Сделай Сам Свою Работу на 5

Ревизия как форма финансово-хозяйственного контроля, ее виды и характеристика





 

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Цель ревизии или проверки − осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Ревизия (от лат. revisio — просмотр) — основная форма контроля.



Ревизия— форма документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверностью учета и отчетности; способ документального выявления

недостач, растрат, присвоений или краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. Ревизия — это разносторонняя проверка деятельности предприятия для установления законности, целесообразности и эффективности действий. В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе — отдельным и конкретным.

Если экономический контроль связан с общим регулированием общественных отношений, то ревизия выступает конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени. Ревизиям подлежат конкретные низовые участки народного хозяйства (организации, предприятия, учреждения) или органы хозяйственного управления после осуществления ими хозяйственных операций. Результаты ревизии объявляются и обсуждаются в коллективе субъекта хозяйствования, после чего обязательно применяются соответствующие мероприятия (принимаются решения), что дает возможность повсеместно обеспечить действенность ревизии.



В отличие от других форм контроля, ревизия имеет четкий правовой статус, который закрепляет границы ее распространения, сроки проведения, права и обязанности должностных лиц, порядок оформления и рассмотрения результатов. Ревизия является наиболее распространенной формой экономического контроля. А потому судебно-следственные органы из всех форм экономического контроля применяют как процессуальное средство выявления состава преступления только ревизии.

Основные причины необходимости ревизий:

низкое сознание отдельных работников относительно бережливости и сохранения общественной собственности;

не всегда эффективный предыдущий и текущий контроль со стороны руководителей, бухгалтеров и специалистов соответствующих областей деятельности;

– недостатки в отборе кадров материально ответственных

лиц, некачественная инвентаризация, несовершенство

системы материальной ответственности и т.п.

Поэтому во время ревизии вместе с проведением инвентаризации ценностей и расчетов следует организовать предоставление отпусков тем материально ответственным лицам, которые не пользовались ими больше года, с полной передачей ценностей и осуществить окончательный расчет с уволенными материально ответственными лицами, за которыми числились непереданные ценности, ликвидировать отсталость в разнесении учетных данных по отдельным бухгалтерским счетам и т.п.



Ревизии исследуют финансово-хозяйственную деятельность предприятий и предпринимателей с целью выявления отрицательных явлений, их ликвидации и избежания в будущем. Ревизии активно влияют на выявление причин бесхозяйственности, нарушений законодательства и нормативных актов, оказывают содействие возмещению причиненных конкретными лицами убытков. С этой целью ревизоры используют законодательные и нормативные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность субъектов предпринимательской деятельности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале).

Ревизия также изучает субъект предпринимательской деятельности в статике, ретроспективно, то есть после завершения хозяйственных процессов. Результаты ревизии основываются на документально достоверных доказательствах. Во время ревизии конкретно устанавливают размер убытков, потерь, недостатков, обосновывая это системой доказательств (первичными документами, данными инвентаризаций, объяснительными записками ответственных лиц и т.п.).

Ревизия проводится в соответствии с законодательством о предприятиях. При этом собственник (государство или консолидированный собственник) ставит перед ревизией цель установить, как назначенный им руководитель предприятия выполняет его задания в предпринимательской деятельности. Ревизия оказывает содействие повышению эффективности деятельности, но не выполняет прогнозной функции.

Ревизии различаются по следующим признакам.

По признаку ревизующих органов:

вневедомственные – осуществляют органы других министерств или ведомств: Министерство экономики, Государственный комитет статистики, Антимонопольный комитет и т.п.;

· внутриведомственные – назначаются распоряжением руководителя вышестоящей организации или учреждения.

По признаку полноты проверки:

· полная – охватывает проверкой все виды финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

· частичная — лишь отдельные виды деятельности или хозяйственных операций (кассовые, расчетные, товарные,

производственные и т.п.).

По организационному признаку:

· плановые – проводятся за определенный период времени (одних, два или три года) и охватывают проверкой все

виды финансово-хозяйственной деятельности (полные ревизии), предполагаются в планах проведения ревизий;

внеплановые – проводятся в отдельных случаях и по разным причинам (в случае выявления недостатков, при наличии сигналов о недостатках в работе, нарушениях и злоупотреблениях, с целью контроля за качеством ревизии и т.п.).

