Сделай Сам Свою Работу на 5

Мониторинг и контроль параметров процесса.





Моделирование и описание бизнес-процессов

Лекция 1. Методика документирования бизнес-процессов. Система документации процесса. Моделирование и описание бизнес-процессов. Особенности описания неопределенных процессов.

Правила, особенности и методика выделения процессов в организации.

Сеть процессов – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих процессов организации, включающих в себя все виды деятельности, осуществляемой в организации.

Правила выделения процессов в организации.

1. Размер процесса и численность сотрудников в нем зависят от размеров структурной единицы (или бизнес-единицы), для которой составляется бюджет.

2. Размер процесса должен быть не меньше, чем величина объекта управления (подразделения), для которого составляется документированный план.

3. Размер процесса определяется экономической целесообразностью создания ограниченного числа центров учета затрат.

4. Размер процесса, численность сотрудников в нем должны быть достаточно большими, чтобы создание полноценного комплекта документации было экономически целесообразным.



5. Размер процесса определяется разбиением сквозной цепочки создания продукта на промежуточные отрезки (процессы, подпроцессы, функции).

6. При выделении процессов как объектов управления придется выбирать владельца процесса в ситуации, когда в создании продукта на выделенном отрезке цепочки добавления ценности принимают участие несколько подразделений с различными руководителями.

7. Количество процессов, находящихся в подчинении у одного владельца, не должно превышать типовые нормы управляемости.

Методика выделения процессов в организации.

1. Выделение процессов.

2. Регламентация процессов.

3. Оптимизация процессов.

Документацию бизнес-процессов можно разделить на 4 уровня. Первый уровень относится ко всей цепочке процессов. Остальные уровни – ко всей цепочке процессов, остальные – к отдельным процессам. Состав документации по ISO:

- уровень 1 – руководство по качеству (определяет подходы и ответственность);

- уровень 2 – определяет кто, что, когда делает (процедуры – производство, разработка и т.д.);



- уровень 3 – описывает, как выполняется работа (рабочие (должностные) инструкции по функциям и подразделениям;

- уровень 4 – обеспечивает записи по качеству (другая документация: формы, записи, карты процессов, средства визуализации, инструкции на плакатах, бланки испытаний и инспекций).

Описать процесс означает:

- определить поставщиков и входы бизнес-процесса;

- определить клиентов и выходы бизнес-процесса;

- определить ресурсы, необходимые для выполнения бизнес-процесса;

- описать технологию выполнения бизнес-процесса;

- разработать показатели, по которым оценивается бизнес-процесс, его результаты и удовлетворенность клиентов бизнес-процесса;

- определить владельца бизнес-процесса;

- определить его границы ответственности и полномочий, работу по анализу и улучшению бизнес-процесса;

- установить отчетность владельца бизнес-процесса перед вышестоящим руководством.

Этапы документирования.

1. Выбор процессов для документирования.

2. Выбор методов документирования.

3. Определение взаимосвязей процессов.

Система документации процесса.

При документировании процессов могут использоваться такие методы, как графические представления, письменные инструкции, контрольные перечни вопросов, блок-схемы, наглядная информация или электронные методы. Одним из видов документов является спецификация – формализованное описание свойств, характеристик и функций процесса. Разделы спецификации:

1. «Назначение и область применения процесса». Код процесса, версия, дата разработки спецификации, должность руководителя процесса.



2. «Описание процесса».

3. «Результаты процесса и их потребители». Результаты (выходы) процесса; подразделения или другие процессы организации, являющиеся потребителями результатов процесса; требования, или документы, устанавливающие требования к каждому входу процесса.

4. «Внешние поставщики и входы процесса»:

- входы процесса – входная информация, субъекты или материальные объекты, являющиеся входом для данного процесса;

- процессы, подразделения или иные организации, являющиеся поставщиком процесса;

- требования к входам – требования и документы, устанавливающие требования к каждому входу процесса.

5. «Согласование требований». Руководители процессов или подразделений организации, выступающие в качестве поставщиков описываемого процесса.

Моделирование и описание бизнес-процессов.

Наиболее популярные методы схематического изображения процесса.

1. SADT (функциональное моделирование).

2. Диаграмма потоков.

3. Карта процесса. Применяется для процессов, важным показателем которых является время выполнения. Изображает этапы процесса.

4. Сетевой график. Применяется, когда время выполнения процесса имеет решающее значение. Отражает: операции процесса, которые необходимо выполнить; логическую последовательность и взаимозависимость этих операций; время начала и окончания самой продолжительной цепочки операций – критический путь.

5. Процессно-функциональная диаграмма. Разновидность карты процесса, когда последовательность действий раскладывается по функциям.

6. Объектно-событийное описание. Применяется для процесса с непредсказуемой последовательностью действий.

Для моделирования бизнес-процессов используется несколько различных методов. Наиболее распространены:

- метод функционального моделирования SADT;

- моделирование потоков данных DFD.

В состав моделей организации входят: модели функций организации; модели процессов для выполнения функций; информационные и материальные потоки для процессов; модели организационных структур.

Особенности описания неопределенных процессов.

Примеры неопределенных процессов: процессы, проходящие в неопределенных внешних условиях (природная неопределенность); процессы с неопределенными ресурсами; процессы с неопределенным поведением участников. Для принятия эффективного решения, связанного с неопределенностью, необходим подготовительный процесс, состоящий из следующих этапов:

- получение информации о сложившейся ситуации и ее анализ для определения основной причины появления проблемы;

- диагностика основной причины;

- прогноз вероятного развития ситуации;

- формирование идей по поиску решений.

 

Управление организацией на основе бизнес-процессов

Лекция 2. Анализ бизнес-процессов, измерение их показателей. Мониторинг и контроль параметров процесса. Проектирование бизнес-процессов. Совершенствование бизнес-процессов.

Любой процесс может быть оценен по следующим группам характеристик:

- результативность процесса – вероятность достижения запланированного результата;

- эффективность процесса – затраты и время, связанные с выполнением процесса;

- риски процесса;

- воздействие на окружающую среду;

- адаптируемость – способность реагировать на изменения в окружающей среде;

- стоимость – затраты для выполнения процесса;

- длительность – время, необходимое для выполнения процесса.

Результативность выполнения процесса – это степень соответствия фактических показателей процесса плановым. Показатели результативности выполнения процесса: безопасность, точность, надежность, стабильность, пригодность, производительность, управляемость, экологичность, безопасность. Показатели эффективности процесса предназначены для количественного измерения эффективности деятельности предприятия. Эффективность можно увеличить, убрав или снизив прямые потери.

Мониторинг и контроль параметров процесса.

Методы мониторинга процессов:

- мониторинг путем наблюдения (без измерения показателей);

- мониторинг путем измерения показателей в установленных точках контроля.

Задачи контроля – возможность предотвращения дефектов путем:

- выявления причин недостатков и дефектов;

- выявления виновников в недостатках и дефектах;

- планирования предупреждающих мероприятий;

- проведения корректирующих мероприятий.

Этапы контроля:

- определение цели и задач контроля;

- планирование проверки;

- проведение проверки;

- анализ результатов;

- выработка корректирующих и предупреждающих мероприятий.

Виды контроля

1. По принадлежности к организации: внешний, внутренний.

2. По регулярности: системный, специальный.

3. По стадиям – входной, промежуточный, окончательный.

4. По полноте охвата: непрерывный, периодический.

5. По методам: визуальный, измерительный, статистический.

Методы контроля бизнес-процессов: экспертный метод; наблюдение; статистический; визуально-измерительный; измерительный.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.