Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ





Свами ШИВАНАНДА. КОНЦЕНТРАЦИЯ И МЕДИТАЦИЯ

 

Шри Свами Шивананда (8 сентября 1887 г.— 14 июля 1963 г.) — великий йог, святой и мудрец, основатель Шиванандашрамы в Ришикеше (1932 г.), «Общества Божественной Жизни» (1936 г.), «Лесной Академии йоги и веданты» (1948 г.), автор более 300 работ по йоге, веданте, вопросам духовного развития и совершенствования. Его книги — божественный нектар духовной мудрости, лучшие практические пособия для серьезных подвижников. Концентрация и медитация представляют собой внутреннюю сущность практики йоги. Это ключ к вратам внутреннего Просветления, точка опоры, вокруг которой обращается любая духовная практика. Это Логические практики, ведущие к окончательной цели, самадхи. В своем сжатом, но исчерпывающем труде Шри Свами Шивананда подвергает темы концентрации и медитации тщательному, подробному анализу. Виртуозность, с какой он это делает, доступна только настоящему Учителю Пути. Эту чрезвычайно практичную книгу непременно должны прочесть все ученики, вступившие на путь духовной практики. Литературы на тему концентрации и медитации по-прежнему очень мало. На наш взгляд, это лучшее пособие, какое только можно вручить ученикам на соответствующем этапе их занятий йогой.



 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ПРЕДИСЛОВИЕ. ВСТУПЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ

Что такое концентрация? На чем сосредоточиваться. Средства, способствующие концентрации. Антармукха- и бахирмукха-вритти. Принципы работы ума. Сдерживание колебаний ума. Извлечение всех внутренних сил. Концентрация. Йога-прашноттари.

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА КОНЦЕНТРАЦИИ

Внимательность. Практика концентрации. Концентрация и образ жизни. Основы концентрации. Упражнения. Концентрация на стуле. Сосредоточение на звуках анахата. Тратака, или пристальный взгляд.

ГЛАВА 3. ПОДГОТОВКА К МЕДИТАЦИИ

Что такое медитация? Необходимость медитации Плоды медитации Брахма-мухурта лучшее время для медитации Комната для медитации Место для медитации Жизнь в пещере Подготовка к медитации. Как медитировать. Когда и где медитировать. Что необходимо для медитации. Три сеанса медитации. Качества, необходимые для медитации. Продолжительности медитировать Вспомогательные средства Асаны Регулярность медитации



ГЛАВА 4. ПРАКТИКА МЕДИТАЦИИ

Практические стороны медитации. Настоящий отдых. Зрительные образы. Йога медитации. Уединение и медитация. К высочайшей вершине. Ошибки в медитации. Указания к медитации. Двадцать указаний к медитации. Медитативные упражнения. Состояние медитации. Саньяма. Прашноттари о медитации.

ГЛАВА 5. ВИДЫ МЕДИТАЦИИ

Выбор медитации. Медитация в разных школах. Начальные виды медитации. Сагуна-медитация. Ниргуна-медитация. Сравнение сагуна- и ниргуна-медитации. Медитация и деятельность.

ГЛАВА 6. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОМЕХИ НА ПУТИ МЕДИТАЦИИ

Бесцельные скитания. Прекращение садханы. Деха-адхьяса. Болезни. Ненужные споры. Окружающие условия. Дурное общество. Придирчивость. Самооправдание. Страстные порывы. Вредная и неумеренная пища. Перерывы в садхане. Судорожные подергивания. Нарушение брахмачарьи. Оджас. Нарушение ямы и ниямы. Болтливость. Необходимость в наставнике. Переедание. Слабое здоровье. Так называемые «друзья». Общительность. Тандра-аласья-нидра. Грубые удовольствия. Богатство.

ГЛАВА 7. ДУШЕВНЫЕ ПОМЕХИ НА ПУТИ МЕДИТАЦИИ

Гнев Злословие Подавленность Сомнения (Самсайя) Сновидения Дурные мысли Ложное тушти Страх Непостоянство Пять помех на пути медитации Сила старых санскар Уныние и отчаяние ЖадностьНенависть Нетерпение Независимый характер Зависть Низшая природа Манораджья Воспоминания Мысленная беседа. Моха. Препятствия на пути йоги. Другие препятствия. Предвзятость, нетерпимость и фанатизм. Раджас. Санкальпы. Тамас, инертность. Три преграды. Триша и васана. Викшепа. Вишайя-шакти.



