Сделай Сам Свою Работу на 5

Преступлений в сфере строительства





Источниками сведений о признаках преступлений в сфере строительства выступают, прежде всего, различные документальные и личностные данные. Наиболее общей и типичной ситуацией является получение заявлений и жалоб заказчиков, дольщиков (пострадавших), в которых они указывают на:

– нарушения, связанные с оформлением договора между заказчиком и дольщиками;

– нарушения, связанные с себестоимостью строительства;

– нарушение сроков строительства;

– невыполнение обязательств о предоставлении жилплощади гражданам, подвергшимся расселению;

– отсутствие документов на выполнение строительных работ;

– несоответствие реальной финансово-хозяйственной деятельности ее документальному отражению;

– нарушения, связанные с оформлением договора между заказчиком и подрядчиком о выполнении строительных работ;

– нарушения, допускаемые при учете объемов выполненных строительных работ;

– отсутствие бухгалтерского и налогового учета операций в строительстве;

– искажения данных о льготах;

– нарушения правил списания товарно-материальных ценностей и т. д.

Другой типичной ситуацией является получение результатов работы ревизионных или инвентаризационных комиссий, в актах которых отмечаются:



– признаки присвоений и растрат денежных средств заказчиков;

– признаки присвоений и растрат бюджетных средств, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов;

– завышение строительных смет, затрат на строительные материалы, заработных плат, командировочных расходов, оплаты услуг подрядных и субподрядных организаций.

Третьей типичной ситуацией может быть получение результатов выездной налоговой проверки, которая установила:

– занижение количества или завышение цены (себестоимости) приобретаемого стройматериала при составлении акта закупки у частных лиц;

– бесфактурный, безучетный отпуск стройматериалов при одновременном занижении объема реализации (может иметь место присвоение разницы между реально затраченными и отчетными суммами);

– использование фиктивных документов, подтверждающие закупку и использование строительных материалов (в действительности, например, использование материалов заказчика);



– использование документации, которая позволяет получить, к примеру, налоговые вычеты или льготы (специально создаются небольшие строительные фирмы, имеющие двухгодичную льготу по налогу на прибыль – п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2116-1 (в ред. от
6 августа 2001 года) «О налоге на прибыль предприятий и организаций»);

– заключение фиктивных сделок с целью подтвердить хозяйственные операции (использование документов, печатей, реквизитов несуществующих юридических и физических лиц, когда подрядчик якобы перекладывает выполнение работ на субподрядчика);

– производство работ силами неофициальных бригад рабочих (в штате генподрядчика значится небольшое число работников, в то время как на деле в строительстве участвуют сотни людей, которые официально не трудоустроены, а, следовательно, ЕСН, страховые взносы по ним не перечисляются в бюджет, а выплачиваемые деньги по бухгалтерскому учету не проводятся);

– фиктивное занижение доходов (уменьшение сумм доходов в декларации либо фактической цены реализации товаров; заключение договоров с заранее обусловленными штрафными санкциями; занижение прибыли под предлогом необходимости покрытия убытков, связанных со списанием с баланса основных средств, нематериальных активов, запаса материалов, остатков незавершенного производства, готовой продукции и товаров, якобы утративших качество в процессе хранения и не используемых при производстве продукции).

Иногда в целях получения необоснованной выгоды по уплате налога строительные организации прибегают сразу к нескольким схемам уклонения:



– передача жилья физическим лицам не через сделку купли-продажи, а по договору дарения, взаимозачета и др.;

– ликвидация действующего предприятия и создание теми же учредителями нового, не являющегося правопреемником;

– ведение малым предприятием основной деятельности под видом строительства для последующего получения льгот по налогу на прибыль;

– уклонение от уплаты налогов на поступившие дотации, субсидии и безвозмездную помощь, а также временно полученную финансовую помощь.

