Сделай Сам Свою Работу на 5

Признак структурированности задач





 

Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (не формализуемые) и частично структурированные.

В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей алгоритм решения. Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т. е. сведение роли человека к нулю, например, информационная система, реализующая задачу расчета с клиентом (банкомат) или осуществляющая охрану, пропускной режим.

В неструктурированных задачах из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма возникают большие трудности. Возможности использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников. Примером может служить проблема знакомств или формализация взаимоотношений в коллективе, где основополагающими являются психологический и социальный факторы. Решение данной задачи очень сложно описать алгоритмически.



В частично структурированных задачах, которые встречаются наиболее часто, известна лишь часть их элементов и связей между ними. Информация системы анализируется человеком, который играет определяющую роль. Это автоматизированные информационные системы, так как в их функционировании принимает участие человек.

Пример:требуется принять решение по устранению ситуации, когда нагрузка на кафедру превышает количество имеющихся педагогов.

Пути решения:

– увеличение числа преподавателей;

– увеличение нагрузки каждого преподавателя;

– изменение в планировании учебного процесса и т. д.

Информационная система может помочь принять руководителю определенное решение, если обеспечит его информацией об эффективности каждого решения.

Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида:

– создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение;



– разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятое решение при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.

Информационные системы, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т. е. предоставляют доступ к информации баз данных и осуществляют ее частичную обработку.

– Процедуры манипулирования данными в информационной системе должны обеспечивать следующие возможности:

– составление комбинаций баз данных, получаемых из различных источников;

– быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;

– управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;

– логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;

– автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.

Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.

Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостающую ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.

Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку пользователем возможных альтернативных решений за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний.



Функциональный признак

 

Структура информационной системы может быть представлена как совокупность ее функциональных подсистем, а функциональный признак может быть использован при классификации информационных систем.

Типовыми видами деятельности, которые определяют функциональный признак классификации информационных систем, являются: производственная, маркетинговая, финансовая, кадровая и т. п.

В крупных организациях основная информационная система функционального назначения может состоять из нескольких подсистем для выполнения подфункций. Например, производственная информационная система имеет следующие подсистемы: управления запасами, управления производственным процессом, компьютерного инжиниринга и т. д.

 

Уровень управления

 

Информационные системы оперативного (операционного) уровня

 

Информационная система оперативного уровня поддерживает деятельность специалистов-исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях (счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов).

Примеры:информационные системы оперативного уровня – бухгалтерская; банковских депозитов; обработки заказов; регистрации авиабилетов; выплаты зарплаты и т. д.

Информационные системы специалистов

Информационные системы этого уровня позволяют специалистам, работающим с данными, повысить продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков.

Задача подобных информационных систем – интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов.

По мере того, как индустриальное общество трансформируется в информационное, производительность экономики начинает все больше зависеть от уровня развития этих систем. Такие системы, особенно в виде рабочих станций и офисных систем, наиболее быстро развиваются сегодня в бизнесе.

В этом классе информационных систем можно выделить две группы:

– информационные системы офисной автоматизации;

– информационные системы обработки знаний.

Информационные системы офисной автоматизации вследствие своей простоты и многопрофильности активно используются работниками любого организационного уровня. Наиболее часто их применяют работники средней квалификации (бухгалтеры, секретари и т. п.). Основная цель обработка данных, повышение эффективности работы и упрощение канцелярского труда.

Информационные системы обработки знаний, в том числе и экспертные системы, вбирают в себя знания, необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта. Их работа заключается в создании новой информации и нового знания. Так, например, существующие специализированные рабочие станции по инженерному и научному проектированию позволяют обеспечить высокий уровень технических разработок.

Информационные системы для менеджеров среднего звена

Информационные системы уровня менеджмента используются работниками среднего управленческого звена для мониторинга (постоянного слежения), контроля, принятия решений и администрирования. Основные функции этих информационных систем:

– сравнение текущих показателей с прошлыми;

– составление периодических отчетов за определенное время, а не выдача отчетов по текущим событиям как на оперативном уровне;

– обеспечение доступа к архивной информации и т. д.

На этом уровне можно выделить два типа информационных систем: управленческие (для менеджмента) и системы поддержки принятия решений.

Управленческие ИС имеют крайне небольшие аналитические возможности. Они обслуживают управленцев, которые нуждаются в ежедневной информации о состоянии дел. Основное их назначение состоит в отслеживании ежедневных операций в фирме и периодическом формировании строго структурированных сводных типовых отчетов. Информация поступает из информационной системы операционного уровня.

Системы поддержки принятия решений (СППР) обслуживают решение частично структурированных задач, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Они имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями. Информацию получают из управленческих и операционных информационных систем. Используют эти системы все, кому необходимо принимать решение: менеджеры, специалисты, аналитики и пр., например, их рекомендации могут пригодиться при принятии решения покупать или взять оборудование в аренду и пр.

Уровень системы поддержки принятия решений зависит от следующих характеристик:

– способности обеспечивать решение проблем, развитие которых трудно прогнозировать;

– оснащенности сложными инструментальными средствами моделирования и анализа;

– возможности легкого и быстрого изменения условий решаемых задач и входных данных;

– адаптируемости к изменению условий в рамках рабочего времени;

– технологий, обеспечивающих максимальное ориентирование на пользователя.

Стратегические информационные системы

Развитие и успех любой организации (фирмы) во многом определяются принятой в ней стратегией. Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач.

Стратегическая информационная система– компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации перспективных стратегических целей развития организации.

Существуют ситуации, когда новое качество информационных систем заставляет изменять не только структуру, но и профиль организации, содействуя ее экономическому развитию. Однако при этом возможно возникновение нежелательной психологической обстановки, связанное с автоматизацией некоторых функций и видов работ, так как это может поставить некоторую часть сотрудников и рабочих под угрозу сокращения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.