Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и задачи государственного финансового контроля. Проблемы в его организации





 

Государственный финансовый контроль (ГФК) в России реализуется, главным образом, в регламентированной законодательством деятельности ряда специальных государственных органов — это Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина РФ, Главное управление федерального казначейства Минфина РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, органы банковского контроля России.

ГФК — одна из важнейших функций государственного управления. В широком смысле — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

· ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами

(капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;

· нарушений финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;



· недостатков в организации системы управления финансово-хозяйственной деятельностью государственных

органов, предприятий, организаций (в том числе внутреннего контроля) с полным или частичным государственным участием или особо связанных с государством. Цель ГФК — обеспечить соблюдение принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

В принципе, ГФК можно представить как сложную социально ориентированную систему. В системе ГФК, по нашему мнению, можно выделить следующие основные элементы:

– организационная структура (включая ее звенья — органы контроля, статус и порядок их взаимосвязей);

– методологическая основа (определения понятий, целей, задач, принципов, требований, видов ГФК);



– нормативно-правовая база;

научно-исследовательская и учебная база, кадровое обеспечение;

– материально-техническое и финансовое обеспечение (в том

числе финансовые ресурсы, техника, помещения и т.д.);

– информационно-коммуникационная инфраструктура.

Основные параметры элементов системы ГФК — законность, целесообразность, эффективность, оптимальность оргструктуры.

В конечном итоге, проверка соблюдения законов и других нормативно-правовых актов финансово-хозяйственного

характера, т.е. законности, позволяет поддерживать устойчивость бюджетных процессов и стабильность государственного

финансового устройства, вовремя вскрывать отклонения от

заданных нормотворческими органами правил и процедур, а

также вносить в них необходимую коррекцию.

Целесообразность — категория, охватывающая не только характеристику целевого расходования государственных

средств и использования за счет приобретенного за счет этих

средств имущества, но и соответствие деятельности намеченным целям, программам, приоритетам.

С точки зрения эффективности проверяется не только экономное и оптимальное управление и использование государственных финансовых средств и иной собственности, предотвращение растрат и бесхозяйственности, но и возможность выполнения государственных программ, проведения различного рода государственных (или с участием государства) мероприятий с наименьшими затратами и наибольшим эффектом.

Оптимальность организационной структуры управления государственными финансами и иной собственностью оценивается и структура аппарата, и численность, и распределение обязанностей между ответственными работниками государственных органов и их взаимодействие, анализируются процедуры, стиль и методы работы органов исполнительной власти, анализируется их способность принимать адекватные решения финансового характера, коммуникации, регламенты и структуры информационных потоков и т.д.



В настоящее время существуют определенные проблемы в

организации государственного финансового контроля.

В принципе, вообще отсутствует официальная позиция

по поводу государственного контроля. Например, в Конституции РФ о всех ветвях государственной власти сказано много, но

слишком мало (лишь несколько слов о Счетной палате РФ) —

o важной функции, обеспечивающей эту власть и управление

государством, т.е. о контрольной функции. По нашему мнению, основные положения (как минимум — статус и компетенция основных органов, их система) должны быть закреплены

конституционно либо в специальном законе.

Отсутствует концепция системы ГФК — не говорится ни

слова о данной системе не только в Конституции РФ, но даже в

федеральных законах.

Нет четкой и полной нормативно-правовой базы; ныне

она характеризуется простым набором требований (отсутствует даже само определение государственного финансового контроля). ГФК не стандартизирован, следовательно, отсутствуют

его методологическая база, общие правила, системность, повторяемость, стабильность. Не применяются современные и

опробованные в развитых государствах технологии контроля,

не рассматриваются новые подходы к направлениям и приоритетам в деятельности органов ГФК.

Отсутствует надежная правовая, материально-техническая и социальная база для деятельности государственных контролеров. Не отвечают требованиям происходящих реформ организация и осуществление деятельности субъектов ведомственного контроля (там, где он сохранился).

Практика прокурорского надзора показывает, что контрольная деятельность государственных органов не отвечает предъявленным требованиям, является неэффективной, существующая система отчетности в некоторых из этих органов не позволяет судить о реальном исполнении ими своих функций.

Не определено достаточно четко место и роль каждого субъекта ГФК в его целостной системе, что порождает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности. Отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, имеет место нерациональное разделение обязанностей между субъектами контроля (при условии полного охвата всех объектов).

Органы контроля слабо взаимодействуют, связи между ними нерациональны, имеет место разобщенность и раздробленность в политике контрольных органов, отсутствует единая информационная база, что не позволяет полностью владеть ситуацией и правильно ориентироваться в среде контроля. Отсутствует информационная система о выявляемых правонарушениях в сфере экономики.

Все это говорит о том, что существующий государственный финансовый контроль системой назвать весьма сложно.

В обоснование необходимости усиления (а точнее, создания) системы ГФК может быть добавлен еще один немаловажный пункт: сильный и хорошо организованный ГФК за деятельностью экономических единиц обеспечивает реальную возможность противостоять организованной преступности.

