Сделай Сам Свою Работу на 5

Бюджетное право и его источники. Нормы бюджетного права. Бюджетное правоотношение





Бюджетное право является важнейшей подотраслью финансового права, с которой так или иначе связаны все составные части финансового права — его подотрасли, разделы, институты.

Роль бюджетного права в системе финансового права обусловлена той ролью, которую играют в реальной жизни общественные отношения, урегулированные нормами данной подотрасли финансового права, т. е. определяется сущностью предмета правового регулирования.

Предмет бюджетного права — это общественные отношения, которые возникают при создании, распределении и использовании важнейшего централизованного денежного фонда государства (Российской Федерации и ее субъектов). Таким централизованным фондом денежных средств государства является бюджет государства (федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации).

В юридической и экономической литературе понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах. Бюджет определяется как экономическая категория, т. е. совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств или муниципального (местного) фонда денежных средств.



Как правовая категория бюджет — это основной финансовый план государства или муниципального (местного) самоуправления, роспись его доходов и расходов. По своему материальному содержанию бюджет — это централизованный фонд денежных средств.

В Бюджетном кодексе РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ содержится легальное определение бюджета. Бюджет определяется как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимают бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности.

Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год.



В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации.

Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его.

Например, в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 г.»1 средства федерального бюджета на 2005 г. должны направляться (по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации) на:

— государственное управление и местное самоуправление;

— судебную власть;

— международную деятельность (в том числе на международное сотрудничество);

— национальную оборону (в том числе на строительство и содержание Вооруженных сил РФ);

— правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

— фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

— промышленность, энергетику и строительство;

— сельское хозяйство и рыболовство;

— охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;

— транспорт, связь и информатику;

— образование;

— здравоохранение и физическую культуру;

— иные расходы.

На уровне образований местного самоуправления создаются местные бюджеты.

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов государства и местных бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав Российской Федерации, ее субъектов, местного самоуправления в области бюджета, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении, а также при осуществлении государственного и муниципального финансового контроля. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые, как отмечалось ранее, в совокупности образуют бюджетное право.



В юридической литературе имеются различные определения бюджетного права. Н. И. Химичева предлагает следующее определение бюджетного права: «...бюджетное право РФ — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ, структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы, компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а также бюджетный процесс».

М. В. Карасева определяет бюджетное право как совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу бюджетного устройства РФ, бюджетного процесса, а также отношения, возникающие в связи с установлением структуры доходов и расходов и распределением их между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ2.

Указанные определения отражают основные черты бюджетного права, хотя несколько и отличаются между собой по объему регулируемых общественных отношений, составляющих предмет бюджетного права. Необходимо отметить, что основные признаки бюджетного права были определены еще В. В. Бесчеревных, который характеризовал бюджетное право как раздел финансового права, включающий правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы СССР, объемы отдельных бюджетов, перечень доходов и расходов и порядок распределения их между различными бюджетами, а также нормы, регулирующие бюджетный процесс3.

Итак, бюджетное право — основная подотрасль финансового права, включающая в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между бюджетами различных уровней, бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов, местного самоуправления; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития и других потребностей общества.

Нормы бюджетного права по своему содержанию, в отличие от других финансово-правовых норм, достаточно четко подразделяются на материальные и процессуальные.

Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д.

К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, а также осуществление государственного и муниципального финансового контроля.

Значение бюджетного права, как уже отмечалось ранее, определяется той важной ролью, которую играет бюджет государства и местного самоуправления в развитии общества.

Источники бюджетного праваочень разнообразны.Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ, ст. 71 и 72 которой определяют компетенцию Российской Федерации и сферу совместной деятельности Российской Федерации и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения и утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.). Важнейшим кодифицированным нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные отношения, является БК РФ, который вступил в действие с 1 января 2000 г. В преамбуле Кодекса закреплено, что он устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования ее бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение ее бюджетного законодательства. Особое место в регулировании бюджетных отношений занимают нормативные правовые акты, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, правительствами республик в составе РФ, главами администраций других субъектов Федерации, органами местного самоуправления. Значительную роль в регулировании бюджетных отношений играют нормативные правовые акты Министерства финансов РФ, министерств финансов субъектов РФ и т. д. Бюджетный кодекс РФ содержит легальное определение бюджетного законодательства.

