Сделай Сам Свою Работу на 5

Дисперсионный анализ данных о степени влияния предрасположенности к исследовательской и практической работе не выраженность первичных свойств личности по 16 РF





 

Склонность к исследовательской работе Критерий Фишера Уровень значимости (р)
Выраженная склонность   Невыраженная склонность
1. Общительность 2. Осторожность 3. Интеллектуальность 4. Проницательность Замкнутость Импульсивность Практичность Наивность 10,82 10,79 7,87 7,17 0,01 0,01 0,01 0,05
Склонность к практической работе Критерий Фишера Уровень значимости (р)
Выраженная склонность   Невыраженная склонность
1. Общительность 2. Смелость 3. Беззаботность 4. Тревожность 5. Фрустированность 6. Чувствительность 7. Интеллектуальность 8. Эмоциональная стабильность 9. Конформизм Замкнутость Робость Озабоченность Успокоенность Расслабленность Реализм Практичность Эмоциональная неуравновешенность Независимость 94,44 20,84 16,79 13,79 9,93 9,80 9,53 7,71   4,55 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01 0,01   0,05

 

Как видно из табл. 2, при избирательной склонности к практической работе психолога можно ожидать более высокие оценки по факторам общительности, фрустрированности, интеллектуальности, эмоциональной стабильности, конформности. При избирательной склонности к исследовательской работе можно ожидать в профиле кандидата более высокие оценки по факторам общительности, социальному контролю желаний, интеллектуальности и проницаемости. При склонности и к практической и исследовательской работе в профиле кандидата обнаруживается преобладание фактора В (интеллектуальности, F=8,68, р<0,01).



Параметрический анализ дал дополнительную информацию о мотивационных составляющих специальных способностей. Как видно из табл. 4, при избирательной склонности к исследовательской работе вероятней обнаружить выраженную установку к альтруизму; при избирательной склонности к практической работе — установку к радикализму (чувствительности к противоречиям, новизне).

Таким образом, результаты дисперсионного и параметрического анализа подтвердили связь гипотетических компонентов специальных способностей к психологической работе с выраженностью некоторых профессионально значимых качеств, необходимых в работе психолога, с одной стороны, и связь этих компонентов с показателем внешней валидности успешности работы кандидата в новом для него статусе психолога — с другой.



 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Для объяснения найденных связей необходимо попытаться вскрыть основное содержание профессиональной психологической деятельности (ее концепцию, технологию, сферу межличностного приложения), а затем сформулировать наиболее важные требования, предъявляемые данной работой к профессионалам-психологам или кандидатам, избирающим данную специальность.

В соответствии с классификацией Бюро трудовой статистики США, квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих в СССР к психологам относятся специалисты, изучающие поведение человека и психические процессы с целью объяснения действия людей [5], [7].

 

 

Таблица 3

 

Параметрический анализ различий по критерию Стьюдента между средними величинами альтруизма и консерватизма для двух крайних групп студентов

 

Склонность к исследовательской работе Критерий Стьюдента Уровень значимости (р)
Выраженная склонность Невыраженная склонность
Более выраженная альтруистическая мотивация Менее выраженная альтруистическая мотивация 2,70 0,05
Склонность к практической работе Критерий Стьюдента Уровень значимости (р)
Выраженная склонность Невыраженная склонность
Более выраженная познавательная мотивация (радикализм) Менее выраженная познавательная мотивация (консерватизм) 3,34 0,05
Менее выраженная склонность к развитию синдрома сгорания Более выраженная склонность к развитию синдрома сгорания 2,31 0,05

 



Психологи исследуют физические, эмоциональные или социальные аспекты поведения человека, применяют научные принципы и теории, психологические методы в решении практических вопросов, проводят консультации, руководят составлением учебных программ, лечат больных в клиниках, проводят лабораторные эксперименты и т. п. [2], [17].

В технологическом плане вся разнообразная практика работающих психологов может быть сведена к двум ведущим формам услуг: 1) экспертного обслуживания населения и 2) коррекционного обслуживания (вмешательства с целью улучшения функционирования индивидов или групп, либо с целью совершенствования индивидов или групп).

В коммуникативном плане профессия психолога — классический пример социальных специальностей, требующих интерперсональных способностей, т. е. таких качеств личности, которые обеспечивают успешное взаимодействие между людьми, понимание людей и эффективное воздействие на них, установление контактов, организацию совместных действий [4].

