Сделай Сам Свою Работу на 5

Преступлений в бюджетной сфере





Существует несколько особенностей бюджетной сферы[112], которые определяют ее как область социально-экономических отношений, достаточно привлекательную для совершения преступлений. К указанным особенностям относятся:

– большой объем финансовых ресурсов, постоянно находящихся в обращении в деятельности бюджетных организаций, учреждений и предприятий;

– значительная материально-техническая база, которая связана с деятельностью бюджетных организаций, учреждений и предприятий;

– высокий уровень инвестиционной привлекательности;

– достаточно большая штатная численность сотрудников, постоянно или временно выполняющих управленческие и распорядительные функции;

– определяющее значение бюджетных организаций, учреждений и предприятий в регулировании финансово-экономических вопросов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

– наличие несовершенной нормативно-правовой базы, регулирующей управленческие и распорядительные процессы, что создает возможности для лоббирования интересов приоритетных коммерческих организаций;

– наличие сложной системы документооборота;



– относительно невысокий уровень заработной платы должностных лиц в бюджетной сфере.

Перечень особенностей экономико-криминальной привлекательности бюджетной сферы можно было бы продолжить, однако во многом именно вышеуказанные особенности определяют характер преступлений, которые совершаются в этой сфере.

Среди лиц, которые традиционно совершают преступления в бюджетной сфере можно выделить две категории:

– должностные лица, обладающие управленческими и организационно-распорядительными функциями;

– лица, не обладающие управленческими и организационно-распоря-дительными функциями, но связанные с первой категорией как подрядчик и заказчик в рамках выполнения различного рода работ и оказания услуг.

Должностными лицами считаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях. Среди лиц, обладающих положением долж-ностного лица, можно выделить следующие группы, которые наиболее часто совершают преступления в бюджетной сфере:



– главы, руководители, директора бюджетных структур, а также лица, исполняющие их обязанности;

– заместители руководителей, глав, директоров бюджетных организаций, учреждений и предприятий, лица, исполняющие их обязанности[113];

– руководители, заведующие, начальники отделов, служб, подразделений, групп, а также лица, их замещающие;

– заместители руководителей, начальников отделов, служб, подразделений, групп, а также лица, их замещающие[114].

Основными признаками, которые характеризуют лицо как возможный субъект криминальной деятельности в бюджетной сфере, являются его особые полномочия, к ним можно отнести:

– наличие управленческих функций;

– наличие функций представителя власти;

– наличие функций распределения финансовых фондов;

– наличие функций распределения материально-технических ресурсов;

– наличие административно-хозяйственных функций;

– наличие права подписи финансовых документов;

– наличие материальной ответственности.

Указанный перечень полномочий в обязательном порядке закрепляется в трудовом соглашении, уставе или положении об организации, службы или подразделении, должностной инструкции, а также в приказе о назначении на должность[115].

Перечисленный перечень правомочий позволяет должностному лицу как субъекту преступной деятельности формировать профессиональные и непрофессиональные связи; осуществлять лоббирование своих личных интересов и интересов коммерческих (нередко и криминальных) структур.



Должностное лицо в бюджетной сфере имеет богатый инструментарий для решения различных категорий вопросов. Как правило, эта категория субъектов имеет достаточно высокий уровень образования, который является необходимым минимумом для занимаемой должности, гораздо реже лицо может не иметь необходимого образования. Чаще всего должностные лица бывают среднего или старшего возраста. Встречаются случаи, когда высокие должности занимают лица сравнительно молодого возраста, однако это нетипично для бюджетных организаций и по своей сути может являться признаком протекционизма при назначении данного лица на занимаемую должность.

Помимо должностных лиц преступления совершают и иные лица, которые не обладают полномочиями должностного лица. В большинстве случаев преступная деятельность таких субъектов выражается в форме присвоения полномочий должностного лица, в форме превышения должностных полномочий, в том числе путем подделки документов о должностном положении, документов о движении товарно-материальных ценностей или денежных средств.

К числу нетипичных субъектов преступной деятельности в бюджетной сфере можно отнести помощников руководителей, курьеров, различного рода административных посредников[116].