Для установления криминальной схемы и получения доказательственной информации до возбуждения уголовного дела правоохранительные органы могут:

– произвести осмотр места происшествия (строительная площадка и прилегающая территория, недостроенный строительный объект, строительная техника, строительные материалы, имущество должника – ст. 176, 177 УПК РФ);

– сделать официальные запросы в государственные регистрационные и лицензионные органы;

– проверить: а) подлинность всей учетной и отчетной документации подрядчика и субподрядчиков (при этом используются методы встречной проверки и специальные познания бухгалтеров, экономистов, технологов и криминалистов); б) наличие лицензий на ведение строительных работ, регистрации подрядчика и субподрядчиков в налоговом органе; в) количество специалистов и иных работников, качество оборудования для выполнения строительно-монтажных работ.

В соответствии с положениями постановления Правительства РФ от
21 апреля 2006 года № 233 (в ред. от 16 января 2007 г.) «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» необходимо установить финансовую устойчивость организации-заказчика (застройщика), соответствует ли она нормативу обеспечения обязательств, нормативу целевого использования средств и нормативу безубыточности на момент заключения сделки (а именно – наличие или отсутствие финансовых средств, а также должных мощностей по производству строительных работ). При этом могут быть проверены документальные источники информации:

– учредительные документы(устав, учредительный договор, (контракты), протокол о создании общества, договор о создании общества (в случае ЗАО);

– сведения об учредителях застройщика;

– свидетельство о государственной регистрации застройщика (ОРГН);

– свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН);

– свидетельство о внесении изменений в Единый реестр (ГРН, если есть изменения);

– информация о финансовом положении текущего года, о размере кредиторской задолженности;

– предшествующие проектные декларации;

– проект границ земельного участка;

– публикации в СМИ, в том числе и в Интернете о проведении торгов (аукционов) земельного участка;

– свидетельство о праве собственности;

– предварительный договор аренды земельного участка;

– договор аренды земельного участка;

– правоустанавливающие документы на земельный участок;

– договор купли-продажи;

– кадастровый паспорт;

– градостроительный план земельного участка или проект планировки территории и проект межевания территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта;

– материалы, содержащиеся в проектной документации (пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия; схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам; схемы, отображающие архитектурные решения; сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в случае если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со ст. 40 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ);

– положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 ЗК РФ; кроме того, возможны следующие заключения экспертиз: санитарно-эпидемиологической, историко-культурной, экспертизы условий труда, экспертизы в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, экспертизы промышленной безопасности.

Кроме того, анализируются иные документы:

– разрешение на строительство;

– лицензии с указанием вида деятельности;

– приходные ордера;

– счета-фактуры;

– акт приемки, акт списания;

– журнал учета поступающих грузов;

– карточки складского учета материалов;

– ведомость учета остатков материалов на складе;

– акт на сдачу в эксплуатацию временного сооружения;

– акт разборки временного сооружения;

– инвентаризационные документы (описи, сличительные ведомости и т. д.);

– отчеты кладовщиков;

– информация о торгах и их результатах, которая публикуется в «Строительной газете» и в газете «Развитие» (если международные торги, то публикуются в соответствующих иностранных печатных изданиях);

– тендерная документация, включающая техническую и коммерческую части;

– протоколы заседаний тендерного комитета;

– заключение договора заказчика с победителем торгов;

– заключение контракта заказчика;

– протоколы встреч заказчика и подрядчика с указанием принятых ими совместных решений

– лицензии, сертификаты подрядчика;

– калькуляция стоимости материалов и работ (стоимость работ, структура стоимости; порядок сдачи-приемки объекта; гарантии качества по сданным работам; порядок взаиморасчетов);

– журнал производства работ;

– документация о проверке заказчика, застройщика государственных строительным надзором;

– годовые отчеты, бухгалтерские балансы, счета (распределение) прибыли и убытков за три последних года; аудиторское заключение за последний год (указанные документы застройщик обязан показывать всем желающим ознакомиться с документацией);

– договор участия в долевом строительстве;

– списки дольщиков (выписки, полученные из федеральной регистрационной службы);

– квитанции к приходным кассовым ордерам;

– кассовая книга;

– бухгалтерская документация (договоры, счета, счета-фактуры и т. д.), бухгалтерские регистры с соответствующими документами 50 счет (касса), 51 счет (расчетный счет), 60 счет (расчеты с поставщиками и подрядчиками), 62 счет (расчеты по авансам); 64 счет (расчеты с заказчиками); 71 счет (расчеты с подотчетными лицами); 76 счет (расчеты с кредиторами и дебиторами).

