Сделай Сам Свою Работу на 5

Прикладные СППР служат для поддержки решения отдельных прикладных задач в конкретных ситуациях.





Процесс принятия решений (ППР) может протекать по двум основным схемам: интуитивно-эмпирической (основанной на сравнении проблемной ситуации с ранее встречавшимися схожими ситуациями) и формально-эвристической (основанной на построении и исследовании модели проблемной ситуации).

Главное для СППР – это то, что все решения в такой системе всегда принимаются людьми. Такие системы выступают в роли помощника, который позволяет расширить способности человека, но не заменяет его мнение или систему предпочтений, и предназначены для использования в ситуациях, когда процесс принятия решений ввиду необходимости учета субъективного мнения не может быть полностью формализован и реализован на ЭВМ. Таким образом, СППР можно определить как человеко-машинную информационную систему, используемую для поддержки действий в ситуациях выбора, когда невозможно или нежелательно иметь автоматическую систему представления и реализации всего процесса оценки и выбора альтернатив.

Наиболее широкой сферой практического применения СППР являются планирование, проектирование и прогнозирование для различных видов управленческой деятельности.



СППР используются в основном на верхнем уровне управления (руководство фирм, предприятий, организаций) при решении как стратегических, так и тактических задач. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т. д. Задачи тактического уровня возникают, например, при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер.

Для задач СППР свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализованность алгоритмов решения. В качестве инструментов обобщения чаще всего используются средства составления аналитических отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования. При этом используются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.



Обобщенная схема СППР приведена на рис. 10.1.

ERP–система – система планирования ресурсов предприятия (Enterprise Resource Planning), которая обеспечивает набор интегрированных модулей приложений, работающих с единой комплексной базой данных.

Витрины данных – это относительно небольшие функционально-ориентированные хранилища, предназначенные для решения аналитических задач отдельных подразделений компании. Витрины могут быть зависимыми (когда источником данных для них является хранилище данных) и независимыми (когда информация загружается в витрину непосредственно из оперативных и внешних систем). Независимая витрина данных часто рассматривается как тактическое средство, позволяющее за весьма короткое время и с небольшими затратами решить наиболее острые задачи, оценить получаемые преимущества и принять решение о более масштабном проекте.

 

 

Рис. 10.1

 

Хранилище данных – предметно ориентированные, интегрированные, неизменчивые, поддерживающие хронологию наборы данных, организованные с целью поддержки управления, призванные выступать в роли единого и единственного источника истины, обеспечивающего менеджеров и аналитиков достоверной информацией, необходимой для оперативного анализа и принятия решений [43]. Другими словами – это интегрированный накопитель информации, собранной из других систем, на основе которого строятся процессы принятия решений и анализа данных. Несмотря на то, что хранилища данных бывают различных типов и могут опираться на разные методологии, и даже философии построения, все они имеют некоторые общие признаки:



– информация в хранилище данных организовывается вокруг базовых понятий, используемых в деятельности предприятия (это, например, клиенты, продукты, продажи или поставщики), т. е. применяется методология проектирования, управляемая данными;

– "сырые" данные собираются из различных приложений, очищаются от ошибок и представляются в виде, понятном пользователям;

– на основании отзывов пользователей, а также обнаруженных закономерностей архитектура хранилища со временем претерпевает изменения.

В зависимости от наличия представленных на схеме элементов различают следующие архитектуры СППР.

Функциональная СППР (данные ® формы представления).

Функциональная СППР имеет наиболее простую с архитектуру. Такие системы часто встречаются на практике в организациях с невысоким уровнем аналитической культуры и недостаточно развитой информационной инфраструктурой, когда анализ осуществляется с использованием данных из оперативных систем.

Преимущества:

– быстрое внедрение за счет отсутствия этапа перегрузки данных в специализированную систему;

– минимальные затраты за счет использования одной платформы.

Недостатки:

– единственный источник данных, потенциально сужающий круг вопросов, на которые может ответить система;

– оперативные системы характеризуются очень низким качеством данных из-за отсутствия этапа очистки данных;

– большая нагрузка на оперативную систему (сложные запросы могут привести к остановке работы оперативной системы, что весьма нежелательно).

СППР с использованием независимых витрин данных (данные ® витрины данных ® формы представления).

Независимые витрины данных часто появляются в организации исторически и встречаются в крупных организациях с большим количеством независимых подразделений, зачастую имеющих свои собственные отделы информационных технологий.

Преимущества:

– витрины данных можно внедрять достаточно быстро;

– витрины проектируются для ответов на конкретный ряд вопросов;

– данные в витрине оптимизированы для использования определенными группами пользователей, что облегчает процедуры их наполнения, а также способствует повышению производительности.

Недостатки:

– данные хранятся многократно в различных витринах данных, это приводит к дублированию данных и, как следствие, к увеличению расходов на хранение и потенциальным проблемам, связанным с необходимостью поддержания непротиворечивости данных;

– потенциально очень сложный процесс наполнения витрин данных при большом количестве источников данных;

– данные не консолидируются на уровне предприятия, таким образом, отсутствует единая картина бизнеса.