Помощник[117] – лицо, осуществляющее на постоянной или временной основе участие в переговорах, ведении их от имени субъекта преступной деятельности в качестве законного представителя, передачу информации, оказывающее консультационные услуги, выполняющее иные функции менеджера малого и среднего звена. Чаще всего такими менеджерами являются помощники директоров и руководителей подразделений в государственных или муниципальных организациях, в некоторых случаях это могут быть заместители. Для субъекта расследования важно понимать, что помощник чаще всего действует в определенном направлении. Если преступление совершалось в сфере формирования и распределения материально-технической базы, то помощник субъекта преступной деятельности будет из числа персонала административно-хозяйственной части. Но встречаются и исключения, в практике имелись случаи, когда отдельный специалист или рядовой сотрудник подразделения не имеющего отношения к преступной деятельности, выполнял функции помощника.

Посредник – лицо, непосредственно участвующее в преступной деятельности и представляющее интересы третьих лиц (коммерческих или криминальных структур; иных бюджетных организаций и должностных лиц, а также физических лиц), которое обладает достаточной информацией о преступной деятельности и выполняет функции передачи информации, денежных средств или иных предметов на постоянной основе[118]. Посредник обычно является лицом, непосредственно подчиненным субъекту преступной деятельности. Чаще всего это рядовой сотрудник подчиненного или смежного подразделения. Это может быть секретарь, делопроизводитель, специалист направления деятельности. Посредник, как правило, не имеет серьезной материальной заинтересованности, обычно посреднические функции выполняются с целью получения преференции от субъекта преступной деятельности в будущем. Это может быть покровительство или оказание помощи в дальнейшем продвижении по карьерной лестнице.

Курьер – лицо, осуществляющее деятельность по транспортировке, передаче информации, денежных средств или иных предметов, обычно на разовой основе или несистематично[119]. Категория курьеров представляет менее значительный интерес, чем категория помощника и посредника, однако это лицо принимает участие в преступной деятельности, хотя чаще всего и не имеет информации относительно ее характера. Курьерами чаще всего бывают делопроизводители, рядовые работники, водители, как личные, так и штатные. В практике нередко встречаются случаи, когда курьерами являются лица, которые напрямую никак не связаны с организацией, в которой субъект преступной деятельности занимает должностное положение. В этом случае курьерами могут быть работники почтовой службы или коммерческих организаций по оказанию транспортных и пересылочных услуг. В такой ситуации субъект преступной деятельности отдаляет от себя курьера и работает с ним на разовой основе.

Приведенные разновидности нетипичных преступников весьма условны. Некоторые субъекты преступной деятельности используют помощников одновременно как посредников и в некоторых случаях как курьеров[120]. Содержание деятельности нетипичных преступников может быть различное, оно определяется самим субъектом преступной деятельности исходя из необходимости в конкретной ситуации и исходя из собственных возможностей. Обычно чем более значительное и публичное положение занимает субъект преступной деятельности в бюджетной системе, тем больше он нуждается в соучастниках из числа нетипичных преступников.

Как правило, помощники осуществляют свою основную трудовую деятельность в подразделении администрации или управления, возглавляемой субъектом преступной деятельности организации. Чаще всего это сотрудники делопроизводства, секретари, заместители или помощники[121], специалисты и т. д. Помощник – это лицо достаточно близкое своему руководителю и обладает высокой степенью доверия к нему со стороны последнего. Порой даже является доверенным лицом не только в рамках криминальной деятельности, а также и в иных вопросах. Во многом от помощника зависит успешность криминальной деятельности, поэтому подбор его осуществляется из наиболее подготовленных сотрудников среди подчиненных в рамках служебной деятельности преступнику лиц. Случается, что помощник принимается на работу со стороны, нередким также является привлечение помощников по рекомендациям должностных лиц из сторонних или смежных организаций[122].

Помощники чаще всего получают вознаграждение за участие в криминальных операциях. Вознаграждение может быть как в форме повышения официальной заработной платы сотрудника или выдача премии, так и в форме неофициальных систематических и разовых выплат со стороны преступника.

