Сделай Сам Свою Работу на 5

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ПОНЯТИЕ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ





УРОВЕНЬ ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЫ

1.уровень внутренней формы художественного произведения

-худ.речь

-лит.язык

-речь лит. героя

-речью как средством создания образа пользовались реалисты, но элементами такого приема встречаются и ранее(фонвизин)

-портретная характеристика героя(портрет-средство создания образа); типы портрета: психологический(д/ выявл.св-внутр.мира героя) и экспозиционный(перечисление деталей внешнего облика, цель:изображения героя как представителя соц общности)

-субъектная организация текста

С-от лица кого ведется повествование;О-все то, о чем рассказывается

ОБЪЕКТ\СУБЪЕКТ=точка зрения,позиция автора

Классификация субъект ной организации текста:

(критерий-степень выявленности автора)

ТИПЫ СУБЪЕКТОВ РЕЧИ:

~повествователь невыявленный (неяркий, всеведущий, претензия на объективность) *субъективность рассказчика проявляется в выборе темы, взглядах,внутр отнош к героям)

~личный повествователь(носитель речи, отличается от ^ названностью Я, не проявляет эмоций)

~персонофицированный повествователь (явл персонажем произведения; м/б как главным, так и второстепенным героем)



АВТОР не есть ОБРАЗ АВТОРА

Роль участия биографии и фактов из жизни автора высока

Типы автора:

-реальный автор (со своей биографией, влияющей на сюжет,выбор темы и тд #гоголь, Толстой)

-имплицитный автор = образ автора в произведении (#Толстой как имплицитный автор всегда разный: в войне и мире и в воскресенье)

НАРРАТОР-фигура, которой в произведении отведена функция изложения повествования; теория литературы противопоставляет нарратора(который явл частью произведения) и автора..это термин совр западного литературоведения.он объединяет все виды субъектов речи

категория автора присуща всем худ произведения без исключения

2.Хронотоп

Худож мир - виртуальный мир, который создает художник в своем произведении, в нем отражены все его представления о мире; однако веяния времени, эпохи, наряду с которыми творит автор, находят свое отражение в лит произведении; иначе лит-ра не была бы ист познания.

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО -ДВА ВАЖНЕЙШИХ ПРИНЦИПА ХУД ЛИТа

Художественное время – это время, которое воспроизводится и изображается в литературном произведении.



Литература фиксирует течение времени, избирательно улавливая ход времени, изображает последовательность событий в связи с чем может растягивать и уплотнять время.(Онегин после расставания с Татьяной)

Классификация худ времени:

-время произведения

-время читателя

Автор соотносив различные худ пласты, чтобы противопоставить эпохи и выразить свое отношение к истории и современности. Часто автор помещает совр героя в будущее время, чтобы спрогнозировать, как прогресс может повлиять на людей.

Типология худож времени Бахтина:

-время, соотнес с историческим

-время, не соотнес с историческим

-мифологическое время

-утопическое время

-историческое время

-эпическое (объективно текущее время)

-лирическое(субъективное) время

-замкнутое, сюжетное время

-разомкнутое (хроникамное врея)

-бесконечное время

-прерывистое время

-непрерывное время

-чистое настоящее время

-настоящее соотнес с прошлым и будущим

Художественное пространство

Художественное пространство - один из важнейших компонентов произведения. Его роль в тексте не сводится к определению места, где происходит событие, связываются сюжетные линии, перемещаются действующие лица. Художественное пространство, как и время, является особым языком для нравственной оценки персонажей. Поведение персонажей связано с пространством, в котором они находятся.

Пространство играет важную роль в формировании сюжета

Типология худ пространства по Бахтину:

~реальное-условное

~сжатое-объемное



~ограниченное-неограниченное

~замкнутое-разомкнутое

Хронотоп есть существенная взаимосвязь пространственных и временных отношений, основанных в литературе

ХРОНОТОП (дословно «время-пространство») — единство пространств, и временных параметров, направленное на выражение опр. (культурного, худож.) смысла.

