Сделай Сам Свою Работу на 5

Медитация в разных школах





Медитация бывает двух видов — конкретная и абстрактная. Медитация следует за концентрацией.

Самадхи становится естественным (сахаджа) благодаря длительной нидидхьясане, а не пранаяме или упражнениям хатха-йоги.

Раджа-йог входит в медитативное состояние путем практики ямы, ниямы, асаны, пранаямы, прать-яхары и дхараны. Бхакта погружается в медитацию путем воспитания чистой любви к Богу. Ведантист и джняна-йог достигают того же благодаря четырем средствам, слушая шрути и размышляя над услышанным. Хатха-йог достигает медитации посредством постоянной глубокой пранаямы.

Медитируйте на внешнем облике четырехрукого Бога Хари, Господа Кришны с флейтой в руках или Бога Рамы с луком и стрелами. Это конкретная, или грубая медитация (стхула-дхьяна). Медитируйте на шанти (покое и тишине). Это абстрактная, или тонкая медитация (сукшма-дхьяна). Медитируйте: «Я — воплощение покоя и тишины». Это ведантистская ниргуна-медитация, или ахамграха-упасана. Медитируйте на ананде, блаженстве. Это тоже абстрактная медитация. Выбирайте форму медитации в соответствии со своим характером, вкусами, способностями и наклонностями. Достигайте цели существования уже в этом перерождении.



Дхьяна (медитация) бывает двух видов: джапа-сахита-дхьяна (медитация, сопровождаемая джапой) и джапа-рахита-дхьяна (медитация без джапы, чистая медитация). Когда вслух или мысленно повторяешь: «Ом намо нарайяна», это джапа. Когда повторяешь мантру и одновременно медитируешь на облике Господа Хари с раковиной, диском, лотосом и палицей в руках, на Его одежде из желтого шелка (питамбаре) браслетах и так далее, это джапа-сахита-дхьяна. По мере роста в медитации потребность в джапе сама собой исчезает. Остается чистая медитация, джапа-рахита-дхьяна.

Подобно огню под колпаком лампы, в светильниках наших сердец с незапамятных времен пылает Божественный Огонь. Закройте глаза и слейтесь с этим Божественным Пламенем. Углубитесь в тайники своего сердца. Медитируйте на этом огне и сами станьте пламенем Господа. •}

Отстраняйте индрийи от объектов. Умиротворяйте Господа совершенством своего тапаса. Медитируйте на Господе Хари, сядьте в ослепительную божественную колесницу и поднимайтесь к высочайшей обители Вишну.



Друзья, довольно спать, проснитесь! Медитируйте. Настал час брахма-мухурты. Ключом любви отоприте врата Божьего храма в вашем сердце. Слушайте музыку любви. Пойте песню прэм своему Возлюбленному. Наигрывайте мелодию Бесконечности. Растворите ум в Его созерцательности. Слейтесь с Ним. Погрузитесь в океан Любви и Блаженства.

Есть признаки того, что достигаешь успехов в медитации и приближаешься к Богу: ты не испытываешь влечения к земному, объекты чувственного восприятия уже не искушают; ты лишаешься желаний и страха, ощущений «я» и «мое»; деха-адхьяса (отождествление с материальным телом) постепенно слабеет; ты прекращаешь думать: «Она моя жена», «Он мой сын» или «Это мой дом»; ты чувствуешь, что все вокруг — проявления Господа, и видишь Его во всем.

Тело и разум обретают легкость. В душе навсегда поселяются доброжелательность и радость. На устах всегда имя Господа. Разум извечно сосредоточен на лотосоподобных стопах Бога. Разум постоянно рисует Его образ, а глаза все время созерцают его. По-настоящему ощущаешь, как саттва — чистота, свет, блаженство и знания — непрестанно течет к тебе от Господа и переполняет твое сердце.

По словам Патанджали Махариши, основоположника философии раджа-йоги, окончательная цель человеческих дерзаний — не единение или слияние с Богом, а полное освобождение (кайвалья) Души от материи.

Успокойте разум. Сделайте рассудок устойчивым. Усмирите" чувства. Тогда наступит глубокая медитация. Будьте бдительны. Раджас может попытаться помешать. Безжалостно отстегайте этого врага кнутом и снова погрузитесь в безмятежность.



В йоге зрение обращено внутрь. Неутомимой практикой йог сдерживает направленные вовне ощущения и мысли. Йог достигает власти над вритти, волнами мышления, и рано или поздно погружается в асампраджнята-самадхи, самадхи «без зерна». Покоряя вритти, он сталкивается с огромными трудностями. Волны океана — ничто в сравнении с волнами мысли. Стойкий и усердный йог похож на моряка, капитана парохода-тела в штормящем океане сансары. Йог останавливает волны мышления благодаря неустанным дхаране (концентрации) и дхьяне (медитации). В конце концов он достигает другого берега, страны бесстрашия и бессмертия.