ГЛАВА 8. ПОМЕХИ ВЫСШЕГО ХАРАКТЕРА

Стремления и желания. Моральная и духовная гордыня. Религиозное лицемерие (дамбха). Известность и слава (кирти и пратиштха). Духи стихий (бхута-ганы). Видения. Сиддхи. Кашайя. Лайя. Расасвада. Тушним-авастха. Стабдха-авастха. Авьякта (непроявленное)

ГЛАВА 9. МЕДИТАТИВНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Разнообразие переживаний во время медитации Анахата Огни Мистические переживания садхаков В часы медитации Видения Господа Отделение от тела Космическое сознание Восторженные переживания. Движение разума. Проблески Высшего Я. Джьотирмайя-даршана

ПРОЩАЛЬНЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ. САНСКРИТСКИЕ ПОНЯТИЯ

ОМ

Посвящается

йогам и бхактам,

которые стремятся достичь

величайшего блага

путем концентрации и медитации

ОМ

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

«Концентрация и медитация» представляют собой внутреннюю сущность практики йоги. Это ключ к вратам внутреннего Просветления, точка опоры, вокруг которой обращается любая садхана, духовная практика. Дхарана (концентрация) и дхьяна (медитация) — йогические священнослужения, ведущие к окончательной цели, самадхи, и сакшаткаре, или Осознанию.

В своем сжатом, но исчерпывающем труде преподобный Шри Свами Шиванандаджи Махарадж подвергает темы концентрации и медитации тщательному, подробному анализу. Виртуозность, с какой он это делает, доступна только настоящему Учителю Пути. Эту чрезвычайно практичную книгу непременно должны прочесть все ученики, вступившие на путь духовной практики, садхана-марга. Литературы на тему концентрации и медитации по-прежнему очень мало, и потому мы решили выпустить очередное, десятое издание этой книги. На наш взгляд, это лучшее пособие, какое только можно вручить ученикам на соответствующем этапе их занятий йогой.

«Общество Божественной Жизни»

 

ВСТУПЛЕНИЕ

Концентрация и медитация — царские пути к совершенству. Концентрация ведет к медитации. Сосредоточьте разум на единственном объекте вне тела или внутри него. В течение некоторого времени устойчиво удерживайте на нем внимание. Это концентрация. Ею нужно заниматься ежедневно. Прежде чем приступать к занятиям концентрацией, разум следует очистить правильным поведением. Концентрация без чистоты ума бесполезна. Некоторые оккультисты владеют концентрацией, но лишены хороших черт характера и по этой причине не развиваются в духовном отношении.

Тот, кто овладел устойчивой позой тела, очистил нервы и физическую оболочку постоянными занятиями дыхательными упражнениями, легко освоит и концентрацию. Концентрация будет глубокой, если устранить все помехи. Еще больших успехов в концентрации можно достичь, если соблюдать половое воздержание и беречь энергию.

Некоторые неразумные, нетерпеливые ученики приступают к концентрации сразу, без какой-либо предварительной этической подготовки. Это грубая ошибка. Этическое совершенство — вопрос первостепенной важности.

Вы можете концентрироваться на любом из семи внутренних центров духовной энергии. Очень большую роль в концентрации играет внимание. Тот, чье внимание хорошо развито, преуспеет и в концентрации. Когда человека переполняют страсти и всевозможные фантастические желания, он едва ли сможет хотя бы на секунду сосредоточиться на какой-нибудь мысли или объекте. Его разум будет скакать, как старая обезьяна.

Ученый сосредоточивается и изобретает много нового. Благодаря концентрации он проникает сквозь слои грубого ума в области высшего разума, получая более глубокие знания. Он собирает все силы своего разума в один фокус, а затем направляет их на исследуемый материал и раскрывает его тайны.

Хорошей концентрации добьется тот, кто умеет погружаться в себя (отвлекать органы чувств от ощущаемых объектов). По духовному пути идут шаг за шагом, ступень за ступенью. Для начала заложите фундамент: освойте правильное поведение, правильные позы тела, правильное дыхание и отвлечение от внешнего мира. Только тогда можно будет возвести надстройку — концентрацию и медитацию.

Нужно уметь очень ясно представлять себе объект концентрации даже в его отсутствие, научиться немедленно вызывать в памяти мысленный образ этого объекта. Если вы умеете концентрироваться, это удастся без труда.

