Сделай Сам Свою Работу на 5

ЖИЗНЬ – НЕПРЕРЫВНАЯ БИТВА





Никто в мире, каково бы ни было его положение и опыт, не станет отрицать, что жизнь есть непрерывная битва. Поэтому успех человека, его поражение, счастье или несчастье по большей части зависят от знания его об этой битве. Каково бы ни было занятие человека, каково бы ни было его знание, если ему не достает знания о битве жизни, то ему недостает главного знания, которое является самым важным в жизни.

Теперь возникает вопрос, что содержится в этом знании о битве жизни. В нем содержится знание о ведении войны: как сражаться и как мириться. Человеческая природа обычно, или очень часто, совершает ошибку, принимая одну сторону: либо сторону войны, либо сторону мира. Если вы будете изучать историю наций и рас, вы обнаружите, что именно эта ошибка привела их к крушению. Были времена, когда нации и расы развивали в своем характере знание о мире – например, люди, такие, как индусы самой древней цивилизации – но это не могло принести удовлетворения, необходимого им, по той причине, что одна сторона человеческой природы пребывала в небрежении, непонятая.

В нынешнюю эпоху кажется, что знание о битве развито, но, с другой стороны, отсутствует знание о мире. Полное знание о ведении войны – это и знание о битве, и знание о мире. Оно может быть почерпнуто в соответствии с идеей мистиков через битву с самим собой, а также через примирение со своей собственной душой. Жизнь отдельного существа не сильно отличается от жизни мира. Дом отдельного человека не отличается от мира. Тело и ум, а также дух индивидуума составляют целую вселенную. Жизнь отдельного человека может заполнить пропасть между рассветом творения и последним его днем. Человек не осознает, насколько большое значение имеет его собственная жизнь, его Я. Именно изучение его жизни и его Я представляет собой величайшую важность.



Здорового человека ожидают многие болезни, серьезные заболевания, они только и ждут возможности, чтобы напасть на него. У того человека, у которого есть богатство, за дверью толпятся многие, ожидающие случая отнять у него то, чем он владеет. Когда о человеке говорят хорошо, сколько же людей ожидают случая, момента, чтобы сказать о нем что-нибудь плохое! Когда у человека есть власть и положение, сколько народу ждет не дождется возможности подтолкнуть его вниз и посмотреть, как он соскользнет с того места, на котором стоит! Что это показывает? Часто человек может спрашивать, почему так обстоит дело? Вы можете привести тысячу причин, но не сможете назвать одной действительной причины. Лучшее объяснения, которое вы можете дать – это то, что жизнь – это одна непрерывная битва.



Процесс создания начался таким образом. Согласно науке, свет происходит от трения: это одна сила противостоит другой, они борются. Оттого, что сталкиваются две разные силы, происходит следствие, и это следствие, на самом деле, может быть названо жизнью. В этом лежит тайна равно любви и ненависти. Поэтому человек видит в животном создании, что инстинкт и первейшая склонность животных – драться друг с другом. Эта тенденция изменяется, и именно ее модификация и ее уменьшенная сила порождает в животных то, что мы называем достоинствами. Сказано в Коране, что мир был создан из тьмы, таким образом человек может понять, что мудрость происходит из невежества.

Лучшее знание – это не только знание обо всем, что хорошо и красиво, обо всем, что гармонично мирно, но знание о тех случаях, которые стоят за всеми конфликтами и битвами, с которыми человеку приходится сталкиваться в жизни. Причина, почему человеку обычно недостает этого знания, в том, что когда он сталкивается с битвой, он хочет драться, вместо того, чтобы найти причину, лежащую позади этой битвы. Тот, кто ввязывается в битву жизни, не получив знания о ведении войны, в конечном итоге проигрывает, но тот, кто изучает ведение войны жизни, кто сначала изучает ее причину, ее истоки – тот становится более способным сражаться в битве своей жизни.



