Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 5 ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА. ПРЯМЫЕ НАЛОГИ. КОСВЕННОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ. НАЛОГОВАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ





Понятие налога, пошлины, сбора

Существуют различные доктринальные определения налога, разработанные представителями как юридической, так и экономической науки. Несмотря на некоторые различия, все они указывают на ряд общих признаков, характерных для данного института:

— отчуждение при уплате налога части собственности физических и юридических лиц (денежных средств, принадлежащих им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) в пользу публично-правового образования;

— законность установления и введения налога;

— обязательность уплаты налога при наличии определенных в законе условий, обеспечиваемая силой государства;

— индивидуальная безвозмездность;

— внесение в бюджет публичного образования либо во внебюджетный фонд;

— отсутствие целевого назначения.

Законодательное же определение налога дано в ст. 8 НК РФ.Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.



НК РФ устанавливает, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом (п. 5 ст. 3 НК РФ). Смысл этой нормы состоит в том, что платеж независимо от данного ему названия должен оцениваться по существу, с учетом характеристик налога, указанных в законе.

В определении понятия «налог» законодателя опередил Конституционный Суд Российской Федерации. Он указал, что налоговый платеж— это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого, в том числе, на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности1.

Пошлины и сборы не имеют финансового значения, присущего налогам. При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы и пошлины являются индивидуальными платежами.



Цель взыскания пошлины или сбора состоит лишь в покрытии без убытка, но и без чистого дохода, издержек учреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Но этот принцип далеко не всегда соблюдается на практике. Довольно часто плата за услуги превышает связанные с ней расходы. Мало того, в ряде случаев не платеж устанавливается ради покрытия расходов, а само действие признается обязательным ради взыскания платежа. Это утверждение справедливо, например, в отношении введения различных регистрации и т. п. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что пошлины и сборы, хотя и взимаются в связи с оказанием индивидуальных услуг, не могут рассматриваться как платежи по обязательствам, договорные платежи. Это денежные повинности, взимаемые в индивидуальном порядке в связи с услугой публично-правового характера.

Следует особо подчеркнуть, что пошлина или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем с той, которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуя свои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче искового заявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако определяется общественно полезной функцией суда — поддержанием режима законности.

В российском законодательстве существуют два вида пошлин: государственная и таможенная.

Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика — принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния, выдачу документов и др., а также за государственную регистрацию юридического лица, выпуск ценных бумаг; совершение действий, связанных с приобретением гражданства; опробирование и клеймение ювелирных изделий.



Таможенные пошлины уплачиваются при совершении экспортно-импортных операций.

Законодательство России 1991—1998 гг. под сбором, в основном, понимало платежи за обладание специальным правом (сбор за право торговли, сбор за использование местной символики и т. п.). С принятием Налогового кодекса система сборов претерпела значительные изменения как в количественном, так и содержательном аспектах.

В НК РФ понятием «сбор» охватываются как собственно сборы (платежи за обладание специальным правом), так и пошлины. Это объясняется тем, что в таком же значении понятие «сборы» употреблено в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы».

В соответствии с НК РФ «под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)» (п. 2 ст. 8).

В перечень сборов, установленных НК РФ, первоначально вошли: государственная пошлина, таможенная пошлина и таможенные сборы, федеральные, региональные и местные лицензионные сборы. В настоящее время к категории «сборы» можно отнести предусмотренные НК РФ (ст. 13—15) государственную пошлину, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Таможенная пошлина и таможенные сборы с 1 января 2005 г. исключены из перечня федеральных налогов и сборов, они отнесены к категории неналоговых доходов федерального бюджета. К этой же категории отнесены платежи, обладающие всеми признаками сборов, но формально к ним не относящиеся: лицензионные сборы на производство и оборот этилового .спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, патентные пошлины и др. (ст. 51 БК РФ). Сделано это исключительно из фискальных соображений, с целью снижения правового регулирования данных платежей на уровень подзаконных актов.

В силу традиции платеж, являющийся налогом, может быть назван пошлиной, сбором, и наоборот. Так, косвенный налог, уплачиваемый при пересечении товарами таможенной границы государства, традиционно принято называть таможенной пошлиной. Целевые социальные налоги, уплачиваемые работниками и работодателями в специальные фонды (социального и обязательного медицинского страхования и др.), именуются взносами, платежами и т. п.

Виды налогов

Возможна различная классификация налогов на виды в зависимости от основания.

Выделяют налоги подоходно-поимущественные (прямые) и налоги на потребление (косвенные). Первые взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ, вторые — в процессе их расходования. Так, подоходный налог взимается 'при получении

дохода; налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества (сбережений). Это примеры прямых налогов. Акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, хотя и по-разному поступают в бюджет, в конечном итоге оплачиваются потребителем товаров, в стоимость которых включаются эти налоги. Это примеры косвенных налогов.

Подоходно-поимущественные налоги, в свою очередь, делятся на личные и реальные.

