Необходимость реформирования
Сегментация рынка профессиональной юридической помощи в Российской Федерации, описанная выше, имеет исторические предпосылки и является уникальной в мире. Подобное разнообразие организационных форм юридического консультирования стало возможным в результате постепенного выделения из состава единой прежде адвокатуры сначала независимых коллегий адвокатов, а затем – и самостоятельных консультантов, не обладающих адвокатским статусом. Постепенно из последней группы консультантов возникли юридические фирмы. Одновременно на российском рынке юридических услуг появились филиалы и представительства зарубежных юридических фирм. Таким образом, сфера профессиональной юридической помощи на протяжении более чем 20 лет развивалась стихийно в условиях фактически «нулевого» государственного регулирования.
Подобное развитие рынка юридических услуг привело к тому, что преимуществами свободного регулирования воспользовались как те юристы, которые опережали его развитие, чутко реагируя на возрастающие потребности в юридической помощи быстро растущей экономики, так и те консультанты, которых привлекала в нерегулируемом правовом поле возможность избежать профессионального и этического контроля со стороны адвокатской корпорации.
Исследование мирового опыта показывает, что в подавляющем большинстве стран оказание квалифицированной правовой помощи населению и бизнесу как сфера повышенного риска для материальных и личных интересов клиентов регулируется и регламентируется жесткими нормативными и профессиональными правилами. Однозначно неприемлемой представляется ситуация, при которой разные группы профессионалов, оказывающих одни и те же по сути дела услуги, подпадают под существенно различающиеся регуляторные режимы.
В этой связи предлагается осуществить серию изменений, направленных на постепенное сближение и объединение различных групп субъектов, оказывающих юридические услуги, в единую профессиональную корпорацию, регулируемую едиными нормативными и профессиональными (в том числе этическими) правилами, обладающую единым порядком допуска и исключения из профессии.
Анализ сферы оказания правовой помощи позволяет сделать вывод о том, что такое объединение целесообразно провести на базе обновленной адвокатуры, действующей на основании закона об адвокатуре. Адвокатура представляется оптимальной базой для объединения профессии в силу следующих причин:
1) такое решение является традиционным в подавляющем большинстве стран мира и, следовательно, с одной стороны – доказавшим свою эффективность, с другой стороны – понятным мировому юридическому сообществу и транснациональным клиентам;
2) адвокатский статус в наибольшей степени соответствует природе квалифицированной юридической помощи как непосредственно связанной с публично-правовыми функциями, прежде всего, в случаях судебного представительства и особенно защиты в уголовном судопроизводстве;
3) в рамках адвокатуры достигается баланс государственного и внутрикорпоративного регулирования;
4) адвокатура уже сегодня обладает организационной структурой, на базе которой технически возможно осуществить объединение профессии.
Важным аспектом реформы является готовность самой адвокатуры к изменениям и существенному реформированию. В ходе реформы ряды адвокатуры пополнят, в том числе, лучшие представители юридического консалтинга, которые и сегодня, несмотря на формальное отсутствие контроля над ними, дисциплинарных практик и формализованных этических правил, отвечают самым высоким требованиям. Реформирование юридической профессии только тогда станет возможным, когда указанные лица получат реальную и эффективную возможность обогатить адвокатуру своими опытом, компетенцией и морально-этическими стандартами, а сама адвокатура будет готова предоставить этой части консультационного сообщества равные и справедливые права на участие в профессиональной жизни и самоуправлении. Ключевой предпосылкой реформы является и создание действенных механизмов для устранения из существующего адвокатского сообщества недобросовестных и неквалифицированных лиц, повышение доверия общества к институту адвокатуры в целом.
При проведение реформы планируется объединение на базе адвокатуры следующих групп участников рынка профессиональной юридической помощи:
a) собственно адвокатура (группа 1);
b) юридический бизнес (группа 3);
c) юридические консультанты, осуществляющие деятельность в составе некоммерческих организаций (группа 4).
Юристы из группы 2 (юрисконсульты, осуществляющие профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических служб предприятий, учреждений, организаций) не включены в процедуру объединения на базе адвокатуры, за ними сохраняется право на судебное представительство предприятий, учреждений, организаций, группы компаний, холдинга, в которых они осуществляют деятельность по трудовому договору. Право быть представителем в суде наряду с представителем-юристом (юрисконсультом) возможно предоставить и другим сотрудникам предприятий, учреждений, организаций, холдингов, группы компаний, участие которых в судопроизводстве необходимо для представления интересов предприятий, учреждений, организаций.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица (группа 5), будут поставлены перед выбором: либо вступить в адвокатуру на общих основаниях, либо прекратить юридическую практику.».
Наряду с задачей по объединению юридической профессии в единую корпорацию задачей реформы является приведение организационно-правового, трудоправового и фискального инструментария адвокатуры в соответствие с потребностями современного рынка юридических услуг.
Наиболее проблемными в настоящее время представляются следующие аспекты:
1) возможность вступления адвокатского образования от своего лица в договорные отношения с доверителями по оказанию квалифицированной юридической помощи;
2) объем правосубъектности адвокатского образования;
3) проблема ответственности адвоката и ответственности адвокатского образования по обязательствам адвоката, а также страхования рисков профессиональной ответственности;
4) возможность найма адвоката другим адвокатом или адвокатским образованием;
5) допустимость получения адвокатским образованием финансового результата и распределения гонораров между адвокатами.
Анализ зарубежного регулирования и правоприменительной практики
Практика законодательного регулирования деятельности по оказанию юридической помощи в странах с развитой правовой системой во многом схожа с тем порядком, который определен в качестве цели реализации Концепции. Общим признаком данного правопорядка является осуществление деятельности по оказанию юридической помощи (услуг) адвокатами.
Так, в ходе исследования правовых систем более 100 государств мира выявлены следующие статистические данные:
i) в 54% государств существует «адвокатская монополия» на весь спектр юридических услуг de jure;
ii) в 22% государств – «адвокатская монополия» на весь спектр юридических услуг de facto;
iii) в 14% государств – исключительное право адвокатов на судебное представительство;
iv) лишь в 10% государств (наряду с Россией это Албания, Конго, Казахстан, Киргизия, Молдова, Украина, Эстония) – исключительное право адвокатов лишь на представительство по уголовным делам (и в некоторых случаях в ходе конституционного судопроизводства).
Сравнительный анализ российских и европейских
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|