СППР на основе двухуровневого хранилища данных (данные ® хранилище данных ® формы представления).

Двухуровневое хранилище данных строится централизованно для предоставления информации в рамках компании. Для поддержки такой архитектуры необходима выделенная команда профессионалов в области хранилищ данных. Это означает, что вся организация должна согласовать все определения и процессы преобразования данных.

Преимущества:

– данные хранятся в единственном экземпляре;

– минимальные затраты на хранение данных;

– отсутствуют проблемы, связанные с синхронизацией нескольких копий данных;

– данные консолидируются на уровне предприятия, что позволяет иметь единую картину бизнеса.

Недостатки:

– данные не структурируются для поддержки потребностей отдельных пользователей или групп пользователей;

– возможны проблемы с производительностью системы;

– возможны трудности с разграничением прав пользователей на доступ к данным.

СППР на основе трехуровневого хранилища данных (см. рис. 10.1)

Хранилище данных представляет собой единый централизованный источник корпоративной информации. Витрины данных представляют собой подмножества данных из хранилища, организованные для решения задач отдельных подразделений компании. Конечные пользователи имеют возможность доступа к детальным данным хранилища в случае, если данных в витрине недостаточно, а также для получения более полной картины состояния бизнеса.

Преимущества:

– создание и наполнение витрин данных упрощены, поскольку наполнение происходит из единого стандартизованного надежного источника очищенных нормализованных данных;

– витрины данных синхронизированы и совместимы с корпоративным представлением, имеется корпоративная модель данных, существует возможность сравнительно легкого расширения хранилища и добавления новых витрин данных;

– гарантированная производительность.

Недостатки:

– существует избыточность данных, ведущая к росту требований к хранению данных;

– требуется согласованность с принятой архитектурой многих областей с потенциально различными требованиями (например, скорость внедрения иногда не соответствует требованиям следовать архитектурному подходу).

Экспертные системы– системы, предназначенные для анализа данных, содержащихся в базах знаний, и выдачи рекомендаций по запросу пользователя. Знания (knowledge) – информация, необходимая программе, чтобы она была интеллектуальной. В основном знания представлены в виде фактов и правил, между которыми с помощью специалистов – экспертов устанавливается определенная система отношений.

ЭС относятся к системам искусственного интеллекта общего назначения, оказывающим помощь в повседневной деятельности, и предназначены для пользователей, работающих в определенной предметной области. ЭС накапливает знания ведущих специалистов конкретной предметной области и распространяет данный эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.

ЭС работает в двух режимах: приобретения знаний (саморазвитие системы) и решения задач (режим консультации или режим использования ЭС).

Современные экспертные системы широко используются для тиражирования опыта и знаний ведущих специалистов практически во всех сферах экономики. Традиционно знания существуют в двух видах – коллективный опыт и личный опыт. Если большая часть знаний в предлагаемой области представлена в виде коллективного опыта (например, высшая математика), эта предметная область не нуждается в экспертных системах. Если в предметной области большая часть знаний является личным опытом специалистов высокого уровня (экспертов) и эти знания по каким-либо причинам слабо структурированы, то такая предметная область нуждается в экспертных системах.

Отличие ЭС от программы состоит в том, что программа работает с данными, а ЭС – со знаниями.

Структура ЭС представлена на рис. 10.2 [30, 40].

Пользователь – специалист предметной области, для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке со стороны экспертной системы.

Инженер по знаниям – специалист по искусственному интеллекту, выступает в роли промежуточного звена между экспертом и базой знаний (инженер-интерпретатор).

Интерфейс пользователя – комплекс программ, реализующий диалог пользова­теля с экспертной системой на стадии как ввода информации, так и получения результатов.

База знаний – ядро экспертной системы, совокупности знаний предметной области, записанное на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Параллельно такому «человеческому» представлению существует база знаний во внутреннем «машинном» представлении.

Решатель – программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в базе знаний.

Система объяснений – программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: «Как была получена та или иная информация?» и «Почему система приняла такое решение?».

Редактор базы знаний – программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать базы знаний в диалоговом режиме.

Инструментальными средствами построения экспертных систем являются традиционные языки программирования. Наиболее удобными считаются объектно-ориентированные языки (C++, Pascal).

Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.

 

 

Рис. 10.2

 

Работа первого уровня экспертной поддержки осуществляется исходя из концепции типовых решений, в соответствии с которой часто возникающие проблемные ситуации можно свести к некоторым однородным классам решений, т. е. к некоторому типовому набору альтернатив (альтернатива– от лат. alter – один из двух), ситуация, в которой надлежит произвести выбор одной из двух исключающих друг друга возможностей (эти возможности также нередко называются альтернативами)). Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых решений. Если возникающая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Аладьев В. З., Хунт Ю. Я., Шишаков М. Л. Основы информатики: Учебное пособие.– М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1999.– 544 с.

2. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-3.

3. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-3 (Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года, одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года).

4. Информационная безопасность государственных организаций и коммерческих фирм: Справочное пособие / Под общ. ред. Л. Д. Реймана. – М.: НТЦ «Фиорд-инфо», 2002. – 272 с.

