Сделай Сам Свою Работу на 5

В сфере добычи, переработки и оборота водных биоресурсов





Обнаружение и расследование данных преступлений обусловлено рядом обстоятельств, которые связаны с общими региональными организационными подходами к борьбе с преступностью в данной сфере. Именно эти организационные подходы, используемые в рыбодобывающих регионах России, обуславливают проведение общих и специальных профилактических мероприятий, которые позволяют предупреждать и пресекать браконьерство и связанные с ним преступления.

Криминогенная обстановка в сфере оборота водных биологических ресурсов в различных регионах обусловлена сезонными особенностями промысла. Например, в Северо-Восточном регионе России это связано с активным промыслом донно-пищевых видов рыб, в первую очередь минтая, в период охотоморской минтаевой путины (с января по апрель) и беринговоморской экспедиции (с октября по декабрь), активной добычей краба на континентальном шельфе Российской Федерации в течение всего года,
а также в период с мая по сентябрь – массовым ходом лососевых на нерест.

В связи с указанными сезонными особенностями деятельность по предотвращению и обнаружению преступлений в сфере оборота водных биоресурсов осуществляется на основании совместных приказов природоохранных и правоохранительных органов, а также территориальных органов исполнительной власти по вопросам организации взаимодействия и координации деятельности по охране водных биологических ресурсов и осуществления государственного контроля в этой сфере.



Во исполнение указанных межведомственных приказов составляются межведомственные региональные комплексные планы проведения мероприятий по контролю: а) специализированного промысла минтая в Охотском море в январе – апреле; б) промысла тихоокеанского лосося в мае–сентябре; в) добычи краба в сентябре – ноябре и т. п.

Большое организационное значение в данной работе имеет координационная деятельность межведомственной рабочей группы правоохранительных и контролирующих органов (далее – МВРГ), например, Камчатского края по обеспечению исполнения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов. На совещаниях МВРГ рассматриваются вопросы координации действий заинтересованных ведомств, определяются приоритеты и предлагаются пути решения стоящих проблем в сфере оборота водных биоресурсов. Заседания МВРГ проводятся ежеквартально. По результатам работы МВРГ реализуются следующие мероприятия:



– в прокуратуру направляются предложения в целях урегулирования правоотношений в сфере использования объектов животного мира, например, представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока;

– активизируется работа по повышению эффективности борьбы с преступлениями коррупционной направленности, должностными преступлениями, совершаемыми в сфере рыболовства и добычи водных биоресурсов;

– совершенствуются подходы к вопросам уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки;

– реализуются решения МВРГ по вопросу о совершенствовании взаимодействия, например, Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны (далее – СВПУ БО) ФСБ России и УВД по Камчатскому краю при производстве неотложных следственных действий в порядке, установленном УПК РФ по наиболее сложным и объемным уголовным делам, возбужденным дознавателями СВПУ БО ФСБ России;

– органами внутренних дел, например, УВД по Камчатскому краю совместно с Петропавловск-Камчатским ЛОВД на воздушном и морском транспорте проводятся профилактические проверки объектов почтовой связи с целью выявления фактов почтовых отправлений на внутренний рынок центральных регионов России незаконно добытой икры рыб лососевых видов.



На основании отдельного приказа регионального управления внутренних дел проводится специальная оперативно-профилактическая операция по противодействию преступности в сфере оборота водных биологических ресурсов – «Путина». Применительно к деятельности УВД по Камчатскому краю она проводится в период с 25 мая по 1 октября. Основной ее целью является активизация работы органов внутренних дел по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию преступлений в рыбохозяйственном комплексе региона в период массового хода на нерест лососевых видов рыб, когда криминальная ситуация в сфере оборота водных биологических ресурсов традиционно носит наиболее критический характер.