При автоматизированном бухгалтерском учете электронные документы: главная книга; журнал-ордер № 1 и ведомость № 1 (служат для учета кассовых операций); журнал-ордер № 2 и ведомость № 2 (учет операций на расчетном счете); журнал-ордер № 4 (для получения кредитов и ссуд в банке); журнал-ордер № 6 (учет расчетов с поставщиками и подрядчиками); журнал-ордер № 7 (учет расчетов с подотчетными лицами); журнал-ордер № 10 (учет затрат на производство); журнал-ордер № 15 (учет финансовых результатов и использования прибыли); журнал хозяйственных операций по учету оплаты труда и иные документы, отражающие порядок и суммы расчетов с персоналом; акт приемки выполненных работ;

– лимитно-заборная карта, требования на строительные материалы;

– инвентаризационные документы (описи, сличительные ведомости);

– отчет (ф. М-29) о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с производственными нормами (отчет о списании материалов);

– материальный отчет (ф. М-19);

– карточки складского учета;

– процентовка;

– акт контрольного обмера;

– наряды на выполненные работы;

– договор подряда;

– журнал учета выполненных работ;

– товарно-транспортные накладные, путевые листы;

– наряды на сдельные работы;

– аккордные наряды;

– табель учета рабочего времени;

– расчетно-платежные ведомости;

– единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР);

– единые районные единичные расценки (ЕРЕР);

– утвержденные сметные нормы и правила (СНиПы), определяющие нормативное количество ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ;

– ведомость на доплату за вредные условия;

– местные нормы и расценки;

– справочник тарифных сеток;

– укрупненные нормы и расценки;

– журнал учета выполненных работ;

– акт приемки выполненных работ;

– трудовые соглашения;

– журнал учета работы строительных машин;

– акты на скрытые работы;

– черновые записи;

– деловая переписка, записи, дневники и прочее;

– разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома;

– передаточный акт.

Тактически оправданно, если указанные документальные источники информации выявляются, фиксируются и анализируются (с участием специалистов) до возбуждения уголовного дела. Документы приобщаются к протоколу осмотра места происшествия, акту документальной проверки и ревизии, а также к объяснениям и справочным материалам, полученным в результате запросов.

В ходе проверочных действий могут быть опрошены:

– лица, осуществляющие торги земельных участков, участники торгов;

– подрядчики, участвовавшие в конкурсе; организаторы торгов, сотрудники тендерного комитета;

– сотрудники государственных органов, задействованных в оформление сделок с недвижимым имуществом: служащие органов государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (регистрационные палаты), органов технической инвентаризации жилища (бюро технической инвентаризации – БТИ), органов учета земельных участков (земельные комитеты), а также сотрудники нотариальных контор (нотариусы, секретари); сотрудники государственного строительного надзора;

– работники риэлтерских фирм, иных строительных фирм;

– заказчик, застройщик, субподрядчик, соинвесторы;

– родственники, друзья, коллеги по работе, с которыми руководитель-заказчик, возможно, обсуждал сделку;

– должностные лица, незаконно выдавшие свидетельство на право собственности или прав аренды на земельный участок;

– должностные лица, уполномоченные на проведение государственной экспертизы проектной документации;

– должностные лица органов архитектуры, градостроительства и т. д.;

– должностные лица, незаконно выдавшие ордера на строительство;

– должностные лица органов исполнительной власти или должностные лица органов местного самоуправления;

– граждане, которые подверглись расселению из жилых домов, подлежащих сносу;

– лица, осуществляющие снос жилых домов на участке, предназначенном для строительства многоквартирного дома;

– грузчики, водители, кладовщики, мастера, бригадиры, начальники участков, осуществлявших и принимавших на хранение строительные материалы, полученные при разборке зданий и сооружений;

– сотрудники финансовых служб;

– лица, незаконно выдавшие разрешения на производство строительно-монтажных работ; незаконно оказавшие помощь в возможности заключения договора подряда по выполнению работ по федеральным целевым программам;

– дольщики.