На начальном этапе занятий можно концентрироваться на тиканье часов, пламени свечи или на каком-либо другом приятном разуму объекте. Это конкретная концентрация. Без объекта сосредоточения концентрация невозможна. В начале практики разум можно направлять на любой объект, который ему нравится. На первых порах очень трудно концентрироваться на том, к чему разум испытывает неприязнь. Те, кто занимаются сосредоточением, быстро развиваются. Они способны исполнять любую работу очень качественно, с тщательностью ученого. Если человек умеет сосредоточиваться, он за полчаса сделает то, на что остальным потребуется шесть часов. За полчаса он прочитает столько, сколько другие за несколько часов. Концентрация очищает и успокаивает порывы чувств, укрепляет мышление, проясняет мысли. Кроме того, она помогает человеку и в материальном развитии, повышает производительность его труда. Туманное и неясное становится четким и определенным, трудное — легким, а сложное, озадачивающее и запутанное — простым для понимания. Благодаря концентрации можно достичь чего угодно. Для человека, регулярно занимающегося концентрацией, нет ничего невозможного. Трудно сосредоточиться, когда голоден или страдаешь обострением болезни. Тот, кто занимается концентрацией, обладает хорошим здоровьем и острым умом.

Медитация — единственный царский путь к спасению, мокше. Медитация убивает любую боль, страдания и три вида тапа (лихорадок) и пять видов клеша (страданий). Медитация приносит восприятие единства, вызывает чувство единения. Медитация — это самолет, помогающий ученику подняться ввысь и парить в царствах вечного блаженства и мира. Это таинственная лестница между землей и небесами, ведущая ученика в бессмертную обитель Брахмана.

Медитация — это непрерывный поток единственной мысли о Боге, или Атмане, напоминающий тайла-дхарават, плавное течение масла из одного сосуда в другой. Медитация следует за концентрацией.

Занимайтесь медитацией ранним утром, с 4 до 6 часов (брахма-мухурта1). Это лучшее время для медитации.

1 «Мухурта»: промежуток времени, равный 1/30 суток, то есгь 48 минутам (здесь и далее примечания редактора).

 

Примите падмасану, сиддхасану или сукхасану. Держите голову, шею и туловище на одной прямой. Закрыв глаза, сосредоточьтесь на трикути, межбровье, либо на сердце.

Медитация бывает двух видов: сагуна-дхьяна (конкретная медитация) и ниргуна-дхьяна (абстрактная медитация). При конкретной медитации ученик йоги медитирует на образе Кришны, Рамы, Ситы1, Вишну, Шивы, Гайятри2 или Дэви3. При абстрактной медитации он медитирует на собственном Я, Атмане.

Поместите перед собой картину с изображением четырехрукого Хари4, пристально смотрите на нее в течение пяти минут, а затем закройте глаза и представьте себе образ божества мысленно. Перемещайте мысленный взор от одного участка тела Вишну к другому: смотрите на стопы, на ноги и наряд из желтого шелка, золотое ожерелье с камнем каустубха5 и серьгу макара-кундала; последовательно переводите мысленный взор на лицо, венец на голове, диск в правой верхней руке, раковину в левой верхней руке, палицу в правой нижней руке и, наконец, лотос в левой нижней руке. Затем снова вернитесь к стопам божества и повторяйте процесс снова и снова. В завершение остановитесь на его стопах или лице и мысленно произносите мантру «Хари Ом» или «Ом Намо Нарайяна»6. Думайте о таких качествах Бога, как всемогущество, вездесущность, чистота и т. д.

С чувством медитируйте на ОМ и его значении. Это называется ниргуна-дхьяна. Мысленно повторяйте ОМ. Отождествляйте себя с Атманом. Думайте: «Я — это всепроникающее бессмертное Я, Атман. Я — Сат-Чит-Ананда Брахман. Я сакши, безмолвный свидетель трех состояний и всех изменений в разуме. Я чистое сознание, я не тело, не разум, не прана и не чувства. Я самосветящийся свет света. Я — бессмертная Высшая Душа».

1 Рама и Сита — главные герои эпоса «Рамаяна».

2 Супруга Брахмы, мать четырех Вед.

3 Великая Богиня-Мать.

4 Эпитет многих богов, чаще всего Индры и Вишну-Кришны.

5 Мифический драгоценный камень, украшающий грудь Вишну.