Поднимаясь на духовную вершину полного отсутствия мыслей, достигаешь обители Бессмертия, вечного Покоя и высшего Блаженства. Рама! Отправляйся в путь домой. Смело шагай по духовному пути. Не бойся трудностей. Будь отважен. Поднимайся с вершины на вершину. Преодолевай преграждающие путь глубокие ущелья утонченной мохи и гордыни. Сделай большой прыжок и минуй мистический военный рубеж. Вступи в беспредельную страну чистого Блаженства и высочайшего Знания. Верни себе былую Божественную Славу. Упокойся в родной сварупе Cam-Чит-Ананды.

Постигайте, сознавайте природу и силу мышления. Искореняйте низменные мысли, думая о возвышенном. Затем возноситесь и над возвышенным, переходя к состоянию отсутствия всякой мысли. Отождествляйте себя с чистым сознанием.

Даже ужасный грешник становится чище и сдержаннее, если хотя бы мгновение медитирует на неизменном Атмане.

Жертвенный огонь добывают трением одного куска дерева (арани) о другой. Сходным образом, медитация на Высшем Я зажигает пламя мудрости.

В первое время разум воспитывают сосредоточением на конкретном предмете или символе. Позже, когда такое сосредоточение становится устойчивым и утонченным, можно переходить к таким абстрактным идеям, как «Ахам Брахма асми».

Медитируйте так: «Я чистое сознание. Я Сат-Чит-Ананда Брахман, Я — неизменное, самолучезарное, бессмертное Я. Я безмолвный свидетель трех состояний (бодрствования, сновидения и глубокого сна). Я — не тело, не разум, не прана и не чувства. Я — не пять оболочек-ножен». Это принесет Самоосознание, постижение Высшего Я (брахма-джняну).

Йяти (отшельник) должен медитировать на бхаве, которая возникает на грани сна и бодрствования. Только это освободит его. Это единственная опора (аламбана), позволяющая достичь настоящего состояния нихсанкальпы (без мышления), нирдванды (вне пар противоположностей).

В разуме появляется желание. Оно удовлетворяется, а затем возникает новое желание. В промежутке между двумя желаниями разум совершенно неподвижен. В это время он свободен от санкальп, любви и ненависти. В промежутке (сандхи) между двумя вритти в душе царит полный покой.

Когда разум сосредоточен на Брахмане, Высшем Я, он сливается с ним, как камфора с пламенем, соль с водой или вода с молоком. Разум тает в Брахмане, обретает природу Брахмана. Двойственность исчезает. Медитирующий становится Брахманом. Это состояние кайвальи.

Микрокосм и Макрокосм — три Бога (Брахма, Вишну и Шива) —содержатся в ОМ. В ОМ заключены Веды и шесть даршан1. ОМ — это всё. Это Брахман. Медитируйте на ОМ со значением и чувством (бхава). Познайте Брахмана и станьте свободными.

После овладения шестью ступенями медитации происходит переход в совершенное состояние сверхсознания, нирвикальпа-самадхи. Восприятие внешних форм полностью прекращается. Исчезают и медитация, и ее объект. Медитирующий и предмет медитации сливаются воедино. Приходят высшие знания и вечный покой. Это окончательная цель существования. Человек становится просветленным мудрецом. Он освобождается еще при жизни, потому его называют дживанмуктой. Он совершенно свободен от страданий, печалей, страхов, сомнений и заблуждений. Он тождествен с Брахманом. Капля стала океаном. Река влилась в море и объединилась с ним. Все различия и особенности окончательно исчезают. Ощущается только одно: «Я — Бессмертная Душа» Поистине, все есть Брахман. Нет ничего, кроме Брахмана».

Старайтесь сохранить ощущение акхапда-брахмапа, неделимого Брахмана. Воспарите ввысь. Удерживайте это состояние как можно дольше. Утвердитесь в Том. Постоянно добивайтесь сахаджа-авастхи (естественного состояния Брахмана). Теперь только это должно быть целью и задачей.

1 Классические школы индийской философии —ньяя, вайшешика, миманса, веданта, санкхья и йога.

 

Начальные виды медитации

А) Медитация на розе

Дхарана, концентрация — это сосредоточение разума на конкретном предмете или абстрактной мысли. Концентрация влечет медитацию — непрерывное, постоянное течение мыслей о предмете концентрации. В первое время неопытный ум должен начинать с конкретной медитации на каком-либо предмете.

Примите падмасану, сиддхасану или сукхасану в комнате, отведенной исключительно для медитаций. Медитируйте на цвете и форме розы, на ее частях — лепестках, стебле, пыльце и так далее. Медитируйте на разных сортах роз: белых, желтых и красных. Медитируйте на том, что делают из роз — розовом масле, сиропе, духах, эссенции и сладостях. Медитируйте на применениях розы: розовой настойке для лечения глаз, слабительных препаратах, цветочных гирляндах, предназначенных для украшения и богослужений. Медитируйте на целебных качествах розы, например, на том, что она оказывает на организм охлаждающее воздействие, имеет ветрогонные свойства. Вспоминайте о стоимости роз и розовых гирлянд, о местах, где эти цветы растут в изобилии. Думайте обо всем, что связано с розами. Отбрасывайте мысли, не имеющие ничего общего с предметом медитации. Благодаря такой конкретной медитации разум готовится к абстрактной дхьяне. Выполняйте это упражнение в течение получаса в 5 часов утра на протяжении месяца.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.