Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 7.Виды и технологии обучения





Понятия: обучение, процесс обучения, организация процесса обучения, содержание процесса обучения, субъекты процесса обучения, цели обучения, методы и средства обучения, образовательная технология, дидактическая технология.

Вопросы для обсуждения

1.Что понимают под видом и технологией процесса обучения?

2. Как соотносятся дидактические концепции, виды и технологии обучения?

3.Охарактеризуйте позитивные и негативные стороны разных видов обучения.
4.Охарактеризуйте дидактические технологии.

Примечание: вопрос № 3 обсуждается в процессе деловой игры « виды обучения: за и против». Каждый из студентов выбирает для себя одну из предложенных ролей: разработчик конкретного вида обучения, оппонент, сторонник конкретного вида обучения, учитель-практик, ученик, родитель.

Игра организуется как диалог между участниками процесса обучения по поводу разных видов и моделей обучения (проблемное, программированное, дистанционное, эвристическое и др.). В ходе диалога каждый из студентов занимает определенную позицию в зависимости от взятой на себя роли:

-разработчик готовит краткое сообщение о сущностных характеристиках того или иного вида обучения, продумывает аргументы в защиту данного вида обучения (инновационность, роль в повышении эффективности процесса обучения, научная обоснованность и т.д.);



-сторонник дополняет и аргументирует позиции, отражающие позитивные стороны обсуждаемого вида обучения, отвечает на вопросы участников игры, опровергает аргументы оппонента;

-оппонент выдвигает, поясняет и аргументирует позиции, характеризующие негативные стороны обсуждаемого вида обучения, задает вопросы разработчику, стороннику, вступает в диалог с другими участниками обсуждения;

-учитель-практик задает вопросы участниками игры, выражает и аргументирует свою позицию по отношению к тому или иному виду обучения, аргументирует ее; выражает и аргументирует свое отношение к тому или иному виду обучения с позиций своей роли, аргументирует ее;

-ученик задает вопросы всем участникам игры, выражает и аргументирует свое отношение к тому или иному виду обучения с позиций своей роли, аргументирует ее;



-родитель выражает и аргументирует свое отношение к тому или иному виду обучения с позиций своей роли, аргументирует ее.

Каждый из участников игры готовится к ее проведению в соответствии с взятой на себя ролью: знакомится с основными видами обучения, готовить краткое выступление, аргументы, вопросы и т.д.

Помимо обозначенных ролей из состава группы студентов выбираются два эксперта. Они не принимают участия в диалоге, но заполняют на доске таблицу « Виды обучения: аргументы за и против», оценивая степень доказательности и обоснованности каждого аргумента и принимая решение о занесении его в таблицу.

Для обсуждения вопроса № 4 каждый студент готовит тезисы сообщения по одной из дидактических технологий (название и автор, ведущие теоретические основания, этапы организации дидактического процесса, приоритетные средства, методы и формы обучения): технология коллективного обучения, игровые технологии обучения, технология адаптивного обучения, технология «метод проектов».

Литература

Основная

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. –М.: ГИЦ «ВЛАДОС»,2003.-Кн.1: Общие основы педагогики. Процесс обучения. - С. 512-518.

Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: уч. пособие для студ. выс.уч.зав./В.В. Сериков; Под ред В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.-М.: ИЦ 2Академия», 2008. – стр. 143-146, 184-190,

Дополнительная

Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое сообщество России, 2003- С. 161-165.

Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – С.Пб.: Питер, 2001. - С.356-366, 442-458.



Г.К. Селевко Современные образовательные технологии: Учебное пособие – М.: Народное образовуание, 1998 -51-60,101-108

Дополнительно рекомендуемая

Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов педагогических специальностей, под общ. Ред. В.С. Кукушина. –ростоув на/Д: ИЦ « МарТ»; феникс, 2010. – С.26-30, 45-63, 83-90, 237-249.

Тема 8. Концепции воспитания*.

Понятия: воспитание, воспитательный процесс, концепция воспитания, принципы воспитания, цели воспитания, механизмы воспитания.

Вопросы для обсуждения:

1.Что понимают под концепцией воспитания? Каково значение концепций воспитания для развития теории и практики воспитательного процесса?

2.Раскройте вида и структуру концепции воспитания.

3.В чем состоят сходства и отличия основных концепций воспитания.

Примечание: вопрос № 3 обсуждается на основе материалов таблицы « Концепции воспитания: общее и отличное»

Концепции воспитания Сущность воспитания Ведущие теоретические положения Принципы воспитания Цель, задачи, содержание воспитания Механизмы воспитания
           
           
           
           

Примечание: каждый студент заполняет данную таблицу на основе анализа трех концепций воспитания (обязательными являются концепции концепция системного построения процесса воспитания, концепция воспитания как формирование образа жизни, достойной человека, третья концепция может быть самостоятельно выбрана студентом).

Задание:самостоятельно сформулировать вопросы для самоконтроля по изучаемой теме (не менее 2-3).

Литература

Основная

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С.36-54.

Педагогика: учеб пособие для студ выс учеб заведения/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. – 2 издание – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- с 176-181

Дополнительная

Степанова Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания- М.: ТЦ Сфера, 2003.

Дополнительно рекомендуемая

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание! -М., 2000.

Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры. М., 1997.

Крылова Н.Б. Педагогическая, психологическая и нравственная поддержка как пространство личностных изменений ребенка и взрослого // Классный руководитель – 2000.- №3.

Созонов В.П. Педагогическая система на основе потребностей человека // классный руководитель - 1998. -№3.

 

Тема 9. Содержание процесса воспитания.

Понятия: содержание, содержание процесса воспитания, культура, личность.

Вопросы для обсуждения

1.Что понимают под содержанием процесса воспитания?

2.Что выступает источником и основаниями формирования содержания процесса воспитания?

3.Какие компоненты (направления) входят в содержание процесса воспитания?

4.Охарактеризуйте компоненты содержания процесса воспитания.

Примечание: вопрос № 3 обсуждается на основе материалов схемы-таблицы

« Содержание процесса воспитания».

 

Компоненты содержания процесса воспитания (направления) Содержание
Умственное воспитание  
Трудовое воспитание  
Гражданское воспитание  
Нравственное воспитание  
Эстетическое воспитание  

Литература

Основная

Педагогика. Учебное пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого – М.: Педагогическое сообщество России, 2003- С. 500-515.

Педагогика: учеб пособие для студ выс учеб заведения/ Н.М. Борытко, И.А. Соловцов, А.М. Байбаков ; под ред. Н.М. Борытко. – 2 издание – М.: Издательский центр «Академия», 2009.- с 218-222

Дополнительная

Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. –М.: ГИЦ «ВЛАДОС»,2003.-Кн.2: Процесс воспитания. - С. 27-31.

Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н, Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - 2-е изд., стереотип –М.: ИЦ « Академия». -С.300-330.

Дополнительно рекомендуемая

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. –М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С.134-162.

Контрольные вопросы

1.Какие существуют подходы к определению содержания воспитания школьников?

2.Как избежать бесконечного множества содержательных элементов процесса воспитания?

3.Что, на ваш взгляд, должна включать в себя программа воспитания школьника? Аргументируйте свой ответ.

Раздел2. История педагогики

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.