6 Нарайяна — владыка аскетов, учитель йоги. В «Махабхарате» отождествляется с Кришну и Вишну.

 

Если вам присущи удовлетворенность, добрый нрав, терпение, спокойствие ума, приятный голос, целенаправленность разума, подвижное тело, бесстрашие, отсутствие желаний, неприятие мирского, то знайте, что вы продвигаетесь по духовному пути и уже близки к Богу.

О Прэм! Есть место, где не услышишь ни единого звука, не увидишь ни единого цвета. Это место —парам-дхаман (высочайшее место) или падам-анамайя (обитель без боли), царство мира и блаженства. Там нет телесного сознания. Разум находит там покой, желания и стремления растворяются, индрийи безмолвствуют, рассудок прекращает существование. Там нет ни борьбы, ни раздоров. Хотите достичь этой тихой обители путем безмолвной медитации? Там царит торжественная тишина. Риши и йоги переносились туда только путем растворения разума в безмолвии. Брахман сияет там в своей незапятнанной лучезарности.

Забудьте о теле, забудьте обо всем вокруг. Такая потеря памяти — высшая садхана. Она очень помогает медитации, облегчает единение с Богом. Вспомнив Бога, вы сможете забыть обо всем прочем.

Ощутите вкус духовного сознания, отвлекая разум от ощущаемых объектов и направив его на лото-соподобные стопы Господа, вечно сияющего в обители вашего сердца. Слейтесь с Ним в глубокой, безмолвной медитации. Погрузитесь в самые глубины, свободно парите в океане Сат-Чит-Ананды. Плывите по Божественной реке Радости. Приникните к этому источнику. Направьтесь прямо к первоисточнику Божественного Сознания и напейтесь Нектара. Ощутите трепет Божественных Объятий, насладитесь Божественным Восторгом. Там я оставлю вас, ведь вы достигли состояния бессмертия и бесстрашия. О Прэм! Не бойся. Воссияй. Твой свет пришел.

Систематически, регулярно, каждый день, в одно и то же время занимайтесь медитацией. Вскоре вы научитесь легко погружаться в медитативное состояние.

Чем больше медитируешь, тем богаче внутренняя, духовная жизнь, где разум и индрийи затихают. Тем ближе источник, Атман. Насладитесь волнами блаженства и мира.

Все ощущаемые объекты потеряют свою привлекательность. Внешний мир начнет казаться долгим сном. Благодаря постоянной глубокой медитации в душе забрезжит джняна.

Вы достигнете полного просветления. Завеса неведения спадет. Все оболочки разорвутся. Идея тела исчезнет. Вы познаете смысл махавакьи «Тат Твам Аси!»1. Все отличия и качества исчезнут. Всюду вы будете видеть одно: бесконечного, беспредельного Атмана, полного Блаженства, Света и Знания. Поистине, это редкое переживание. Не содрогайтесь от страха, как Арджуна2. Будьте отважны. Отныне вы остаетесь в одиночестве. Нет больше ничего, что можно видеть или слышать. Нет больше ощущений. Есть только чистое сознание.

1 Махавакья: «великое речение» из упанишад. «Тат Твам Аси»: «Ты есть То», утверждение тождества сокровенной сути человека, Атмана, с окончательным основанием мира, Брахманом.

2 Герой «Бхагавад-Гиты», собеседник Кришны. Арджуна пришел в ужас, когда Кришна (Вишну) явил ему свой истинный лик.

 

Ты — Атман, о Прэм! Ты — не это бренное тело. Уничтожь моху, заблуждения о грязном теле. Не произноси больше: «мое тело», говори: «это орудие».

Солнце садится... Оно втягивает свои лучи. Садитесь медитировать, еще раз углубитесь в Сокровенное. Соберите все лучи разума и погрузитесь в глубочайшие тайники сердца. Отбросьте страхи, заботы, тревоги и беспокойства. Покойтесь в океане безмолвия. Наслаждайтесь вечным миром. Ваша прежняя джива безвозвратно исчезла, все границы стерлись. Если подадут голос старые желания и стремления, уничтожайте их палицей вивеки, различения, и мечом вайрагьи, отрешенности.

Не расставайтесь с этим оружием, пока не достигнете состояния брахма-cmxumu, пребывания в Брахмане, полного утверждения в Атмане.