Именно указывая на эту тайну, сказал Христос: “Не противьтесь злу”. Это означает, что если вы оказываете сопротивление или сражаетесь в битве каждый раз, когда что-то покажется вам неправильным или несправедливым у другого человека, вы всегда теряете силу. Компетентный генерал не тот, кто всегда атакует, компетентен тот генерал, который крепко стоит в защите. Его успех более надежен, нежели у того, кто непрерывно атакует. Очень часто в повседневной жизни человек видит, что, теряя самообладание с кем-то, кто его уже потерял, человек ничего не выигрывает, он только выбирает дорогу глупца. Тот, кто достаточно контролирует себя, чтобы оставаться спокойным, когда другой человек потерял самообладание, выигрывает эту схватку в конце. Не тот, выиграет, кто сказал сотню слов громким голосом, выиграть может тот, кто сказал всего лишь одно слово.

Теперь, что касается битвы жизни, самое первое, что здесь нужно, это привести в порядок армию. Что такое здесь армия? Это нервная сила человека. Каков бы ни был род деятельности человека, его профессия, образ жизни, если он не властен над собственными нервами, то он не сможет управлять своим образом жизни. Сегодня люди изучают политическую экономию и прочие разновидности экономики, но самая существенная экономика – это умение экономить силы, которые делают человека здоровым и сильным в жизни.

Эту армию надлежит тренировать и заставлять работать по команде, человек найдет этому подтверждение, когда сможет засыпать по своей воле, когда сможет отдыхать, есть и спать по собственной воле. Тогда эта армия действительно подвластна ему.

Есть в этой армии офицеры, это способности ума. Таких способностей пять: способность удерживать мысль, способность думать, способность чувствовать, способность рассуждать и судить, а еще такая способность человека, которая является главной: чувство “Я” или эго. Даже в теле с сильными нервами, когда эти способности, работающие как генералы армии, не приведены в рабочее состояние, если они не чисты, человек не может ожидать успеха в ведении войны жизни. Есть много такого, что предстоит изучить и постигнуть на практике в искусстве тренировки этих генералов армии своего собственного тела.

Даже имея армию с компетентными генералами, человек должен знать о том, против чего он борется, ибо часто человек сражается против своего собственного настоящего интереса. Во время битвы происходит опьянение: он воюет и не знает, куда движется. Но в конце битвы, даже в том случае, если он победил, он обнаруживает, что самой своей победой он проиграл.

Сегодня, кажется, многие ищут с большим энтузиазмом. Новый интерес, как нам представляется, появился у человечества, интерес лучше понять жизнь и истину. Очень большое число людей ищет наилучшего пути обретения силы для того, чтобы бороться в жизни, лишь немногие ищут какой-то способ принести мир себе и другим людям. Но и тем и другим в их стремлении недостает равновесия, которое достигается лишь пониманием, изучением и практикой знания как войны, так и мира. Не зная о войне, человек не может достаточно хорошо знать о мире, не понимая мира, человек не может достаточно хорошо знать о войне.

Что необходимо в настоящее время, так это изучение жизни в общем, и в этом изучении знание ответов на такие вопросы, как: какова цель жизни, что действительно полезно в жизни, что есть природа и где предназначение? Нет смысла пытаться практиковать что-либо, прежде такого исследования. Что значит мудрец мира? Это значит: эксперт в ведении войны жизни, знание о том, как сражаться, как мириться, зачем сражаться и какая цель достигается миром.

Следует понять: битва с самим собой – это мир, а битва с другими – война. Пока человек не практикует это с самим собой, он не может быть компетентным в плане сражения с другими.

Когда человек открывает тайну, сокрытую во всем этом творении, это может быть не только тайна одной жизни – происхождение и предназначение всего – тогда наступает жизнь многообразия. Природа такой жизни, от которой произошел этот мир многообразия, это мирное состояние, а природа этой жизни – это война. Вот почему мы не можем обойтись без войны, не можем мы обойтись и без мира, а говорить, что война в жизни должна быть окончена – можно так сказать, но это не имеет смысла. Человек может точно так же сказать, что мир многообразия не должен существовать. Где есть плюрализм, должен быть конфликт, и несмотря на то, что конфликт кажется трагедией, истинная трагедия – невежество. Вот почему вместо того, чтобы желать закончить битву жизни, или же вместо того, чтобы противостоять мирному состоянию, человеку надлежит принять знание жизни и постичь ту мудрость, которая является целью жизни.

