Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы исполнения бюджетов различных уровней





Исполнение бюджетов различных уровней является одной из стадий бюджетного процесса, который конкретизируется в зависимости от вида бюджета. БК РФ содержит общие нормы права, закрепляющие основы исполнения бюджетов различных уровней, а также нормы, регулирующие исполнение федерального бюджета, в которых общие нормы БК РФ конкретизируются применительно к исполнению данного (федерального) бюджета. Нормы, конкретизирующие исполнение бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, содержатся в соответствующих нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Федерации или местного самоуправления.

К важнейшей новелле БК РФ в регулировании данной сферы бюджетной деятельности следует отнести закрепление казначейского исполнения бюджетов. Статья 215 БК РФ содержит норму, согласно которой в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. В соответствии с данным положением исполнение федерального бюджета повсеместно осуществляется в настоящее время Федеральным казначейством и его органами, которые являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.



БК РФ закрепил ранее известный бюджетному законодательству принцип единства кассы, что предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы согласно ст. 216 БК РФ исполняются на основе принципа единства кассы. До перехода на казначейскую систему исполнения бюджетов исполнение всех бюджетов осуществлялось через банковские счета соответствующих финансовых органов, на которые зачислялись все доходы бюджетов и с которых денежные средства перечислялись на банковские счета бюджетных организаций. Принцип единства кассы исполнения бюджетов реализовывался с помощью банковской системы, что привело к ослаблению финансового контроля со стороны финансовых органов за использованием бюджетных средств и явилось одной из причин возникновения системы неплатежей, невыполнения бюджетных обязательств, задержек с выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы и другим отрицательным последствиям. Переход на казначейскую систему исполнения бюджета предполагает наличие банковского счета Федерального казначейства (его органов), закрытие бюджетных счетов бюджетных учреждений в кредитных организациях и открытия им в органах Федерального казначейства лицевых счетов, на которых должны отражаться ассигнования, поступающие на финансирование бюджетного учреждения, и произведенные им расходы за счет бюджета, в том числе и расходы за счет доходов, полученных бюджетным учреждением от его хозяйственной деятельности.



Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы осуществляется уполномоченным исполнительным органом (органами Федерального казначейства, финансовыми органами) на основе бюджетной росписи. В БК РФ детально регламентируется порядок составления бюджетной росписи, ее структура и срок составления. В соответствии со ст. 217 БК РФ бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем указанного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет. Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольный органы.



Исполнение бюджетов по доходам предусматривает главным образом:

— перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

— распределение в соответствии с утвержденным бюджетом на конкретный год регулирующих доходов и др.

С целью усиления контроля за исполнением бюджета по расходам БК РФ вводит процедуру санкционирования расходов.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Санкционирование проходит несколько этапов (ст. 219 БК РФ):

— составление и утверждение бюджетной росписи;

— утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

— утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

— принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

— подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств.

Уведомление о бюджетных ассигнованиях не предоставляет права принятия обязательств по осуществлению расходов бюджета и платежей. При изменении бюджетных ассигнований уполномоченный исполнительный орган и распорядители бюджетных средств обязаны довести до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств уведомления об изменении бюджетных ассигнований в течение 15 дней со дня принятия решения об их изменении.

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. Смета доходов и расходов — это основной финансовый план бюджетного учреждения. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает ее.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения в течение одного рабочего дня со дня ее утверждения передается бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет.

Закон о бюджете на конкретный год и сводная бюджетная роспись служат основанием возникновения у бюджетного учреждения обязанности (бюджетного обязательства) совершать расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока. Объем бюджетных обязательств для распорядителей и получателей бюджетных средств утверждается на период не свыше трех месяцев органом, исполняющим бюджет, и получил название в БК РФ «лимит бюджетных обязательств». В БК РФ регламентируется процедура подтверждения исполнения денежного обязательства и получение на платежных документах разрешительной надписи органа, исполняющего бюджет.

Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за пять дней до начала периода их действия.

Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем распорядителям и получателям бюджетных средств представляется уполномоченным исполнительным органом в контрольный орган, созданный законодательным (представительным) органом.

Лимит бюджетных обязательств не может отличаться от объема бюджетных ассигнований в расчете на квартал, за исключением случаев, предусмотренных в БК РФ. Например, лимит бюджетных обязательств может быть изменен при изменении бюджетных ассигнований вследствие введения режима сокращения расходов бюджета (ст. 228, 229 БК РФ).

Получатели бюджетных средств имеют право только в пределах лимитов бюджетных обязательств и смет доходов и расходов принимать денежные обязательства по осуществлению расходов и платежей.

Формы платежных документов, необходимых для производства расходов, утверждаются Министерством финансов РФ по согласованию с Банком России.

Расходование бюджетных средств осуществляется после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, требованиям БК РФ, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и лимитам бюджетных обязательств.

Орган, исполняющий бюджет, осуществляет процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех Дней с момента представления платежных документов совершает Разрешительную надпись.

Орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях:

— при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям БК РФ;

— при несоответствии принятых денежных обязательств закону (решению) о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;

— при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

— при блокировке расходов (порядок блокировки расходов бюджета урегулирован в ст. 231 БК РФ).

Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступления доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов в размере не более чем на 10% годовых размеров, Правительство РФ, исполнительный орган субъекта Федерации или орган местного самоуправления вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести его.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10% годовых назначений, орган исполнительной власти представляет представительному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Представительный орган рассматривает указанный законопроект в порядке, предусмотренном БК РФ для федерального бюджета, законами субъектов Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответственно для бюджета субъекта Федерации, местного бюджета.

Если проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете на очередной год не принимается в течение 15 дней со дня его внесения в законодательный орган, орган исполнительной власти имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу при условии, что законом (решением) о бюджете субъекта Федерации, местном бюджете не предусмотрено иное. В прежнем бюджетном законодательстве данная норма именовалась «секвестром».

БК РФ вводит понятие «блокировка расходов бюджета» (ст. 231). Блокировка расходов бюджета — сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект Федерации, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Блокировка расходов бюджета осуществляется по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета. Руководитель финансового органа отменяет решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последним условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.

БК РФ содержит запрещающую норму, согласно которой не допускается размещение бюджетных средств на банковских депозитах.

Кодекс вводит понятие «иммунитет бюджетов».

Иммунитет бюджетов представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего:

— возмещение в размере недофинансирования в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета;

— возмещение убытков, причиненных физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти или органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ.

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также «операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.

Бюджетный учет организуется органом, исполняющим бюджет. Единый план счетов бюджетного учета устанавливается Правительством РФ.

Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной, полугодовой и годовой. Сбор, свод, составление и представление отчетности об исполнении бюджета осуществляется уполномоченным исполнительным органом.

Единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ.

В установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.

Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом.

Финансовый год завершается 31 декабря.

Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря.

Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом, исполняющим бюджет, 28 декабря.

До 31 декабря включительно орган, исполняющий бюджет, обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства.

Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Средства, полученные бюджетными учреждениями от деятельности, приносящей доходы, и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждением счета.

После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.