Помимо свойств личности возможных субъектов преступной деятельности представляет интерес вопрос о технологических особенностях функционирования бюджетной системы. Для бюджетной системы свойственно функционировать в рамках отчетных периодов. В Российской Федерации отчетными периодами являются квартал, полугодие и год. За эти временные рамки бюджетная система осуществляет свои функции в рамках трех основных стадий своей деятельности: а) формирование бюджетных фондов денежных средств; б) распределение бюджетных фондов денежных средств; в) использование (расходование) бюджетных фондов денежных средств.

Формирование бюджетных средств представляет собой накопление бюджетных активов и фиксацию средств и ресурсов для последующего их распределения и использования[123]. Для преступников наибольший интерес представляют неналоговые доходы, которые бюджет получает как доход от деятельности государственных и муниципальных предприятий, а также от использования государственного и муниципального имущества. Бюджетные предприятия[124] основным предметом своей деятельности имеют получение прибыли наряду с решением управленческих, социальных задач, а также задач, связанных с предоставлением услуг населению. Деятельность их непосредственно связана с извлечением прибыли. Именно этот финансовый ресурс на стадии формирования может быть подвергнут хищению путем завышения себестоимости произведенных товаров и оказанных услуг, когда предприятие сводит свою деятельность к убыточности или к минимизации прибыли. Разница между реальной и номинальной себестоимостью в этом случае и представляет в перспективе криминальный доход.

В данной сфере достаточно распространено использование объектов и помещений бюджетных организаций, учреждений и предприятий третьими лицами без заключения договора аренды и уплаты в бюджет арендной стоимости. В этом случае арендатор вместо положенной суммы арендной платы уплачивает меньшую сумму (нередко и большую), но определенному должностному лицу, которое обладает управленческими функциями по предоставлению объекта или помещения в использование.

Подобные ситуации часто встречаются на муниципальных объектах образования. Средние образовательные школы и муниципальные детские сады находятся на балансе департамента образования администрации субъекта и не обладают самостоятельностью в вопросах предоставления территорий и площадей объектов в аренду. Для получения определенного помещения или территории в аренду арендодатель должен обратиться в департамент образования для заключения соответствующего договора и решения вопроса о стоимости и оплаты предоставляемых ему услуг. Однако директора муниципальных образовательных учреждений могут выходить за пределы своих полномочий и предоставлять некоторые площади и территории вверенных им учреждений в аренду без заключения договора без оплаты в кассу департамента образования, а взимая оплату лично себе в наличной или безналичной форме в виде денег или иного имущества, или за предоставление льгот, гарантий или скидок ему лично от организации арендатора.

Например, в муниципальных образовательных учреждениях г. Брянска предоставлялись помещения коммерческим организациям для хранения сельскохозяйственной продукции за ежемесячную плату лично директору школы. Также без заключения договора аренды предоставлялись помещения для мошеннической организации, действовавшей якобы от имени НОУ ВПО «Российская академия предпринимательства», осуществлявшей оказание образовательных услуг населению без лицензии.

Распределение и последующее предоставление бюджетных средств конечному приобретателю может осуществляться только нормативно-уста-новленными способами:

– в форме ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

– в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

– в виде различных целевых трансфертов, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством;

– ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

– бюджетных кредитов, в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств;

– субвенций и субсидий[125];

– инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

– средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

На стадии, связанной с распределением бюджетных средств, денежные и имущественные фонды уже сформированы, указанные фонды передаются на законных основаниях бюджетополучателям[126]. Фонды, которые передаются конечному получателю, имеют ограниченный и целевой характер. Ограниченность определяется потребностями и возможностями бюджета. Целевой характер определен целью предоставления финансового и материального ресурса. Получатель формирует заявку и предложения в зависимости от потребностей в расходах, которые могут быть удовлетворены, удовлетворены не в полном объеме либо не удовлетворены. Криминально привлекательным является процесс распределения денежного и материального ресурса. Один получатель может получить больше бюджетных средств, а другой, меньше. Это бывает обусловлено объективными причинами. В то же самое время могут иметь место криминальные причины, например:

– лоббирование интересов лиц, которые являются фактическими получателями бюджетных средств;

– получение должностными лицами, отвечающими за распределение бюджетных средств, вознаграждения, своеобразного бюджетного отката в виде процента от выделенных финансовых и материальных фондов;

– протекционный интерес распределителя бюджетных средств.