Например, за период проведения оперативно-профилактической операции «Путина-2010» на территории только Камчатского края из незаконного оборота изъято 102 тонны лососевых видов рыб и более 49 тонн икры лососевой, а также 78,6 тонн краба и 179,3 тонны донно-пищевых видов рыб. Изъято орудий лова и вспомогательных средств: сети – 6085 м, 137 лодок и 31 руль-мотор к ним. По преступлениям, выявленным во взаимодействии с СВПУ БО ФСБ России, совершенным, капитанами рыбопромысловых судов в ИЭЗ, изъято более 300 тонн белорыбицы, крабовой продукции около 285 тонн и живого краба свыше 157 тысяч особей[202]. Также в рамках взаимодействия УВД по Камчатскому краю и Северо-Восточного территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее – СВТУ ФАР) в апреле 2010 года подписан План проведения совместных контрольных мероприятий на маршрутах транспортировки, в местах хранения и реализации водных биоресурсов, а также продукции из них. Реализация указанных мероприятий запланирована до 2015 года. Согласно данному плану сотрудники ОВД командируются в районы Камчатского края для включения в состав совместных групп с инспекторами Росрыболовства, Севвострыбвода. В районах прибрежного промысла в местах скопления флота проводятся оперативно-профилактические мероприятия по обнаружению фактов сдачи незаконно добытых водных биоресурсов на транспортные суда.

С целью информирования населения и формирования устойчивого негативного отношения в обществе к преступности в сфере оборота водных биологических ресурсов, работа органов внутренних дел по декриминализации рыбной отрасли должна широко освещаться в региональных средствах массовой информации: в печатных изданиях, в Интернете, на радио и на телевидении.

Начиная с 2010 года во исполнение требований совместного приказа МВД России, ФСБ России и ФТС России от 6 апреля 2010 года
№ 266/161/694 «О проведении оперативно-профилактических мероприятий "Барьер"», УВД по Камчатскому краю, УФСБ России по Камчатскому краю, СВПУ БО ФСБ России и Камчатская таможня года принимают совместные приказы о проведении на территории края оперативно-профилактических мероприятий «Барьер». Аналогичные по содержанию, но учитывающие региональную специфику совместные приказы принимаются в других регионах России. Их цель – организация противодействия правонарушениям и преступлениям в рыбном хозяйстве региона, в том числе незаконной добыче (вылову), контрабанде и иному незаконному обороту водных биологических ресурсов.

Характерной особенностью проведения оперативно-профилактической операции «Путина» в 2010 году стало то, что основной упор был сделан на профилактику преступности и пресечение преступлений на ранних стадиях, что при качественном улучшении результатов (в том числе по выявлению ч. 3 ст. 256 УК РФ) не позволяло браконьерам вылавливать значительные объемы незаконной рыбопродукции, как это происходило в предыдущие годы.

В сфере борьбы с рассматриваемыми преступлениями имеют место законодательные, правоприменительные и организационные проблемы, в частности:

– отсутствует правовой режим задержанных судов, который бы способствовал сохранению потенциальных доказательств и иным интересам следствия;

– несмотря на неоднократные рабочие встречи сотрудников ОВД с представителями прокуратуры, например, в районах Камчатского края, выработать единую правоприменительную практику по разграничению уголовной и административной ответственности за совершение преступлений и правонарушений, связанных с незаконной добычей и оборотом водных биоресурсов, к настоящему времени не удалось;

– требует дальнейшего совершенствования организация взаимодействия полиции и таможни, поскольку нередко при проведении оперативных мероприятий в отношении субъектов данного вида экономической деятельности на запросы полиции поступают формальные ответы относительно времени захода судна в порт, без предоставления конкретных сведений о производимых операциях, оформляемых грузах, предоставляемых документах, что затрудняет проведение проверки по сообщениям о преступлениях.

