Сделай Сам Свою Работу на 5

Краткие сведения о технологии изготовления зубчатых колес





Кафедра промышленного и гражданского строительства верфи

 

ЭВОЛЬВЕНТНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО

 

Методическое пособие по дисциплине "Инженерная графика и начертательная геометрия"

раздел "Машиностроительное черчение"

 

Все специальности 4часа

 

Северодвинск


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 46

1. Цилиндрическая зубчатая передача с прямыми зубьями

1.1 Общие сведения 7

1.2 Краткие сведения о технологии изготовления зубчатых колес 7-8

2. Основные параметры зубчатых колес 8-12

3. Конструктивные разновидности зубчатых колес 12-14

4. Построение изображений прямозубых цилиндрических колес 14-15

5. Рабочий чертеж прямозубого цилиндрического колеса 16-18

6. Контрольные вопросы 19

7. Литература 20


Настоящее методическое пособие разработано для студентов всех специальностей. Цель пособия - оказать помощь студентам в овладении- знаниями по дисциплине "Инженерная графика и начертательная геометрия", а также в развитии навыков их самостоятельной работы. Методическое пособие развивают умения применять теоретические положения курса в решении практических задач. На практических занятиях отрабатываются навыки успешного овладения графической грамотностью (умение читать и выполнять чертежи) и выработки решений по выполнению задач, поставленных перед студентами. Самостоятельная работа студентов осуществляется под контролем преподавателя.



Содержание методического пособия соответствует действующей программе курса "Инженерная графика и начертательная геометрия".


ВВЕДЕНИЕ

Движение от одного звена механизма к другому передается с помощью различных деталей, совокупность которых называется передачей.

Существуют следующие основные виды передач: фрикционные, ременные, цепные, зубчатые и др.

Фрикционная передача между параллельными валами (рис.1,а) состоит из двух цилиндрических катков, прижимаемых друг к другу с некоторой силой. Если оси валов пересекаются, то применяют конические фрикционные катки (рис.1, б). Вращение от ведущего катка к ведомому передается при помощи сил трения между ними.

 

 

 

Рис. 1,а Рис. 1,6

 

Ременная передача состоит из ведущего и ведомого шкивов, соединенных гибкой связью - ремнем. На шкивы с натяжением надет один или несколько ремней, которые передают вращение с одного шкива на другой при помощи сил трения (рис.1,в).



 

 

 

Рис. 1,в

 

Цепная передача состоит из ведущей и ведомой звездочек и охватывающей их цепи (рис. 1, г).


 

Рис. 1,г

 

Зубчатая передача между параллельными валами осуществляется цилиндрическими зубчатыми колесами с внешним (рис.1, д) или с внутренним (рис.1,е) зацеплением зубьев. При пересекающихся геометрических осях валов применяют конические зубчатые колеса (рис.1, з).

 

 

Рис. 1, д Рис. 1, е Рис. 1, 3

 

Реечная передача служит для преобразования вращательного движения в поступательное (или наоборот) состоит из цилиндрического зубчатого колеса и зубчатой рейки (рис. 1, ж).

 

 

Рис. 1,ж


Червячная передача применяется в тех случаях, когда оси валов скрещиваются. Передача состоит из червяка (винта с трапецеидальной или другой резьбой) и червячного зубчатого колеса (рис.1, и).

 

 

Рис. 1,и

 

Храповой механизм состоит из зубчатого колеса (храповика) и специальной детали (собачки), входящей своим концом во впадину между зубьями храповика. Этот механизм допускает вращение вала, на котором закреплен храповик, только в одном направлении, обратному вращению препятствует собачка.

Храповой механизм применяется также для сообщения валу периодического (с небольшими перерывами) вращения (рис. 1, к).

 

 

Рис. 1, к

 

По учебной программе* рассматривается только эвольвентное цилиндрическое зубчатое колесо с прямыми зубьями.




1. ЦИЛИНДРИЧЕКСАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА С ПРЯМЫМИ

ЗУБЬЯМИ

Общие понятия

 

Цилиндрическая зубчатая передача применяется для передачи вращения от одного вала к другому между параллельными валами.

