «европейский» дух: народы Азии стали демократически-сознательными.

«Правда» №87, 14 апреля 1913 г. Печатается по тексту

Подпись: W. газеты «Правда»


КУПЕЦКИЕ РАСЧЕТЫ

Тузы-миллионеры, воротилы нашей крупной промышленности, объединены «сове­том съездов представителей промышленности и торговли». Этот совет съездов издает свой периодический орган: «Промышленность и Торговля»53. В тяжеловесных, напы­щенных и большей частью малограмотных статьях этого журнала ведется защита инте­ресов наших Кит Китычей.

Особенно недовольны они несправедливостью земского представительства и зем­ского обложения. Обижает помещик-крепостник бедненького Кит Китыча, да и только! Вот поучительная таблица о составе гласных в уездных земских собраниях («Промыш­ленность и Торговля», 1913 г., № 3):

Число 0/

гласных

От 1-го избир. собрания (дворяне- . „„„ « 4

помещики).................................................... '

От 2-го избир. собрания (торгово- ι одд ι? {,

пром. предпр. ит. д.).................................. '

От 1-го и 2-го избир. собрания совмест­
но.................................................................... 290 2,8

От сельских обществ................................ 3 216 31,2

В 34 земских губерниях всего 10 308 100,0

Действительно, несправедливость земского представительства вопиющая. Вывод от­сюда ясный и бесспорный: земства в России целиком отданы в руки крепостников-помещиков.


92_____________________________________ В. И. ЛЕНИН

Всякого грамотного человека эти интересные данные наводят на мысль о тех усло­виях, которыми вызывается такая неравномерность представительства.

Но, конечно, смешно было бы ожидать, что Кит Китычи и их наемные писаки спо­собны думать об общих политических вопросах и интересоваться политическим знани­ем. Интересуется Кит Китыч только тем, что он платит «много», а дворянин — «мало». Писатель, нанятый Кит Китычем, приводит сумму земских сборов (раскладочных), вносимых 1-ым избирательным собранием — 24 /г млн. руб. в 34-х земских губерниях;

— 2-ым избирательным собранием — 49 млн. руб. и сельскими обществами — 45 /г
млн. руб. Эти сборы он делит на число гласных и определяет таким образом «стои­
мость одного ценза»! ! Выходит, что дворянский ценз «стоит» 4!/г тыс. руб., купцовский

— 38 тыс. руб., крестьянский — 14 тыс. руб.

Вот как рассуждают наемные купецкие защитники: избирательное право преспокой­но рассматривают, как предмет купли-продажи. Как будто плательщики земских рас­кладочных сборов покупают себе этим право посылать гласных !

На самом деле неравномерность земских сборов, конечно, вопиющая. Но вся тя­жесть этой неравномерности ложится не на промышленников, а на крестьян и на рабо­чих. Если крестьяне со своих плохих, истощенных, выпаханных земель платят 45 /г млн. руб., а помещики — 247г млн. руб., так это прямо означает, что с «мужичья» берут десятки миллионов рублей дани в виде земских сборов, помимо всего прочего!

Кит Китычи этого не видят. Они хотят только, чтобы не одни дворяне имели приви­легии, а — «равномерно» и купцы.

«Правда» № 90, 20 апреля 1913 г. Печатается по тексту

Подпись: В. Φ. газеты «Правда»


ОДНА ИЗ ВЕЛИКИХ ПОБЕД ТЕХНИКИ54

Всемирно-знаменитый английский химик Вильям Рамсей (Ramsay) открыл способ непосредственного добывания газа из каменноугольных пластов. Рамсей ведет уже пе­реговоры с одним владельцем каменноугольных рудников о практической постановке дела.

Одна из великих задач современной техники близится, таким образом, к разреше­нию. Переворот, который вызовет ее решение, громаден.

В настоящее время, чтобы использовать энергию, заключающуюся в каменном угле, его развозят по стране и сжигают в массе отдельных предприятий и домов.

Открытие Рамсея означает гигантскую техническую революцию в этой, едва ли не самой важной, отрасли производства капиталистических стран.

Рамсей открыл способ непосредственно, на месте нахождения угля, без извлечения его на поверхность земли, превращать этот уголь в газ. Подобный прием, только гораз­до более простой, употребляется иногда при добыче соли: ее не извлекают на поверх­ность земли прямо, а растворяют водой, и уже рассол поднимают потом по трубам.

Способ Рамсея превращает каменноугольные рудники как бы в громадные дистил-ляционные аппараты для выработки газа. Газ приводит в движение газовые


94___________________________ В. И. ЛЕНИН

моторы, которые дают возможность использовать вдвое большую долю энергии, заклю­чающейся в каменном угле, чем это было при паровых машинах. Газовые моторы, в свою очередь, служат для превращения энергии в электричество, которое техника уже теперь умеет передавать на громадные расстояния.

Стоимость электрического тока понизилась бы, при таком техническом перевороте, до одной пятой, а может быть даже до одной десятой теперешней стоимости. Громад­ная масса человеческого труда, употребляемого теперь на добывание и развозку камен­ного угля, была бы сбережена. Использовать можно было бы даже наиболее бедные и неразрабатываемые ныне залежи каменного угля. Расходы на освещение и отопление домов понизились бы чрезвычайно.