Общей проблемой обнаружения признаков преступления в рыбной отрасли является то, что в России ограничен оборот лишь осетровой рыбной продукции. Отсутствует уголовная ответственность за все стадии незаконного оборота рыбной продукции. Предусмотрена ответственность за незаконную добычу, а также приобретение либо сбыт заведомо добытого преступным путем. Затруднительно реализовать комплекс дополнительных мер по профилактике преступлений в данной в сфере, в том числе по обнаружению преступлений применительно к процессу транспортировки и хранению незаконно добытой рыбной продукции. Фактически, при обнаружении на перерабатывающем предприятии либо в транспортном средстве рыбной продукции без документов, проводится проверка и дальнейшее возбуждение уголовного дела в отношении неустановленных лиц, которые осуществили промысел рыбы-сырца. При этом никакой уголовной ответственности не предусмотрено для лица, допустившего данную продукцию в оборот.

В настоящее время существует практика принятия региональных законов, которые регулируют оборот биоресурсов и реализуют региональные полномочия, не урегулированные федеральными законами.

Доказательства, подтверждающие факты незаконной добычи водных биоресурсов, в зависимости от конкретной ситуации, представляют собой комплекс:

– обнаруженных, осмотренных и исследованных объектов (ценные породы рыб, икра, краб, рыболовные снасти и иные орудия лова, другие предметы со следами преступления);

– документов (протоколы о нарушении законов по охране природных богатств, браконьерстве и нарушении правил рыболовства; приемные акты и расписки о сдаче изъятой продукции, орудий лова, транспортных средств и т. д.);

– опрошенных лиц (инспекторов рыбоохраны, очевидцев и свидетелей).

Место и время, орудия и средства незаконного промысла должны быть доказаны всей совокупностью указанных выше типов доказательств. Так, например, совершение рыбного браконьерства в месте нереста определяет средства незаконной рыбной ловли: ввиду значительного количества рыбы, идущей в конкретном месте на нерест, применяются багры, остроги, огнестрельное оружие. В этом случае следует доказывать кратковременность действий по непосредственной добыче, совершение преступления преимущественно в ночное время, так как в дневное время, водоем или его участок, где происходит нерест, охраняется или наблюдается сотрудниками рыбоохраны.

Доказывание совершения промысла (добычи) в запрещенное время требует ссылки в материалах дела на документы, определяющие время (года, месяца, дня), когда всякое рыболовство запрещено, либо время, когда запрещено добывать рыбу определенных видов и в конкретных местах. Как правило, такие сроки устанавливаются в целях создания благоприятных условий для нереста рыбы[203]. Так, все русло реки Дон и его гидрографиче-ская сеть (ерики, протоки, рукава) с прилегающей к ней поймой в Таганрогском районе Ростовской области, где он впадает в Азовское море, являются местами нереста и миграционными путями отдельных видов рыб. Нерест рыбы происходит здесь с марта по май, а миграция – практически в течение всего года. Поэтому любой лов видов рыб, у которых происходит нерест или которая мигрирует здесь, применение гражданами любых орудий лова, а тем более, таких как сети (ставные, плавные, накидные), которые являются орудиями массового истребления, запрещены и являются преступными.

Место совершения преступления подлежит доказыванию путем установления места фактического вылова рыбы и его сопоставления с фактическими данными, содержащимися в документах, иных доказательствах, подтверждающих его специальный статус. В качестве таковых могут выступать показаниях сведущих лиц – если водоем не учтен или временно не имеет промыслового значения, либо не изучен (сведущие лица определяют, имел ли место нерест добытой рыбы во время ее вылова или нет, ловилась ли рыба на миграционном пути (касается проходных и полупроходных рыб Азово-Черноморского водного бассейна).

В качестве документов – доказательств, подтверждающих «недолжное» место для рыбной ловли, являются соответствующим образом заверенные копии решения органов государственной власти и управления об отнесении конкретной территории, на которой расположен водоем или место водоема, к заповедной территории, заказнику, определяющие, что конкретное место в водоеме или сам водоем являются миграционными путями или местами нереста рыб. Такое же значение имеют и решения названных органов об отнесении конкретного водоема, участка водоема к зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, то есть определяющие как негативный фактор обстановку совершения преступления.

