Сделай Сам Свою Работу на 5

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ЕГО СУБЪЕКТЫ





Человек как объект познания рассматривается современными научными дисциплинами с различных точек зрения, а потому пред стает подчас в однобоком виде. Однако сегодня в науке появились отрасли, ориентированные на преодоление фрагментарности ви дения человека. В этом качестве помимо других метанаук высту пают современные экология человека и социальная экология, имеющие своим предметом изучение человека (общества) как цент рального объекта в основе большой, многоуровневой системы, называемой средой.
Современная наука видит в Человеке прежде всего биосоциаль ное существо, прошедшее в своем становлении длительный путь эволюции и выработавшее сложную социальную организацию.
Выйдя из животного царства, Человек и поныне остается одним из его членов. Царство Животные, подцарство Многоклеточные, раздел Двусторонне-симметричные, тип Хордовые, подтип Позво ночные, группа Челюстноротые, класс Млекопитающие, отряд Приматы, подотряд Обезьяны, секция Узконосые, надсемейство Высшие узконосые (гоминоиды), семейство Гоминиды, род Чело век, вид Человек разумный — таково его положение в системе ор ганического мира.
Согласно сложившимся в науке представлениям современный человек произошел от обезьяноподобного предка — дриопитека, представителя ветви гоминид, отделившихся примерно 20-25 млн лет назад от высших узконосых обезьян. Причиной отхода пред ков человека от генеральной линии эволюции, предопределивших невиданный скачок в совершенствовании его физической органи зации и расширении возможностей функционирования, стали из менения условий существования, произошедшие вследствие раз вития естественных природных процессов. Общее похолодание, вызвавшее сокращение ареалов лесов — естественных экологиче ских ниш, населяемых предками человека, поставили его перед не обходимостью приспособиться к новым, крайне неблагоприятным обстоятельствам жизни. Одной из особенностей специфической стратегии приспособления человеческих предков к новым условиям было то, что они «сделали ставку» преимущественно на механиз мы поведенческой, а не морфофизиологической адаптации. Это дало возможность более гибко реагировать на текущие изменения во внешней среде и тем самым успешнее адаптироваться к ним. Важнейшим фактором, обусловившим выживание и последующее прогрессивное развитие человека, стала его способность созда вать жизнеспособные, предельно функциональные социальные общности. Постепенно, по мере освоения человеком умений соз дания и использования орудий, создания им развитой материаль ной культуры, и, что самое главное, развития интеллекта, он фак тически перешел от пассивного приспособления к условиям суще ствования к активному и сознательному их преобразованию. Та ким образом, происхождение и эволюция человека не только за висели от эволюции живой природы, но и в значительной степени предопределили серьезные экологические изменения на Земле.
В соответствии с предложенным Л. В. Максимовой подходом к анализу сущности и содержания базовых категорий экологии че ловека понятие «человек» может быть раскрыто посредством со ставления иерархической типологии его ипостасей, а также свойств человека, оказывающих влияние на характер его отношений со средой и на последствия для него этого взаимодействия.
Первыми, кто обратил внимание на многоаспектность и ие рархичность понятия «человек» в системе «человек-среда», были А.Д.Лебедев, В.С.Преображенский и Е.Л.Райх. Они выявили различия систем этого понятия, выделенных по биологическому (индивид, половозрастная группа, население, конституциональные типы, расы) и социально-экономическому (личность, семья, группа населения, человечество) признакам. Ими также было по казано, что каждому уровню рассмотрения (индивид, популяция, общество и т.д.) соответствуют своя среда и свои способы адап тации к ней.





21.1 Как известно, отношение человека к различным сторонам бытия основано на ценностных установках, осознанно или неосознанно сформированных в его сознании. Взгляды человека на природу, его поведение определяется тем, что заложено в его сознании, а это проявляется в его отношении к природе . Феномен человеческого сознания заключается в том, что его качества зависят от множества факторов, а его (сознания) продуктом является все, на что он воздействует, что он создает или разрушает. Ученые различают в целостном сознании человека различные его стороны, в зависимости от того, к какой области бытия рассматривается его отношение. Отношение человека к природе определяется его экологическим сознанием. От качества и уровня экологического сознания общества зависит, в конечном счете, состояние природа.



Но, прежде чем рассматривать историю формирования качественных сторон экологического сознания общества, проанализируем заслуживающие интерес выдержки из научных публикаций и размышления признанных ученых-экологов о характерных чертах экологического сознания и особенностях его формирования.

H.Ф.Реймерс (1994) сформулировал принципы, раскрывающие особенности психологического восприятия человеком экологических проблем, оказывающие влияние на формирование отношения к этим проблемам и ценностных установок в его сознании. Рассмотрим эти принципы с пояснениями.

I. Принцип уникальности: неповторяющееся и неповторимое заслуживает особой охраны, потому, что оно уникально.

2. Принцип разумной достаточности и допустимого риска: расширение любых действий человека не должно приводить к социально-экономическим и экологическим катастрофам, подрывающим (:аму возможность существования людей.

3. Принцип неполноты информации (принцип неопределенности): информация при проведении акций по преобразованию и вообще любому изменению природы всегда недостаточна для априорного суждения обо всех возможных результатах таких действий, особенно, в далекой перспективе, когда разовьются все природные цепные реакции.

