Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и виды социально-экономических систем





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ ИМ. К.Г. РАЗУМОВСКОГО

(Первый казачий университет)

Кафедра «Экономика и управление территориальными кластерами»

 

Конспект лекций

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИЙ

 

Направление подготовки: 080200 - «Менеджмент»

Профиль подготовки: «Государственное и муниципальное управление»

Степень выпускника: бакалавр менеджмента

Форма обучения: заочная

Сроки обучения: полная, сокращенная

 

Москва 2014 г.

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..4

1. Социально-экономическая система………………………………….......7

1.1. Понятие и виды социально-экономических систем………………......7

1.2. Управление социально-экономической системой…………………..10

1.3. Регион как социально-экономическая система………………………13

1.4. Отраслевая структура экономики региона……………………….......18

1.5. Региональные особенности рынка труда……………………………..22



2. Стратегия социально-экономического развития территории…….......27

2.1. Основные положения стратегии экономического развития

территории ……………………………………………………………..27

2.2. Методы оценки уровня социально-экономического развития

территории …………………………………………………………….31

2.3. Основные направления региональной политики государства……...34

2.4. Пространственная организация и специализация хозяйства………..40

2.5. Факторы, влияющие на социально-экономическое развитие……….42

2.6. Конкурентоспособность региона и пути ее повышения……………..42

3. Методология анализа социально-экономического

развития территории……………………………………………………..43

3.1. Анализ социально-экономического развития регионов……………..43

3.2. Система комплексного анализа социально-экономического

состояния регионов…………………………………………………… 63

3.3. Анализ социально-экономического положения

муниципального образования………………………………………...66

3.4. Основные показатели социально-экономического развития региона69



3.5. Методика комплексной оценки уровня социально- экономического развития субъектов РФ…………………………………75

4.Кластерный подход к анализу экономики территории…………………82

4.1. Экономические кластеры: понятие, виды, условия

возникновения и функционирования………………………………….82

4.2. Формирование и государственное регулирование развития

кластеров в экономике регионов………………………………………..85

4.3. Кластерный анализ…………………………………………………..89

4.4. Методические аспекты анализа текущих показателей конкурентоспособности региона…………………………………………...90

Глоссарий…………………………………………………………………….99

Список литературы………………………………………………………...100

 

Введение

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития (СЭР) Российской Федерации до 2020 года определено, что стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, ее выход на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи — производству валового внутреннего продукта. Достижение этой цели предполагает:

- выход России на стандарты благосостояния, соответствующие развитым странам мира;

- обеспечение научного и технологического лидерства России по направлениям, обеспечивающим ее конкурентные преимущества и национальную безопасность;

- обеспечение специализации России в мировой экономике на основе передовых научно-исследовательских разработок и высоких технологий;



- укрепление позиций России в формировании глобальной энергетической инфраструктуры;

- превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, обладающих независимой национальной финансовой инфраструктурой и обеспечивающих лидирующие позиции России на финансовых рынках стран СНГ, Евразийского экономического сообщества, Центральной и Восточной Европы;

- формирование эффективных демократических институтов, влиятельных и активных институтов гражданского общества.

Осуществление целей Правительства РФ на региональном уровне предусматривает:

- реализацию принципа устойчивого развития, основанного на сбалансированности экономических, социальных и экологических приоритетов развития региона, и их соответствие целям Правительства РФ;

- ориентацию на опережающее развитие секторов, которые могут играть роль "точек роста", причем как общенациональных (транспортная инфраструктура, АПК, санаторно-курортный и туристский комплекс), так и региональных, которые выполняют функции "ведущего звена" для экономической системы. Выявление и активизация потенциала новых "точек роста" (топливно-энергетический и лесопромышленный комплексы, сектор инновационной деятельности и другие);

- обеспечение комплексного и системного подхода (учет и максимальное использование эффектов, обусловленных взаимовлиянием целей, наличием сопряженных результатов в реализации целевых проектов различной направленности, мультипликативных эффектов, обеспечивающих рост экономики);

- преемственность программных документов (федеральных и региональных целевых программ, локальных отраслевых программ);

- реализацию потенциала региона на основе взаимовыгодного межрегионального и международного сотрудничества.

