Методические указания по изучению темы
Конституция Российской Федерации содержит несколько основополагающих для экологического права положений. Они содержатся в ст.ст. 9, 36, 42 и 58. Обратитесь такжек ст. 67 – о территории РФ, и к статьям72, 76,регулирующим вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»[3], благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Как самостоятельная отрасль права, экологического право сформировалось в России в середине XX века. В программу обучения юридических высших учебных заведений учебная дисциплина «Экологическое право» включена с начала 90-х гг.
Основные вопросы данной вводной темы изложены во всех учебниках по экологическому праву, включенных в список литературы, рекомендуемый студентам для изучения.
Предметом экологического права являются общественные отношения, существующие и возникающие по поводу природопользования и охраны окружающей среды.
Объектами экологического права являются, в самом общем виде, природные объекты и комплексы, природно-антропогенные объекты, окружающая среда, биологическое разнообразие. Конкретизация – в ФЗ «Об охране окружающей среды»: в соответствии со ст. 4 Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Следует также обратиться к главе IX Закона, согласно которой к природным объектам, находящимся под особой охраной, относятся: природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (ст. 58); редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения, животные, другие организмы (ст. 60); зеленый фонд городских и сельских поселений (ст. 61); редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы (ст. 62). Перечень объектов охраны природы не является исключительным.
Методами экологического права являются императивный (установление обязанностей; установление запретов) и диспозитивный (рекомендательный, санкционирующий и делегирующий).
Экологическое право тесно связано с гражданским, земельным, горным, водным, лесным правом. Существуют плата за негативные воздействия на окружающую среду, экологический сбор, поэтому имеется тесная связь экологического и налогового законодательства. Ответственность за нарушения экологического законодательства регулируется уголовным и административным правом. Необходимость разработки и реализации природоохранных программ требует обращения к бюджетному праву. Особенного тесные взаимосвязи - с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Ни одну практическую задачу нельзя решить, используя только нормы экологического права, всегда приходится обращаться к смежным отраслям. Экологическоеправо не ходит в одиночку.
Глобальная проблема природопользования в самом кратком виде формулируется так: на Земле людей все больше, ресурсы ограничены, окружающая среда ухудшается[4].
Есть принципы права, которые часто формулируются в начальных статьях законов: см. ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», Но ни один принцип, даже если он прекрасно сформулирован, грамотно прочитан и правильно понят, не будет выполняться без соответствующих механизмов, способов, инструментов.
Понять экологическое право помогает выделение элементарных механизмов управления природопользованием и охраной природы; не случайно слова «управление» и «право» - однокоренные. Право заставляет систему управления работать в некоторых рамках; управление генерирует новые правовые нормы.
Управление природопользованием начинается с учета и экономической оценки природных ресурсов. Рабочие инструменты – кадастры и реестры природных ресурсов. Вторая группа задач – предоставление природных ресурсов в пользование за деньги или бесплатно. Это осуществляется посредством лицензирования, торгов и пр. Третий блок задач обусловлен необходимостью организации воспроизводства воспроизводимых ресурсов или базы знаний о невоспроизводимых. Надзор и контроль за использованием, охраной и воспроизводством ресурсов завершает управленческий цикл природопользования.
Аналогично, управление охраной окружающей среды начинается c оценки ее состояния относительно заданных норм ее качества. Второй блок задач - предупреждение негативных воздействий способами нормирования этих воздействий, стимулирования применения чистых технологий, экспертизы проектной документации «до того, как», экологического надзора и контроля «во время того, как», системы платежей за загрязнение, экологического воспитания-образования, и даже путем выведения из сферы хозяйственной деятельности целых пространственных массивов, называемых особо охраняемыми территориями. Третий тип природоохранных задач – ликвидация последствий негативных воздействий, или, по-простому, исправление того, что мы уже натворили с природой[5].
В той или иной последовательности данные задачи и механизмы, правовые институты заданы основными природоресурсными и природоохранительными законами. Сгруппировав соответствующие друг другу задачи и механизмы, получаем определенную типизацию (табл.1.1, 1.2)[6].