В некоторых случаях точное время совершения преступления устанавливается в связи с необходимостью поиска сведущих лиц, обладающих информацией, интересующей субъекта расследования. Связь времени суток, в которое совершено преступление, с определением возможности непосредственно наблюдать преступные действия имеет важное доказательственное значение. Нередко наступление сумерек, темное время суток, которое мы отмечали как наиболее типичное для совершения браконьерских действий во время нереста, препятствует этому. Именно поэтому в материалах допроса свидетелей рекомендуется делать ссылку на использование специальной техники контроля действий преступников в ночное время или на большом удалении. Например, в процессе документирования преступных действий гражданина Х. сотрудниками ОРЧ КМ (по линии ЭБиПК) УМВД России по Мурманской области на побережье Баренцева моря в районе мыса Долгий было установлено наблюдение за акваторией губы Териберской. При осуществлении ОРМ для видеофиксации использовалась видеокамера со специальным длиннофокусным объективом с дальностью фиксации до 5 000 метров. Также в ходе наблюдения использовался бинокль с 90-кратным увеличением. В данном случае Х. не предполагал, что у сотрудников полиции имеются возможности видеофиксации незаконной добычи краба на таком расстоянии от его «огорода» до берега. В связи с этим им не были предприняты меры по сокрытию добытых конечностей камчатского краба. В других случаях краб складывается в мешки, эти мешки помещаются на пластиковую волокушу, привязываются к корме судна и медленно передвигаются к берегу, будучи притопленными в воде. В случае какой-либо опасности (подхода пограничного катера либо действий группы задержания, применяющей видеофиксацию) веревка, на которой привязана волокуша отвязывается и волокуша, под тяжестью мешков с крабом тонет.

При установлении места и времени совершения преступления следует использовать материалы, составленные на нарушителей правил рыболовства инспекторами рыбоохраны, объяснения правонарушителей и очевидцев; учитывать не только расследуемый в данный момент конкретный факт браконьерства, но и выяснять, не было ли ранее подобных случаев.

При доказывании факта применения браконьером самоходного транспортного средства необходимо подтвердить материалами наблюдения, результатами осмотра места происшествия, показаниями свидетелей, что оно использовалось именно для добычи рыбы, а не для других целей, например, для доставки браконьера к месту незаконной добычи рыбы.

Необходимо определить способы и приемы незаконного рыбного промысла, а также конкретизировать в материалах уголовного дела вид орудий лова, которые использовались при браконьерстве и место их приобретения. Обнаруженные орудия лова являются важным средством изобличения браконьера. Если использовались запрещенные орудия, необходимо выяснить где, когда и у кого браконьер их приобрел, что позволит установить лиц, их изготовляющих и сбывающих.

Важным элементом доказывания является установление того, готовился ли незаконный промысел, либо имел ситуативный характер. В процессе допросов участников преступной группы браконьеров необходимо выяснить, как и кем подбирались орудия преступления; как «собиралась» группа и из кого она состояла. Следует уточнить роль каждого из участников на различных стадиях подготовки и совершения преступления.

Тактика и методика выявления и пресечения незаконной добычи рыбы зависят в определенной степени от непосредственного места совершения этого преступления. Особой сложностью для выявления незаконной добычи рыбы отличается территория открытого моря и морских прибрежных зон. Для выявления незаконной добычи рыбы в случаях совершения преступления в данных местах необходимо использование специальных средств, транспорта, задействование значительных сил.

Выявление фактов незаконной добычи рыбы, как правило, проводится в качестве многоуровневых (по субъектам, времени и характеру мероприятий) тактических операций. Для каждой из которых характерны некоторые общие стадии, а именно: подготовка к проведению операции; организация взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами и непосредственное проведение операции; задержание правонарушителя и проведение доследственной проверки; оформление материалов.

По рассматриваемой категории дел производство этой тактической операции представляется наиболее важным фактором для раскрытия и расследования данного преступления, поскольку позволяет не только задержать подозреваемого, но и в большинстве случаев обеспечить доказательственной базой весь последующий процесс расследования, определяя в целом его перспективу. Несомненно, возможность производства подобной операции учитывают и преступники. Отсюда сложность ее подготовки, острота и, в некоторых случаях, опасность проведения.