(Эта лекция была прочитана перед меньшей аудиторией через неделю после предшествующей).

В этой непрерывной битве жизни тот, кто стоит крепко на всем ее протяжении, в конце выходит победителем. Но если со всей силой и пониманием человек сдастся из-за недостатка надежды и смелости, то он проиграл.

Что приносит неудачу в этой жизни, в этой битве? Пессимистичное отношение. А что помогает победить в битве жизни, как бы трудна она ни была? Оптимистичное отношение. Есть некоторые в этом мире, кто смотрит на жизнь с пессимистической точки зрения, думая, что умнее видеть темную сторону вещей. Покуда это заставляет человека видеть также трудную сторону, это полезно, но закон психологии таков, что как только дух впечатлен трудностью ситуации, он теряет надежду и смелость. Один человек как-то спросил меня, смотрю ли я на жизнь с пессимистичным отношением или я оптимист. Я ответил: “Оптимист с открытыми глазами”. Оптимизм хорош, пока глаза открыты, но если глаза закрыты, оптимизм может быть опасен.

В этой битве необходима тренировка, и такая тренировка – контроль над собственными физическими органами человека, владение способностями своего ума, ибо человек, не подготовленный к этой битве, как бы храбр и оптимистичен он ни был, не сможет добиться успеха.

Еще одна вещь состоит в том, чтобы знать нечто о ведении этой войны: знать, как отступать и как наступать. Если человек не знает, как отступать и все время хочет наступать, он всегда будет в опасности и станет жертвой битвы жизни. Многие люди, те, что пребывают в опьянении битвой жизни, продолжают сражаться, продолжают биться, а в конце сталкиваются с поражением. Люди молодые, сильные и имеющие надежду в жизни, сталкиваясь с трудностями, не думают ни о чем, кроме борьбы со всем, что стоит перед ними. Они не знают, что не всегда мудро наступать. Что необходимо, так это, прежде всего, укрепить позицию, а затем уже наступать. Мы можем видеть то же самое и в дружбе, в бизнесе, в своей профессии: человек, не понимающий тайну закона ведения войны, не может добиться успеха.

Кроме того, человеку следует защищаться со всех сторон. Очень часто в опьянении битвой человек продвигается вперед и вперед, не защищая того, что принадлежит ему. Сколько людей в судах продолжают тратить массу денег из-за очень малой вещи! В конце концов их потери гораздо больше, нежели успех. И опять же, сколько в этом мире, быть может, теряется больше, чем достигается, из-за тщеславия и гордыни! Бывает время, когда человеку следует отступить, бывает время, когда он должен дать вещам развиваться самостоятельно, и бывает время, когда следует крепко взять в руки бразды правления жизнью. Есть такие моменты, когда человек должен быть настойчив, и есть моменты, когда должен быть покладистым.

Жизнь – это такое опьянение, что, несмотря на то, что каждый считает, что работает ради собственного интереса, все же вряд найдется хотя бы один из тысячи, кто действительно так делает. Причина этого в том, что люди становятся настолько поглощены тем, что они пытаются получить, что они опьяняются этим, так сказать, теряют след, ведущий к действительному успеху. Очень часто для того, чтобы получить какую-то одну пользу, люди жертвуют многими другими, потому что не задумываются о них. Что нужно сделать, так это посмотреть вокруг, не только в одном направлении. Легко быть могущественным, легко быть добрым, но труднее всего быть мудрым, а именно мудрый воистину побеждает в жизни. Успех тех, кто обладает силой и тех, кто, может быть, обладает добротой, имеет свои ограничения. Если я скажу вам, сколько людей сами навлекли на себя неудачу, вы удивитесь. Вряд ли найдется хотя бы один человек из сотни, кто действительно работает себе во благо, хотя каждый думает, что он работает ради этого, но большинство людей не осознают, в чем состоит их действительный интерес.