Криминальная деятельность в рамках стадии распределения бюджетных средств строится вокруг объема ресурса, который будет предоставлен бюджетной организации, учреждению или предприятию. Судьба целевых фондов, предоставленных с завышением, может быть различной. Но чаще всего они предназначены для дальнейшего хищения или нецелевого использования в перспективе.

Например, в практике УБЭП ГУВД по Краснодарскому краю имели место случаи, когда должностные лица распределителя бюджетных средств требовали незаконное вознаграждение от должностных лиц приобретателей фондов денежных средств. В случае отказа последних от предоставления отката им было бы отказано в выделении денежных средств. В частности, такая ситуация была выявлена оперативниками относительно денежных средств, выделяемых на капитальный ремонт кровли здания МОУ СПО «Политехнический техникум». Директора учреждения откровенно вынуждали к выплате 20% переданных бюджетных фондов частному лицу, которое должно было оказать соответствующую протекцию[127].

В соответствии с действующим законодательством бюджетные учреждения вправе расходовать поступающие им бюджетные средства исключительно на определенные цели, такие как:

– оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

– перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

– трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов мест-ного самоуправления;

– командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

– оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

– оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Наиболее криминогенной стадией бюджетного процесса является период использования денежных средств. На данной стадии фонды денежных средств и имущественные фонды уже получены приобретателем: бюджетной организацией, учреждением или предприятием. В дальнейшем эти фонды в соответствии с бюджетной росписью надлежит использовать для решения уставных задач бюджетной организации. На этой стадии может осуществляться хищение денежных средств и материально-тех-нических ресурсов или их неправомерное использование. Нецелевое использование денежных средств нередко связано со злоупотреблением должностными полномочиями в части, касающейся лоббирования интересов коммерческих структур, которые являются подрядчиками в выполнении работ, финансируемых за счет бюджетных средств.

В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования: а) сметное финансирование; б) программное финансирование; в) финансирование на покрытие части издержек, возмещение которых не обеспечивается за счет цены продукции (услуги); г) финансирование капиталовложений.

Наибольшее распространение в практике бюджетного финансирования имеет сметное финансирование. Этот метод получил широкое распространение при финансировании государством сферы образования, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры, спорта и социального обеспечения. При сметном финансировании объем расходов определяется на основе взаимосвязанных смет, которые разрабатываются применительно к каждому бюджетному учреждению. Сметы, в свою очередь, разрабатываются на основе утвержденных норм расходов на одну счетную единицу, которая определяется применительно к каждому бюджетному учреждению в зависимости от основного вида его деятельности. Например, это может быть количество учеников, число больничных коек, проведенных операций и т. п.

Экономико-криминальные схемы, характерные для бюджетной сферы, обладают рядом специфических признаков:

– они напрямую зависят от технологических особенностей процесса и сферы деятельности бюджетных организаций, учреждений и предприятий;

– криминальные схемы ориентированы на извлечение материальной или иной личной выгоды, связанной с неправомерным изъятием активов бюджетных организаций, учреждений и предприятий, либо с лоббированием своих личных интересов или интересов коммерческих структур;

– большинство криминальных схем отражает связь криминальных предпринимательских структур с бюджетными организациями;

– криминальные схемы отличаются тщательной подготовкой, скрытностью и в большинстве случаев маскируются законной деятельностью по решению задач, стоящих перед бюджетной организацией, учреждением или предприятием[128].

Например, схемы хищения бюджетных средств с применением ликвидационных процессов отдельных объектов или имущества, находящегося на балансе бюджетной организации, реализуются с применением фиктивных демонтажных и консервационных операций применительно к объектам и помещениям, стоящим на балансе. Данные криминальные схемы могут быть связаны со списанием, ликвидацией и утилизацией различных транспортных средств или производственного оборудования. В рамках преступной деятельности производится неправомерное изъятие частично или полностью целевых денежных фондов или иного имущества, предназначенного для обеспечения ликвидационного процесса. Как правило, оно достигается путем завышения стоимости выполненных работ в договорах на производство ликвидационно-демонтажных работ и договорах подряда, а также в проектно-сметной документации объемов работ с последующим изъятием разницы стоимости.