4. Принцип инстинктивного отрицания – признания: факты и закономерности, в глубине подсознания, концептуально отрицаемые создателем теории (программы) , неосознанно исключаются из модели, а фактам, признаваемым верными, инстинктивно придается больший вес, чем они имеют в реальности. В конечном итоге получается результат, который был «желаем» составителю программы (теории) и к которому исследователь подсознательно или сознательно стремился, или результат, близкий к субъективному желаемому (но не объективному) положению вещей. (Здесь Н.Ф. Реймерс очень точно подметил особенности психики человека, оказывающие влияние-; на формирование определенного типа

21.2 Возникновение и развитие человека происходило в определенной природной среде. Она формировала малые и большие человеческие расы, культурные типы древних людей. Человек–биосоциальное существо. Он вышел из природы, но и остался в ней. Он рождается, мужает, стареет и умирает по ее законам, хотя и видоизмененным социальными условиями жизни. Из природы, или видоизменяя ее, человек получает пищу, воду, воздух, все остальное, необходимое для его жизни. На него действуют космические излучения, солнечный свет, климат, погода. Умирая, человек своим телом входит в природный биологический цикл. Люди преобразуют природу и оказываются под воздействием не только чисто природной среды, но и той, которая создана ими самими. Этот огромный комплекс взаимосвязей человека и окружающей его среды исследует экология человека.

Природный ландшафт. Одна из сторон использования природных ресурсов человеком –отдых на лоне природы. Космос, погода планеты являются очень важными факторами, от которых зависит жизнь и здоровье людей. Но и такие местные факторы, как ландшафт, картина природы, местность могут также действовать на наше физическое и эмоциональное состояние. После пребывания в квартире, оказавшись на лугу, в лесу, в парке, всегда чувствуете облегчение. Тот, кто был взволнован, успокаивается, кто чувствовал упадок сил, ощущает бодрость и свежесть. Оказалось, что такое влияние на человека оказывает не только голубое небо, свежий воздух, но и рельеф местности, разнообразие растительности, то есть ландшафт в целом.

Природное окружение несет определенную информацию о его состоянии —через форму, цвет, звук. Информация, усваиваясь, оказывает существенное влияние на организм и поведение человека. Так, эстетически привлекательная форма природного окружения возбуждает определенное отношение к нему, что сопровождается сильными положительными эффектами: радостью, удовольствием, любовью, наслаждением. Эти переживания включаются в жизненные процессы личности, создавая ощущение бодрости, желания и потребность действовать.

Звук и шум. Человек всегда жил в мире звука. Еще в давние времена рев зверя предупреждал нашего прародителя об опасности, шелест листьев, журчание ручья наполняли его душу спокойствием, воинственный боевой клич помогал устрашать неприятеля. Из всех живущих существ только человек в полной мере использовал свойства окружающей среды как проводника, носителя звуков. Он внес в мир звуков речь и музыку, сделал звук своим помощником. Естественные природные звуки мы склонны воспринимать как тишину. К сожалению, современный человек вносит в звуковой ландшафт много шумов. Шум оказывает особое, отрицательное влияние на умственную деятельность и легко может нарушить естественное течение жизни. Современный шумовой дискомфорт вызывает у живых организмов болезненные реакции. Звук от пролетающего реактивного самолета, например, угнетающе действует на пчелу, она теряет способность ориентироваться. Этот же шум убивает личинки пчел, разбивает открыто лежащие яйца птиц в гнезде. Транспортный или производственный шум действует угнетающе на человека—утомляет, раздражает, мешает сосредоточиться. Как только он смолкает, человек испытывает чувство облегчения и покоя.

22.1 Данный процесс наиболее адекватно может быть охарактеризован по трем параметрам:
1) психологическая «противопоставленность - включенность»;
2) «объектно-субъектное» восприятие природы;
3) «прагматический - непрагматический» характер взаимодействия.

В социогенезе общественного экологического сознания выделяются две разнонаправленные тенденции: антропоцентрическая и экоцентрическая. Антропоцентрическая тенденция описывается такими «узловыми точками», как «архаическое сознание - античное сознание - христианство - картезианство».

Альтернативная экоцентрическая тенденция описывается такими «узловыми точками», как «инвайроментальный консерватизм - русский космизм - учение о ноосфере, экологизм - универсальная этика, биоцентризм».

Для развития экологического сознания в культурах Востока характерны иные тенденции: восточные религиозно-философские системы в целом сохранили характеристики архаического экологического сознания, значительно усилив при этом роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятие природы как духовной ценности.

22.2 Экологическое образование - процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в обл. воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды. Термин введен на конференции, организованный Международным союзом охраны природы

23.1 Инвайронментализм, энвайронментализм (англ. environmentalism, от environment — окружение, среда), течение в буржуазной географии, признающее за географической средой решающую роль в развитии общества и общественного производства. Возникло в США. Развитие хозяйства и его размещение рассматриваются как вытекающие из свойств природы той или иной территории. Игнорируя определяющую роль способа производства материальных благ, представители И. (Э. Семпл, Р. Смит, Г. Тейлор) утверждают, что международное разделение труда предопределяется различиями в природной среде. Одним из ответвлений И. является теория климатических оптимумов Э. Хантингтона, по которой в наибольшей степени способны к прогрессу и призваны "руководить миром" лишь народы стран, расположенных в умеренном поясе. Течения, подобные И., носят реакционный характер и имеют своей основой географический детерминизм.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.