Согласно данной схеме анализа содержания профессиональной деятельности, успешность деятельности психолога будет предопределяться: 1) уровнем сформированности у него интерперсональных (коммуникативных) умений; 2) уровнем сформированности у него проектных умений (или силой воздействия на поведение других людей); 3) степенью сформированности антропоцентрической направленности (интегральной чувствительности к объекту, процессу и результатам психологической деятельности).

В ряде отечественных исследований установлено существование между природными предпосылками (задатками) и коммуникативными способностями. В частности была обнаружена связь между слабостью и лабильностью ЦНС и выраженностью интерсоциальных способностей, предопределяющих легкость и скорость формирования коммуникативных и проективных умений, с одной стороны, и связь активированности нервных процессов с профессиональной антропоцентрической направленностью (интересом к человеку) [1], [10] —с другой.

Эти результаты, полученные в рамках психофизиологического подхода к исследованию индивидуальных различий и способностей человека, обосновывают предположение о существовании специальных способностей к психологической деятельности и их влияния на

 

 

успех профессиональной деятельности.

По нашей гипотезе ведущими компонентами специальных способностей являются индивидуально-психологические особенности мышления кандидата (социального интеллекта) и проективных действий (фасилятивности).

Как показали результаты дисперсионного и параметрического анализа, действительно удается обнаружить статистически значимые влияния выделенных компонентов специальных способностей на вариативность наиболее важных качеств, предопределяющих успешность работы психолога: общей интеллектуальности (фактор В) и резистентности к социальной угрозе (фактор Н).

Более выраженные оценки по фактору В (общей интеллектуальности) типичны для представителей исследовательских профессий; данный фактор индивидуальности создает возможность работы для психолога с весьма разным контингентом людей, включая и представителей исследовательской группы специалистов [14].

Более выраженные оценки по фактору Н (успешности в общении) типичны для представителей практических «социальных профессий», которых с психологами объединяет высокая интенсивность профессиональных контактов с клиентами [13].

Характер влияния выделенных компонентов специальных способностей на вариативность оценок по факторам В и Н оказался неоднозначным. Вариативность оценок по фактору В обусловливалась преимущественно когнитивным компонентом специальных способностей (социальным интеллектом); вариативность оценок по фактору Н — взаимообусловливающим эффектом взаимодействия когнитивного и праксического компонентов (социальной фасилятивностью) специальных способностей. Следовательно, это дает основание предполагать существование связи между профессиональными намерениями кандидата специализироваться в области экспериментальной (научной) психологии при преобладании когнитивного компонента и связи между профессиональными намерениями кандидата специализироваться в области практической (прикладной) психологии.

Проверка данного предположения (см. табл. 1) в целом подтвердила это ожидание. У кандидатов с более выраженным уровнем развития социального интеллекта прогноз эффективности в сфере исследовательской деятельности был выше, чем у кандидатов с более низким уровнем развития социального интеллекта. У кандидатов с более выраженным уровнем развития проективных умений (социальной фасилятивности) прогноз эффективности в сфере практической деятельности оказался выше, чем у кандидатов с менее выраженными проективными умениями. Кроме того они обнаружили способность к подавлению защитных механизмов избегания контактов с клиентами и отрицания у них проблем (по тесту ПСС) и более выраженные способности к фасцинации (умению влиять на аудиторию в нужном для них направлении в игровой ситуации «доклада о перспективах развития психологической службы в школе перед директорами школ») [22], [23].

Поскольку до сих пор работающий психолог вынужден совмещать в своей работе как практические, так и исследовательские задачи, мы также попытались проанализировать влияние профессиональных ориентации к исследовательской и практической работе на вариативность оценок базисных черт личности по 16 РF (см. табл. 2 и 3).

Для кандидатов с исследовательской ориентацией оказались характерны: более выраженная готовность к контактам (А); эмоциональная холодность и рациональность в установлении и поддержании контактов (М); сдержанность (Q3) и общая интеллектуальность (В) при выраженном интересе к человеку. Эти качества близки или почти близки к перечню качеств ученого по К. А. Рамулю [16]. И тем не менее специфическая особенность деятельности психолога — человек или люди — предопределила преобладание в факторной конфигурации личностного профиля коммуникативных черт. Взаимодействие экспериментатора с объектом исследования хотя и опосредовано часто техническими средствами, аппаратурой,— по сути всегда есть общение двух субъектов [4].