Обычно субъектами преступной деятельности используются такие особенности ликвидационного процесса, как наличие в бюджете организации:

– денежных средств для осуществления ликвидационных и демонтажных работ;

– средств на выплату заработной платы лицам по срочным трудовым соглашениям или договорам подряда;

– средств для оплаты по договорам на оказание услуг коммерческими структурами по демонтажу, ликвидации или перепланировке объектов, стоящих на балансе бюджетной организации;

– средств для закупки необходимого инвентаря, материалов или оборудования;

– средств для оплаты по иным договорам на оказание различных сопутствующих работ[129].

В случае, когда завышение стоимости устанавливается в договорах и соглашениях с коммерческими организациями, обязательными условиями будут: использование криминальной предпринимательской структуры для вывода активов; наличие преступного сговора с руководством коммерческой структуры через которую будет производиться вывод активов с целью хищения.

Когда речь идет о завышении стоимости работ в проектно-сметной документации, то для хищения необязательно привлечение коммерческих структур. В этой ситуации создается пакет поддельных документов, их проводят в бухгалтерии и получают денежные средства в наличной форме.

Например, руководитель отдела организации досуга населения в Лобнинском районе Московской области согласно плану утилизации помещений, пришедших в негодность, должен был подвергнуть консервации
17 объектов культуры, а 13 объектов культуры должен был ликвидировать в связи с аварийностью помещений и невозможностью восстановления.
В качестве способа демонтажа им были избраны инженерные подрывные работы. Для проведения демонтажно-ликвидационных взрывных работ одного сооружения необходимо было 5 кг строительных взрывчатых веществ. Вместо этого в смету было заложено приобретение 25 килограммов на одно сооружение. При встречной проверке было выявлено, что реально было закуплено из расчета по 5 кг на помещение. Таким образом, должностное лицо либо подчиненные ему лица по его поручению подделали товарные документы и представили их в бухгалтерию администрации и совершили хищение денежных средств в виде разницы стоимости между реально и документально закупленными взрывчатыми веществами.

Достаточно распространенным способом хищения в процессе ликвидационных и строительных работ является включение «мертвых душ» в документооборот по учету работающих лиц. Например, может применяться фиктивное завышение списочной численности по срочным трудовым соглашениям. По итогам работы выдается заработная плата на фиктивных работников, которую похищают субъекты преступной деятельности.

Например, руководитель МУСП по ВПД (по вопросам похоронного дела) осуществила привлечение разнорабочих на основе краткосрочных трудовых соглашений в количестве 48 человек. Рабочие предназначались для производства демонтажных работ каменного ограждения одного из городских кладбищ. Однако вместо документально указанного числа в 48 работников на этих работах были привлечены на не официальной основе персонал кладбища. Работникам было дано устное указание на выполнение указанных работ, которое они успешно выполнили. Руководитель же, находясь в преступном сговоре с сотрудниками бухгалтерии, осуществила хищение денежных средств, предназначаемых для выплаты заработной платы 48 работникам. Лица, от имени которых были заключены трудовые соглашения, ничего не знали о происшедшем и никакого участия в демонтажных работах не принимали.

Вывод бюджетных активов также осуществляется с помощью необоснованного определения ликвидируемого имущества как непригодного для дальнейшего использования. В этом случае субъекты преступной деятельности оформляют поломку, износ, внезапную порчу оборудования или транспортных средств в результате объективных обстоятельств либо в результате обстоятельств непреодолимой силы. Имущество оценивается как непригодное для дальнейшего использования в хозяйственной деятельности, хотя имущество может находиться в исправном рабочем состоянии. Далее производятся действия, направленные на списание с баланса организации и утилизацию данного имущества. Как только имущество списывается с баланса, применяются действия, направленные на его реализацию. Обычно используют два способа: продажа имущества третьим лицам за наличный или безналичный расчет, либо реализация имущества в качестве запасных и дополнительных деталей.

