Сделай Сам Свою Работу на 5

Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования





К О Н Ц Е П Ц И Я

Регулирования рынка профессиональной юридической помощи

 

Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи (далее – Концепция) направлена на обеспечение доступа граждан и юридических лиц к получению квалифицированной юридической помощи, разработана в целях реализации государственной программ ы Российской Федерации «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 312 (далее – государственная программа) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 18 (ч. III), ст. 2158).

Целями государственной программы являются развитие в обществе правовой модели поведения граждан, преодоление правового нигилизма, поддержание устойчивого уважения к закону.

Применительно к регулированию рынка профессиональной юридической помощи (подпрограмма 1 «Обеспечение защиты публичных интересов, реализация прав граждан и организаций») для достижения указанных целей в государственной программе поставлены следующие задачи:

1) упорядочение системы оказания квалифицированной юридической помощи и реформирование института адвокатуры;



2) объединение разрозненного рынка юридических услуг в единую регулируемую профессию, подчиняющуюся общим этическим требованиям;

3) развитие и поддержание конкуренции на рынке профессиональных юридических услуг путем ограничения доступа на рынок для недобросовестных участников;

4) создание механизма регулярного профессионального совершенствования и подтверждения квалификации адвокатов, а также введения
в действие эффективного механизма исключения из профессии;

5) развитие механизмов оказания адвокатами бесплатной юридической помощи.

 

Основная идея, цель и предмет регулирования

 

Российская Федерация является одной из немногих стран мира, в которых право гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе в установленных законом случаях, на получение бесплатной юридической помощи, носит конституционный характер (статья 48 Конституции Российской Федерации). Вместе с тем в силу ряда исторических причин практическая реализация этого права затруднена.



Современный рынок профессиональной юридической помощи в Российской Федерации представлен несколькими группами участников с разными условиями регулирования в части допуска к профессии, требований к субъектам, механизмов корпоративного регулирования, мер ответственности за нарушение правовых норм и этических правил, степени регуляторного участия государства.

Отсутствие единого подхода к правовому регулированию профессиональной юридической помощи не только затрудняет реализацию прав граждан
и организаций, но и отрицательно влияет на обеспечение защиты публичных интересов.

Существующая ситуация не отвечает интересам ни потребителей юридической помощи, которые лишены гарантий оказания качественных услуг в виде механизма привлечения к ответственности непрофессиональных консультантов, ни адвокатов, которые испытывают конкуренцию со стороны участников нерегулируемого рынка, ни независимых консультантов, которые не могут воспользоваться традиционными для развитых рынков юридических услуг элементами статуса адвоката
и инструментами выстраивания отношений с клиентами (этические правила, страхование ответственности и т.д.).

Ключевой проблемой современного российского рынка профессиональной юридической помощи является наличие среди адвокатов и консультантов, оказывающих юридические услуги, немалого числа лиц, предоставляющих клиентам услуги самого низкого качества, зачастую вовлеченных
в недобросовестные, а иногда и в преступные практики. При этом действующее правовое регулирование не содержит эффективных механизмов борьбы с такими лицами.



Вместе с тем за период, прошедший с момента разделения адвокатуры
и юридического консалтинга в начале 1990-х годов, на рынке профессиональной правовой помощи возникло немало организаций, придерживающихся самых высоких стандартов профессии, но при этом не интегрированных в адвокатуру.

Таким образом, основной задачей предстоящей реформы является объединение разрозненной сферы профессиональной юридической помощи
в единое профессиональное сообщество, подчиненное общим правовым
и этическим правилам, объединяющим лучшие стандарты как сегодняшней адвокатуры, так и юридического консалтинга. При этом должен быть создан механизм эффективного избавления профессиональной юридической корпорации от недостойных участников. Важным результатом преобразований должно стать создание современной адвокатуры, отвечающей вызовам времени и запросам самых разных групп клиентов, включая крупные российские и транснациональные компании.