Анализ социально-экономического положения субъекта РФ, разработка региональных прогнозов и программ СЭР территории являются важными составляющими общей стратегии и концепции развития региона. На их основе органы региональной власти и управления принимают наиболее оптимальные управленческие решения, при реализации которых будут затрагиваться интересы всего населения субъекта Федерации. Необходимой предпосылкой принятия органами местного самоуправления различных управленческих решений, в т.ч. и в сфере комплексного социально-экономического развития территории, является анализ социально-экономического положения муниципального образования.

Процесс стратегического планирования развития региона должен основывается на объективной оценке его существующего положения. Именно от наличия подобной адекватной оценки настоящего зависят результаты, которые могут быть получены в будущем. В связи с этим, одной из наиболее актуальных задач в ходе анализа настоящего положения региона является задача по изучению социально-экономической сферы региона.

 

Тема 1. Социально-экономическая система

План лекции

1.1. Понятие и виды социально-экономических систем

1.2. Управление социально-экономической системой.

1.3. Регион как социально-экономическая система

1.4. Отраслевая структура экономики региона

1.5. Региональные особенности рынка труда

 

Понятие и виды социально-экономических систем

«Системой является совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности» (Ерохина Е. А. «Теория экономического развития: системно-синергетический подход»).

Понятие «система» можно определить как единство многообразных элементов, объединенных общим качеством.

Социально-экономическая система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социально-экономическая система имеет определенные исторические, географические, этнические, духовные, политические и экономические границы. Это в свою очередь означает, что она может воплощаться в конкретных государственно-политических образованиях или в форме иных, меньших по масштабу, общественно-хозяйственных организаций.

К социально-экономическим системам относятся предприятия, отрасли, муниципальные образования, регионы и т.д. Система всегда реагирует на внешние возмущения и стремится вернуться в состояние равновесия. Однако если под воздействием внешних сил система далеко уходит от равновесного состояния, то она может стать неустойчивой и не вернуться в равновесное состояние. В определенной точке (точка бифуркации) поведение системы становится неопределенной. Иногда и незначительное воздействие на систему может привести к значительным последствиям, и тогда система переходит в новое качество. Причем этот переход осуществляется скачкообразно.

Принципы системности предполагают рассмотрение территории (современной организации), в первую очередь, как социально-экономической системы, обладающей рядом специфических, присущих только ей особенностей: ·

1. Целостность, когда все элементы и части системы служат достижению общих целей, стоящих перед регионом (организацией) в целом. Это не исключает возможности возникновения неантагонистических противоречий между ее отдельными элементами (подразделениями);

2. Иерархичность. Это означает, что каждая система может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка.Каждый ее элемент, подсистема, в свою очередь, может рассматриваться как большая система, а сама исследуемая система представляет собой лишь один из элементов более широкой, глобальной системы. К примеру, экономика России, как переходная, может быть рассмотрена в качестве одного из элементов мировой системы.

3. Интегративность, которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.

4.Сложность, которая проявляется в большом количестве обратных связей, в том числе и в процессе стратегического планирования и управления;

5. Большая инерционность, что предопределяет возможность с высокой степенью достоверности предсказывать развитие региона (организации) в будущем;

6. Высокая степень надежности функционирования, которая предопределяется взаимозаменяемостью компонентов и способов жизнедеятельности организации, возможностью использования альтернативных технологий, энергоносителей, материалов, способов организации производства и управления;

7. Параллельное рассмотрение натуральных и стоимостных аспектов функционирования системы. Это позволяет постоянно соизмерять и оценивать эффективность деятельности региона (организации), системы управления и реализации ее стратегии.

Среди множества факторов, влияющих на деятельность региона, можно выделить три группы факторов:

1. Факторы, характеризующие экономическую среду как рынок сбыта и поставки.

2. Факторы, характеризующие используемую рабочую силу.

3. Факторы, характеризующие состояние финансов организаций и финансового рынка в целом.

Реальная практика постоянно подтверждает системный характер экономики. Объективно существующие экономические системы находят свое научное отражение в теоретических (научных) экономических системах.

Первый развернутый анализ экономики как системы был дан основоположником классической школы политэкономии Адамом Смитом в его главном научном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов", опубликованном в 1776 году.

Адам Смит предложил свой взгляд на роль государства в экономике, который в дальнейшем назвали классической теорией. В соответствии с ним государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, гарантировать соблюдение правил. Иными словами, государство должно делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Но главным условием, когда это действительно выполняется, является требование, чтобы для всех субъектов хозяйственной деятельности реализовать и гарантировать основные экономические свободы: свободу выбора сферы деятельности, свободу конкуренции и свободу торговли.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.