Личные налоги уплачиваются с действительно полученного налогоплательщиком дохода (прибыли). Так, предприятия уплачивают налог с суммы прибыли, подсчитанной на основе полученной выручки и произведенных расходов. Эти налоги учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Реальными налогами облагается не действительный, а предполагаемый средний доход налогоплательщика, получаемый в данных экономических условиях от того или иного предмета налогообложения (недвижимой собственности, денежного капитала и т. п.). Реальными налогами облагается прежде всего имущество, отсюда и их название (от англ. real— имущество). Во многих случаях невозможно определить доход, который получен от имущества либо вида деятельности или проконтролировать правильность объявленного плательщиком дохода.

Примером реального налога является и единый налог на вмененный доход. Этим налогом облагается потенциально возможный валовой доход плательщика за вычетом потенциально необходимых затрат, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение такого дохода, на основе данных статистических и иных исследований, независимых оценок и т. п. Реальные налоги учитывают потенциальные результаты деятельности налогоплательщика с большей или меньшей точностью.

Раскладочные (репартиционные) налоги широко применялись на ранней стадии развития налогообложения. Их размер определяли исходя из потребности совершить конкретный расход: выкупить короля из плена, построить крепостную стену и т. п. Суммы расхода распределялись между налогоплательщиками — на каждого налогоплательщика приходилась определенная сумма налога.

В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении. Например, в 90-х годах прошлого века размер местного целевого сбора на благоустройство территории и другие цели вполне мог быть определен по раскладочной системе исходя из конкретной потребности и числа жителей.

При установлении количественных (долевых, квотативных) налогов, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно

123учитывают имущественное состояние (доходность) налогоплательщика.

Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или частично закреплены как доходный источник конкретного бюджета (бюджетов). Например, налог на добавленную стоимость, акцизы на спиртосодержащую и табачную продукцию, водный налог являются доходом федерального бюджета Российской Федерации (ст. 50 БК РФ). Налог на игорный бизнес, на имущество предприятий, транспортный налог — доходами бюджетов субъектов Федерации (ст. 56 БК РФ).

К регулирующим доходам бюджетов долгое время относились федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливались нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты. Такой вид бюджетного регулирования был заимствован из советской бюджетной системы, он позволял Российской Федерации, ее субъектам достигать сбалансированности всех уровней бюджетной системы на очередной бюджетный год.

В настоящее время российское законодательство не содержит разделения налогов на закрепленные и регулирующие. Нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов в нижестоящие бюджеты устанавливаются на долговременной основе (ст. 56 БК РФ). В отличие от ранее существовавшего порядка распределение сумм этих налогов между федеральным и региональными бюджетами происходит не при утверждении федерального бюджета на конкретный год, а нормативно закреплено в БК РФ. В таком порядке за региональными бюджетами закреплены отчисления от налога на доходы физических лиц — по нормативу 70%; акцизов на алкогольную продукцию — по нормативу 100%; акцизов на пиво — по нормативу 100%; единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 30% и др. (ст. 56 БК РФ).

По степени компетенции органов власти различных уровней по установлению и введению налогов необходимо выделить государственные (федеральные и региональные) и местные налоги.

Установление и введение федеральных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Они обязательны к уплате на всей территории РФ. Эти налоги поступают не только в федеральный бюджет — они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Региональными признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Федерации о налогах, они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Федерации, вводятся в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов Федерации.

Местные налоги устанавливаются и вводятся НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного

самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Постуш^ения от региональных налогов могут распределяться между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами. Местные налоги зачисляются в соответствующие местные бюджеты.

Таким образом, бюджет (фонд), в который зачисляется конкретный налог, не является критерием для отнесения налога к ка-. тегории федеральных, региональных или местных налогов. ■: Как правило, налог не имеет цели покрыть какой-нибудь кон-• кретный расход. Но в ряде случаев представляется целесообразным установление и введение целевых налогов, собираемых для финансирования конкретных расходов бюджета. К таким целевым налогам, за счет поступлений от которых формируются государственные целевые внебюджетные фонды, относится взимаемый в соответствии с главой 24 НК РФ единый социальный налог (см. ст. 241 НК РФ).

Однако необходимо учитывать, что одним из конституционных принципов установления налогов и сборов является принцип ограничения их специализации. По общему правилу налог не предназначен для определенного расхода. Это одно из обязательных условий стабильности государственного бюджета и гарантии выполнения государством своих социальных и иных функций.

Целевые налоги предназначаются непосредственно для покрытия определенных расходов. Поэтому установление целевого налога требует особого механизма обособления поступающих средств. Для этого учреждаются дополнительный бюджет и специальные счета учета сумм налога.

Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, подоходный налог с физических лиц и земельный налог взимаются ежегодно, налог на добавленную стоимость — помесячно или поквартально.

Уплата разовых налогов связывается с событиями, не обра-!ующими системы. Например, уплата государственной пошлины )ависит от факта обращения в судебные органы, обращения за совершением нотариальных или иных юридически значимых действий. Для конкретного плательщика такое действие, как обращение в суд общей юрисдикции, к мировому судье, может иметь непостоянный, случайный характер. К разовым относится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

Существуют и другие основания деления налогов на виды, которые не столь значимы для выявления видовых особенностей налогов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.