Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные элементы закона о налоге. Субъект налогообложения





Налог должен быть точно определен, а не произволен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно указать:

— обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения;

— границы требований государства в отношении имущества налогоплательщика.

Хотя число налогов велико и структура их различна, тем не менее, элементы юридического состава налога имеют универсальное

значение.

Нельзя выполнить обязанность по уплате налога, если неизвестны обязанное лицо, размер налогового обязательства и порядок его исполнения. Поэтому установить налог — это значит установить и определить все существенные элементы его юридического состава (налогоплательщик, объект и предмет налога, налоговый период и т. п.).

Это положение закреплено и в п. 1 ст. 17 НК РФ: «Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога». Если законодатель не установил и (или) не определил хотя бы одного из перечисленных элементов юридического состава, налог не может считаться установленным. Соответственно не возникает обязанности по его уплате.



В теории налогообложения принято проводить разделение элементов налога на существенные и несущественные (факультативные). Установление последних относится к воле законодателя, который может делегировать право их установления исполнительным органам.

К существенным элементам налогообложения, без установления которых в законе о налоге последний не будет считаться законно установленным, в соответствии со ст. 17 НК РФ относятся: субъект и объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Субъект налогообложения — это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств.

Понятию «субъект налогообложения» близко другое понятие — «носитель налога». Оно существует в связи с экономической возможностью переложения тяжести налога с субъекта налогообложения, т. е. лица, уплачивающего налог в бюджет, на другое лицо.



Носитель налога — это лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге, т. е. по завершении процессов переложения налога.

Законодательные акты устанавливают юридическую обязанность по уплате налога в отношении субъекта налога, а не носителя налога.

В отличие от других отраслей публичного права, где определяющими являются политико-правовые отношения лица и государства, в налоговом праве прежде всего учитывают экономические связи налогоплательщика и государства.

Экономические отношения налогоплательщика и государства определяются посредством принципа постоянного местопребывания (резидентства),согласно которому налогоплательщиков подразделяют на лиц:

имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты);

не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).

Различие этих двух групп налогоплательщиков состоит в том, что у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории данного государства, так и вне его (полная налоговая обязанность), у нерезидентов — только доходы, полученные из источников в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность).

Правила определения резидентства имеют существенные различия в отношении налогоплательщиков — физических и юридических лиц. Основу для определения резидентства юридических лиц составляют следующие тесты (или их комбинации).

Тест инкорпорации.Юридическое лицо признается резидентом в стране, если оно в ней основано (зарегистрировано).



Все предприятия, учреждения, организации — юридические лица по законодательству России — являются ее резидентами и уплачивают в России налог с прибыли, полученной как на ее территории, так и где бы то ни было, хотя бы эти лица и не имели бизнеса в России вовсе.

Тест юридического адреса.Юридическое лицо признается резидентом в стране, если оно зарегистрировало в этой стране свой юридический адрес.

Тест места осуществления центрального управления и контроля.Юридическое лицо признается резидентом в стране, если с территории этой страны осуществляется центральное (общее) руководство компанией и контроль за ее деятельностью.

Тест места осуществления текущего управления компанией.Юридическое лицо признается резидентом в стране, если на ее территории находятся органы, осуществляющие текущее управление Деятельностью компании (исполнительная дирекция).

Тест деловой цели.Юридическое лицо признается резидентом в стране, если основной объем его деловых операций совершается на территории этой страны.

Кроме деления юридических лиц на группы по принципу резидентства, деление проводят и по другим основаниям.

Организационно-правовая формапредприятия имеет существенное влияние на порядок и размеры налогообложения. Так, различается налогообложение акционерного общества и полного товарищества.

Форма собственности.Это основание деления предприятий как налогоплательщиков не может использоваться широко. Конституция РФ провозглашает равенство различных форм собственности (ч. 2 ст. 8). Неравенство в налогообложении предприятий различных форм собственности (государственной, частной, смешанной) привело бы к нарушению этого принципа.

Выручка от реализации.Для ряда организаций небольших размеров и индивидуальных предпринимателей может устанавливаться более длительный налоговый период по некоторым налогам (например, НДС). При соблюдении дополнительных условий они могут применять упрощенную систему налогообложения (ст. 346.12 НК РФ).

Вид хозяйственной деятельности.Некоторые режимы налогообложения направлены на стимулирование отдельных видов предпринимательской деятельности, признанных приоритетными. Например, в отношении предпринимателей-сельхозпроизводителей при меняется единый сельскохозяйственный налог, предусматривающий замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога.

В отношении определения резидентства физических лиц применяются иные тесты, учитывающие специфику данной категории налогоплательщика: тест физического присутствия, тест нахождения центра жизненных интересов, тест нахождения привычного жилища и др..

Объект, предмет налогообложения, налоговая база

Объект налогообложения — это те юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог (совершение оборота по реализации товара (работ, услуг); реализация спиртосодержащей продукции; владение имуществом; добыча полезных ископаемых; получение дохода и т. д.). «В законе о каждом налоге обязательно говорится о том, при наличии каких обстоятельств возникает обязанность уплаты. Таким .основанием взимания налога (фактическим обстоятельством) может служить получение определенного дохода, прибыли, владение строением и т. п., т. е. наличие объекта налогообложения.

НК РФ в п. 1 ст. 38 определяет понятие «объект налогообложения» следующим образом: «Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога».

Термин «предмет налогового обложения», используемый правовой наукой, обозначает признаки фактического (не юридического) характера, обосновывающие взимание соответствующего налога. Законодатель не выделил в качестве отдельного, самостоятельного элемента налогового обязательства предмет налогообложения, а признаки предмета налогообложения придал объекту.

Например, объектом налога на землю является право собственности на земельный участок, а не земельный участок непосредственно (он — предмет налогообложения).

Необходимость четко разделить понятия «объект налогообложения» и «предмет налогообложения» вызвана тем, что существует потребность вычленить среди прочих сходных предметов материального мира именно тот, с которым законодатель связывает налоговые последствия.

Различие объекта и предмета налогообложения наиболее четко просматривается в налогах на имущество. Однако и при налогообложении доходов эти понятия различаются. Доход может быть получен в различных формах (денежные средства в национальной и иностранной валюте, имущество, безвозмездные услуги и пр.). Например, доходом можно считать не только поступления в денежной или натуральной форме, но и льготы, привилегии, не связанные с передачей денег или имущества. Законодательство может предусматривать налогообложение привилегий и благ, получение которых в обычных условиях потребовало бы от плательщика дополнительных затрат (предоставления автотранспорта для личных нужд за счет средств предприятия, беспроцентных ссуд или займов по льготным ставкам и т. п.).

Каждый налог имеет самостоятельный объект обложения. Объекты всех налогов — как федеральных, так и региональных и местных — определяются исключительно федеральным законодателем.

Налоговая база количественно выражает предмет налогообложения.Налоговую базу называют также основой налога, поскольку это величина, к которой непосредственно применяется ставка налога, по которой исчисляется его сумма.

Налоговая база необходима именно для исчисления налога. Но она непосредственно не является обстоятельством, порождающим обязанность уплатить налог (объектом налогообложения).

НК РФ определяет налоговую базу как стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. В соответствии с Кодексом налоговые базы федеральных, региональных и местных налогов и порядок их определения устанавливаются на федеральном уровне (ст. 53 НК РФ).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.