Переворот в промышленности, вызванный этим открытием, будет огромен.

Но последствия этого переворота для всей общественной жизни в современном ка­питалистическом строе будут совсем не те, какие вызвало бы это открытие при социа­лизме.

При капитализме «освобождение» труда миллионов горнорабочих, занятых добыва­нием угля, породит неизбежно массовую безработицу, громадный рост нищеты, ухуд­шение положения рабочих. А прибыль от великого изобретения положат себе в карман Морганы, Рокфеллеры, Рябушинские, Морозовы — с их свитой адвокатов, директоров, профессоров и прочих лакеев капитала.

При социализме применение способа Рамсея, «освобождая» труд миллионов горно­рабочих и т. д., позволит сразу сократить для всех рабочий день с 8 часов, к примеру, до 7, а то и меньше. «Электрификация» всех фабрик и железных дорог сделает условия труда более гигиеничными, избавит миллионы рабочих от дыма, пыли и грязи, ускорит превращение грязных отвратительных мастерских в чистые, светлые, достойные чело­века лаборатории. Электрическое освещение и электрическое отопление каждого дома избавят миллионы «домашних рабынь» от необ-


________________________ ОДНА ИЗ ВЕЛИКИХ ПОБЕД ТЕХНИКИ_______________________ 95

ходимости убивать три четверти жизни в смрадной кухне.

Техника капитализма с каждым днем все более и более перерастает те обществен­ные условия, которые осуждают трудящихся на наемное рабство.

«Правда» № 91, 21 апреля 1913 г. Печатается по тексту

Подпись: И. газеты «Правда»


ГОДОВЩИНА «ПРАВДЫ»

(РАБОЧАЯ ПОДДЕРЖКА РАБОЧЕЙ ГАЗЕТЫ)

Минул год со времени выхода в свет первого номера «Правды». Она возникла как рабочая газета, созданная знаменитым апрельско-майским подъемом рабочего движе­ния в России в 1912 году.

Борясь с неимоверными трудностями и преследованиями, «Правда» устояла и упро­чилась (поскольку возможна «прочная» газета рабочих в современной России) благода­ря поддержке рабочего класса. «Правда» не только называлась рабочей газетой: назва­ние может присвоить себе любая газета. «Правда» была на деле рабочей газетой и по своему направлению, и по своему кругу читателей из рабочей массы, и по своему со­держанию вообще, а в частности, по массе рабочих корреспонденции (1783 рабочих корреспонденции в первых 99 номерах; всего около пяти тысяч), и, наконец, по под­держке «Правды» рабочими вообще и рабочими группами в особенности.

Мы указывали уже в «Правде» (см. №№ 80 и 103 за 1912 год) , какое исключительно важное значение имеют данные о поддержке «Правды» денежными взносами рабочих групп. Это значение далеко выходит за пределы финансовой помощи, хотя финансовая помощь рабочих крайне важна и необходима для улучшения газеты всегда.

Но взносы рабочих групп важны не менее, если не более, по своему моральному, воспитательному,

См. Сочинения, 5 изд., том 21, стр. 427—440 и том 22, стр. 69—71. Ред.


ГОДОВЩИНА «ПРАВДЫ»_____________________________ 97

организационному значению для всех сознательных рабочих, для всего рабочего класса России.

Привыкая правильно поддерживать свою рабочую газету не только подпиской, не только распространением, но и регулярными взносами, рабочие тем самым сплачива­ются еще теснее вокруг газеты своего направления, рабочие организуются в нечто, идейно сплоченное, рабочие проверяют успехи своего пробуждения, видя отчеты о взносах с той или иной соседней или знакомой фабрики. Нельзя достаточно настаивать поэтому на необходимости расширять и развивать всеми силами обычай постоянных (лучше небольших, но постоянных) групповых рабочих взносов и сборов на рабочую газету.

Как известно из печатавшихся отчетов, до выхода «Правды» было собрано свыше четырех тысяч рублей, присланных через газету «Звезду»55 500 рабочими группами. Со дня выхода нашей газеты по 10 апреля только по напечатанным отчетам в «Правде» за этот период поступило пожертвований на сумму 3932 руб. 42 коп. Из них 79,9 процен­тов от пролетариев разных категорий, 20% от различных групп интеллигенции и /ю% от крестьян. Вся сумма распределяется по следующим районам: Петербургский — 66,3% (2605 руб. 81 коп.), из них лишь 10% падает на интеллигенцию; Московский, Владимирский и Костромской — 4,6%, из них только в Московском районе случаются пожертвования интеллигенции. (Тут же надо указать, что небольшая доля участия этих трех районов в пожертвованиях на «Правду», помимо прочих причин, объясняется тем, что в них производились сборы на московскую газету56. Деньги, посланные только че­рез нашу газету, составляют сумму в две с лишним тысячи, из которых 70 процентов падает на эти три района, а 25% на Петербургский район. Политическая зрелость пе­тербургских рабочих и тут проявилась; они приняли активное участие и в создании мо­сковской газеты); Урал, Сибирь, Прибалтийский край и Польша — 10,3%; Харьковский и Екатеринославский районы — 4,4%; отовсюду (Финляндия, Западная Европа и пр.) — 14,5%.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.