Проведению каждой операции предшествует обширная подготовительная деятельность всех ее субъектов. В ходе этой стадии определяются задачи, время, место проведения специальных, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, задействованные силы и средства, связь, вооружение и техническое оснащение, приданные силы полиции, природоохранных ведомств, порядок взаимодействия и выполнения стоящих задач. С этой целью по опыту предыдущих лет выявляются районы и участки водоемов, наиболее пораженные браконьерством. С помощью карт местности изучаются пути возможного вывоза незаконно добытой продукции от водоемов, определяются места дислокации стационарных постов и патрулей, производится расчет потребности сил и средств для их работы.

При планировании крупномасштабных и локальных операций, проверке конкретной информации надлежит в каждом случае изучить оперативно-справочные учеты в информационных центрах ГУВД, УВД, специализированных подразделениях, ознакомиться с картотекой владельцев индивидуальных плавсредств, добывающих и транспортных судов.

Сведения о браконьерстве в данном районе можно получить в государственных органах исполнительной власти, органах местного самоуправления и специально уполномоченных государственных органах в области охраны биоресурсов, от граждан, общественных организаций и юридических лиц, а также в таможенных и налоговых органах, органах охраны государственной границы.

Перед проведением операции проводится общее инструктивное совещание. После принятия решения о проведении операции разрабатывают ее тактику, включающую следующие этапы: подготовительный, непосредственного выявления браконьерства (его пресечения и захвата браконьеров) и заключительный (документирование преступных или иных противоправных действий браконьеров, возбуждение соответствующих уголовных дел или проведение административного расследования. В инспекциях рыбоохраны предварительно могут быть получены данные о местах нереста ценных видов рыб и других скоплениях ценных промысловых видов растений и животных, а также информация, касающаяся контроля за выловом рыбы.

Непосредственная подготовка к проведению тактической операции включает в себя:

– сбор и изучение информации о подозреваемых лицах, их связях и возможного местонахождении незаконно добытой рыбы и продуктов из нее;

– определение места и времени проведения тактической операции;

– проведение организационных мероприятий на месте предстоящего задержания браконьеров и документирования их преступной деятельности (заблаговременный осмотр места предполагаемого обнаружения преступников, определение мест для фиксирования видеокамерой их действий, расположение участников группы захвата, выявление возможных путей отхода преступников, расположение групп преследования);

– определение состава, количества, задач участников операции (сколько человек необходимо включить в группу захвата браконьеров, скупщиков или реализаторов незаконно добытой рыбы или продуктов из нее, наблюдения и документирования);

– разработка вариантов действия участников оперативной (следственно-оперативной) группы с учетом возможных изменений обстановки (неповиновения или сопротивления преступников действиям и требованиям сотрудников правоохранительных органов, применения ими оружия, попыток скрыться и уничтожить следы преступной деятельности);

– отработка взаимодействия участников операции в предполагаемых условиях;

– определение специалистов для съемки скрытой видеокамерой, использования приборов ночного видения, другой специальной техники;

– подбор технического оснащения: средств защиты участников операции (оружие, бронежилеты), автотранспорта; средств связи между участниками операции; средства фиксации действий преступников (видеокамера, магнитофон или диктофон, специальные средства);

– проведение инструктажа для всех участников операции.

Каждый участник операции должен знать: свои обязанности, состав группы и обязанности каждого сотрудника в ней, задачи группы, порядок взаимодействия с остальными группами, радиочастоты, коды, позывные, время и порядок передвижения к месту операции, задачи групп захвата, блокирования, места их нахождения в ходе операции, порядок обращения с задержанными, вещественными доказательствами, документами и имуществом в ходе рейда и после его окончания. Для эффективного проведения операции также очень важно обеспечение бесперебойной оперативной связью. Как правило это мобильная радиосвязь. Руководители групп должны поддерживать непрерывную связь непосредственно перед операцией и во время ее проведения, следя за развитием обстановки.

