Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРИ СОСТАВЛЕНИИ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ





О НЮАНСАХ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО УЧЕСТЬ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЮ

 

Учетная политика является основным документом, регламентирующим порядок ведения бухгалтерского и налогового учета предприятия. Поэтому тщательность и грамотность при ее составлении - обязательные условия для бухгалтера, на которого возложены соответствующие функции. Учетная политика должна быть составлена с учетом специфики деятельности хозяйствующего субъекта. Безусловно, предприятие-сельхозпроизводитель, применяющее спецрежим в виде уплаты ЕСХН, обладает такой спецификой. Однако, составляя этот документ в предновогодней суете (поскольку традиционно он формируется до 1 января года, с которого он применяется), достаточно сложно вспомнить и учесть все полезные нюансы. Какие особенности в данной связи необходимо было отразить в учетной политике?

 

Об особенностях применения спецрежима

 

Прежде чем анализировать нюансы формирования учетной политики, остановимся на особенностях спецрежима в виде уплаты ЕСХН.

Во-первых, применять спецрежим в виде уплаты ЕСХН вправе лишь сельскохозяйственные товаропроизводители (причем на добровольной основе - п. п. 2, 3 ст. 346.1 НК РФ). Таковыми в целях применения положений гл. 26.1 НК РФ признаются организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие названную продукцию. При этом должно соблюдаться условие: в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) обозначенных предприятий доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ). Данные ограничения определяются исходя из всех осуществляемых предприятием видов деятельности (абз. 2 п. 4 ст. 346.3 НК РФ).



Сельскохозяйственными товаропроизводителями в силу п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ также признаются:

1) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых (с учетом совместно проживающих с ними членов семей) составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;



2) рыбохозяйственные организации, занимающиеся рыбохозяйственной деятельностью при соблюдении ими следующих условий:

- средняя численность их работников не превышает за налоговый период 300 человек;

- в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;

- они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования.

Следует учитывать, что в целях применения гл. 26.1 НК РФ к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства. Виды названной продукции определяются на основании Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.07.2006 N 458, в соответствии с ОКП <1> (п. 3 ст. 346.2 НК РФ).

--------------------------------

<1> ОК 005-93 "Общероссийский классификатор продукции", утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301. Обратите внимание, что данный документ утрачивает силу с 01.01.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

 

Во-вторых, организации, изъявившие желание перейти на спецрежим в виде ЕСХН со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту своего нахождения не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату налога. При этом в уведомлении <2> указываются данные о доле дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства.



--------------------------------

<2> Форма уведомления для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей утверждена Приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-3/41@.

 

Примечание. Налогоплательщики не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения (абз. 2 п. 3 ст. 346.3 НК РФ).

 

К сведению. В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 346.3 НК РФ <3> предприятия Крыма и Севастополя, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН с 1 января 2015 г. или с 1 января 2016 г., данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученном ими за 2013 и 2014 гг. соответственно, в уведомлении не указывают.

--------------------------------

<3> Данный абзац введен Федеральным законом от 29.11.2014 N 379-ФЗ.

 

И в-третьих, если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ (и оговоренным нами выше), он считается утратившим право на применение спецрежима в виде ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.

В случае прекращения налогоплательщиком деятельности, в отношении которой применялась система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, он обязан уведомить <4> об этом ИФНС по месту своего нахождения с указанием даты прекращения деятельности в срок не позднее 15 дней со дня прекращения (п. 9 ст. 346.3 НК РФ). Причем в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором прекращена деятельность в качестве сельскохозяйственного товаропроизводителя, организации необходимо подать налоговую декларацию (пп. 2 п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

--------------------------------

<4> Форма уведомления о прекращении предпринимательской деятельности на ЕСХН утверждена Приказом ФНС России N ММВ-7-3/41@.

 

Об особенностях формирования учетной политики

для целей налогообложения

 

О доходах сельхозпроизводителя

 

Поскольку гл. 26.1 НК РФ не дает сельхозпроизводителю возможность выбора объекта налогообложения (в силу ст. 346.4 НК РФ объектом по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов), в учетной политике этот момент можно не оговаривать.

Статья 346.5 НК РФ устанавливает порядок определения и признания доходов и расходов. В силу п. 5 названной статьи датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

При определении объекта обложения ЕСХН учитываются:

- доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Однако состав и тех, и других доходов может дополняться, корректироваться путем закрепления механизма их формирования (отнесения их к доходам от реализации или внереализационным) в учетной политике.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда сельхозпроизводитель получает доход от сдачи в аренду имущества (допустим, производственного комплекса). Согласно п. 4 ст. 250 НК РФ названный вид дохода относится к внереализационным, если он не включен в состав доходов от реализации. Таким образом, нормы налогового законодательства позволяют сделать выбор: учитывать доходы от сдачи имущества в аренду как внереализационные доходы либо как доходы от реализации. Это может быть важным при расчете процентного соотношения для целей признания налогоплательщика сельскохозяйственным производителем. Ведь, как мы упоминали выше, в обрисованной ситуации используется информация о доходах от реализации товаров (работ, услуг). Внереализационные доходы в расчете процентного соотношения не участвуют.

Помимо названного момента, нелишним будет в данной части учетной политики прописать состав доходов, которые не учитываются при расчете ЕСХН. Основание - абз. 4 п. 1 ст. 346.5 НК РФ.