5. Ильина О. П. Информационные технологии бухгалтерского учета. – СПб.: Питер, 2002.– 688 с.

6. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 278-3.

7. Компьютерные информационные технологии: Учеб.- практ. пособие/
А. Н. Морозевич и др. / Под ред. А. Н. Морозевича. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 128 с.

8. Коуров Л. В. Словарь-справочник по информатике. – Мн.: Амалфея, 2000.–176 с.

9. Коуров Л. В. Информационные технологии. – Мн.: Амалфея, 2000.– 192 с.

10. Коуров Л. В. Основы обеспечения безопасности информационных систем. – Мн.: Ин-т упр. и предпр., 2002.– 55 с.

11. Кульгин М. Технологии корпоративных сетей: Энциклопедия. – СПб: Питер, 2000.– 704 с.

12. О государственных секретах: Закон Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. № 3410-ХII. – Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1995 г., № 3, ст. 5.

13. Об авторском праве и смежных правах: Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. № 370-XIII.

14. Об информатизации: Закон Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. № 3850-ХII. – Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1995 г., № 33, ст. 428.

15. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный Закон Российской Федерации от 25.01.1995 г. № 24-ФЗ.

16. Об организации государственной регистрации информационных ресурсов: Постановление Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь от 28 декабря 2000 г. № 15.

17. Об утверждении Инструкции о периодичности создания архивных копий информационных ресурсов и порядке их передачи на государственное хранение: Постановление Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 24 марта 2000 г. № 12.

18. Об утверждении Инструкции о режиме доступа к документам, содержащим сведения, относящиеся к тайне личной жизни граждан: Приказ Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 3 июля 1996 г. № 21.

19. Об утверждении Положения о коммерческой тайне: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670.

20. Об утверждении Положения о наториате и нотариальной деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2000 г. № 38.

21. Об утверждении правил работы с электронными документами в Центральном архиве межбанковских расчетов Национального банка Республики Беларусь: Постановление Совета директоров Национального банка Республики Беларусь от 5 июля 2000 г. № 20.1.

22. Об утверждении правил профессиональной этики адвоката: Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 июня 2001 г. № 15.

23. О государственной регистрации информационных ресурсов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 августа 2000 г.

24. О здравоохранении: Закон Республики Беларусь от 18 июня 1993 г.
№ 2435-XII.

25. О научно-технической информации: Закон Республики Беларусь от
5 мая 1999 г. № 250-3.

26. О некоторых вопросах информатизации в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 195.

27. О печати и других средствах массовой информации: Закон Республики Беларусь от 13 января 1995 г. № 3515-XII.

28. О предприятиях: Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. № 462-XII.

29. О связи: Закон Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3273-XII.

30. Острейковский В. А. Информатика: Учебник для вузов.– М.: Высш. шк., 2000.– 511с.

31. Положения о коммерческой тайне: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670.

32. Примерная Инструкция по работе с машиночитаемыми документами в организациях, на предприятиях и в ведомственных архивах Республики Беларусь: Инструкция Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 26.07.1996.

33. Симонович С.В. и др. Информатика для юристов и экономистов.- СПб: Питер, 2002.– 688 с.

34. Симонович С.В. и др. Информатика. Базовый курс.– СПб.: Питер, 2001.– 640 с.

35. Стоцкий Ю. Самоучитель Office 2000. – СПб.: Питер, 1997. – 1056 с.

36. Тебекин В. В. Компьютерные информационные технологии: Учебно-методическое пособие.– Мн.: Институт управления и предпринимательства, 2003.– 165 с.

37. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З (принят Палатой представителей 2 июня 1999 г., одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.).

38. Хелворсон М., Янг М. Эффективная работа с Microsoft Office 97. – СПб.: Питер, 1997. – 1056 с.

39. Хеслоп Б., Бадник Л. HTML с самого начала/ Перевод с англ. – СПб.: Питер, 1977.– 416 с.

40. Экономическая информатика / Под ред. П. В. Конюховского и
Д. Н.Колесова.– СПб.: Питер, 2001.– 560 с.

41. Якушев Д. М. Энциклопедия пользователя персонального компьютера.– М.: Познавательная книга плюс, 2002. – 1488 с.

 

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ B ИНТЕРНЕТ

 

42. http://yandex.ru/, http://rambler.ru/, http://www.altavista.com/,
http://www.google.com/, http://www.yahoo.com/, http://aport.ru/

43. http://citforum.ru/

44. http://www.astu.astranet.ru:8080/internet/infsecure/

45. http://www.glossary.ru/

46. http://www.rubricon.com/

47. http://www.osp.ru/cw/

48. http://www.nuvs.sumy.ua/doc/teh/All/virus/

49. http://cc.bstu.by/~tsv/bezr/p11.htm

50. http://www.kaspersky.ru/

51. http://www.drweb.ru/

52. http://www.viruslab.ru/

53. www.symantec.com, www.syman-tec.com/region/ru/index2.html

54. http://www.dialognauka.ru/

55. http://cf.viplast.ru/consulting/standart_cobit/

56. www.galaktika.ru

 

Учебное издание

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.