Для контроля прибрежной полосы водоема обычно применяются такие поисковые методы, как обход, объезд и осмотр. Для контроля за промысловыми участками выделяются оперативно-подвижные группы (ОПГ) из числа работников полиции, рыбоохраны, налаживается связь с пограничными войсками ФСБ, которые в пределах своей компетенции применяют специальные средства для обнаружения судов, возможно занимающихся незаконной рыбной ловлей, другими заинтересованными органов и организаций, представителями общественности. Труднодоступные и удаленные участки (по мере подхода рыбы на нерест) контролируются также и оперативно-подвижными группами из числа сотрудников спецподразделений по борьбе с правонарушениями в сфере оборота водных биоресурсов, территориальных органов внутренних дел, рыбоохраны, оснащенными специальными механическими средствами передвижения по воде.

На этапе непосредственного задержания рыбных браконьеров, все сотрудники, участвующие в операции по выявлению и пресечению рыбного браконьерства, обязаны прибыть на место операции заблаговременно и скрытно, чтобы оценить обстановку, складывающуюся ситуацию и обеспечить надлежащее производство захвата (проверить связь, устранить возможные помехи). С учетом правил конспирации и тактики они занимают места по заранее разработанному плану для проведения засады.

Наименее результативно задержание браконьеров при проверке (выборке) снастей, так как браконьер, заметив опасную ситуацию на берегу или на воде, просто отпускает снасть и отходит от нее. При этом ни в лодке, ни на берегу чаще всего следов браконьерства обнаружить не удается.

Чтобы избежать ситуаций, когда браконьеру удается уходить от ответственности, необходимо:

1) при установке снастей зафиксировать действия браконьеров на видеопленку, причем съемке подлежит не только сам момент выбора сетей, но и возвращение в лагерь, где может быть обнаружена пойманная ранее рыба, другие снасти и прочее; при проверке снастей задержание браконьеров следует производить тогда, когда они подойдут к берегу и от пойманной рыбы будет невозможно избавиться;

2) при снятии снастей следует действовать аналогично, то есть задержание производить на мелкой воде, тем самым лишив браконьеров возможности избавиться от компрометирующих их доказательств преступления: пойманной рыбы, сетей и т. д. Кроме того, задержание на мелкой воде позволяет инспектору рыбнадзора, сотруднику ОВД определить место стоянки или лагеря браконьеров, место, где легче всего подойти к берегу[204].

Целесообразно на возможных водных и сухопутных путях подхода преступников организовать наблюдение с тем, чтобы заранее предупредить участников операции о ее начале. Группа захвата должна быть расположена как можно ближе к тому месту, где возможно выявление факта рыбного браконьерства, чтобы иметь возможность с наименьшим риском для себя задержать преступников, не дать им скрыться, уничтожить следы противоправной деятельности. Группа наблюдения с помощью технических средств – фото-, или видеокамеры, прибора ночного видения, иных специальных средств осуществляет фиксацию действий преступников, их физического захвата и предварительного осмотра места происшествия. Данная группа располагается в заранее подготовленном месте, возможно проведение съемки из стоящей недалеко автомашины, замаскированного участка растительности или другого удобного места.

Если лицо, подозреваемое в совершении браконьерства, задержано с поличным на месте преступления, то необходимо произвести осмотр места происшествия, плавсредства и иных транспортных средств, орудий промысла и добычи, опросить лиц, участвовавших в задержании (инспекторов рыбоохраны, работников полиции и других), а также подозреваемых.

Особенности задержания браконьеров в морских водах связаны также с осмотром места происшествия, которым является промысловое судно, и дальнейшим оформлением материалов. Перед началом осмотра необходимо потребовать от экипажа прекращения всех работ на судне, представиться, после чего объявить, по каким причинам остановлено для досмотра судно, почему возникло в отношении данного судна подозрение в рыбном браконьерстве.

