Сделай Сам Свою Работу на 5

Контроллинг в страховых компаниях





Страховые компании в последние годы также стали уделять контроллингу гораздо больше внимания. Это связано в первую очередь со структурными изменениями в страховой отрасли и обострением конкуренции. Причина­ми структурных изменений стали:

снижение степени государственного вмешательства в деятельность рынка страховых услуг;

слияния на рынке финансовых услуг;

критическое отношение потребителей страховых услуг к деятельнос­ти страховых компаний;

разработка современных технологий обработки информации и ком­муникационных технологий (см.: Fischer 1996, S. 90).

Раньше управленческий инструментарий страховых компаний опреде­лялся законодательно. Например, стандарты отчетности страховых компа­ний, направляемой в государственные органы, определялись нормативными актами. Однако вследствие обострения конкуренции в последние годы вырос интерес к построению эффективных систем планирования, управления и контроля. Этот интерес ориентируется на использование экономического инструмента, который в других отраслях (например, в автомобилестроении) используется уже достаточно давно. Речь идет о технологии расчета затрат по процессам. Схема использования технологии расчета затрат по процессам в страховой компании в этом разделе подробно не рассматривается. Об этом речь пойдет в специальном разделе, посвященном рассмотрению систем расчета затрат и результатов. На рис. 1.8 представлена общая схема исполь­зования этого инструмента применительно к страховой компании.



Внедрение технологии расчета затрат по процессам в страховой компании преследует те же цели, что и в других компаниях (см.: Fischer, 1996, S. 93):

предоставление информации о затратах, используемой при принятии решений, касающихся протекающих в компании процессов;

предоставление информации о затратах, используемой при принятии решений, касающихся продуктовой политики и управления продук­товым портфелем;

достижение прозрачности затрат в сфере внутрифирменных процес­сов;

упрощение системы калькулирования при одновременном повышении точности расчетов.

 

В качестве аргумента против внедрения технологии расчета затрат по процессам говорят, что доминирующая в этом секторе (как и в сфере во­обще) «офисная работа» не может быть описана при помощи четких соот­ношений «вход» / «выход» (англ. "input" / "output"). Возможность такого описания протекающих в компании процессов является существенной предпосылкой для использования процессно-ориентированного расчета затрат. Однако существует метод, позволяющий измерять результативность административных процессов и процессов обработки информации. При помощи такого метода возможно описание большей части процессов в стра­ховой компании. В качестве процессов выделяются, например, составление предложения (оферты), заключение договора, обработка ущерба, расчет комиссионных расходов и т. п.



Однако в страховом бизнесе основные расчетные величины и статьи затрат (например, затраты на покрытие убытков) в значительной степени зависят от случая. Высокая зависимость от случая должна быть учтена при разработке систем планирования, управления и контроля. Кроме того, вы­годы от использования контроллинговой информации следует соизмерять с затратами на ее получение (см.: Theil, 2002).

Описанные выше структурные изменения влияют прежде всего на сис­темы управления рисками, сбытом и стоимостью. Особое внимание уде­ляется, как правило, управлению сбытом и контроллингу в сфере сбыта, поскольку в этой сфере существует прямой контакт с клиентом (см.: Richter, 1998, S. 350). К управлению сферой сбыта предъявляются высокие требования. Соответствовать этим требованиям можно только в случае наличия эффективного управленческого инструментария. Например, долж­на иметься информация о рентабельности отдельных продуктов, каналов сбыта, агентств и клиентов. Система контроллинга способна генерировать такую информацию только в том случае, если она построена по много­критериальному принципу и базируется на использовании информацион­ных технологий.



 

2. Контроллинг в банках

Среди тенденций, обусловливающих возрастающее значение контроллинга в банковской сфере, следует назвать обострение конкуренции, необходимость снижения затрат, снижение ставки по кредитам, высокие риски, переори­ентацию целей от роста бизнеса к увеличению прибыли.

При построении системы контроллинга особое значение имеет органи­зация системы учета. С одной стороны, это обусловлено необходимостью сбора и передачи внутрифирменной информации. С другой — играют роль особенности банковской сферы, в которой различают так называемые «сто­имостную» и «производственную» области. На рис. 1.9. представлено со­поставление двух частей банковской сферы (см.: Schwager, 1998, S. 5).

Эти части характеризуются значительными отличиями, различаются и используемые методы калькулирования (рис. 1.10). В «производственной» части доминирует традиционный расчет полных затрат.

Рис. 1.9. Дуализм банковской сферы

«Стоимостная» часть

«Производственная» часть

Сфера финансов и ликвидности

Создание и использование возможностей размещения капитала

Выручка по процентам и затраты на проценты

Организационно-техническая сфера

Документация «физических» банковских услуг

Комиссионные расходы, затраты на единицу продукции, затраты на персонал и инфраструктуру, амортизация

 

Распределение косвенных затрат осуществляется на основе ставок надбавок и коэффици­ентов эквивалентности. Однако именно в силу значительной доли косвен­ных затрат в банковской сфере целесообразным представляется использо­вание других методов распределения косвенных затрат, в частности расче­та затрат по процессам.

Во внутрифирменной отчетности банков, как в системах калькулирования, информация о затратах на выполнение процессов, о группах клиентов, о соблюдении бюджетов и результатах работы дивизионов встречается сегодня достаточно редко. Однако популярны калькулирование затрат на обслужива­ние клиента, информация о запасах, о расчете затрат по центрам ответствен­ности, о затратах на единицу калькуляционного объекта или о балансе фили­алов. Как правило, руководство банков и филиалов получает информацию автоматически и в письменной форме, а не по желанию или по запросу.

Использование современных инструментов контроллинга сначала полу­чило распространение в «стоимостной» части, однако «производственная» часть не поддержала идею использования этих инструментов. Это объяс­няется тем, что приоритетом номер один является сохранение доверия между банком и клиентом. Поскольку предоставление банковских услуг связано с коммерческой тайной клиента, то ценовая конкуренция между банками становится особенно актуальной. Это утверждение действительно лишь в отношении банковских продуктов, в значительной степени подвер­женных ценовой конкуренции. Для расчета затрат продуктов, менее под­верженных влиянию ценовой конкуренции, целесообразно использование метода расчета затрат по процессам, позволяющего, например, определить нижнюю границу цены.

Изменения в системе внутрифирменной банковской отчетности касают­ся в первую очередь сбора, обработки и передачи информации, ориенти­рованной на потребности пользователя, а также использования автомати­зированных систем управления (Schwager, 1998, S. 4).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.