Особое значение до возбуждения уголовного дела должно придаваться установлению следующих обстоятельств:

1) имеются ли признаки материального или интеллектуального подлога в документах (при необходимости провести почерковедческое либо технико-криминалистическое исследование);

2) были ли факты привлечения денежных средств до момента опубликования и (или) размещения проектной декларации или до получения разрешения на строительство (наличие предварительного договора аренды не дает права заказчику-застройщику осуществлять сбор денежных средств с участников долевого строительства);

3) представлялась ли застройщику (заказчику) ежеквартальная отчетная документация;

4) имеется ли в документации указания о сроках передачи объекта, его цене и порядка ее уплаты (застройщик обязан показывать документацию всем заинтересованным лицам, например, реестр договоров, квартирограмму);

5) осуществлялся ли контроль заказчиком, производился ли выход на строительный объект;

6) имеются ли в договорах об участии в долевом строительстве условия, противоречащие Закону «Об участии в долевом строительстве …» или Закону «О защите прав потребителей» (например, условие оплаты до регистрации договора в органах Росрегистрации);

7) какие нарушения технологического характера были допущены, каковы причины этих нарушений и т. д.

После возбуждения уголовного дела наиболее типичными следственными действиями являются осмотр (как правило, дополнительный или повторный) места происшествия, допрос и производство экспертизы.

Последовательность и характер действий следователя при осмотре места происшествия при расследовании преступлений в сфере строительства во многом предопределяется значимой ролью сведущих лиц (п. 3 ч. 3 ст. 57 и ст. 58 УПК РФ). В качестве таковых могут привлекаться работники государственных и негосударственных судебно-экспертных учреждений, инженерно-технических, бухгалтерских работников, технологов других предприятий и организаций, сотрудников контролирующих органов, не обслуживающих данный объект и др. Именно специалисты могут определить объекты осмотра, предмет, форму и вид дальнейшего исследования.

Объектами осмотра по преступлениям в сфере строительной деятельности могут быть:

1) различные помещения (строительные площадки, базы и склады со строительными материалами, всевозможные объекты строительства; офис-ные помещения строительных фирм, организаций, кабинеты руководителей и работников финансово-экономической службы и т. д.);

2) предметы (компьютеры, электронные накопители информации, печати, штампы и т. д.);

3) документы (проектно-сметная документация, акты приемки выполненных работ, налоговые, бухгалтерские, банковские, договорные и иные документы).

Специалисты и эксперты могут оказывать содействие следователю при выдвижении, разработке версий при проведении осмотра места происшествия. Подготовка к проведению осмотра места происшествия может включать в себя консультацию следователя со специалистом (например, при отсутствия знаний у следователя по какому-либо специальному вопросу, невозможности самостоятельно разобраться в интересующих его воп-росах либо для этого требуется значительное время). В данном случае следователь, обладающий определенной информацией о совершенном преступлении в сфере строительной деятельности, не должен ограничивать специалиста в исходной, текущей и перспективной информации о расследуемом событии. Это обстоятельство позволит следователю определить:

1) должен ли быть осмотр произведен безотлагательно;

2) состав группы:

– целесообразность привлечения специалиста;

– компетентность конкретного специалиста;

– целесообразность привлечения группы специалистов, в состав которой могут входить как сведущие лица одной специальности, так и представители разных областей знаний.

Так, при осмотре конструкций, изготовленных из различных материалов (кирпич, дерево, металл, бетон и т. д.) кроме специалиста-строителя может возникнуть потребность в привлечении специалиста в области материаловедения. Кроме того, при отборе образцов-проб, фиксации изменений в конструкциях может встать вопрос о привлечении более узких специалистов. В случае наличия на осматриваемом месте происшествия различных строительных машин, оборудования, механизмов может потребоваться помощь соответствующих специалистов для пробного запуска оборудования, проверки работы машин и механизмов.

