Сделай Сам Свою Работу на 5

Налоговые органы в Российской Федерации, их права и обязанности





Налоговые органы Российской Федерации — единая система контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Н1^ РФ содержит нормы, устанавливающие основные права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц. Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»1 специально посвящен регулированию различных аспектов деятельности налоговых органов. Наряду с общими принципами и задачами Закон перечисляет права и обязанности налоговых органов, а также предусматривает социальные и имущественные гарантии их работникам.

Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов.



В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области налогов, является Федеральная налоговая служба (ФНС России). Она осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Указами Президента РФ ФНС передана в ведение Министерства финансов РФ. ФНС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министра финансов РФ.



Территориальные органы службы — управления по субъектам Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня.

Руководителей территориальных органов по субъектам Федерации назначает на должность Министр финансов РФ по предложению руководителя ФНС России. Руководителей межрегиональных инспекций и их заместителей, заместителей руководителей управлений по субъектам Федерации, руководителей инспекций по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций межрайонного уровня назначает на должность руководитель ФНС России.

Единство системы налоговых органов обеспечивается тем, что функции контроля за взиманием налогов всех уровней на территории Российской Федерации выполняют органы ФНС России. Создание налоговых органов, не входящих в систему ФНС России, не допускается. Такое построение системы налоговых органов определено конституционным принципом единства налоговой политики и необходимо для единообразного применения налогового законодательства.

Следует иметь в виду, что ряд полномочий налоговых органов передан по законодательству государственным внебюджетным фондам и таможенным органам, которые, как и органы налоговой полиции, налоговыми органами не являются, действуют строго в пределах своей компетенции, определенной соответствующими законодательными актами.

Налоговые органы представляют собой независимую от местных органов власти и управления систему контроля за соблюдением налогового законодательства. Все управления и инспекции ФНС России являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков и гербовые печати.



Функции налоговых органов — центрального, региональных, межрегиональных и местных — несколько различаются. Но поскольку главная задача всех звеньев едина — контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговым органам всех уровней присущи общие функции:

— осуществление контроля и надзора:

за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, а также полнотой учета выручки денежных средств;

проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

— осуществление:

государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

пломбирования в организациях, осуществляющих производство спирта, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, — приборов учета объемов этой продукции;

регистрирует в установленном порядке:

а) договоры коммерческой концессии;

б) контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— ведение в установленном порядке:

учета всех налогоплательщиков на подведомственной территории;

разделов федеральных информационных ресурсов: Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН);

— определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками;

— ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов;

— возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

— разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства1.

Центральный аппарат ФНС России выполняет наряду с перечисленными следующие функции:

организацию, координацию и контроль за деятельностью нижестоящих управлений и инспекций;

аналитическую и статистическую деятельность;

устанавление формы документов (налогового уведомления; требования об уплате налога; справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога);

разработку формы и порядка заполнения расчетов по налогам, формы налоговых деклараций и иных документов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и направление их для утверждения в Министерство финансов Российской Федерации;

представление в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) интересов Российской Федерации по обязательным платежам и (или) денежным обязательствам;

сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.

Для выполнения своих функций налоговые органы наделены соответствующими правами, которые реализуются через права различных должностных лиц этих органов. Права налоговых органов являются одновременно обязанностью их должностных лиц. Например, закрепленное в НК РФ право налоговых органов предъявлять иски о взыскании сумм финансовых санкций подразумевает и обязанность налоговых органов предъявлять такие иски для контроля соблюдения налогового законодательства.

Учет налогоплательщиков является непременным условием выполнения основной функции налоговых органов — контроля за соблюдением налогового законодательства.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по местонахождению организации, местонахождению ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по местонахождению недвижимости и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Важной нормой, обеспечивающей надлежащий налоговый контроль, представляется положение п. 2 ст. 83 НК РФ: организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков независимо от того, повлечет их деятельность в дальнейшем обложение теми или иными налогами или нет.

При постановке на учет налогоплательщику присваивается идентификационный номер (ИНН) и его вносят в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

ИНН, присвоенный налогоплательщику, не подлежит изменению, за исключением строго оговоренных случаев (например, при изменении местонахождения и соответственно места постановки на учет). С ликвидацией налогоплательщика ИНН признается недействительным без последующей передачи другому налогоплательщику. Ошибочное присвоение одинаковых ИНН нескольким налогоплательщикам влечет признание недействительными всех, кроме одного, идентификационных номеров.

Единый государственный реестр налогоплательщиков представляет собой систему государственных баз данных учета налогоплательщиков, которые ведутся налоговыми органами на основе поступающей к ним документированной информации. Реестр содержит перечни налогоплательщиков, налоговых агентов и физических лиц. Документированная информация о них поступает в налоговые органы от различных государственных регистрирующих органов, органов опеки и попечительства, нотариальных органов, других органов и учреждений.

Органы ФНС России наделены значительными полномочиями по осуществлению контроля в области наличного денежного обращения. Органы ФНС России:

регистрируют контрольно-кассовые машины (далее — ККМ), используемые при расчетах с населением;

осуществляют контроль за соблюдением правил использования ККМ и полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях, проводят проверки правильности выдачи чеков;

налагают штрафы на предприятия и на физических лиц, виновных в нарушении порядка применения ККМ (ст. 14.5 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.