Сделай Сам Свою Работу на 5

Степень научной разработанности темы.





Малахова М.Н.

Тема исследования:Психолого – педагогические условия формирования читательской деятельности младших школьников.

Оглавление

Введение

Глава 1. Читательской деятельности как психолого – педагогическая проблема.

1.1. Сущность и содержание читательской деятельности младших школьников.

1.2. Структурно – содержательная модель формирования читательской деятельности младших школьников.

1.3. Психолого – педагогические условия формирования читательской деятельности младших школьников.

Выводы по первой главе.

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию читательской деятельности младших школьников.

2.1. Изучение уровня сформированности читательской деятельности младших школьников.

2.2. Технология формирования читательской деятельности младших школьников.

2.3. Проверка результатов опытно – экспериментальной работы по формированию читательской деятельности младших школьников.

Выводы по второй главе.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

Актуальность темы. Формирование читательской деятельности -это важная научно-педагогическая проблема. Ее актуальность обусловлена исключительной, неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека, которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального, в широком смысле, духовного становления личности, необходимым условием социальной активности каждого человека.
Исходя из сказанного, действительно трудно переоценить всю ответственность и серьезность методических поисков, приведших к открытию эффективных путей и средств формирования читательской деятельности у учащихся (Е.В.Квятковский, А.И.Липкина, Т.К.Макарова, В.Ф.Чертов).Чтобы понять значительность этих открытий и сконцентрировать внимание на еще не решенных вопросах формирования читательской деятельности младших школьников, важно учитывать, что в психолого-педагогической литературе существует два понятия детского чтения. В узком смысле слова - интерес к чтению, т.е. желание и потребность воссоздания смысла чужой речи по ее письменной форме: интерес к механизму прочитывания, к переводу напечатанных знаков в звуки и осмысление звуковых комплексов. Такой интерес характерен для начинающего ребенка, который, открыв букварь или взглянув на книгу, на вывеску, очень хочет суметь понять смысл напечатанных там слов, а также для первоклассника, только что научившегося процессу раскодирования отдельных слов и простых предложений, которому хочется продемонстрировать свое умение перед окружающими еще и еще раз. В широком смысле слова – читательская деятельность, т.е. активное отношение читателя к человеческому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом обязательно проявление читателем умственной и эмоциональной активности, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге как инструменте для чтения, в тексте как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт при условии квалифицированного прочтения текста.





Сегодня педагогические исследования, оперируя психологической закономерностью о переходе внешних влияний во внутренний план личности, в ее сознание, переживания, побуждения, приводят к поиску таких путей воспитания и обучения, которые бы с большим эффектом трансформировались в эти внутренние процессы. Речь идет не только о том, чтобы в процессе обучения произошло усвоение знаний, умений, навыков, но и о создании такой внутренней среды школьника, которая обеспечивала бы его самостоятельно совершаемый встречный процесс к деятельности учителя и тем самым усиливала бы эффект развития. Решающая роль в создании условий, способствующих повышению познавательной активности учащихся, отводится интересу.



Формирование читательской деятельности привлекало внимание многих ученых (К.Д.Ушинский, В.П.Вахтеров, П.О.Афанасьев, С.П.Редозубов, Н.П.Кононыкин, Н.А.Щербакова, Н.Н.Щепетова, М.М.Рубинштейн, Н.Д.Молдавская, Л.С.Славина, В.Е.Сыркина, О.И.Никифорова, М.И.Оморокова, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и
др.), особо необходимо отметить работу в этом направлении Н.Н.Светловской и О.В.Джежелей. Однако вопрос о педагогических условиях формирования читательской деятельности ни в одном исследовании не ставился и не разрешался, хотя в практике обучения актуальность этой проблемы по-прежнему высока. Специально организованные исследования (Л.С.Дягилева, Р.А.Жданова, И.А.Свиридова) констатируют, что природный познавательный интерес ребенка, впервые пришедшего в школу, в большинстве случаев постепенно угасает, и уряда школьников появляется стойкое нежелание учиться. Наблюдается снижение уровня положительного отношения к учению с 91% у первоклассников до 71% у третьеклассников.