Природа жизни иллюзорна. Под выигрышем скрыта потеря, под потерей кроется выигрыш. При такой иллюзии, человеку трудно понять, что для действительно хорошо. Даже от мудрого человека жизнь и ее битва требуют много мудрости: вы не можете быть достаточно мягкими, вы не можете быть исчерпывающе добрыми. Чем больше вы отдаете жизни, тем больше жизнь с вас спросит – это снова битва. Несомненно, мудрый получает больше в конечном итоге, хотя у него много очевидных потерь. Когда обычный человек не сдается, мудрый отступил бы уже тысячу раз. Это показывает, что успех мудрого очень часто скрыт в очевидном поражении, но когда человек сравнит этот успех с тем, что приобрел обычный человек, то успех мудрого намного больше.

В этой битве нужна батарейка, и эта батарейка – сила воли. В этой битве жизни нужно оружие, и это оружие – мысли и действия, психологически работающие на успех. Например, пусть какой-то человек говорит себе каждое утро: “Все против меня, никто меня не любит, все не так, все несправедливо, кругом одни неудачи, для меня надежды нет”. Когда он выходит из дома, он берет с собой это влияние. Прежде, чем он приходит куда-то, в свой бизнес, свою профессию, чем бы он ни занимался – он уже посылает впереди себя свое влияние, он встречается со всеми несправедливостями и неудачами, ничто не представляется ценным, он везде встречает холодность.

А есть другой человек, который знает, что такое человеческая природа, знает, что человеку повсеместно приходится встречаться с эгоизмом и черствостью. Но что он об этом думает? Он думает, что это множество пьяных людей падают друг на друга, дерутся друг с другом, оскорбляют друг друга, и, естественно, что трезвый человек, умеющий мыслить, не будет беспокоиться из-за тех, кто пьян. Он поможет им, он не будет принимать всерьез то, что они скажут или сделают. Поэтому естественно, что в этом мире опьянения тот, кто пьян больше дерется, чем тот, кто трезв, потому что последний всегда будет этого избегать. Он будет терпеть, он будет отступать, он поймет, потому что знает, что эти люди пьяны, и он не может ожидать от них ничего лучшего.

Кроме того, мудрый человек знает тайну человеческой природы, и эта тайна состоит в том, что она подражательна. Например, гордый человек всегда будет пробуждать стремление к гордыне в своем окружении, перед смиренным даже гордый станет смиренным, потому что смиренный пробудит смирение в этом человеке. Так вы можете видеть, что в этой битве жизни, вы можете сражаться против гордого гордостью, и вы можете сражаться с гордостью смирением и порой выиграть.

Если посмотреть с мудрой точки зрения, человеческая природа детская. Если человек стоит в толпе и смотрит на нее, как наблюдатель, он увидит множество детей, играющих вместе. Они играют и дерутся, они вырывают вещи друг у друга из рук, они печалятся о незначительных вещах. Человек видит, что мысли их малы и малозначимы, таковы и их устремления в жизни. И причина битвы жизни часто очень мала, если посмотреть на нее в свете мудрости. Это показывает, что знание жизни не всегда приходит через битву, оно приходит, когда на нее проливают свет. Не тот воин, кто становится в одно мгновение нетерпеливым, кто теряет самообладание в одно мгновение, кто не владеет своими импульсами, кто готов оставить надежду и смелость. Истинный воин тот, кто может выстоять, кто обладает великой способностью терпеть, кто имеет достаточно глубины в сердце, чтобы принять все, чей ум достигает достаточно далеко, чтобы понять все, чье самое большое желание – понять других и заставить их тоже понять.

Чувствительность является, несомненно, человеческим достижением, но если ею неправильно пользоваться, то она имеет много неудобств. Чувствительный человек может потерять смелость и надежду значительно скорее, чем кто-либо другой. Чувствительный человек может быстро подружиться, а потом быстро оставляет своих друзей. Чувствительный человек готов обидеться, готов воспринять все, что к нему приходит, жизнь становится невыносимой для него. И все же, если человек не чувствителен, он не живет в полной мере. Поэтому идея в том, чтобы быть чувствительным, но не злоупотреблять этим. Злоупотребление чувствительностью усиливает каждое впечатление и каждый импульс, который атакует человека. Должно быть равновесие между чувствительностью и силой воли. Сила воли должна давать человеку способность выдерживать все воздействия, все условия, все атаки, с которыми он сталкивается с утра до вечера, а чувствительность должна наделять человека способностью чувствовать жизнь, ценить ее, жить в красоте жизни.

