Сделай Сам Свою Работу на 5

Экономико-криминальные схемы, направленные на завладение денежными средствами, которые выделяются на развитие приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».





Злоупотребление должностными полномочиями и служебный подлог с целью получения жилого помещения или денежных средств на его приобретение близкими родственниками или субъектами, с которыми у должностного лица возникли личностно-коррупционные взаимоотношения. Данная схема действий должностных лиц и связанных с ними получателей квартир, сертификатов или денежных средств достаточно типична для различных регионов. В качестве субъектов подобного рода экономико-криминальных, коррупционных схем выступают чиновники различного уровня, которые формируют списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдают справки, которые являются основанием для включения в программу и т. п. Примеры из практики работы правоохранительных органов различных российских регионов достаточно характерны.

Заместитель главы по социальным вопросам включил в списки на выделение жилья гражданина, не нуждающегося в улучшении жилищных условий. В результате данный гражданин незаконно получил 1-комнатную квартиру, которую впоследствии реализовал[155].

Старший специалист отдела сельского хозяйства муниципального образования при сборе документов на лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, халатно отнесся к сбору документов и составлению списков нуждающихся граждан. Ущерб по двум эпизодам составил соответственно 196 и 168 тысяч рублей. В этом же районе глава администрации сельского поселения незаконно признал нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданина, который впоследствии получил денежные средства в размере 532 тысяч рублей[156].



Председатель Комитета по управлению имуществом муниципального образования без согласования с уполномоченным органом государственной власти, в нарушение Федерального закона, БК РФ, Постановления Правительства области, Приказа Минэкономразвития, зная, что приобретаемая в собственность муниципального образования квартира не соответствует требованиям конкурсной документации, приобрел в собственность муниципалитета квартиру[157].

Как видно из приведенных примеров, схема злоупотреблений и халатного отношения к своим должностным обязанностям имеет свои особенности, но достаточно типична:



а) собирая документы, должностные лица «не видят» оснований для запрета на включение гражданина в программу;

б) решение принимается единолично, при этом игнорируется мнение коллегиального органа, который должен утверждать принимаемое решение;

в) в случае решения вопроса о покупке жилья за счет бюджетных средств чиновник не замечает несоответствия жилого помещения требованиям конкурсной документации;

г) откровенно нарушаются положения федеральных законов, постановлений правительства, бюджетного кодекса, инструктивных писем министерств и ведомств.

В этом ряду действия главы одного из сельсоветов и его заместителя являются еще одной наглядной иллюстрацией реализации рассматриваемой криминальной схемы. Указанные лица изготовили фиктивные документы, послужившие основанием для незаконного получения субсидии по программе «Молодежи – доступное жилье»[158].

Характер указанных выше действий указывает на то, что во всех случаях прослеживается корыстный интерес чиновников, который не получил в материалах уголовных дел закрепления с позиции доказывания фактов взяточничества или сговора на завладение бюджетными денежными средствами. На наш взгляд, в подобных ситуациях играет существенную роль то обстоятельство, что гражданам – получателям средств приоритетного проекта, невыгодно говорить правду о взаимоотношениях с чиновником. В свою очередь чиновнику «выгодно» быть привлеченным к ответственности не за получение взятки, а за халатность или, в крайнем случае, за служебный подлог. Именно эти приоритеты и мотивация заинтересованных лиц определяют характер их поведения и показаний в ходе расследования.



Полагаем, что решение указанной проблемы не только в совершенствовании антикоррупционного законодательства, но и в разработке научно-концептуальных основ и практических приемов реализации методики обнаружения и расследования коррупционных криминальных схем, в которых нет вымогательства взятки, а прослеживается значительный интерес лица, в пользу которого чиновником совершается халатное исполнение своих обязанностей, служебный подлог и т. п.

Практика последних лет и материалы регионов свидетельствуют, что для данной разновидности уголовных дел характерен акцент в доказывании вины должностного лица и практически полный отказ от доказывания криминальной роли, которую выполняет получатель квартиры, сертификата или денежных средств. При этом следует учитывать, что получатели квартиры всегда будут заинтересованы в нарушении закона и будут выступать в экономико-коррупционной схеме в качестве взяткодателей. Примерно такая же схема взаимоотношения между субъектами, должностными лицами и гражданами будет прослеживаться в случае получения сертификата или денежных средств для улучшения жилищных условий. Получатель улучшает свои жилищные условия или получает дополнительные денежные средства от продажи выделенной квартиры. Чиновник, который согласовал вопрос, получает «откат», взятку от получателя.