ОМ — это Cam-Чит-Ананда. ОМ — Бесконечность, Вечность. Напевайте ОМ. Ощущайте ОМ. Повторяйте ОМ. Живите в ОМ. Медитируйте на ОМ. Кричите: «ОМ, ОМ, ОМ!» Вслушивайтесь в ОМ. Созерцайте ОМ. Ешьте ОМ, пейте ОМ. ОМ — вот ваше имя! Пусть ОМ станет вашим наставником!

ОМ! ОМ! ОМ! Шанти...

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ

 

Что такое концентрация?

«Деша-баyдхас-читтасья дхарана»: концентрация — это устойчивое сосредоточение разума на внешнем или внутреннем объекте. Однажды к Кабиру1 пришел ученый-санскритолог. Он спросил: «Кабир, чем ты сейчас занят?» Кабир ответил: «О пандит2, я отвлекаю разум от внешних объектов и соединяю его с лотосоподобными стопами Господа». Это концентрация. Путь к стремительным успехам в концентрации прокладывается правильным поведением, правильной позой тела, пранаямой и отрешенностью от ощущаемых объектов. Концентрация — это шестая ступень лестницы йоги. Без объекта, на котором может сосредоточиться разум, концентрация невозможна. Успех в концентрации приходит благодаря твердости намерения, интересу и силе внимания.

Чувства отвлекают, нарушают покой разума. Когда разум беспокоен, невозможно двигаться вперед. Когда лучи ума собираются в одно посредством практики, разум становится сосредоточенным. Радость, ананда, приходит изнутри. Остудите кипящие мысли, успокойте свои чувства.

1 Поэт, проповедник единобожия (XV в).

2 Ученый, образованный человек.

 

Нужно иметь терпение, несокрушимую волю и неистощимое упорство. Нужно заниматься очень регулярно, иначе лень и враждебные силы отвлекут от объекта концентрации, лакшьи. Хорошо подготовленный разум можно по желанию сосредоточить на любом внешнем или внутреннем объекте, одновременно отключив все прочие мысли.

В той или иной мере каждый обладает способностями к концентрации, но для духовного развития концентрацию нужно довести до очень высокого уровня совершенства. Человек, достигший успехов в концентрации, работает лучше и выполняет большую часть дел намного быстрее. При концентрации мозг не должен испытывать напряжения. Не нужно вступать в ожесточенную схватку с разумом.

Тот, чей разум полон страстей и всякого рода фантастических желаний, едва ли сможет сосредоточиться на чем-нибудь хотя бы на секунду. Половое воздержание, пранаяма, уменьшение желаний и ненужной деятельности, отрешенность от чувственного восприятия, уединение, тишина, дисциплина чувств, уничтожение похоти, жадности и злости, избегание дурного общества, отказ от бессмысленных развлечений, например, кино, газет и книг, — все это усиливает концентрацию.

Концентрация — единственный способ избавиться от мирских горестей и невзгод. Тот, кто занимается сосредоточением, обладает хорошим здоровьем и бодрым взглядом на мир. Он переживает вспышки проницательности и озарения, намного лучше справляется с любой работой. Концентрация очищает и успокаивает вздымающиеся волны эмоций, укрепляет мышление и проясняет мысли. Очищайте разум ямой и ниямой. Без внешней и внутренней чистоты концентрация бесполезна.

Пранаяма и джапа делают разум устойчивым, устраняют викшепу, рассеянность разума, повышают силу концентрации. Сосредоточение возможно только в том случае, когда человека ничто не отвлекает. В первое время следует подбирать в качестве объекта концентрации нечто доброе или привлекательное для разума. Сначала разум нужно приучать сосредоточиваться на грубых объектах. Позже можно переходить к тонким объектам и абстрактным идеям. Особую важность имеет регулярность занятий.

Грубые объекты.Концентрируйтесь с открытыми глазами на черной точке на стене, пламени свечи, яркой звезде, луне, изображениях ОМ, Шивы, Рамы, Кришны, Дэви или иштадэваты1.

Тонкие объекты.Сядьте перед изображением своего иштадэваты изакройте глаза. Перенесите мысленный образ иштадэваты в межбровье или область сердца. Концентрируйтесь на муладхаре, анахате, ад-окне либо другой чакре. Сосредоточивайтесь на абстрактных идеях — таких, например, Божественных качествах, как любовь или милосердие.