Помощь специалиста может выражаться в даче следователю рекомендаций по определению границ и последовательности осмотра. Если место происшествия связано с осмотром объектов незавершенного строительства либо с разрушением зданий и сооружений, в таком случае место происшествия может представлять собой достаточно обширную территорию и одновременный обзор ее, как правило, затруднен. В таком случае следователь вместе со специалистом должен произвести обход территории, на которой расположены объекты, подлежащие осмотру.

Необходимо отметить, что следователь не должен быть регистратором тех обстоятельств, на которые, по мнению специалиста, нужно обратить внимание, ему нужно получить объяснения и толкования от специалиста по поводу значимости этих обстоятельств для расследуемого события. Тактически нецелесообразно ограничивать специалиста в его суждениях. Напротив, надо чтобы специалист генерировал мысли, которые в последующем бы развивались и уточнялись, следователю необходимо создавать ему условия для продуктивной познавательной деятельности, не забегать вперед, опережая оперативно-следственными выводами суждения специалиста; культивировать у себя и специалиста осторожность в выводах, обращая главное внимание на их обоснование.

На стадии детального осмотра, кроме обнаружения различных следов и объектов, например, специалист-строитель часто осуществляет помощь по отобранию необходимых проб и образцов объектов. Это могут быть обрезки арматуры, пробы бетона, грунта, древесины и т. п.

По рассматриваемой категории дел в ходе осмотра может потребоваться проведение контрольного обмера (инструментальный замер рулеткой, метром, геодезическим инструментом и пр.) Посредством его прослеживают соответствие количества денежных средств, уплаченных по актам приемки работ, работам, утвержденным проектом и сметой; соответствие оплаченных объемов работ выполненным в натуре и соответствие выполненных в натуре работ тем расценкам, по которым производилась оплата. Помимо инструментальных замеров используют различные строительные документы, где отмечены объемы выполненных строительных работ. Это могут быть: журнал работ; акты инструментальных и геодезических замеров; журналы забивки свай, бетонирования; данные бухгалтерского учета стройки о списании на производство строительных материалов и оборудования и т. д. Конструктивна помощь специалиста при выявлении им негативных обстоятельств, то есть обстоятельств, противоречащих общей картине происшедшего события и логике предполагаемого события.

При составлении протокола осмотра места происшествия специалист разъясняет следователю специальные термины, помогает сформулировать необходимые фразы.

В ходе осмотра места происшествия могут быть составлены схемы, рисунки, графические изображения строительного производства или эскиз объекта строительного производства. Исполнение этой работы следователем может быть поручено лицам, обладающим специальными техническими знаниями, участвовавшими в осмотре, оставляя за собой контроль за тем, чтобы составляемые эскизы или схемы правильно отражали действительность.

Типично, что при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершенных в сфере строительства, допрашиваются работники финансово-экономического, технического, проектно-сметного отделов; должностные лица, сметчики; проектировщики; кассиры; бригадиры строительных бригад; представители организаций-заказчиков, представители подрядчиков, субподрядчиков строительства; поставщики строительных материалов и иные лица. Например, в качестве допрашиваемого лица может быть свидетель, обладающий специальными познаниями («сведующий свидетель»).

Учитывая сложность механизма исследуемой категории преступлений, следователю целесообразно привлечь при составлении плана следственного действия специалистов. На этапе подготовки к производству допроса, следователь, во-первых, обязан тщательно изучить и проанализировать материалы уголовного дела, а именно протоколы осмотров, обысков, выемок, содержащие в себе сведения, которые могут быть в последующем использованы для склонения допрашиваемых лиц к даче правдивых показаний и как средство проверки их достоверности. Во-вторых, необходимо изучить документы, отражающие хозяйственные операции. Следователем фиксируются все неясные для него детали, для выяснения которых необходимо привлечение специалиста, эксперта. В-третьих, необходимо четко определить предмет и цель допроса, что не всегда следователь может сделать самостоятельно из-за специфики исследуемой категории преступлений. Специалист же со своей стороны при взаимодействии со следователем, зная технологические процессы в строительстве, может оказать ему помощь
в определении обстоятельств, имеющих значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Безусловно, невозможно предусмотреть все вопросы, подлежащие выяснению следователем в ходе производства допроса. Перечень вопросов будет зависеть от должностного, процессуального положения лица, степени его осведомленности, добытых по делу доказательств, соответственно они будут различны как для каждого уголовного дела, так и для каждого участника уголовного судопроизводства.