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

*ГЕРМЕНЕВТИКА*

Герменевтика-наука об искусстве понимания и принципах интерпретации текста

Виды герменевтики:

1)положительная(старая): исходит из того, что существует только единственно верная интерпретация худ произведения и она должна сводиться к замыслу автора

2)отрицательная (новая): исходит из того, что интерпретация м/б разной. !!! Опасность в появлении новых мнений?0, где позиция автора не учитывается

Деконструктивистское понимание - такое, когда читатель вообще не стремится к автору; а текст - полотно для рефлексии

*тематика*

Тема-худ действительность, положенная в основу произведения

(тема произведения есть время д-я, место д-я, широта/узость изображ материала)

Но! Произведение, как правило, рассматривает не одну тему=>

Тематика-совокупность тем в произведении

Виды тематики:

1)конкретно-историческая тематика

2)вечная (та, что фиксирует проблемы, характерные для всех эпох; свойственна великим произведениям)

3)конкретная (#студенты, маргиналы, ученые) - может конкретизироваться на раскрытии характерные черт одной соц группы/опр-го временного пространства/ одного хар-ра)

Типы проблематики:

1)мифологическая (характерно фантастико-генетическое познания мира)

2)национальная(изучает сущность нац хар-ра)

3)социо-культурная

4)романная (динамика развития личности, отношения личности со средой)

5)философская проблематика (те проблемы, что касаются абсолютных ценностей жизни)

*проблема*

Проблема-вопрос,который мучает автора. Писатель не формирует вопросы прямо=>проблема - ракурс подачи времени. Проблема состоит в выделении какого-л. аспекта в произведении

Проблематика-совокупность проблем в произведении

*идейный мир произведения*

ИМП-это область худ решений, сфера, где становится очевидным авторское отношение к миру

Элементы ИМП:

1)авторская оценка

2)авторских идеал

3)художественная идея-обобщающая эмоциональная образная мысль, лежащая в основе худ произведения и заключающая в себе определенное осмысление худ явлений жизни

4)пафос-идейно-эмоциональная оценка характеров

*глубокая

*исторически оправданная

*порождается объективным нац значением

Виды пафоса:


-героический

-трагический

-инвективы

-сатирический

-комический

-эпикодраматический

-синтементальный и др

5)идейно-эмоциональная оценка героя автором

6)идейно-эмоциональная ориентация героя (отношение героя к миру)

ЖАНРОВАЯ ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Форма и содержание произведения взаимно связаны и дополняют друг друга.

Первым жанрово-родовую классификацию произведениям выделил Аристотель в работе Поэтика.

Искусство - специфичекий способ познания мира, реализующийся через мимесис (подражание природе)

Формы подражания различаются на

1) СРЕДСТВО (ритм/слово/метр/звук/свет/цвет/материал и тд)

Литература, по А., есть подражание словом и метром

Вывод: говоря о том, ЧЕМ ПОДРАЖАТЬ природе, Аристотель разделил искусство на виды и выделил лит-ру как особый вид-мимесис ритмом, словом и метром

!театр-синтез всех видов подражания

2)СПОСОБЫ

*слово*:

а)рассказ: эпос и лирика

б)драма (когда передают чужие диалоги)

Вывод: говоря о том, КАК можно ПОДРАЖАТЬ, А. выделяет роды литературы

3)ПРЕДМЕТ

отвечая на вопрос, ЧЕМУ ПОДРАЖАТЬ, Аристотель выделяет жанры литературы

Драма была самым востребованным родом во времена Аристотеля, поэтому именно ее он в первую очередь делил на жанры:

-высокий жанр ~трагедия

-средний жанр ~драма

-низкий жанр ~комедия

А. выделил ф-ции искусства:

-эстетическая

-гедонистическая

* история менее философична, чем литература

Следующим жанрово-родовую классификацию попытался создать Гегель(представитель классической немецкой философии, XIX век)

Гегель выделяет два способа познания мира: объективный и субъективный. Эти способы напрямую связаны с родами литературы.