 

На чем сосредоточиваться

Сосредоточивайтесь на лотосе сердца (анахата-чакре), межбровье (аджня-чакра, трикути) или кончике носа. Глаза закройте.

Аджня-чакра является обителью разума. При сосредоточении на трикути разумом легче управлять.

Бхакта2должен сосредоточиваться на сердце, а йог и ведантист — на аджня-чакре.

Еще одним объектом для концентрации является макушка (сахасрара-чакра). На ней сосредоточиваются некоторые ведантисты. Многие йоги концентрируются на кончике носа (насикагра-дришти).

1 Личное божество, которое индуист выбирает самостоятельно или с помощью учителя.

2 Приверженец бхакти, беззаветного служения единственному богу.

 

Выбрав центр сосредоточения (например, сердце), твердо придерживайтесь только его. Никогда не меняйте центр концентрации. Если учитесь у гуру, такой центр подберет для вас наставник; если вы занимаетесь самостоятельно, то можете сами его выбрать.

Бхрумадхья-дришти означает сосредоточение взгляда на межбровье, области аджня-чакры. Сядьте в падмасану или сиддхасану. Без напряжения занимайтесь этой концентрацией, продолжительность которой составляет от полминуты до получаса. Это упражнение должно выполняться без малейшего утомления. Постепенно увеличивайте срок концентрации. Эта йогическая крийя устраняет викшепу, рассеянность разума, и развивает силу концентрации. Господь Кришна предписывает эту практику в пятой главе «Бхагавад-Гиты», шлока 27: «Спаршан критва бахир-бахьямш-чакшуш-чайвантаре бхрувох» («Внешние касания оттеснив вовне, направив взор в середину бровей...»1). Этот взгляд называют «лобным», потому что глаза направлены к лобной кости. Можно выполнять этот пристальный взгляд либо «носовой взгляд».

«Носовой взгляд» носит название насикаградришти: взор, сосредоточенный на кончике носа. Его можно выполнять, даже когда идешь по улице. Господь Кришна предписывает его в шестой главе «Гиты», шлока 13: «...сампрекшья насикаграм...» («...устремив свой взор на кончик носа, не глядя в стороны...»). Это упражнение успокаивает разум и развивает силу концентрации.

1 Здесь и далее цитаты из «Бхагавад-Гиты» даются в переводе Б. Л. Смирнова.

 

Раджа-йог сосредоточивается на трикути (аджня-чакра), участке между бровями, обители разума в состоянии бодрствования. Концентрация на этом участке облегчает контроль над разумом. Некоторые люди уже после однодневного сосредоточения на межбровье начинают видеть свет. Тот, кто хочет медитировать на вирате и оказать помощь всему миру, должен выбирать для концентрации именно этот участок. Бхакта должен сосредоточиваться на сердце, обители чувств. При концентрации на сердце приходит великая радость, ананда. Чтобы ощутить ананду, следует сосредоточиваться на области сердца.

Хатха-йог удерживает разум на сушумна-нади, срединном канале позвоночника, а также на одном из энергетических центров (например, муладхаре, манипуре или аджне). Некоторые йоги не занимаются нижними чакрами и концентрируются только на аджня-чакре. По их теории, власть над аджня-чакрой одновременно означает контроль над всеми нижними чакрами. При сосредоточении на какой-либо чакре между этим центром духовной энергии и разумом возникает нитеподобная связь. Затем йог восходит вдоль сушумны, от чакры к чакре. Восхождение происходит постепенно и требует терпеливых усилий. Даже легкое сотрясение отверстия сушумны вызывает ананду, блаженство. Возникает чувство опьянения, окружающий мир полностью забывается. При самом слабом колебании отверстия сушумны в этот канал пытается проникнуть кула-кундалини-шакти, дремлющая в каждом человеке космическая энергия. Наступает великая отрешенность, вайрагья. Человек становится бесстрашным и созерцает великолепные антар-джьотис, внутренние видения. Это унманиавастха, состояние взволнованности. Благодаря работе с чакрами и власти над ними человек переживает разнообразные формы ананды, обретает различные сиддхи (чудесные способности) и обширные знания. Покорив муладхара-чакру, он получает власть над планом земного существования. Управление манипура-чакрой дает власть над огнем: пламя уже не причинит такому человеку никакого вреда. Панчадхарана (пять форм дхараны) поможет овладеть пятью стихиями. Осваивайте эти виды дхараны под руководством гуру, искусного знатока йоги.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.