После задержания органом дознания, дознавателем, входящими в специально созданную следственно-оперативную группу, проводится первоначальная проверка. Чаще всего основаниями для возбуждения уголовных дел о браконьерстве является непосредственное обнаружение органами внутренних дел признаков преступления (91,2%). Гораздо реже такими основаниями служат сообщения и материалы инспекции рыбоохраны или иных природоохранных организаций и юридических лиц (8,8%).

Задержание нарушителей рыбоохранного законодательства, как правило, происходит в местах и условиях, не приспособленных для качественного оформления документов. В этих случаях для фиксации действий нарушителя, как показал анализ практики, используется унифицированный протокол. Протокол содержит разделы, позволяющие описать: участников рейдовой группы; сущность нарушений; наличие оснований и документов, разрешающих промысел; сведения о нарушителях; информацию о незаконной добыче рыбы и морепродуктов, орудиях промысла, местах обнаружения добычи и орудий; детальную привязку места происшествия, вид, количество, состояние изъятой рыбы, морепродуктов, орудий промысла, плавсредств и т. п.

На рассматриваемой стадии субъектом предварительной проверки могут проводиться различные проверочные мероприятия, наиболее характерным из которых является получение объяснений.

При задержании правонарушителя с рыбопродуктами вне судна сотрудник полиции в присутствии понятых и подозреваемого производит предварительный осмотр обнаруженных при нем предметов, в которых находится незаконно добытая рыба или продукты из нее (сетка, сумки, мешки и пр.), производит изъятие и взвешивание обнаруженного. Результаты отражаются в протоколе осмотра предметов, которые вместе с объяснениями задержанного приобщаются к рапорту сотрудника полиции по факту задержания.

В рапорте отражаются следующие обстоятельства: а) где, когда и при каких обстоятельствах выявлен факт браконьерства; б) каким способом, какими орудиями лова, с использованием каких плавсредств осуществлялось браконьерство; в) количество браконьеров и подробные внешние приметы; г) характер и последовательность действий браконьеров; д) какая рыба была обнаружена, ее количество и состояние, способ хранения; е) имелись ли у браконьеров транспортные средства, их характеристика; ж) какие следы и предметы находились на месте незаконной добычи; з) оказывали ли браконьеры сопротивление при задержании, в чем конкретно это выразилось, может ли опрашиваемый опознать браконьера, орудия лова, другие предметы и по каким признакам и др.

В процессе опроса у правонарушителя необходимо также выяснить:

– когда возник умысел на совершение преступления, какие подготовительные действия были осуществлены, цель браконьерства;

– когда, с кем, каким путем прибыл на место преступления, какой транспорт при этом использовался и кому он принадлежит;

– какие орудия лова применялись, где, когда и у кого они приобретены или изготовлены, где хранились;

– где, когда, при каких обстоятельствах и в какой последовательности осуществлялась незаконная добыча рыбы и продуктов из нее;

– какие виды рыб и в каком количестве были выловлены, где и как хранились, перерабатывались, где и кому реализовывались;

– наличие соответствующих документов на право выхода в море или право ловли в другом водоеме, продолжительность занятия незаконной добычей (время установки сетей, извлечения незаконно добытого);

– совершалось ли нарушение в группе по предварительному сговору, конкретные действия каждого из соучастников, их установочные данные.

Когда нарушитель отрицает свою причастность к совершению правонарушения, необходимо тщательно выяснить принадлежность и источники приобретения обнаруженных у него орудий лова, рыбы и продуктов из нее. Важную роль могут сыграть пояснения специалистов, привлекаемых к проведению операции об особенностях добычи того или иного вида рыб[205]. В отдельных случаях участие подобных специалистов в осмотре места происшествия и их последующий (после возбуждения уголовного дела) допрос носит в высшей степени информативный характер, помогает правильно интерпретировать обнаруженные следы и объяснить причину их возникновения. Приведем характерный пример.

