Сделай Сам Свою Работу на 5

Система источников финансового права





Под источниками права в юридической литературе понимают систему внешних форм, в которых содержатся нормы права, т. е. источники права — это объективизированная форма существования права. В таком понимании источники права различаются между собой по своему содержанию и по уровню нахождения их в системе источников соответствующей отрасли права. Основным источником любой, отрасли права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся правила поведения общего характера соответствующей отрасли права. Следовательно, основными источниками финансового права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы (правила поведения общего характера) финансового права.

Среди нормативных правовых актов органов государственной власти по своей юридической силе наибольшую роль играют федеральные конституционные и федеральные законы. Важнейшим федеральным конституционным законом, обладающим высшей юридической силой, является Конституция РФ, содержащая в себе основные нормы различных отраслей права, в том числе финансового права. Конституция РФ имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Основополагающее значение для финансово-правового регулирования имеют, например, нормы Конституции РФ, закрепляющие федеративное устройство России (ст. 1, 5, 65, 66), разграничивающие пределы ведения в области финансовой деятельности между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71, 72), определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 35, 36), устанавливающие полномочия Президента РФ (ст. 80, 84, 90), Федерального Собрания (ст. 101, 104, 106), Правительства РФ (ст. 114, 115) в области финансовой деятельности, закрепляющие обязанности и права гражданина в области налогообложения (ст. 57). Нормы Конституции РФ, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств, конкретизируются и детализируются в федеральных законах, положения которых опосредуют финансовые отношения. Например, норма Конституции РФ, закрепляющая федеральное устройство России, получила свое развитие в нормах бюджетного права РФ, устанавливающих бюджетное устройство Российской Федерации, бюджетную систему Российской Федерации и принципы ее построения. Нормы Конституции РФ, разграничивающие предмет ведения Российской Федерации и ее субъектов в области финансов, получили свое развитие в нормах БК РФ, в частности в нормах, регулирующих доходы и расходы федерального бюджета, доходы и расходы бюджетов субъектов Федерации, межбюджетные отношения; в нормах НК РФ при установлении и введении различных видов налогов и сборов.





Нормы Конституции РФ, закрепляющие полномочия Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ в области финансов, особо детализируются в нормах, регулирующих бюджетный процесс в стране. Содержание ст. 57 Конституции РФ, устанавливающее, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы», почти текстуально воспроизведено в ст. 3 НК РФ и получило детализацию в других статьях данного Кодекса.

В системе источников финансового права отсутствует отраслевой кодифицированный нормативный правовой акт. Понятие «финансовое законодательство» используется только в научной и учебной литературе. В настоящее время отсутствует общеправовой классификатор отраслей законодательства. В ранее действовавшем классификаторе, утвержденном Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. №2171, совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы финансового права, получила наименование не финансового законодательства, а «законодательства о финансах и кредите».



Как уже отмечалось, в системе источников финансового праваотсутствует единый кодифицированный нормативный правовой акт, содержащий нормы финансового права, хотя необходимость принятия подобного акта неоднократно обосновывалось в юридической литературе. Отсутствие единого кодифицированного акта в финансовом праве обусловило необходимость принятия кодифицированных нормативных правовых актов по отдельным основным подотраслям финансового права — бюджетному и налоговому праву.

Важнейшие нормы, регулирующие бюджетные отношения, закреплены в БК РФ, а нормы налогового права — в НК РФ. БК РФ был принят 31 июля 1998 г., однако срок его введения в действие в тот период не был определен. Только через год Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ было установлено, что БК РФ вводится в действие с 1 января 2000 г., за исключением отдельных его положений. БК РФ, как отмечается в его преамбуле, служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы России, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

БК РФ состоит из пяти частей, 9 разделов, 28 глав (глава 12 отменена) и 307 статей (некоторые статьи исключены). Однако нумерация глав и статей Кодекса сохраняется первоначальная.

Часть 1 — Общие положения;

Часть 2 — Бюджетная система Российской Федерации;

Часть 3 — Бюджетный процесс в Российской Федерации;

Часть 4 — Ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

Часть 5 — Заключительные положения.

Принятие и введение в действие БК РФ, кодифицировавшего нормы бюджетного права — важнейшей подотрасли финансового права, способствует совершенствованию бюджетных отношений между различными субъектами бюджетного права, укреплению законности в данной сфере финансовых отношений.