 

 

Для кандидатов с практической ориентацией оказались характерны: готовность к контактам (А); умение поддерживать контакты (Н); умение сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения (С); умения эмоционально притягивать к себе других людей (F); интеллектуальность (В) при высокой чувствительности (Y), облегчающей ориентацию в эмоциональной сфере клиента; склонность к чувству вины (Q) или повышенной ответственности за свои действия; фрустрация (Q4) или осознание границ своей компетентности и самодостаточность (Q2) или индивидуализм и опора на себя при принятии решений.

В отличие от психолога-экспериментатора, имеющего дело с постоянно меняющимся контингентом испытуемых, психолог-практик сравнительно долгое время работает с постоянным и ограниченным контингентом, изучая его различными методами. В таких условиях и особенно в том случае, когда психолог пользуется личностными методиками, сама специфика его деятельности, специфика общения требуют от психолога, чтобы он выступал не просто как экспериментатор, а как проницательный и способный помочь собеседник. Никакие технические приспособления не помогут психологу, если он не завоюет доверия клиента, не сможет войти с ним в контакт. По-видимому, именно этим обстоятельством объясняется повышенная требовательность к практикующим психологам, прежде всего к их уровню профессиональной подготовленности, к этическим последствиям их действий, гласности в работе психолога, конфиденциальности, поддерживающему стилю отношений к клиенту [12], [21].

Таким образом, результаты, полученные в нашем эксперименте, позволяют наметить стратегию дальнейших исследований специальных способностей с целью разработки научных основ психодиагностики специальных способностей и условий стимуляции их развития.

 

1. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопр. психол. 1988. № 5. С. 71 – 77.

2. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. Т. 1. М., 1982.

3. Анисимова В. М., Дворяшина М. Д., Колосьев В. Н. Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов. Л., 1989.

4. Бачманова Н. В., Стафурина Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Отв. ред. А.А. Крылов, Н.В. Кузьмина. Вып. 5. Л., 1985.

5. Володарская И. А., Лизунова Н. М. Система подготовки психологов в США // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1989. № 3.

6. Володарская И. А., Лизунова Н. М. Система подготовки психологов в США // Вестн. МГУ. Сер. 14. Псиъхология. 1990. № 1.

7. Гусейнова В. В. Практика использования психолога на предприятии сферы материального производства и проблемы подготовки психолога практика // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1989. № 4.

8. Дубровина И. В. Предмет и задачи школьной психологической службы // Вопр. психол. 1988. № 5. С. 47 – 54.

9. Захаров В. П. и др. Активные методы обучения общению в подготовке студентов психологов // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / Отв. ред. А.А. Крылов, Н.В. Кузьмина. Вып. 5. Л., 1985.

10. Кабардов М. К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком: Автореф. канд. дис. М., 1983.

11. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.

12. Мейгас М. Индивидуальное психологическое консультирование в системе психологической службы // Человек, общение и жилая среда. Таллинн. 1986.

13. Мельников В. М., Ямпольский Л. Н. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.

14. Миккин Г. Опыт отбора психологов для работы видеотренерами // Человек, общение и жилая среда. Таллинн, 1986.

15. Райнер М. Социальная психология и спорт. М., 1979.

16. Рамуль К. А. О психологии ученого и, в частности о психологии ученого-психолога // Вопр. психол. 1965. № 6. С. 126 – 135.

17. Семья психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989.

18. Теплов Б. М. Избр. труды: В 2 т. Т. 1. М., 1985.

19. Якунин В. А. Обучение как процесс управления. Л., 1988.

20. Anne A., Scoff R. Shame and guilt in psychotherapy supervision // J. Psychotherapy. 1989. V. 25. N 4. P. 576—581.

21. Diefer F. Wodurch wird dem Arzt die psychische Fuhrung des Patienten erschwert? // Z. arztl Fortbild. 1989. V. 83. N 18. Р. 905-907.

22. James B.T. What is «failure» in psychotherapy? // J. Psychotherapy.1989. V. 25. N 4. Р. 532—535.

23. Klingelhöter J. Macht und machtmilbrauch in der humanistischen psychotherapie // Prax. Psychother. und Psychosom. 1989. V. 34. N 2. Р. 55—63.

24. 0'Sullivan M., Gulford J.P. Six faktors of behavioral coqnition understanding other people // J. Educat. Measur. 1975. N 12. Р. 255—271.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.