Роды лит-ры:

1. (О) эпос: рассматривает внеш мир по отнош к субъекту

2.(С) лирика: описывает внутренний мир, чувства, эмоции л/г через призму авторской оценки

3.(О+С) драма: соединяет объект. и субъект. способы познания внеш мира

Существует и иная классификация родов литры (по функциям):

1.эпос - изобразительная функция

2.лирика - выразительная функция

3.драма - коммуникативная функция

ЖАНР-конкретная форма воплощения худ произведения, форма для отливки.

Каждая лит эпоха имеет свою жанровую систему и каждый жанр реализуется в этой системе.

Современное литературоведение не имеет конкретных критериев выделения жанров в роде.

ЭПОС (исходя из V):

1)большие жанры:

-эпопея (в осн события, важные для всего общества)

-роман(на первом плане-личность)

-роман-эпопея (развитие личности на фоне важного ист события)

-поэма-эпопея

2)средние жанры:

-повесть

-поэма

3)малые жанры:

-рассказ (1-2 события в жизни героя)

-новелла(рассказ с неожиданным концом)

-лит сказка

-басня

ЛИРИКА

В совр литературоведении принято тематическое деление:

-гражданская лирика

-любовная лирика

-философская лирика

-пейзажная лирика и др

лирический герой-образ поэта в лирике, один из способов раскрытия авторского сознания, худож двойник автора, вырисовывающийся из текстов лирических произведений (цикл стихов) как четко очерченная фигура, наделенная опр-ми чертами, индивидуальной судьбой, психологией внутр мира и др.

Формы лирического высказывания:

1)монолог от 1го лица (я помню чудное мгновение)

2)ролевая лирика от известного лица (Пастернак Гамлет)

3)выражение чувств и мыслей автора через предметное выражение (вновь я посетил)

4)выражение чувств и мыслей через размышление (Пушкин Осень)

5)выражение чувств и мыслей автора через диалог (разговор книгопродавца с поэтом)

-обращение к какому-л. неопределенному лицу (силентиум)

6)сюжет (три пальмы)

ДРАМА

объективная часть: мы видим внешние события

субъективная часть: герои выражают чувства эксплицитно

типы конфликта:

1)драматический

2)трагический

3)комический (строится на любом из вышеуказанных конфликтов, но средство разрешения - смех)

4)внутренний - между разными сторонами одного хар-ра

(Хочу есть, но есть нечего. Можно только украсть.)

 

 

Аттестация по литведу:

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. ПОНЯТИЕ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ

Все тексты являются элементами системы лит процесса.

Художественное взаимодействие - это разнообразные влияния одних худ тестов на другие, различные формы культурного диалога внутри искусства эпохи, взаимосвязи между элементами иск-ва как единого пространства

ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ-свойство текстов взаимодействовать.

Термин был введен в 1967 (Юлия Кристева) для обозначения общ св-ва текстов, выражающегося в наличии между ними связей, благодаря которым тексты/их части могут явно/неявно ссылаться друг на друга.

(Идея диалога между текстами принадлежит мм бахтину)

Уровни интертекстуальности:

1)уровень отд-х произведений

2)уровень отд-х художников (Лермонтов-Байрон)

3)уровень худож направлений/течений/школ (сентименталисты первыми обратили внимание на личность, а представители романтизма продолжили)

4)уровень взаимодействия литературных эпох(эпоха возрождения формирует осн принципы под влиянием античности)

Формы взаимодействия:

|. -внутривидовые (музыка-музыка)

-межвидовые (литра-кино)

-стилистическая близость разных видов искусств (Врубель-Блок)

||.-последовательное

-противостояние

.-концентрация (крупный художник интегрирует достижения предшественников, #пушкин=жуковский+зарубежка+античка)

-рассредоточение-растворение достижений одного художника в послед худож процессе

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.