Существует множество определений читательской деятельности, которые иногда рассматриваются лишь как разновидность познавательных интересов. Однако большинство исследователей (Н.А.Бодрова, Г.Г.Граник, Л.А.Концевая, Н.Кудина, З.Н.Новлянская, Н.Г.Морозова, Л.А.Николаева, М.И.Оморокова, А.И.Рапопорт, И.З.Постоловский, Т.В.Рубцова, Б.П.Умнов) отмечает, что читательская деятельность может быть квалифицированы и как познавательная, и как эстетическая. Несмотря на то, что в последние три десятилетия проблема формирования и развития читательской деятельности младших школьников разрабатывалась во многих исследованиях, анализ работы учителей в современной общеобразовательной школе свидетельствует о том, что уровень практических усилий по развитию данной деятельности учащихся недостаточно высок. Наблюдения и практика работы в школе показывают, что учителя до сих пор интересует больше степень овладения учащимися программным материалом, но не глубокая продуманная работа по развитию у них интереса к знаниям, познавательной потребности. Анализ уроков, беседы с учителями позволили отметить, что в практике обучения чтению имеются существенные недостатки в организации работы по развитию познавательного интереса к предмету.
Фрагментарное использование учителями средств стимулирования познавательного интереса для решения таких задач, как формирование у детей читательской деятельности, изучение художественного произведения в соответствии с его природой, т.е. как произведения словесного искусства, приобщение школьников к основам родной культуры не может быть осуществлено в полной мере без всестороннего изучения проблемы интересов. Поэтому для эффективного проведения такой работы необходимо научно определить реальные учебные возможности учащихся, а также оптимальные психолого-педагогические условия ее протекания.
Недостаточная разработанность проблемы, ее большая практическая значимость определили актуальность темы данного диссертационного исследования.
Изучение особенностей влияния искусства слова на формирование личности имеет давние традиции: эти проблемы частично рассматривались еще в трудах Платона, Аристотеля, Плутарха. Анализ современной психолого-педагогической и научно-методической литературы свидетельствует, что предметами исследований ученых были: роль художественных произведений в развитии личности (М.М. Бахтин, Ф.Т. Бугайко, Г.М.Нечкина, Г.И.Рыбникова, В.А.Сухомлинский); психофизиологические особенности восприятия художественных явлений (Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, Н. С.Лейтес, Н.Д. Молдавская, О.И. Никифорова, Ж.Ж. Пиаже); воспитание культуры чтения (С. И.Поварнин, А.П. Примаковский, Н.А.Рубакин, Н.В. Чепелева). Проблемы становления методики чтения нашли отражение в трудах Г. В. Бунакова, М.П. Воюшиной, М.Я. Острогорского, К.Д. Ушинского, В.В. Шереметьевского и др. Научный интерес в формировании читательской деятельности на этапе адаптации ребёнка к школе представляют труды ученых О.В. Джежелей, Н.Н. Светловской, О.В.Соболевой, в которых рассматриваются особенности воспитания читателя.

Степень научной разработанности темы.

Несмотря на достаточно большое количество публикаций по проблеме читательской деятельности, недостаточно изучена специфика психолого – педагогических условий формирования читательской деятельности младших школьников.

Повышенный научно-исследовательский интерес к изучению сформированности читательской деятельности, проявляют психологи и педагоги (М.М. Бахтин, М.П. Воюшиной, М.Я. Острогорского, К.Д. Ушинского, В.В. Шереметьевского, В.П.Вахтеров, П.О.Афанасьев, С.П.Редозубов, Н.А.Щербакова, Н.Н.Щепетова, М.М.Рубинштейн, Н.Д.Молдавская, Л.С.Славина, О.И.Никифорова, М.И.Оморокова, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.).

Научный интерес в формировании читательской деятельности на этапе адаптации ребёнка к школе представляют труды ученых О.В. Джежелей, Н.Н. Светловской, О.В.Соболевой, в которых рассматриваются особенности воспитания читателя.