Например, одним из подразделений по борьбе с экономическими преступлениями выявлен факт служебного подлога со стороны специалиста отдела АПК администрации сельского поселения, которая совершила служебный подлог. Указанное лицо из иной личной заинтересованности выдала гражданину справку о составе семьи подложного содержания, а также фиктивную справку о постановке семьи гражданина на очередь по улучшению жилищных условий. На основании представленных документов, гражданин был включен в список участников программы «Национальное развитие села до 2010 года» и на его счет, как работнику сельского хозяйства, было перечислены средства для строительства дома[159].

Следует отметить, что данная разновидность действий по реализации преступного замысла тесно смыкается с действиями по нецелевому расходованию средств. Отличия заключаются лишь в объеме полномочий должностного лица. Например, по результатам совместных мероприятий прокуратуры и оперативных сотрудников ОВД возбуждено уголовное дело по факту нецелевого расходования должностными лицами районной администрации 8,5 млн рублей, выделенных по программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда»[160].

Комплексная экономико-криминальная схема хищения денежных средств группой лиц из числа криминальных коммерсантов, чиновников городской и областной администрации, а также граждан. Наиболее сложной, в том числе и с позиций доказывания, является экономико-крими-нальная схема, которая реализуется в сговоре с криминальными коммерсантами, чиновниками городской или областной администрации, а также гражданами, которые соглашаются выступить в качестве заявителей, например, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

В Тверской области указанные лица, являясь учредителями и руководителями ООО «Тверское отделение союза МЖК России», вступив в преступный сговор с гражданами-участниками подпрограммы, с представлением подложных документов о строительстве на территории Тверской области жилья для молодых семей, фактически не имея намерений и возможностей вести строительство, совершили хищение федеральных денежных средств в сумме более 4 млн рублей[161].

Вариантом реализации данной схемы хищения является организация перечисления денежных средств на счета организаций в качестве возмещения части задолженности по договорам займа. Например, выявлен факт халатности председателя Комитета по делам молодежи Тверской области, которая допустила необоснованное перечисление средств федеральной подпрограммы на счета пяти коммерческих организаций. Предметом договора, являлось возмещение части задолженности по договорам займа участников подпрограммы. Указанные коммерческие организации договоров с участниками подпрограммы не заключали, средства на цели, предусмотренные подпрограммой, не израсходовали и не возвратили средства в бюджет[162].

Мошенничество «одиночки». В практике расследования данных преступлений встречаются и случаи откровенно мошеннических действий со стороны лиц, не имеющих права на получение государственной субсидии, например, на строительство жилья. Например, не являясь работником крестьянского (фермерского) хозяйства, гражданка приобрела в магазине бланк незаполненной трудовой книжки, внесла в нее заведомо ложные данные, составила ложный трудовой договор о поступлении на работу бухгалтером в «Крестьянское фермерское хозяйство», подделала необходимые подписи в трудовом договоре и трудовой книжке, ввела в заблуждение и убедила своего отца, руководителя КФК, удостоверить договор и трудовую книжку, собрала пакет документов и представила их в администрацию района, заключила с управлением капитального строительства области государственный контракт на строительство жилья собственными силами, заключила с банком договор о вкладе «до востребования», часть из перечисленных ей средств областного бюджета потратила на личные нужды[163].

В заключение характеристики экономико-криминальных схем в сфере реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» следует отметить, что наибольшую опасность представляет деятельность коммерческих организаций, которые предоставляют в соответствующие инстанции документы о строительстве на территории какого-то из районов области, например, жилья для молодых семей. В ходе проверки может оказаться, что организация не имеет для этого кадровых и производственных возможностей и по своему содержанию является криминальной предпринимательской структурой, которая создана мошенниками.

Также под самым пристальным вниманием должна находиться деятельность должностных лиц и специалистов бюджетной сферы, которые причастны к формированию списков кандидатов и принятию решения о выделении бюджетных средств.

Практика свидетельствует, что специалисты исполнительных и надзорных финансово-бюджетных инстанций могут оказаться причастными к хищению бюджетных средств.

Например, в рамках уголовного дела № 34842, возбужденного по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, к уголовной ответственности привлечена специалист Управления Федерального казначейства по г. Моршанску Тамбовской области Мищенко О. В., которая, используя свое служебное положение, путем предоставления фиктивных документов совершила хищение денежных средств, выделенных в качестве субсидии в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года»[164].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.