Например, проректор по административно-хозяйственной части совместно с ректором ГОУ ВПО «Брянская государственная инженерно-техно-логическая академия» осуществили списание и оформили утилизацию двух тракторов «Кировец». Согласно имеющимся в ГОУ ВПО БГИТА документам тракторы были разобраны на запчасти и сняты с учета в ГИБДД. После чего был проведен конкурс и закуплены два новых трактора «Кировец» для нужд учреждения. Однако путем использования документального подлога списанные трактора были оформлены на проректора по административно-хозяйственной работе и на ректора учебного заведения, после чего были реализованы коммерческим структурам, вырученные средства были присвоены субъектами и размещены на банковских счетах[130].

Довольно часто после списания и утилизации оборудования проводят действия, направленные на приобретение нового оборудования такого же или подобного целевого назначения, что по своему содержанию, в совокупности со сведениями о фактической годности списанного оборудования, является поисковым признаком данного вида преступной деятельности.

Специфика деятельности бюджетной организации определяет содержание, характер, способы и оформление ликвидационно-демонтажных работ. Например, дошкольное детское образовательное учреждение будет вынуждено заключать контракт для осуществления демонтажа подсобных помещений, не подлежащих восстановлению, поскольку учреждение не обладает собственными силами и средствами для производства подобных работ. Производственное предприятие или организация обычно обладают необходимой материальной базой и поэтому для проведения ликвидационно-демонтажных работ могут задействовать необходимое количество работников невысокой квалификации, принятых для осуществления работ по краткосрочным трудовым соглашениям или по договорам подряда в необходимом количестве согласно объективной необходимости и не превышающим предел, предусмотренный строительными нормами и правилами. Исходя из данной специфики расхитители разрабатывают и применяют соответствующие способы действий.

Например, в случае с дошкольным учреждением используется схема привлечения для демонтажа приоритетной организации с предварительным завышением сметы работ и фактическим использованием неквалифицированной рабочей силы (в том числе мигрантов) в целях уменьшения фактического фонда оплаты труда. Параллельно с этим применяется административное принуждение заведующего дошкольным учреждением на подписание акта-приемки выполненных работ. Не исключен в данной ситуации и механизм использования фиктивных субподрядчиков для сокрытия налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль.

В значительном числе указанных выше экономико-криминальных схем применяются криминальные предпринимательские структуры. Анализ тенденций в сфере криминального российского предпринимательства показывает, что в стране сформировалась значительная прослойка субъектов, которые фактически являются организаторами и членами криминальных предпринимательских объединений. Основная задача данных лиц:

– получить незаконную прибыль за счет задержки денег и временного использования чужих средств в своей коммерческой деятельности;

– получить незаконный доход за счет перенаправления потока денежных средств на счета взаимосвязанных структур с последующей ликвидацией данных организаций;

– создать фиктивные основания для получения на расчетный счет денежных средств;

– войти во взаимоотношения с подлинными предпринимателями и оказать им организационно-финансовые услуги по минимизации налоговых платежей.

При этом особые отношения со специально созданными посредническими фирмами или частными лицами подразумевают использование криминальных предпринимательских структур, в том числе зарегистрированных в офшорных зонах, и подставных частных лиц с целью:

а) увеличения стоимости товаров, «приобретаемых» недобросовестным налогоплательщиком у криминальной предпринимательской структуры;

б) снижения стоимости «реализуемых» недобросовестным налогоплательщиком товаров, которые за эту цену формально передаются криминальной предпринимательской структуре;

в) увеличения списочной численности работников для заключения договоров страхования в пользу подставных лиц с негосударственными фондами;

г) увеличения списочной численности подставных лиц, например, инвалидов, с целью необоснованного получения налоговых льгот;

д) обналичивания или обезналичивания денежных средств недобросовестного налогоплательщика[131].

По содержанию своей экономической деятельности указанные выше коммерческие структуры могут иметь следующие разновидности. Например, это может быть перспективная и имеющая положительную репутацию организация. Особенность в том, что она работает исключительно за счет бюджетных заказов, тщательно маскируя используемые коррупционные связи с определенными должностными лицами распорядителя или получателя бюджетных средств, целенаправленно создает себе образ перспективной организации.

