Сделай Сам Свою Работу на 5

Органы, осуществляющие внешний финансовый контроль





 

Для нормального функционирования рыночной экономики важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия. Такая информация предоставляется посредством внешнего финансового контроля. В ней заинтересованы различные уровни управления, которым необходимо знать о фактическом состоянии бизнеса, финансах организации, выполнении обязательств по налогам, внебюджетным платежам, а также использовании бюджетных средств. При этом экономические интересы государственных органов управления, налоговых служб, администрации организации, ее коллектива, учредителей и акционеров не совпадают, так как каждая из сторон стремится получить максимальную выгоду для себя. Например, государство заинтересовано в получении максимума налогов и различных сборов для покрытия бюджетных расходов. Хозяйствующие субъекты стремятся получить большую массу прибыли, но при этом сократить налоги и различные сборы в бюджет. В то же время информационные интересы у различных субъектов совпадают. Банкам и заимодавцам необходима достоверная информация о прибылях и платежеспособности организаций. Их интересует способность организации погасить долги по кредитам и займам, платежи по процентам. Фондовые биржи желают получить максимум дохода от покупки и продажи ценных бумаг. Поэтому они заинтересованы в объективной информации о состоянии и перспективах развития финансового положения своих клиентов. То же можно сказать об акционерах, которые озабочены вложенными средствами в организацию и размерами дивидендов. Их интересует реальная информация о развитии организации, ее перспективах, прочности финансового состояния.



В зависимости от органов (субъектов), осуществляющих финансовый контроль, выделяют президентский контроль, контроль представительных органов государственной власти и местного самоуправления, исполнительных и финансово-кредитных органов власти, ведомственный и внутрихозяйственный контроль, а также общественный и аудиторский контроль.

Основы контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в законах субъектов Федерации, а также в правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.



Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная дума образовали Счетную палату. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и федеральными денежными средствами.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФ РФ соответственно их компетенции. Например, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимо выделение органов налоговой службы в особую систему.

Деятельность Министерства по налогам и сборам РФ направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Органы МНС РФ наделены широким кругом контрольных полномочий и прав

по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства.



Министерство по управлению государственным имуществом России осуществляет государственную политику относительно приватизации государственного имущества, выступает арендодателем имущественных комплексов, являющихся общегосударственной собственностью. В своей деятельности министерство подчинено и подотчетно Федеральному Собранию РФ. В субъектах Федерации оно создало региональные отделения.

Основными функциями Министерства являются реализация прав на распоряжение имуществом государственных предприятий в процессе приватизации; создание совместных предприятий; заключение договоров с посредниками относительно подготовки к приватизации и продаже объектов приватизации и выдача лицензий посредникам; проведение мероприятий по привлечению иностранных инвесторов к процессу приватизации; проведение инвентаризаций общегосударственного имущества; осуществление аудиторских проверок эффективности использования госимущества и т.п.

Министерство экономики и развития РФ контролирует выполнение планов экономического и социального развития страны, утвержденных Федеральным Собранием РФ, выявляет отклонения от доведенных заданий и предпринимает меры относительно их предупреждения.

Министерство труда и социального развития РФ контролирует соблюдение законодательства по вопросам труда и заработной платы в областях народного хозяйства, тарифных соглашений с оплаты труда, разрабатывает и утверждает нормативные документы по вопросам регулирования занятости населения и т.п.

Государственный комитет статистики РФ контролирует по данным отчетности сбалансированность рынка товаров, наличие товарных, материальных, трудовых и других ресурсов, осуществляет выборочные контрольные переписи ресурсов, проверяет обеспечение достоверности государственной отчетности, выпускает постановления о проведении ревизий хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и т.п.

Антимонопольный комитет РФ предотвращает образование монопольного положения на рынке предпринимателей, которые ограничивают конкуренцию определенного товара. В противном случае это влечет за собой нарушение рыночных отношений в производстве и реализации отдельных видов товаров, к недоброкачественной конкуренции в предпринимательской деятельности.

Государственный комитет России по стандартизации, метрологии и сертификации предпринимает меры относительно стандартизации, обеспечения единства и достоверности измерений и сертификации продукции, осуществляет надзор за внедрением и соблюдением требований стандартов, технических условий и образцов (эталонов) на продукцию (работы, услуги) и т.п.

Государственный таможенный комитет РФ контролирует соблюдение таможенного законодательства и нормативных актов предпринимателями и физическими лицами относительно уплаты таможенной пошлины на экспорт и импорт товаров через границу России, а также при внутригосударственных операциях, за которые необходимо уплачивать таможенную пошлину.

Государственный комитет по делам защиты прав потребителей РФ и его органы на местах осуществляют государственный контроль за соблюдением предприятиями и гражданами законодательства о защите прав потребителей, других нормативных актов по вопросам торговли и предоставления услуг населению, осуществляет проверку непосредственно на предприятиях промышленности, торговли, общественного питания.

Государственная инспекция по безопасности дорожного движения осуществляет контроль за соблюдением законодательства и нормативных актов относительно регистрации и учета подвижного состава транспортных средств предпринимателями и физическими лицами. ГИБДД также проверяет соблюдение собственниками транспортных средств и водителями правил дорожного движения на дорогах России.

Государственная пожарная инспекция контролирует соблюдение противопожарных правил предпринимателями и населением, проводит профилактические мероприятия по

предотвращению пожаров, а в случае их возникновения — осуществляет гашение.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического законодательства предпринимателями и населением, а также проводит профилактику возникновения эпидемий и массовых заболеваний.

Государственный страховой надзор осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков (кредитных органов) в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

В Минфине РФ существует специальное контрольное подразделение, предназначенное именно для проведения финансового контроля, Федеральная служба по бюджетному надзору (до 01.09.2004 г. − Контрольно-ревизионное управление). Основной задачей деятельности службы является осуществление в пределах своей компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего объекта РФ или региона РФ, что включает в себя:

– усиление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых объектами РФ;

– осуществление контроля за целевым и рациональным использованием государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

– проведение ревизий и проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящихся в федеральной собственности;

– проведение документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций любых

форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов.

 

ГЛАВА 2. Организация и методика контрольноревизионной работы в условиях разных форм собственности

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.