Машины постоянного тока (МПТ)
Конструкция МПТ
При работе МПТ в якоре протекает переменный ток, поэтому сердечник якоря делается из отдельных листов электротехнической стали. Полюса с обмоткой возбуждения служат для созда-
Рис. 3.35. Статор МПТ (а), якорь (б) и секция обмотки якоря (в):
1 – обмотка возбуждения; 2 – корпус; 3 – коллектор; 4 – сердечник; 5 – вал; 6 – секция обмотки якоря; 7 – пластины коллектора; 8 – пазы с обмоткой; 9 – дополнительные полюса; 10 – основные полюса
ния магнитного потока, дополнительные полюса – для улучшения коммутации.
Обмотка якоря состоит из секций, концы которых выводятся на пластины коллектора. К коллектору прижимаются графитовые щетки.
Назначение щеточно-коллекторного узла
1. Служит для связи обмоток якоря с внешней цепью.
2. Преобразует переменную ЭДС в якоре в постоянное напряжение на щетках, если машина работает в режиме генератора.
3. При работе в режиме двигателя осуществляет обратное преобразование для получения вращающего момента. При этом постоянное напряжение сети преобразуется в переменное на обмотках якоря.
4. Щетки делят обмотку якоря на параллельные ветви.
При вращении проводника в магнитном поле (рис. 3.36, а) ЭДС и ток в нем меняют свое направление (рис. 3.36, б). Наличие коллектора и щеток (рис. 3.37, а) позволяет выпрямить переменное напряжение, индуцируемое в проводниках обмотки якоря (рис. 3.37, б).
Рис. 3.36. Направление ЭДС во вращающемся проводнике
Рис. 3.37. К вопросу о назначении коллектора и щеток
на примере одного витка обмотки
Рис. 3.38. Упрощенная модель МПТ (а), обмотка якоря (б)
и схема замещения обмотки якоря (в)
Геометрическая нейтраль (ГН) – это линия, проходящая через центр якоря перпендикулярно оси основных полюсов.
Как видно из рис. 3.38, обмотка якоря делится щетками на параллельные ветви – верхнюю и нижнюю. В них индуцируются ЭДС соответственно Еверхн и Енижн.
Смещение щеток с геометрической нейтрали вызывает уменьшение ЭДС. Снимаемая со щеток ЭДС .
, , .
ЭДС и момент якоря
ЭДСякоря,где – число витков в одной параллельной ветви, ,( – число витков всей обмотки;–число параллельных ветвей); еi – ЭДС витка, .
Рис. 3.39. Распределение
индукции вдоль
окружности якоря
| |
Пусть t – полюсное деление, 2р – число полюсов, тогда поверхность якоря (рис. 3.39)
.
S – площадь, которую пробегает проводник обмотки якоря при его вращении, .
Магнитный поток
.
ЭДС, снимаемая со щеток,
.
Конструктивная константа
.
Возникающая в якоре ЭДС
.
Используя закон Ампера, получим выражение для момента на валу (без вывода):
.
В двигателе Е направлена против тока, в генераторе Е и I совпадают по направлению.
Реакция якоря
Реакцией якоря называется влияние магнитного потока, создаваемого током якоря, на основной магнитный поток, создаваемый полюсами. Рассмотрим магнитное поле для трех случаев:
– есть только основной магнитный поток (рис. 3.40, а);
– есть только магнитный поток, создаваемый током якоря (рис. 3.40, б);
– магнитное поле создается обоими магнитными потоками (рис. 3.40, в).
Реакция якоря искажает картину магнитного поля (смещается физическая нейтраль) и в целом уменьшает магнитный поток.
Физическая нейтраль – линия, проходящая через центр якоря перпендикулярно силовым магнитным линиям. Положение физической нейтрали зависит от величины тока якоря. Чем больше ток якоря, тем больше физическая нейтраль отклоняется от геометрической.
Iя = 0 Iя ¹ 0 Iя ¹ 0
Фя = 0 Фя ¹ 0 Фя ¹ 0
Фосн ¹ 0 Iвозб = 0 Iвозб ¹ 0
Фосн = 0 Фосн ¹ 0
а б в
Рис. 3.40. К вопросу о реакции якоря
Понятие коммутации
Под коммутацией понимают процесс перехода секции обмотки якоря при его вращении из одной параллельной ветви в другую и связанное с этим изменение направления тока в секции (рис. 3.41).
Рис. 3.41. К вопросу
о коммутации
| |
Когда щётка замыкает одновременно две пластины коллектора, создаётся дополнительный ток . Этот ток при переходе щётки с одной пластины на другую вызывает искрение. Чем сильнее искрение, тем хуже коммутация, тем быстрее выходит из строя щеточно-коллекторный узел.
Дополнительный ток
,
где ес – ЭДС самоиндукции (из-за изменения направления тока в секции); евр – ЭДС вращения (из-за отклонения физической нейтрали от геометрической).
Для улучшения коммутации в машинах с Р>1 кВт делают дополнительные полюса, обмотка которых соединена последовательно с обмоткой якоря, а магнитный поток, создаваемый ими, направлен навстречу магнитному потоку якоря. Правильно подбирая число витков, можно скомпенсировать не только евр, но и ес. В машинах меньшей мощности для улучшения коммутации щетки смещают в сторону физической нейтрали.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|