Что я посоветовал бы в жизни, так это быть достаточно чувствительным, чтобы чувствовать жизнь и ее красоту, ценить ее, но в то же время иметь в виду, что ваша душа божественна, и что все прочее ей чуждо. Все вещи, принадлежащие земле, чужды вашей душе, они не должна затрагивать вашу душу. Все вещи, что предстают перед вашими глазами, когда они перед ними, они попадают в глаза, когда их нет – глаза чисты. Поэтому ваш ум не должен удерживать ничего, кроме красоты, всего, что красиво, потому что вы можете искать Бога в Его красоте. Все остальное следует забыть. Практикуя это каждый день, забывая все, что неприятно и безобразно, помня только все, что красиво и приносит счастье, вы привлечете к себе все счастье, какое только есть в запасе.

*********

Вопрос: Воспитывая силу воли, не обманывается ли человек, убеждая себя? Человек не непогрешим!

Ответ: Да, есть такая опасность, но опасность есть во всем. Опасность даже в том, чтобы быть здоровым, но это не значит, что следует быть больным.

Что я сказал, это то, что нам следует обрести равновесие между силой и мудростью. Если силы работает без света мудрости, поддерживающей ее, то она всегда потерпит поражение, потому что сила окажется в конце концов слепой. Но какая польза от мудрого человека, если он не может двигать ни рукой, ни ногой, от человека, который не имеет ни силы действия, ни силы мысли? Это показывает, что мудрость правит, но с помощью силы человек достигает. Вот почему для битвы жизни необходимы и та, и другая.

Вопрос: Приносит ли нам чувствительность сюрпризы, которые приходят слишком быстро, чтобы мы могли избежать зла, которое они причиняют?

Ответ: Что есть чувствительность? Чувствительность – это сама жизнь, а жизнь имеет свое добро и зло, так что чувствительность тоже имеет свое добро и зло. И если человек ожидает, что у него будут переживания всей жизни, то все эти переживания должны прийти от чувствительности. И тем не менее, чувствительность следует держать в порядке, если человек хочет знать и понимать и ценить все, что есть красивого, и не хочет привлекать депрессию, печаль, сожаления и скорбь всей земли.

Как только человек стал настолько чувствителен, что его может обидеть любой, и он почувствует, что все против него, стараются обмануть его, тогда он злоупотребляет своей чувствительностью. Он должен быть мудрым, будучи вместе с тем чувствительным. Прежде, чем стать чувствительным, ему следует понять, что в этом мире он находится среди детей, среди пьяных людей, и точно так же, как он воспринимал бы действия детей и пьяных, так он должен принимать то, что приходит к нему со всех сторон. Тогда чувствительность может быть полезна. Если наряду с чувствительностью человек не развил силу воли, это, конечно же, опасно. Несомненно, что духовность видна в человеке, кто чувствителен к другим. Никто не может развиться духовно, не будучи чувствительным.

Вопрос: Как мы можем отличить мудрость воина от недостатка храбрости в битве жизни?

Ответ: Все отличается по результату. Есть одна хорошая английская поговорка: “Все хорошо, что хорошо кончается”. Если в конце битвы тот человек, который казался побежденным, на самом деле, выиграл, то конечно же, это показывает мудрость, а не нехватку смелости. Очень часто явная смелость не приводит в конечном итоге ни к чему, кроме разочарования. Храбрость – это одно, а знание ведения войны – другое. Храбрый храбр, но не всегда побеждает. Тот, кто побеждает, знает и понимает, он знает закон жизни.

Вопрос: В какой степени может свободная воля противостоять обстоятельствам кармы, например, слабому здоровью?