По кругу вопросов, которые подлежат проверке:

· сквозные – проводят для проверки взаимосвязанных хозрасчетных организаций и предприятий;

· тематические — это ревизии преимущественно по отдельному вопросу (теме). Они охватывают максимальное

количество предприятий (проверка состояния бухгалтерского учета и финансовой отчетности);

комплексные – включают все виды контроля и охватывают производственную и хозяйственно-финансовую деятельность предприятий, при этом осуществляются документальная ревизия, экономический анализ, проверку оперативной работы и т.п. Такие ревизии проводит бригада, которая состоит из ревизоров, бухгалтеров, экономистов, менеджеров и других специалистов;

· некомплексные – проводятся на небольших по объему работы предприятиях, а также во время частичных ревизий

с участием одного или двух ревизоров (например, ревизия в детском учреждении, школе).

Перечисленные виды ревизий при умелой, рациональной их организации обеспечивают сохранение средств, предупреждение фактов злоупотреблений, повышение эффективности работы субъектов предпринимательской деятельности.

 

 

2.3. Последовательность ревизионного процесса, его планирование и процедуры

 

Ревизионный процесс состоит из целого ряда последовательных этапов. Каждый из этапов имеет свое содержание, функциональное назначение и отделен по времени.

В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности выделяют следующие этапы:

– планирование ревизии;

– подготовка к ревизии;

– составление задачи (программы) проведения ревизии;

– организация работы на месте (объекте) ревизии;

– документальная и фактическая проверка;

– систематизация материалов ревизии и составление акта,

выводов и предложений;

согласование и обсуждение следствий ревизии на предприятии;

– утверждение материалов ревизии;

контроль за выполнением решений, принятых по материалам ревизии.

Министерства, ведомства, концерны, ассоциации, акционерные производственные объединения, которые имеют в

своем составе контрольно-ревизионный аппарат, составляют

перспективные и текущие планы проведения ревизий и тематических проверок в подведомственных предприятиях, учреждениях и организациях.

Перспективные планы составляют преимущественно на

пять лет, текущие — на следующий календарный год. Каждая

ревизия может охватывать период, который начинается со дня

окончания предыдущей ревизии и завершается датой составления баланса, проверкой которого заканчивается запланированная ревизия.

Планирование контрольно-ревизионной работы проводится руководителем ревизионного органа с учетом установленной периодичности ревизий.

Планы ревизий в системе министерств и ведомств составляются контрольно-ревизионными управлениями (отделами) и утверждаются руководителями вышестоящих организаций. План проведения ревизий и проверок сохраняется у руководителя контрольно-ревизионного органа и не подлежит разглашению с целью обеспечения внезапности каждой ревизии или проверки. В планах указывается: на какую дату обревизованы предприятия, вид ревизии, затраты времени в днях, за который период может проводиться ревизия, время проведения – и делается отметка о выполнении. Срок проведения ревизий определяется в зависимости от объемов деятельности и особенностей предприятий, которые ревизуются. Объем ревизии может измеряться оборотом продукции, количеством предприятий и дел, которые подлежат ревизии. Продление установленного срока, в порядке исключения, допускается с разрешения органа, который назначил ревизию.

За каждым ревизором закрепляются объекты ревизии на следующий год с таким расчетом, чтобы не меньше 2/3 рабочего времени отводилось на ревизии, отчет и подготовку к следующей ревизии. Вместе с тем следует отвести время для выполнения внеплановых ревизий (например, по требованию судейско-следственных органов).

При планировании комплексных ревизий следует решить ряд организационных вопросов. В связи с этим планированию ревизий должно предшествовать глубокое изучение подведомственных предприятий, которое даст возможность правильно установить последовательность и порядок проведения ревизий.

После утверждения планов ревизий начинается подготовка к проведению ревизии. Кроме того, проведению ревизии предшествует изучение имеющихся в организации, которая назначила ревизию, финансовых, банковских и других органах отчетных и статистических данных, материалов предыдущей ревизии и тематических проверок и другой текущей информации, которая характеризует хозяйственную деятельность и финансовое состояние предприятия, которое подлежит ревизии. Используются также данные анализа по материалам финансовой отчетности, акты предыдущих ревизий и т.п.