 

О расходах сельхозпроизводителя

 

Подпунктом 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ установлено, что для целей исчисления ЕСХН расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

При определении объекта налогообложения плательщики ЕСХН уменьшают полученные ими доходы на определенный п. 2 ст. 346.5 НК РФ перечень расходов. Причем указанные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, обозначенным в п. 1 ст. 252 НК РФ (то есть расходы должны быть обоснованны, документально подтверждены, произведены в целях получения дохода).

Одним из видов расходов сельхозпроизводителя являются материальные расходы, определяемые в соответствии с положениями ст. 254 НК РФ, включающие расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, лекарственных препаратов для ветеринарного применения, биопрепаратов и средств защиты растений. Состав материальных расходов, приведенный в названной норме, не является исчерпывающим. Соответственно, сельхозпроизводитель в составе данного вида расходов может учесть и иные виды расходов, закрепив этот момент в учетной политике.

Пункт 4.1 ст. 346.5 НК РФ устанавливает порядок учета расходов на приобретение имущественных прав на земельные участки. Так, сумма поименованных затрат подлежит включению в состав расходов после фактической оплаты налогоплательщиком имущественных прав на земельные участки в размере уплаченных сумм и при наличии документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права.

Между тем названным пунктом установлено, что затраты на приобретение имущественных прав на земельные участки признаются в составе расходов равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет. В учетной политике целесообразно зафиксировать конкретный срок, в течение которого учитываются расходы (но не менее семи лет).

Порядок отражения названных расходов в учетной политике прописывать не нужно, так как в силу прямого указания, содержащегося в абз. 4 п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ, подобные расходы отражаются в последний день отчетного (налогового) периода и учитываются только по земельным участкам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.

Касательно порядка принятия расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств (ОС) необходимо пояснить следующее. Положениями п. 4 ст. 346.5 НК РФ прямо предусмотрено, что данные расходы, понесенные в период применения спецрежима в виде ЕСХН, учитываются с момента ввода ОС в эксплуатацию. Обозначенные затраты, осуществленные до перехода на уплату ЕСХН, включаются в расходы в следующем порядке:

- в отношении ОС и нематериальных активов (НМА) со сроком полезного использования до 3 лет включительно - в течение первого календарного года применения спецрежима в виде ЕСХН;

- в отношении ОС и НМА со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно - в течение первого календарного года применения этого спецрежима - 50% стоимости, второго календарного года - 30% стоимости и в течение третьего календарного года - 20%;

- в отношении ОС и НМА со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения спецрежима в виде ЕСХН равными долями от стоимости основных средств и нематериальных активов.

Как видим, п. 4 ст. 346.5 НК РФ не предусматривает возможности выбора варианта принятия данных расходов, поэтому нет необходимости в отражении этого момента в учетной политике.

И еще несколько слов об ОС, а точнее, об определении сроков полезного их использования. По общему правилу, установленному п. 4 ст. 346.5 НК РФ, при определении данных сроков налогоплательщикам следует руководствоваться Классификацией основных средств <5>. Сроки же полезного использования ОС, не поименованных в названном документе, устанавливаются в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. Следовательно, эта особенность требует обязательного закрепления в учетной политике.

--------------------------------

<5> Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

 

О формировании учетной политики

для целей бухгалтерского учета

 

Для сельхозпроизводителей в гл. 26.1 НК РФ закреплено специальное указание: вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета (п. 8 ст. 346.5 НК РФ).

Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику (ст. 8 Закона о бухгалтерском учете <6>). Формирование данного документа для целей бухгалтерского учета регламентировано ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" <7>. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами, либо самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (в случае если способ ведения бухгалтерского учета не установлен).

--------------------------------

<6> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

<7> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

 

В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 учетной политикой сельхозпроизводителя должны утверждаться:

- рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета (нужно закрепить применение конкретных счетов (субсчетов), которые будут использоваться в учете организации);

- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности. Добавим: при разработке собственных форм первичных документов организациям следует учитывать требования ч. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете;

- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и способы их оценки (в том числе сроки ее проведения) <8>;

- правила документооборота (например, можно утвердить график, регламентирующий движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других предприятий, принятие к учету, обработку, передачу в архив <9>));

- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

--------------------------------

<8> При разработке порядка проведения инвентаризации следует руководствоваться Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

<9> График документооборота может оформляться в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.

 

Кроме того, рекомендуем закрепить в учетной политике способ ведения бухгалтерского учета. Эта необходимость в первую очередь касается тех экономических субъектов, которые обладают правом использования упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Данным правом, напомним, обладают субъекты малого предпринимательства (ч. 4 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете) <10>.

--------------------------------

<10> См. также Информацию Минфина России N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства".

 

* * *

 

Безусловно, в рамках одной статьи невозможно охватить все те аспекты бухгалтерского и налогового учета сельхозпроизводителя, которые целесообразно отразить в учетной политике. Мы рассмотрели лишь основные моменты, которые необходимо учесть при ее составлении. Еще раз акцентируем внимание читателя на тщательности и внимательности при составлении данного документа. Ведь при соблюдении названных условий учетная политика может стать весомым аргументом и решающим доказательством правомерности ваших действий в спорах с контролирующими органами.

 

Н.В.Фирфарова

К. э. н.,

эксперт журнала

"Пищевая промышленность:

бухгалтерский учет

и налогообложение

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.