Если же с инициативой об участии в допросе выходит эксперт (п. 3 ч. 3 ст. 57 УПК РФ), которому необходима более полная информация о совершенном преступном событии для дачи им правильного экспертного заключения, то эксперт, с разрешения следователя, должен не только подготовить вопросы допрашиваемым, но и определить очередность выполнения этого следственного действия в отношении каждого из них, а затем предложить следователю порядок допроса, должным образом его обосновав.

Последовательность допросов участников уголовного судопроизводства зависит от того, что сначала предпочтительнее выяснить, какое конкретно произошло событие, а затем причины, способствовавшие его совершению. Достаточно сложно ответить на второй вопрос, не зная ответа на первый. Предметом допросов служат те же обстоятельства, которые выяснялись на этапе проверочных действий: 1) правомерность заключений всех договоров; 2) правомерность ведения строительной деятельности;
3) целевое использование финансовых средств; 4) способы присвоения, легализации и растраты товарно-материальных ценностей и денежных средств; 5) величина ущерба; 6) форма вины лиц, составивших и подписавших договоры, бухгалтерские документы и налоговые декларации, содержащие заведомо ложные сведения о доходах и (или) расходах, объектах налогообложения; 7) коррупционные отношениях и круг свидетелей, способных дать правдивые показания. Важно то, что результаты проверочных действий могли бы служить уликами при производстве допросов.

Иногда допрашиваемые, почувствовав неосведомленность следователя, уклоняются от дачи правдивых показаний, выдвигают версии, ложность которых становится очевидной после получения ответов на несколько сформулированных специалистом дополнительных вопросов. В то же время добросовестность свидетеля еще не исключает ошибочности сообщаемых им данных. Доказательства, как правило, предъявляются в порядке нарастания их силы. Если в качестве доказательств предъявляются документы, в таком случае они должны быть только достоверными.

Если при допросе подозреваемого, обвиняемого следователем планируется предъявление доказательства, например, заключение судебной строительно-технической экспертизы, то следователю необходимо сначала подробно выяснить у эксперта обстоятельства, установленные им в ходе производства указанной экспертизы, методику исследования, оценить, не противоречат ли выводы, изложенные в экспертном заключении, ранее данным показаниям подозреваемого, обвиняемого.

В ходе допросов подозреваемых и обвиняемых специалист, эксперт могут с разрешения следователя логично, наглядно (например, на фотоснимках осмотра места происшествия или на фототаблице к экспертному заключению), а потому и убедительно разъяснить сущность предъявляемых доказательств, что также может повлиять на дачу правдивых показаний.

Тактически оправдано, когда экспертиза назначается сразу же, как только возникает в этом необходимость, когда собраны все необходимые материалы. В противном случае могут быть негативные последствия, выраженные в утрате признаков материальных объектов, снижении разрешающих способностей экспертных исследований, затягивании сроков предварительного следствия. Потому правильно поступает тот следователь, который совместно с экспертом осуществляет планирование судебной экспертизы: действия по ее подготовке, назначению, проведению, анализу и включению ее в общий план расследования по конкретному уголовному делу. Идя все время параллельно со следствием, специалисты и эксперты разрабатывают и исследуют каждый вопрос, требующий специальной подготовки.

Не следует перекладывать следственную работу по анализу материалов дела и выдвижению версий на эксперта, предоставляя все уголовное дело целиком. Целесообразно направлять на экспертизу только материалы и выписки из них, которые содержат значимую информацию, необходимую для проверки версий и получения доказательств. В постановлении о назначении экспертизы следователю необходимо как можно полнее указать основания доказательственных мотивов направляемого на исследование объекта и связанного с ним задания. Это делается в расчете на осознанное понимание экспертом своей роли в общей системе доказывания по делу.