Одно из очевидных проявлений недооценки контроля — недостаточное внимание к вопросам ГФК со стороны ученых и практиков. Не развита соответствующая научно-исследовательская база, практически отсутствуют учебный материал и современные научно-практические разработки, очень мало свежей литературы по вопросам госконтроля. За последние годы появились новые звенья в структуре ГФК, но, тем не менее, наблюдается

очень мало дискуссий по поводу их эффективности, целесообразности, путей совершенствования. То, что внутри существующей системы контроля нет ни научных, ни учебных структур, свидетельствует об отставании от требований жизни и науки.

В принципе, отсутствие научной теории контроля, учитывающей закономерности развития России, является одной из главных причин, тормозящих не только формирование действенной правовой базы контроля, но и практическое создание тесно взаимодействующих друг с другом элементов единой государственной контрольной системы.

Особо приоритетными являются мероприятия по укреплению контроля за исполнением доходной и оптимизацией расходной частей бюджета.

Для повышения роли государства в регулировании рыночной экономики необходимо скорейшее решение вопросов и реальные действия, связанные с формированием основательной нормативно-правовой базы ГФК, его современного методологического, инструктивного и материально-технического обеспечения, с созданием условий для комплектования органов ГФК высококвалифицированными и надежными кадрами. Должны быть решены и проблемы социального развития сотрудников контрольного аппарата, стимулирования труда государственных контролеров, обеспечения их физической защиты.

Итак, для того чтобы ГФК в России был действительно эффективным и соответствовал уровню развитых государств, необходимо произвести существенные преобразования.

В первую очередь, с учетом достижений международной науки и практики, российских особенностей, конституционных и правовых норм должна быть разработана концепция реформирования и развития ГФК, создания его системы. Уже формулирование концепции, идеи, заложенные в ней, являясь актом государственного значения, потребует основополагающих государственных решений.

Основные направления реформирования и развития системы ГФК нам представляются следующими:

· приведение методологической основы в соответствие с современными условиями;

· реформирование организационных структур;

формирование системной и завершенной нормативноправовой базы;

· формирование системы процедур ГФК;

создание современной научно-исследовательской и учебной баз по международным образцам, формирование системы кадрового обеспечения;

· организация адекватной информационно-коммуникационной инфраструктуры;

· материально-техническое (включая социально-бытовое) и финансовое обеспечение функционирования системы ГФК;

разработка механизмов совершенствования ГФК. Необходимо также проанализировать и максимально использовать имеющиеся возможности, а также стартовые условия развития. Поясним это на примере системы кадрового обеспечения ГФК.

В данной системе предполагается наличие следующих основных элементов:

1) порядок назначения руководителей органов ГФК;

процедура определения количества и профессиональноквалификационных характеристик персонала;

2) система набора и распределения кадров, комплексная

оценка их работы, периодическая аттестация;

3) система профессионального развития кадров — методы

определения потребности в доподготовке кадров, программы и технологические процессы их подготовки (обучения) и переподготовки;

4) система должностного развития, роста кадров — ротация

и должностное продвижение;

5) регламенты взаимоотношений;

6) дисциплина труда;

7) мотивация труда;

8) бихевиоральные аспекты взаимоотношений контролеров

между собой и с работниками контролируемых организаций.

Следует отметить, что для развития этой системы, в первую очередь, необходимо предотвратить отток «кадрового

капитала» в частный сектор экономики, привлекать и использовать уже накопленный практический опыт отечественных

специалистов в области экономики и финансов (кадровый

резерв), привлекать молодых специалистов, создав для этого

надежную систему мотивации. Последний аспект особенно важен для стабильного развития отечественного ГФК.

Для решения проблемы финансового обеспечения хотя бы частичного реформирования и развития ГФК целесообразно создать Фонд развития ГФК, закрепив право производить отчисления в данный фонд в размере определенного процента от сумм выявленного по результатам проверок ущерба, а также добровольных взносов как физических, так и юридических лиц.

В быстро изменяющихся условиях становления правового государства и рыночной экономики формирование системы государственного контроля не может быть кратковременным процессом с заранее заданными результатами. Например, любая реструктуризация органов контроля (будь то создание новых органов или переподчинение уже существующих) на первых порах будет сопровождаться определенными трудностями организационного характера — необходимо достаточное количество квалифицированных кадров, их финансовое, материально-техническое обеспечение, потребуется значительная корректировка существующей нормативно-правовой базы, методологическое обеспечение и многое другое.

Поэтому реорганизацию ГФК необходимо осуществлять продуманно, поэтапно на протяжении ряда лет, дабы не нарушить нормальный ход процессов управления. Резкие шаги в этом направлении чреваты остановкой процесса достижения целей ГФК, потерями государственных ресурсов в результате незаконных действий различного рода нарушителей, которые могут воспользоваться слабыми местами в финансовых и контрольных системах, возникающими в ходе любой организации.

В заключение следует отметить, что реорганизацию системы ГФК необходимо проводить синхронно с изменением функций управленческих звеньев в части контроля. Например, на период реорганизации, а точнее – отвлечения работников оргзвеньев ГФК в процессе смены их функций, целесообразно создать временную систему поддержки контрольных функций реструктурируемых органов. Также периодически должна производиться оценка достигнутого, т.е. анализ действенности системы, а при необходимости — уточнение концепции в соответствии с меняющимися политико-экономическими условиями.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.