Бюджетное законодательство в соответствии со ст. 2 БК РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год; законов субъектов Федерации об их бюджетах на соответствующий год; нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные отношения. Итак, бюджетное законодательство включает только нормативные правовые акты, принятые представительными органами Российской Федерации, субъектов Федерации и местного самоуправления и регулирующие бюджетные отношения.

Бюджетное право закрепляет понятие «консолидированный бюджет».В ст. 6 БК РФ консолидированный бюджет определяется как свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет используется для расчетов и анализа. Например, консолидированный бюджет Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации.

Бюджетные права— это правомочия субъектов бюджетного права, устанавливающие право получать определенные бюджетные доходы, распределять бюджетные средства по своему усмотрению, самостоятельно исполнять бюджет, используя предусмотренные им ассигнования, и т. д.

Важнейшими нормами бюджетного права являются нормы, регламентирующие полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений.

Федеральные органы государственной власти:

— устанавливают общие принципы организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений;

— определяют основы составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

— устанавливают порядок составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением, утверждения отчетов об их исполнении, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;

— устанавливают порядок разграничения расходных обязательств Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований;

— определяют основы формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

— регламентируют порядок установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

— устанавливают нормативы отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

— определяют общие принципы предоставления и формы межбюджетных трансфертов;

— устанавливают порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;

— предоставляют межбюджетные трансферты из федерального бюджета;

— осуществляют государственные заимствования Российской Федерации и предоставляют кредиты иностранным государствам, управляют государственным долгом Российской Федерации;

— устанавливают виды ответственности и порядок привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и т. п.

К бюджетным полномочиям федеральных органов государственной власти, как видно из вышесказанного, относятся вопросы, имеющие общее принципиальное значение для функционирования бюджетной системы, а также непосредственно связанные с федеральным бюджетом.

Бюджетные права Российской Федерации реализуются органами государственной власти: Федеральным Собранием, Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти.

Бюджетные права субъектов Федерации реализуются соответствующими органами государственной власти этих субъектов.

К ведению субъектов Федерации в области регулирования бюджетных отношений в соответствии со ст. 8 БК РФ относится:

— установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Федерации, утверждения и исполнения бюджета субъекта Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

— составление и рассмотрение проекта бюджета субъекта Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчетов об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;

— установление порядка направления в исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности, установленной федеральными органами государственной власти;

— установление и исполнение расходных обязательств субъекта Федерации;

— определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Федерации;

— установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджеты субъектов Федерации;

— установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Федерации;

— предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Федерации;

— установление общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

— осуществление государственных заимствований субъекта Федерации, управление государственным долгом субъекта Федерации;

— детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету соответствующего субъекта Федерации;

— временное осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления;

— в случае и порядке, предусмотренных БК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

— иные бюджетные полномочия, отнесенные БК РФ и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации.

Органы государственной власти субъектов Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, кроме вышеперечисленных бюджетных полномочий, в соответствии с БК РФ и другими федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия:

— определение законами указанных субъектов Федерации источников доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Установленные БК РФ источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами Москвы и Санкт-Петербурга к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты данных субъектов Федерации;

— установление нормативов отчислений в бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты данных субъектов Федерации в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах;

— определение объема и порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований, в том числе определение порядка образования в составе бюджетов субъектов Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга региональных фондов финансовой поддержки муниципальных образований и порядка распределения средств указанных фондов;

— определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств внутригородских муниципальных образований, в том числе определение порядка образования в составе бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных законами Москвы и Санкт-Петербурга;

— определение порядка ведения реестра расходных обязательств внутригородских муниципальных образований, в том числе определение порядка образования в составе бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджетные права местного самоуправления реализуются соответствующими органами местного самоуправления. В соответствии со ст. 9 БК РФ к ведению органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных отношений относится:

— установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

— составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

— установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

— определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

— осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом:

— детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету;

— в случае и порядке, предусмотренных БК РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;

— иные бюджетные полномочия, отнесенные БК РФ и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 9 БК РФ органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо вышеперечисленных, осуществляют также следующие полномочия:

— установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации нормативов отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии в БК РФ, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Федерации в бюджеты муниципальных районов;

— установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений;

— определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района.

Органы местного самоуправления поселений наряду с вышеперечисленными полномочиями осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.