Важнейшие нормы, регулирующие налоговые отношения в Российской Федерации, сосредоточены в НК РФ — кодифицированном нормативном правовом акте. Данный Кодекс (часть первая) был принят 31 июля 1998 г. и введен в действие с 1 января 1999 г. (за исключением отдельных статей (п. 3 ст. 1, ст. 13—15, 18), предусматривающих виды налогов в Российской Федерации. Эти статьи подлежали введению в действие со дня введения в дей-« ствие НК РФ (части второй) и признания утратившим силу Закона РФ «Об основах налоговой системы» от 27 декабря 1991 г. НК РФ (часть вторая), регулирующий условия уплаты отдельных видов налогов и сборов, вводится в действие поэтапно, по мере разработки и утверждения конкретных видов налогов и сборов. Первый этап относится к 1 января 2001 г., были введены в действие четыре главы: 21 — Налог на добавленную стоимость; 22 — Акцизы; 23 — Налог на доходы физических лиц; 24 — Единый социальный налог. С 1 января 2002 г. введена глава 25 — Налог на прибыль организаций. В последующие годы принимаются главы, посвященные другим налогам.

Часть первая НК РФ содержит семь разделов:

раздел I — Общие положения;

раздел II — Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты. Представительство в налоговых правоотношениях;

раздел III — Налоговые органы. Таможенные органы. Финансовые органы. Органы внутренних дел. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, их должностных лиц;

раздел IV — Общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;

раздел V — Налоговая декларация и налоговый контроль;

раздел VI — Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;

раздел VII — Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Часть вторая НК РФ по состоянию на апрель 2005 г. включает четыре раздела: VIII — Федеральные налоги, VIII.I — Специальные налоговые режимы, IX — Региональные налоги и сборы; X — Местные налоги.

Как уже отмечалось, законодатель не закрепил понятие «финансовое законодательство», не утвердил единого кодифицированного нормативного правового акта, содержащего нормы финансового права, а принял кодифицированные нормативные правовые акты по отдельным подотраслям финансового права — Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации. В указанных Кодексах содержатся следующие понятия: бюджетное законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и законодательство о налогах и сборах. При определении бюджетного законодательства Российской Федерации законодатель использует понятие «законодательство» как совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы бюджетного права и принятых представительными органами. В соответствии со ст. 2 БК РФ бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Федерации об их бюджетах на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные отношения.

При определении понятия «законодательство Российской Федерации о налогах и сборах» законодатель использует данное понятие в узком смысле, как совокупность НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При определении законодательства субъектов Федерации о налогах и сборах (в соответствии со ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации) законодатель использует понятие «законодательство» как совокупность законов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ. Понятие «законодательство о налогах и сборах» используется в НК РФ как юридический прием с целью упрощения формулировок соответствующих статей Кодекса. В БК РФ употребляется понятие «налоговое законодательство».

В систему источников финансового права кроме названных выше включается значительный массив федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, инструкций, приказов, иных нормативных правовых актов министерств и других федеральных органов исполнительной власти, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности. Среди них следует назвать федеральные законы, принятые еще в 1991 г. и регулирующие взимание отдельных налогов и сборов. Большое значение для регулирования отношений в области банковского кредитования играют Федеральные законы от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)1» и от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 2 февраля 1996 г.) № 17-ФЗ. Правовые основы осуществления финансовой деятельности, ее основных направлений, содержатся, как правило, в нормативных правовых актах комплексного характера, т. е. в них включены нормы различных отраслей права. Такой характер имеет, например, Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4016-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ), другие федеральные законы, регулирующие страховые отношения, в частности Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», который вступил в силу с 1 июля 2003 г., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу. В систему источников финансового права входят нормативные правовые акты субъектов Федерации, местного самоуправления, содержащие нормы, регулирующие финансовые отношения. К источникам финансового права, как и других отраслей права, в соответствии с Конституцией РФ (ст. 15), относятся международные договоры, являющиеся составной частью правовой системы России. Особенно это положение актуально для налогового права; в ст. 7 НК РФ почти текстуально воспроизведена ст. 15 Конституции РФ применительно к налогообложению.

В юридической литературе остается дискуссионным вопрос об отнесении к источникам финансового права судебных решений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.