 

 

Место предлагаемых изменений в системе действующего законодательства

Российской Федерации

 

Предлагаемое реформирование рынка профессиональной юридической помощи направлено на реализацию гарантий получения квалифицированной юридической помощи, установленных статьей 48 Конституции Российской Федерации, и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, касающихся квалифицированной юридической помощи, выраженных
в постановлениях от 28.01.1997 № 2-П, от 26.12.2003 № 20-П, от 09.07.2012 №17-П, определениях от 05.12.2003 № 446-О и № 447-О, от 05.02.2004№ 25-О.

Реформирование рынка квалифицированной юридической помощи
не распространяется на государственных служащих органов государственной власти и органов местного самоуправления, работников государственных юридических бюро, нотариусов, патентных поверенных.

Реформа квалифицированной юридической помощи не затрагивает юрисконсультов, осуществляющих профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических служб предприятий, учреждений и организаций (юридических лиц), группы компаний, холдингов.

Положения настоящей Концепции не распространяются на оказание юридической помощи субъектам предпринимательской деятельности общественными помощниками, уполномоченных по защите прав предпринимателей, а также лицами, которые на основании трудового или гражданско-правового договора обеспечивают деятельность уполномоченных по защите прав предпринимателей.

Положения настоящей Концепции также не распространяются
на сотрудников, имеющих специальные звания, военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих профессиональную юридическую деятельность в органах государственной власти.

Поскольку общее содержание преобразований сводится к объединению всех лиц, оказывающих на профессиональной основе юридические услуги третьим лицам, на базе существующей адвокатуры потребуется соответствующее изменение нормативного регулирования данного института. Помимо изменений Закона
об адвокатуре предполагается отдельные нормативные правовые акты дополнить положениями о понятии квалифицированной юридической помощи и условиях
ее оказания.

Изменения и дополнения в законодательство об адвокатской деятельности
и адвокатуре, касающиеся организационно-правовых форм адвокатских образований, порядка их создания и деятельности, необходимо согласовать
с нормами, регулирующими деятельность юридических лиц (Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая).

В части регулирования трудовых прав и обязанностей адвокатов в случае
их найма по трудовому договору необходимо дополнение Трудового кодекса Российской Федерации нормами, определяющими особенности труда адвокатов
и распространяющими на адвокатов, работающих по найму, социальных гарантий работников.

Вопрос об установлении исключительного права адвокатуры на судебное представительство будет рассматриваться при подготовке изменений и дополнений
в процессуальное законодательство и по согласованию с заинтересованными органами государственной власти и организациями.

Введение в законодательство понятия квалифицированной юридической помощи, в том числе для исключения из сферы оказания квалифицированной юридической помощи недобросовестных участников.

Вопрос о предоставлении адвокатам социальных гарантий, эквивалентных гарантиям, предусмотренных действующим трудовым законодательством для работников, и направленных на создание благоприятных условий работы адвокатов
в адвокатском образовании, обеспечивается внесением изменений в трудовое
и социальное законодательство.

Объединение субъектов оказания квалифицированной юридической помощи потребует введения обязательного страхования рисков профессиональной ответственности адвокатов и адвокатских образований как в целях защиты интересов самих адвокатов (адвокатских образований), так и их доверителей,
а также требования об обязанности адвокатов и адвокатских образований раскрывать сведения о наличии заключенного договора страхования.

Для дальнейшего развития системы бесплатной юридической помощи необходимо будет предусмотреть порядок привлечения стажеров к оказанию бесплатной юридической помощи, предусмотреть в законодательстве стимулы для оказания адвокатами бесплатной, качественной и доступной юридической помощи социально незащищенным слоям населения, законодательно расширить случаи
ее оказания.

Подготовка соответствующих изменений в действующее законодательство Российской Федерации будет осуществляться по согласованию с заинтересованными федеральными органами государственной власти в установленном порядке

 

Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.