Все остальные разновидности подобных организаций имеют ярко выраженный криминальный оттенок, например: а) фирма не является успешной и перспективной, деятельность ее часто носит малоуспешный или даже убыточный характер и она не пользуется авторитетом на рынке;
б) фирма представляет собой пакет документов, имитирующих успешную хозяйственную деятельность; в) фирма представляет собой пакет учредительных документов с нулевым балансом, зарегистрирована в налоговом органе в начале налогового периода; г) фирма представляет собой пакет учредительных документов с нулевым балансом, создается лишь для определенных криминальных операций и ликвидируется после исполнения своей функции.

Для субъекта расследования важно четко понимать с каким видом коммерческой организации он имеет дело, так как от вида «фирмы-про-слойки» будет зависеть и методика проводимого им расследования.
В случае, когда речь идет о фирме-прослойке, представляющей собой пакет учредительных документов с нулевым балансом, важно в процессе расследования делать упор на доказательство необъективности хозяйственной операции бюджетной организации с фирмой-прослойкой, которая не обладает должным опытом и репутацией на рынке. Когда же в схеме применяется фирма-прослойка, имеющая положительную репутацию, важно при доказывании рассматривать прежде всего обстоятельства необоснованности или мнимости хозяйственных операций бюджетной организации, а также делать упор на поиск доказательств коррупционных связей должностных лиц бюджетной организации и криминальных предпринимателей.

По замыслу расхитителей, фирма должна соответствовать основным требованиям, которые будут свидетельствовать о нормальном характере хозяйственной деятельности. Для достижения такого результата фирма либо подбирается из числа успешных, либо создается необходимый пакет документов, свидетельствующих о положительном характере деятельности фирмы-про-слойки. Пакет документов в подобном случае содержит в себе информацию о постоянной экономической деятельности и прибыльности фирмы, достаточной степени ее ликвидности, деятельности не менее трех месяцев в текущем году, минимуме кредиторской и дебиторской задолженностей.

В правоприменительной практике достаточно часто встречаются случаи, когда вместо фирмы-прослойки используется бюджетная организация, учреждение или предприятие. Ситуация по своему содержанию является тождественной схеме использования криминальной предпринимательской структуры, но имеет ряд особенностей. В первую очередь, данная схема характеризуется устойчивой личной и профессиональной взаимосвязью должностных лиц, что и является предпосылкой к преступному сговору. Должностное лицо распределителя бюджетных средств оказывает протекцию нижестоящей бюджетной организации для получения конкретного бюджетного актива. Бюджетный актив изначально планируется для полного или частичного расхищения.

Другой особенностью можно считать вид и специфику хозяйственной деятельности бюджетной организации, которая получает отражение в преступных схемах хищения бюджетных активов. Технологические процессы, используемые для вывода активов в одной организации, обычно отличаются от технологических процессов в других организациях. Так, например, одни муниципальные предприятия предназначены для обеспечения удовлетворения потребностей населения в транспортных перевозках, а другие предназначены для обеспечения строительства, ремонта и эксплуатации дорог и дорожного покрытия. Обе организации являются муниципальными, но содержание их деятельности несколько отличается. Именно с учетом этих отличий и планируются схемы хищения.

Например, руководитель транспортной организации в процессе приобретения автобусов строит свои взаимоотношения с определенными поставщиками, фактически уплачивает излишние суммы бюджетных денежных средств и получает криминальную прибыль в виде откатных сумм.
В случае расхищения денежных средств, которые выделяются на строительство, ремонт и эксплуатацию дорог, применяются способы завышения объемов работ, необоснованное списание бюджетных средств на ремонт одних и тех же участков дорог, закупка материалов для строительства и ремонта дорог по завышенным ценам.

Распределение криминального дохода обычно определяется заранее. Основными получателями криминального дохода являются два задействованных здесь должностных лица: должностное лицо распределителя бюджетных средств и должностное лицо получателя бюджетных средств.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.