Таблица 1.1
Типы задач управления природопользованием и механизмы их решения
Учет и экономическая оценка природных ресурсов
| Предоставление природных ресурсов в пользование за плату
| Организация воспроизводства природных ресурсов
| Надзор и контроль за природопользо-ванием
| Кадастр месторождений
Баланс запасов
Полезных ископаемых
| Лицензирование
недропользо-вания
| Программы воспроизводства минерально-сырьевой базы
| Геологический надзор
| Кадастр объектов недвижимости
| Механизмы предоставления земельных участков в собственность и пользование
| Рекультивация земель
Программы сохранения и повышения плодородия почв
| Земельный надзор и контроль
| Водный реестр
| Договор водопользования
Решение о предоставления водного объекта в пользование
| Водохозяйствен-ные мероприятия
Очистные сооружения
| Водный надзор и контроль
| Лесной реестр
| Договор аренды лесного участка
Договор купли-продажи лесных насаждений
| Лесовосстановле-ние, уход за лесами, борьба с пожарами и вредителями леса
| Лесной надзор и контроль
| Кадастры объектов животного мира
Охотхозяйствен-ный реестр
Рыбохозяйствен-ный реестр
| Лицензирование и другие механизмы охотпользова-ния и рыболовства
| Программы воспроизводства
животного мира
| Надзор и контроль в области охраны, использования и воспроизводства животного мира
|
Таблица 1.2
Типы задач и функций управления охраной окружающей среды
Оценка состояния
окружающей среды
| Предупреждение негативных воздействий на окружающую среду
| Ликвидация последствий негативных воздействий
| Определение эталонных объектов окружающей среды
Нормирование качества окружающей среды
| Нормирование воздействий на окружающую среду
Разрешения на негативные воздействия и плата за них
| Предупреждение и преодоление возникающих чрезвычайных ситуаций
| Организация мониторинга состояния окружающей среды
| Оценка воздействий на окружающую среду
Экологическая экспертиза
| Природоохранные программы и мероприятия
| Технические регламенты,
| Экологические аудит, надзор и контроль
Институты ответственности за правонарушения
| Возмещение вреда, причиненного негативными воздействиями
| Экологическая стандартизация и сертификация
| Особо охраняемые территории и объекты
| Консервация и реабилитация зараженных земель
| Экологическое прогнозирование
| Экологическое образование и воспитание
| Компенсации населению, пострадавшему от негативного воздействия на окружающую среду
|
Отметим, что существуют также специальные правовые механизмы, применимые к какой-либо территории (см. ФЗ «Об охране озера Байкал»[7]; ФЗ "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), либо действующие локально и временно, например, установление зон экологического бедствия[8].
Вопросы для самоконтроля
1. Зачем нужно экологическое право? В чем, по Вашему мнению, заключается миссия, сверхзадача экологического права?
2. Равноправны ли участники земельных правоотношений?
3. С какими отраслями права связано экологическое право?
4. Какие элементы системы экологического права являются основными?
5. Можно ли применять термин «эколого-правовые методы»?
6. Являются ли источниками экологического права акты местного самоуправления?
7. Что является главным при проектировании структуры органа управления административно-территориального образования в ее природоресурсной и природоохранной части?
8. Как выглядит основная последовательность управленческих задач в сфере природопользования и охраны окружающей среды?
9. Какие организационно-правовые механизмы в наибольшей степени пригодны для реализации принципа - презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности?
10. В ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится о негативном воздействии хозяйственной и (или) иной деятельности. Что, на Ваш взгляд, относится к «иной деятельности»?
Задания и задачи
1. Выделите основные элементы системы экологического права и постройте граф структуры (связи между элементами) экологического права.
2. Постройте схему взаимосвязей экологического права с другими отраслями права.
3. Могут ли граждане и органы местного самоуправления выступать как равноправные участники экологических правоотношений? Если да, то в каких случаях?
5. Сделайте обзор методов, применяемых в экологическом праве как научной дисциплине.
6. Дайте примеры ситуаций, когда в экологических правоотношениях применяется только императивный метод их регулирования.
7. Дайте примеры ситуаций, когда в экологических правоотношениях применяется только диспозитивный метод их регулирования.
8. К каждому основному принципу экологического законодательства подберите соответствующие организационно-правовые механизмы их реализации.
9. Сделайте подборку федеральных законов, которыми установлены принципы экологического законодательства, не содержащиеся в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды».
10. Сделайте сравнительный анализ ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ «Об охране озера Байкал» в плане содержащихся в них принципов и механизмов их реализации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|