Ответ: Я должен сказать вам, что разница между человеческим и божественным – это разница между двумя концами одной и той же линии. Одна точка представляет ограничение, другая точка – неограниченна. Одна точка представляет несовершенство, другая – совершенство. Если мы возьмем все человеческие существа этого мира, то не все они стоят возле одной и той же точки, они заполняют промежуток между одним пределом и другим. Именно сейчас мир проходит фазу того, что называют равенством, когда благородством души, даже ее божественностью пренебрегают. Весь уклад жизни таков: если каждому предписан один голос в государстве, тогда одно и то же и дома и везде. Но когда мы приходим к пониманию духовной жизни вещей, мы всегда осознаем, что подобно тому, как на пианино нет одинаковых нот, так и души все разные.

Человек начинает свою жизнь, как механизм, машина, и он может развиться до состояния, когда он станет инженером. Ограничение кармы – для машины. Каждая душа должна вначале стать машиной, чтобы сделаться потом инженером. Человек не становится сразу инженером, но постепенно меняется из машины в инженера. Поэтому влияние кармы на каждую душу не одинаково. В то же самое время, человек должен осознавать, что именно незнание о божественной части своей души удерживает человека вдали от Бога – не только от Бога, но и от первородного права на силу. Когда человек осознает божественную силу, тогда он поднимается над машиной, тогда он становится инженером.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

БОРЬБА ЖИЗНИ

Жизнь в мире – это одна длительная борьба, и человек, который не знает борьбы жизни, представляет либо незрелую душу, либо душу, поднявшуюся над жизнью этого мира. Целью человеческого существа в этом мире является достижение совершенства человечества, и поэтому необходимо, чтобы человек прошел через то, что мы называем борьбой жизни.

Есть два разных отношения, которые выказывают люди, участвуя в борьбе жизни. Один храбро бьется, другой становится разочарованным, сердце его разбивается еще до того, как он достигает своей цели. Стоит человеку только *отказаться от храбрости пока он ведет сражение жизни, как бремя всего мира падет на его голову. Но он, на ходу ведя сражение жизни, только он один прокладывает себе путь. Тот, чье терпение истощилось, тот, кто пал в этой борьбе, будет затоптан теми, кто идет по жизни. Даже смелость и храбрость недостаточны, чтобы идти сквозь сражение жизни, что-то еще надлежит изучить и понять: человек должен исследовать природу жизни, он должен понять психологию такого сражения.

Для того, чтобы понять эту борьбу, человек должен видеть, как много сторон присущи ей. Есть три стороны: борьба с собой, борьба с другими и борьба с обстоятельствами. Один человек, быть может, способен бороться с собой, но этого не достаточно. Другой способен бороться с другими людьми, но и этого не достаточно. А третий отвечает требованиям обстоятельств, но даже и этого не достаточно. Все три стороны надлежит изучить и познать, человек должен быть в состоянии вести борьбу во всех трех направлениях.

Теперь возникает вопрос: где нам следует начать и где закончить? В общем, человек начинает, вступая в борьбу с другими, он борется всю свою жизнь и никогда не подходит к концу. Если человек мудрый, он борется против обстоятельств, и может быть что-то становится немного лучше. Но тот, кто борется с самим собой оказывается мудрее всех, ибо как только он вступает в борьбу с самим собой, что труднее всего, так все остальные битвы становятся легкими для него. Борьба с самим собой – это как пение без аккомпанемента. Борьба с другими – определение войны. Борьба с самим собой – определение мира. В начале и с внешней стороны может показаться жестоким бороться с самим собой, особенно, когда человек прав, но тот, кто проник глубже в жизнь, обнаружит, что борьба с собой оказывается самой выгодной в конечном итоге.

Переходя к вопросу о природе борьбы с собой: в ней есть три аспекта. Первый – привести нашу мысль, слово и действие в соответствие с требованиями нашего идеала, одновременно давая выражение всем импульсам и желаниям, которые имеются в пределах нашего естественного бытия. Следующим аспектом борьбы с собой – приноравливаться к другим, к их разнообразным идеям, их разнообразным требованиям. Приспосабливаясь к ним, мы становимся такими узкими или такими широкими, какими являются их установленные требования к нам – это очень тонко, трудно для каждого и понять и осуществить на практике. Третий аспект борьбы с собой – дать место – большое или малое, в зависимости от потребности – другим в своей собственной жизни, в своем собственном сердце.