Ревизоры знакомятся с законодательством по вопросам налогообложения, расчетно-платежной и финансовой дисциплины, работы и заработной платы, с другими нормативными актами, выясняют, как выполнены предложения по результатам предыдущей ревизии. Такое предыдущее изучение дает возможность ревизору заранее определить наиболее неблагополучные участки в работе этого предприятия и, таким образом, очертить основное направление работы во время ревизии.

Перед выездом на объект руководитель вышестоящей организации, от лица которой проводится ревизия, выдает руководителю ревизионной группы (бригадиру) распоряжение на право проведения ревизии, в котором указываются название предприятия, которое подлежит ревизии, дата начала и окончания ревизии. Распоряжение регистрируется в журнале учета ревизий, который содержит почти все те же реквизиты, что и распоряжение.

На основании изучения данных про минувшую финансово-хозяйственную деятельность предприятия и с учетом поставленных в распоряжении задач, бригадир составляет программу ревизии. Программа включает перечень конкретных вопросов, которые подлежат проверке, период, за который может быть проведена ревизия, а также описание процедуры его осуществления.

Программа ревизии утверждается руководителем контрольно-ревизионного аппарата организации, которая назначила ревизию. Один экземпляр программы вручают бригадиру, а второй остается в делах организации и служит для контроля за выполнением.

Руководитель ревизионной бригады должен ознакомить всех членов группы с содержанием программы и распределить задачи между ними. Затем рядовые ревизоры составляют рабочие планы проведения ревизии, которые утверждаются бригадиром.

Рабочий план включает перечень работ, которые подлежат выполнению во время ревизии, сроки их выполнения и способ проверки (сплошной, выборочный), срок окончания ревизии. Прибыв на объект, бригадир вместе с руководством предприятия организовывают проведение внезапных инвентаризаций кассы, материальных ценностей. Руководитель ревизионной группы устанавливает связь с местными органами (налоговой инспекцией, администрацией, банком, Пенсионным фондом, антимонопольным комитетом, инспекцией по делам защиты прав потребителей, прокуратурой и т.п.).

После окончания организационной работы на предприятии ревизоры начинают документальную и фактическую проверки. На протяжении ревизии на отдельных листах бумаги (или в рабочей тетради или журнале) ревизор систематизирует материалы ревизии, регистрирует факты нарушений, злоупотреблений, группируя их за однородными признаками и соответственно структуре основного акта ревизии, то есть по его разделам (табл. 1).

Следствия ревизии оформляются актом. Акты ревизии делятся на основные и промежуточные.

Основной акт ревизии — это документ, где в обобщенном виде фиксируются выявленные нарушения и недостатки в деятельности предприятия, которое ревизуется. Основанием для включения фактов выявленных нарушений или недостатков в основной акт ревизии являются сведения о нарушениях, справки, промежуточные акты и т.п.

Промежуточные акты — это разовые документы, которые отображают результаты проверки отдельных участков или объектов проверки. По выявленным фактам нарушений от должностных лиц необходимо взять письменные объяснения.

Результаты ревизии обсуждаются на общих сборах коллектива предприятия, на которых принимаются соответствующие решения. Основная форма реализации результатов ревизии

— это приказ по ее результатам. Он выдается как на том предприятии, где проводилась ревизия, так и в той организации, которая назначила ревизию.

Последний этап ревизии — контроль за выполнением решений, принятых по материалам ревизии. Выполнение принятых решений по результатам ревизии контролируется путем получения информации от проверенного предприятия об устранении выявленных недостатков и нарушений во время проведения следующей плановой ревизии.

 

Таблица 1

«Горводоканал» за период с 1 марта 200_ г. по 1 февраля 200_ г. старшим ревизором Мельниковым В.П.

 

Ревизия кассовых операций Сплошной 5–10 марта 200_ г. 5–11 марта 200_ г.
Ревизия операций за счетами в банках Сплошной 11–15 марта 200_ г. 11–15 марта 200_ г.
Ревизия расчетов с подотчетными лицами Сплошной 16–18 марта 200_ г. 16–17 марта 200_ г.
Ревизия основных средств Выборочный 18–23 марта 200_ г. 18–25 марта 200_ г.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.