Мы полностью согласны с целесообразностью, а в ряде случаев и необходимостью привлечения специалиста в изъятии образцов для сравнительного исследования, но полагаем, что и следователю необходимо стремиться самостоятельно обнаруживать и изымать свободные и экспериментальные образцы. Вполне логично, чтобы следователь сообщил эксперту
(а чаще всего, как показывает практика, эксперт сам выясняет у следователя) обстоятельства обнаружения, фиксации, изъятия, хранения, транспортировки объектов исследования, влияние внешней среды на указанные объекты и другие обстоятельства дела.

Помимо этого эксперт может проявить инициативу о производстве пов-торного следственного осмотра, переносе производства экспертизы на место нахождения проверяемого объекта, ознакомлении с производственными процессами.

При постановке вопросов необходимо учитывать, что эксперт вправе указать в заключении на обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых не были заданы вопросы, однако он не обязан сделать это. Поэтому вопросы должны быть конкретными, четкими и ясными, не допускающими двоякого толкования. Если вопросы взаимосвязаны, они должны задаваться в логической последовательности. Задаваемые вопросы должны относиться к компетенции эксперта. Нельзя ставить на разрешение эксперта вопросы правового характера, которые являются прерогативой следователя, в том числе вопросы, связанные с правовой оценкой действий лиц, в частности, о наличии признаков состава преступления; виновности или невиновности определенного лица и формы его вины и т. д.

Итак, для достижения большего эффекта при производстве экспертиз по преступлениям, совершаемым в сфере строительной деятельности, взаимодействие следователя с экспертом (специалистом) обеспечивает:
а) своевременное назначение судебной экспертизы; б) всесторонность, комплексность изучения объекта исследования; в) количество и последовательность назначения судебных экспертиз; г) правильный выбор эксперта и учреждения; д) точное определение видов назначаемых судебных экспертиз; е) верное формулирование задания экспертам.

Следователь своим правом присутствовать при производстве экспертизы пользуется редко. Одной из основных причин этого, на наш взгляд, является не их занятость, а то, что следователи недооценивают роль своего присутствия при производстве экспертизы. Иногда такое присутствие полезно по следующим основаниям: во-первых, эксперт без промедления информирует следователя о промежуточных и конечных выводах, что очень важно для выдвижения и проверки версий, проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Во-вторых, следователь, в свою очередь, при необходимости может предоставить эксперту дополнительную, значимую для исследования информацию об обстоятельствах преступления. Кроме того, эксперт с учетом промежуточных выводов согласует со следователем возможность расширения рамок исследования, рекомендует постановку новых вопросов, которые могут быть разрешены в ходе судебной экспертизы.

Вместе с тем, наблюдая за деятельностью эксперта, следователь приобретает возможность выяснить, с какими проблемами, трудностями сталкивается эксперт при производстве экспертизы, что позволяет следователю не повторять тех ошибок, которые им допущены при сборе материалов, направленных на экспертизу при осуществлении им мероприятий по подготовке и назначению экспертизы.

В следственной и судебной практике встречаются случаи, с одной стороны, переоценки достоверности и значения выводов эксперта, а с другой – недооценки, основанной на сомнениях в научной обоснованности отдельных положений теории и методики экспертиз. Для определения доказательственной роли заключения эксперта важное значение имеют сопоставление его с другими материалами дела, выяснение наличия (отсутствия) связи между доказательствами и доказываемыми фактами. Поэтому оценка заключения эксперта предполагает не только изучение содержания заключения, выяснение научной обоснованности выводов эксперта, но и анализ связи фактов, изложенных в заключении, с обстоятельствами дела (предметом доказывания) и другими фактическими данными, полученными путем осмотра, допроса свидетелей, иных следственных действий.

При неполном или недостаточно ясном заключении следователь вправе назначить дополнительную экспертизу. Если же выводы эксперта опровергают фактические обстоятельства дела, либо установлены новые сведения, которые могут повлиять на выводы эксперта, а также при существенных процессуальных нарушениях, допущенных при назначении и производстве экспертизы, следователь вправе назначить повторную экспертизу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.