Когда мы рассматриваем вопрос о борьбе с другими, есть также три вещи, о которых следует задуматься. Первая – как контролировать и управлять людьми и деятельностью, которая по воле судьбы является нашим долгом, нашими обязанностями. Другой аспект – до какой степени позволить себе быть использованными другими в разных ситуациях и положениях в жизни, где нам положить предел, за которым мы не должны позволять другим использовать наше время, нашу энергию, нашу работу, наше терпение – где провести черту. И третий аспект – приспосабливаться к разным концепциям, которые существуют у других людей, достигших разных уровней развития.

Что касается третьего аспекта борьбы – борьбы с обстоятельствами, то существуют обстоятельства, которые могут быть изменены, и есть обстоятельства, которые изменить нельзя, перед которыми человек бессилен. Опять же, есть обстоятельства, которые могут быть изменены, и все же, человек не считает себя способным, не находит в себе силы и средств, чтобы изменить их. Если исследовать эти вопросы жизни, подумать о них и помедитировать ради того, чтобы вдохновение и свет пролился на них, тогда можно понять, как бороться в жизни, тогда человек наверняка найдет помощь. Конечно же, человек может прийти в такое состояние, когда увидит, что его жизнь стала легче.

В дополнение к тому, что я уже сказал, хочется отметить, как на этот вопрос смотрит суфий, как суфий поставил бы такую работу. Суфий смотрит на борьбу, как на неизбежность, как на борьбу, через которую надлежит пройти. С мистической точки зрения, он видит, что чем больше он обращает внимания на борьбу, тем шире будет распространяться борьба, чем меньше он обращает на нее внимания, тем лучше он пройдет через нее. Когда он смотрит на мир, то что же он видит? Он видит, что каждый, обхватив голову руками, занят лишь собственной борьбой, а она не шире ладони. Он думает: “Разве я буду так же сидеть, взирая на свою собственную борьбу? Это не ответ на вопрос”. Поэтому его работа состоит в том, чтобы быть вовлеченным в борьбу других, утешать их, укреплять их, протягивать им руку помощи. Так поступая, он нивелирует свою собственную борьбу, это освобождает его для того, чтобы двигаться вперед.

Теперь вопрос: как борется суфий? Он борется с силой, с пониманием, с открытыми глазами и вооружившись терпением. Он не смотрит на потери: что потеряно, то потеряно. Он не думает о боли вчерашнего дня, вчерашний день для него прошел. Да, если есть приятное воспоминание, то он держит его перед собой, оно помогает в пути. Он принимает и восхищение, и ненависть от окружающих с улыбкой, он думает только о том, что и то, и другая составляют ритм, подобный ритму музыкальных тактов. Есть “и раз, и два” а – сильное, акцентированное и слабое ударение. Похвала не обходится без хулы, не может обойтись и хула без похвалы.

Он не позволяет силе слепо вести себя, он держит перед собой факел мудрости, поскольку он верит, что настоящее представляет собой отзвук прошлого, и что будущее будет отражением настоящего. Человеку годится думать только об одном мгновении, но он должен думать о том, откуда он приходит и куда он пойдет. Каждая мысль, приходящая ему на ум, каждый импульс, каждое слово, которое он произносит, для него подобно зерну – зерну, которое падает в эту почву жизни и укореняется. Таким образом, он открывает, что ничего не теряется, каждый добрый поступок, каждое малое деяние доброты, любви, на кого бы оно ни было направлено, когда-нибудь дает росток и приносит плоды.