Как следует из показаний специалиста Д.[206], являющегося старшим мастером службы добычи капитана порта[207] и привлеченного в качестве специалиста к проведению осмотра судна, задержанного в ИЭЗ и доставленного в порт, в носовой части судна, на промысловой палубе расположена мачта, на которой установлена грузовая стрела, направленная в сторону правого борта, предназначенная для осуществления различных грузовых операций, в том числе во время промысла, для поднятия крабовых ловушек из воды на борт судна. У основания данной мачты установлена грузовая лебедка, при помощи которой осуществляется поднятие крабовых ловушек. Также он обратил внимание, что на промысловой палубе возле правого борта забито досками штатное место для установки хребтино-выборочного комплекса «УШИДО», при помощи которого производится выборка крабового порядка. На крышке трюма № 1 имеются четкие следы морского ила и солей, что свидетельствует о протяжке через нее хребтины – полипропиленовой веревки диаметром 24 мм, к которой крепятся крабовые ловушки. Возле основания центральной надстройки, ближе к правому борту, находится сортировочный стол, предназначенный исключительно для сортировки добытого краба. В кормовой части судна, по левому борту, установлен шпиль, предназначенный для осуществления швартовых операций. Однако, исходя из опыта работы, он может утверждать, что при помощи данного шпиля осуществлялась протяжка хребтины с носовой части судна в кормовую, поскольку на нем имеются потертости и выемки от хребтины, и ко всему на палубе вдоль левого борта от носовой части судна до кормовой имеются следы морского ила и солей, что также свидетельствует о протяжке хребтины после ее выборки. Также в корме имеется лацпорт, который может быть использован для постановки крабового порядка. Кроме того, он обратил внимание, что от носового среза до кормового, на наружной части борта имеются четкие следы потертости, что свидетельствует о том, что по данному борту осуществлялась протяжка крабовых ловушек, после выборки порядка, для последующей постановки. В кормовой части судна на правом борту имеется технологический вырез, предназначенный для приема крабовых ловушек после их протяжки по борту судна. Также на верхнем мостике центральной надстройки судна находятся шланги, предназначенные для подачи забортной воды в чаны, для охлаждения краба в живом виде. На промысловой палубе судна расположены горловины трех трюмов, оборудованных чанами для хранения и транспортировки краба в живом виде. Таким образом, исходя из опыта работы и учитывая вышеуказанные признаки добычи, специалист может утверждать, что судно «Топаз» осуществляло промысел краба.

Опрошено, а впоследствии допрошено может быть любое лицо, которому известны обстоятельства, подлежащие установлению по делу. Опрос свидетелей прямо на судне, на берегу в лагере браконьеров имеет эффект неожиданности для опрашиваемых, что благоприятно сказывается на качестве свидетельских показаний, поскольку с течением времени возникает опасность сговора участников преступления и отказа от дачи показаний либо часть обстоятельств забывается.

В зависимости от того, где и что обнаружено, зависит и специфика задаваемых вопросов. Если это произошло на прибрежной полосе, то в первую очередь к числу свидетелей по делам о браконьерстве следует отнести лиц, задержавших браконьера (инспекторов рыбоохраны, работников полиции, представителей общественности).

У этих свидетелей, как правило, выясняются следующие вопросы:

а) где, когда, при каких обстоятельствах был выявлен факт браконьерства;

б) с какого расстояния, при каком освещении, при какой погоде, в течение какого времени велось наблюдение за действиями браконьера (браконьеров);

в) каким способом, какими орудиями осуществлялся незаконный промысел;

г) количество браконьеров и максимально подробные внешние приметы и признаки каждого из них;

д) наблюдаемая последовательность действий каждого из браконьеров, характер их общения между собой;

е) вид обнаруженной у браконьеров рыбы, ее количество, состояние и способ добычи, характер повреждений: крючковой снастью или сетями;

ж) имелись ли у браконьера транспортные средства, их характеристика;

з) какие следы и приметы находились на месте незаконного рыбного промысла;

и) какие были приняты меры по пресечению браконьерства, задержанию нарушителей, изъятию орудий промысла:

к) оказывал ли браконьер сопротивление при задержании, в чем конкретно это выразилось;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.