Зубчатое колесо передачи, сообщающее движение другому колесу, называется ведущим; зубчатое колесо, которому сообщается движение ведущим колесом, называется ведомым.

Меньшее из зубчатых колес сцепляющейся пары называется шестерней, а

большее - колесом. Термин "зубчатое колесо" относится как к шестерне, так и к колесу.

Цилиндрическая зубчатая передача осуществляется цилиндрическими зубчатыми колесами, зубья которых расположены на цилиндрической поверхности, причем зубья могут быть параллельными оси колеса (прямозубые колеса) или под углом от 8° до 20° к оси колеса (косозубые колеса).

 

Краткие сведения о технологии изготовления зубчатых колес

 

Заготовку зубчатых колес получают литьем, штамповкой или ковкой в зависимости от материала, формы и размеров.

Зубья зубчатых колес изготавливают преимущественно методами резания на универсальных фрезерных и специальных станках.

Зубья зубчатых колес при их нарезании на металлорежущих станках изготовляют одним из следующих методов: методом копирования или методом обкатки (огибания). При методе копирования впадины между зубьями выполняются специальными фрезами: пальцевыми (рис.2,а) или дисковыми (рис.2,6).

Большую точность изготовления обеспечивает метод огибания. При этом методе медленно вращающаяся заготовка зубчатого колеса входит в зацепление с выступами зуборезной рейки (гребенки), совершающей возвратно- поступательное движение, в результате чего на заготовке образуются зубья определенного профиля (рис.2, в).


Для единообразного изготовления зубчатых колес и обеспечивани взаимозаменяемости в передачах параметры зацепления стандартизированы.

Зубья зуборезной гребенки или, иначе рабочей инструментальной ре для цилиндрических колес имеют форму и размеры исходного контур, контура зубьев зубчатой рейки в сечении, нормальном к направлению (рис.2,д). В этом случае на изготавливаемом колесе получаются зубья, поперечного сечения которых очерчена эвольвентами окружности. По зуборезной гребенки может применяться долбяк, напоминающий по форме шестерню (рис.2,г).

Для изготовления зубчатых колес применяются сталь, чугун, бронза, а ти различные пластмассы. Находят применение армированные зубчатые колеса конструкцию которых входят пластмассы и металл.

 

2. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Колеса (катки) фрикционной цилиндрической передачи прижаты друг к другу. Поэтому при вращении одного колеса (в результате возникновения трения) приводится во вращение и другое (рис. 3,а). Подобное вращение может передавать и с помощью зубьев (рис. 3,6). При этом цилиндрические поверхности катков соответствуют начальным поверхностям зубчатых колес.

начьные

Рис.3


Эти поверхности проецируются на чертеже в начальные окружности dw (рис.3,в), определяющие размеры элементов зуба. Делительная окружность делит высоту зуба h на две неравные части-головку ha ножку hf (рис. 4).Зубчатый венец (рис.4) ограничивается окружностью вершин зубьев диаметром da окружностью впадин диаметром df

Условные изображения зацеплений цилиндрических и других зубчатых колес, а также храпового зацепления на чертежах выполняются по ГОСТ 2.402-68. На чертежах поверхность и образующую вершин зубьев показывают сплошными основными линиями, поверхность и образующую впадин допускается показывать сплошными тонкими линиями. Делительные (и начальные) окружности показывают штрихпунктирными линиями (см. нижнюю часть рис.4).

 

 

Рис.4

 

По делительной окружности измеряют окружной шаг Pt окружную толщину зуба St и окружную ширину впадин et. Эти параметры могут иметь различную величину в зависимости от диаметра делительной окружности, по дуге которой они измеряются. Здесь имеет место равенство

St=et=0,5Pt


Основньм параметром зубьев зубчатых колес является модуль

m=Pt/π

ГОСТ 9563-60 устанавливает для эвольвентных цилиндрических и конических зубчатых колес два ряда модулей т в мм (табл. 1). При выборе модуля следует отдавать предпочтение модулям первого ряда.

Табл.1

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.