Суфий не рассматривает жизнь отдельно от дела, но видит, как может быть достигнуто реальное дело. Символ китайских мистиков – ветка, увешанная плодами, которую они держали в руке. Что это означает? Это означает, что цель жизни – достичь такой ступени, где каждое мгновение становится плодотворным. А что такое плодотворное? Значит ли это приносящий плоды для себя? Нет, деревья не приносят плоды для себя, но для других. Истинная выгода не в том, чтобы человек делал что-то для себя, истинная выгода в том, что он делает для других. Достижение всего, чего он хочет достичь, будь то на земле или на небе, какой результат из этого следует? Результат таков: чтобы человек мог представить перед другими все, чего он достиг, все, что он обрел на земле или на небе. Пропкар – на языке Веданты означает работа на благо других, единственный плод жизни.

Пока младенец невинен, он счастлив, он ничего не знает о борьбе жизни. Я помню эти строки, написанные покойным Низамом из Хайдарабада, великим мистиком:

Ах, что за время было то, когда не видели мои глаза печали,

Когда желаний не знавало сердце, а жизнь была страданий лишена!

Это – первый этап. Отсюда мы переходим к зрелости разума. Человек видит, что никому нельзя доверять: ни другу, ни родственнику, никто не сможет выдержать времени испытаний, все лгут, вокруг нет ничего истинного. Поначалу он думает, что все это направленно непосредственно против него. Один дервиш как-то написал на стене мечети, возле которой провел ночь, следующие строки:

Мир верит в Бога идеал,

Не зная, друг Он или враг.

Так волны все на берег набегают,

А атом думает, что для него они играют.

Он думает: “Волна поднимает меня, для меня это благоприятно, волна опускается, это для меня неблагоприятно”. Человек думает: “Мой друг – благо он для меня или он вреден”, но потом понимает, что это природа мира. Во всех нас присутствует нафс – эго, и каждое эго сражается против другого. В каждой руке меч, в руке друга, равно как и в руке врага. Друг ударит после поцелуя – другой разницы нет.

А потом человек осознает, что от мира нечего ждать. Великий индийский поэт Тулсидас сказал: “Каждый делает и говорит столько, насколько он понял”. Почему же мы будем винить другого за то, что он не смог понять? Если у него нет большего понимания, откуда же этот бедный человек его возьмет? На столько, на сколько он понял, он и делает. После этого человек понимает, что все, что происходит, следует принимать спокойно. Если он получает оскорбление, он воспринимает его спокойно, если приходит доброе слово, он принимает его с большой благодарностью, если плохое слово приходит – он принимает его спокойно и благодарен. Если это только плохое слово, он благодарен, что это не удар. Если это удар, он благодарен, что не нечто худшее. Он готов отдать свое время, свое служение всем, и достойным, и недостойным одинаково, потому что он видит во всем проявление Бога. он видит Бога в каждой форме, и в высшей, и в низшей, в самой прекрасной, в самой ничтожной.

Суфий говорит: “Если Бог отделен от Вселенной, тогда я лучше буду поклоняться тому Богу, которого можно увидеть, которого можно услышать, которого можно попробовать на вкус, которого можно почувствовать сердцем и воспринять душой”. Он поклоняется Богу, который перед ним, он видит Бога, который присутствует во всем.

Христос сказал: “Вы увидите меня, что я таков, как Он, пославший меня”. Это не значит, что Христос заявлял о божественности собственной персоны. Это то, что дервиши называют хамин ост – все есть Он и Он есть все. Не существует ни одного атома во Вселенной, которым бы Он не был. Мы должны узнавать Его, мы должны уважать Его в каждом лице, даже в лице своего врага, даже в самом ничтожном. Наше благочестие, наша духовность ничего не стоят, если мы этого не делаем.

Недостаточно прочитать несколько книг по философии и знать, что все есть Бог. Прочитать религиозную книгу и чувствовать, что мы благочестивы – недостаточно. Ходить в какое-то религиозное место и быть довольными тем, как мы религиозны – недостаточно. Раздавать милостыню, будучи убежденными, что мы делаем что-то великое, недостаточно. Мы должны отдавать наше служение и наше время равно достойным и недостойным, поскольку это единственная возможность даяния. Эта жизнь длится всего несколько дней, и у нас никогда больше не будет возможности отдать, послужить другому, сделать что-то для другого. Мы должны быть благодарны Богу за то, что Он сделал нас способными отдавать, способными служить другим.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.