В ходе изучения литературы по данной проблематике и практического опыта нами были выявлены следующие противоречия:

- между потребностями подростков в творческом чтении и низким уровнем сформированности умений и навыков организации самостоятельной читательской деятельности;

- между необходимостью реализации активной читательской деятельности младших школьников в самостоятельном чтении и недостаточным умением руководителей организовать этот процесс;

- между необходимостью повышения роли семьи и библиотеки в поддержке читательской активности младших школьников и несовершенством системы взаимодействия «школа - библиотека - семья», «преподаватель - библиотекарь - родитель – младший школьник».

Разрешение этих противоречий возможно лишь на основе построения целостной системы педагогических условий и определения критериев успешного функционирования данной системы. Проблемы взаимодействия урока, внеурочной работы и школьного дополнительного образования как форм комплексного воспитательного воздействия на читательскую активность младших школьников не были предметом специального исследования в педагогической науке.

Выявленные противоречия указывают на актуальность заявленной нами проблемы, суть которой мы сформулировали следующим образом: определить психолого – педагогические условия формирования читательской деятельности младшего школьника.

Решение этой проблемы – цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс формирования читательской деятельности младших школьников.

Предмет исследования: психолого – педагогические условия формирования читательской деятельности младшего школьника.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что эффективность формирования читательской деятельности младшего школьника зависит от использования на уроках литературного чтения следующих психолого – педагогических условий:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей восприятия произведения;

- обучение всем видам чтения;

- доступность предлагаемого материала для чтения младшим школьникам;

- опора на целостное, непосредственное, эмоциональное восприятие прочитанного;

- единство формы и содержания при анализе художественных текстов;

Исходя из цели, объекта, предмета, гипотезы мы выделили следующие задачи:

провести анализ психолого – педагогической и методической литературы по проблеме исследования.

охарактеризовать содержание и структуру читательской деятельности.

проанализировать методы и приёмы организации читательской деятельности младшего школьника.

проверить опытно - экспериментальным путем эффективность формирования читательской деятельности.

Методологическую основу исследования составляет теоретический анализ философских и психолого - педагогических исследований о системно-личностном подходе к формированию личности, о творческой сущности человека и определяющей роли деятельности в становлении личности (А.П. Асмолов, А.Г. Здравосмыслов), психолого - педагогические идеи о влиянии возраста и социокультурной среды на развитие читательской деятельности школьника (Б.Т.Ананьев, Л.С.Выготский, Н.Г.Морозова, М.М.Рубинштейн), идеи отечественной педагогики о народности воспитания и о роли чтения в воспитании (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой), идеи зарубежной педагогики (Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо); продуктивные психолого -педагогические концепции о стратегии воспитания и образования (Ш.А.Амонашвили, А.ГАсмолов, Л.С.Выготский); ведущие положения психологии и педагогики о роли интереса в обучении (Г.И.Щукина, Н.Г.Морозова, К.Дусавицкий, Л.И.Божович, В.Б.Бондаревский, В.В.Давыдов); современные психологические и психолингвистические теории о речевой деятельности (А.А.Леонтьев, Л.В.Занков, А.М.Шахнарович и др.).

Теоретическую основу составили: зарубежные и отечественные исследования роли художественных произведений в развитии личности (М.М. Бахтин, Ф.Т. Бугайко, Г.М.Нечкина, Г.И.Рыбникова, В.А.Сухомлинский); психофизиологические особенности восприятия художественных явлений (Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, Н. С.Лейтес, Н.Д. Молдавская, О.И. Никифорова, Ж.Ж. Пиаже); воспитание культуры чтения (С. И.Поварнин, А.П. Примаковский, Н.А.Рубакин, Н.В. Чепелева). Проблемы становления методики чтения нашли отражение в трудах Г. В. Бунакова, М.П. Воюшиной, М.Я. Острогорского, К.Д. Ушинского, В.В. Шереметьевского и др. Научный интерес в формировании читательской деятельности на этапе адаптации ребёнка к школе представляют труды ученых О.В. Джежелей, Н.Н. Светловской, О.В.Соболевой, в которых рассматриваются особенности воспитания читателя.

Исследования зарубежных и отечественных учёных (С.В. Баранова, Дж. Брунера, В.В. Давыдова, Х. Таба) убедительно свидетельствуют, что глубина и прочность формирования читательской деятельности зависит от методов и приёмов чтения и анализа текстов в художественной литературе.

Для решения исследовательских задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:

1)теоретические – теоретико-методологический и сопоставительный анализ, обобщение и интерпретация научной литературы по теме исследования (изучение философской, психолого-педагогической, культурологической, социологической, медицинской литературы, информационный поиск в сети Интернет);

2) эмпирические – анкетирование; тестирование; эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); дополнительные методы сбора информации (беседа, анкетирование, интервьюирование школьников и педагогов); диагностические задания; наблюдение; обобщение.

Эмпирической базой для проведения исследования стала МБОУ «Гимназия № 4» города Курска. Исследованием было охвачено ……. учащихся.

Основные этапы исследования:

1 этап – теоретический. Изучение отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме; конкретизация темы исследования, обоснование понятийного аппарата исследования; выявление психолого – педагогических условий формирования читательской деятельности; постановка констатирующего эксперимента, анализ полученных данных.

2 этап – эмпирический. Экспериментальное обоснование проблемы; диагностика младших школьников

3 этап – заключительный. Обобщение и анализ результатов исследования, формулирование выводов по теме исследования, написание статей, оформление диссертации.

Достоверность результатов исследования обусловлены адекватностью используемых методов поставленным задачам исследования, сочетанием количественного и качественного анализа материала, обеспечивались всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, сопоставимостью основных данных эмпирического исследования с результатами других авторов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- уточнена и раскрыта специфика понятия «читательская деятельность» у учащихся начальных классов;

- определены критерии и уровни сформированности читательской деятельности у учащихся начальных классов;

- разработана система педагогических условий по формированию читательской деятельности у учащихся начальных классов;

-выявлены особенности педагогического руководства формированием читательской деятельности у младших школьников;

- составлена модель формирования читательской деятельности у учащихся начальных классов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе созданы теоретические предпосылки для дальнейшего изучения читательской деятельности младших школьников, в разработке системы педагогических условий, способствующих формированию читательских интересов у учащихся начальных классов, в уточнении теоретических подходов к понятию «читательская деятельность» с точки зрения особенностей младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследованиязаключается в диагностике младших школьников, склонных к низкому уровню читательской деятельности, предложена теоретически обоснованная и проверенная в ходе опытно-экспериментальной работы с учащимися авторская система педагогических условий по формированию читательских интересов у учащихся начальных классов.

В работе предложены методы диагностики читательской деятельности к ее формированию.

Структура диссертации определяется логикой проведенного исследования и поставленными задачами.

Диссертация состоит из введения, глав, выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, выделяются цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, этапы, база и методы исследования; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость; формулируются положения, выносимые на защиту; характеризуются результаты проведенных изысканий, указана сфера их внедрения.

В первой главе опираясь на лучшие педагогические, психологические, методические работы (М.М. Бахтин, Л.С. Выготский, Г.М. Нечкина, К.Д. Ушинский, М.Б. Воюшина, Н.Н. Светловская и др.), анализируется читательская деятельность и её виды, отмечается этапы её формирования и развития в начальной школе, подробно анализируется сущность и содержание читательской деятельности младших школьников.

Во второй главе исследования описано более 30 методов и приёмов формирования читательской деятельности младшего школьника (беседа, техника чтения, методика «Дерево», прогнозирование по названию, пересказ, литературные игры, анализ текста, творческие виды работ с текстом и др.), описаны технологии и уровни сформированности читательской деятельности младших школьников.

В заключении обобщены результаты исследования, изложены выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.