Сделай Сам Свою Работу на 5

Критерии подбора форм психолого-педагогической коррекции





Психолого-педагогическая коррекция

Пояснительная записка

Настоящий спецкурс предназначен для студентов 5 курса, обучающихся по специальности "Педагогика и психология". Курс рассчитан на 20 часов лекционных и 8 часов практических занятий. Основной целью курса является оснащение будущих педагогов-психологов методами психолого-педагогического развития и коррекции ребенка и подростка, которые в настоящее время являются наиболее востребованными обществом. Кроме того, будущие педагоги-психологи должны отчетливо представлять, с одной стороны, необходимость серьезного научного обоснования выбираемых методов коррекции, с другой стороны - осознавать, что разработка индивидуальных программ развития и коррекции чужда шаблонам и требует не только обширной компетентности, но и профессиональной интуиции. Студенты должны осознавать, что предлагаемые в данном курсе методы развития и коррекции могут быть лишь основой для дальнейшего непрерывного повышения квалификации в этой области практической деятельности. В связи с вышеизложенным, задачами курса являются:

-- Ознакомление студентов с принципами подбора диагностико-коррекционных методов



-- Формирование у студентов умения самостоятельно разрабатывать программы индивидуальной психолого-педагогической коррекции и программ групповой работы

-- Формирование представлений о системном характере психолого-педагогической помощи детям и подросткам

-- Формирование умения отличать пределы своей компетенции и определять круг специалистов, с которыми необходимо наладить сотрудничество для помощи данному ребенку

-- Формирование навыков самостоятельного научного и творческого поиска при решении проблем психолого-педагогической коррекции.

В процессе освоения спецкурса студенты должны освоить следующие научно-практические понятия:

-- психолого-педагогическая коррекция, ее содержание

-- психическая норма

-- психологический диагноз

-- границы компетентности

-- социальная ответственность

-- единство диагностико-коррекционного процесса

-- этапы диагностико-коррекционной работы

-- система коррекционно-развивающей помощи детям и подросткам



-- экология личности

-- методы групповой коррекции эмоционально-волевой сферы личности

-- принцип опережающего развития

-- запрос

-- диалог

-- коммуникативный тренинг

-- тренинг личностного роста

-- социально-психологическая игра

-- принципы семейного и родительского консультирования.

 

-- Введение: организационные и методологические проблемы психолого-педагогической коррекции.

-- Определение психолого-педагогической коррекции. Понятие психической нормы. Норма в детской психологии развития: соответствие психологического возраста ребенка стадии психического развития. Клинический и психологический диагноз. Относительность понятия нормы.

-- Проблема отбора клиента-ребенка для психолого-педагогической коррекции. Проблема ответственности в рамках взаимоотношений между психологом и клиентом, а также лицами, несущими юридическую ответственность за клиента-ребенка Критерии и границы компетентности школьного психолога, социального педагога, педагога при выборе методов коррекционно-развивающих программ. Проблема распределения функций между психологом, педагогом и другими заинтересованными специалистами. Примерные нормативные документы. Система медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам

-- Неразрывность диагностического и коррекционного процесса. Критерии эффективности психолого-педагогической коррекции. Непрерывная психодиагностика как обратная связь в коррекционном процессе.

.

-- Основные направления и формы психолого-педагогической коррекции.

-- Классификация методов психолого-педагогической коррекции



-- Профилактическая работа педагога-психолога как основная форма опережающей психолого-педагогической коррекции

-- Индивидуальная и групповая коррекционная работа: ее особенности

-- Психолого-педагогические методы развития и коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер личности.

-- Педагогические методы коррекционно-развивающей работы с ребенком и/или подростком: их обоснованность.

-- Психотерапевтический компонент в коррекционно-развивающей работе психолога

 

-- Методология разработки коррекционно-развивающих программ

 

Критерии подбора форм психолого-педагогической коррекции

-- Обусловленность основного содержания коррекционно-развивающей работы педагога-психолога задачам развития, соответствующих новообразованиям соответствующего этапа психического развития ребенка, а также индивидуальным психологическим особенностям ребенка.

-- Особенности и показания к индивидуальной коррекционно-развивающей работе

-- Проблема отбора и подбора детей и подростков в коррекционно-развивающую группу

 

3.2. Основные этапы диагностико-коррекционной работы:

-- пути получения первичной информации о проблемах ребенка-клиента: групповая экспресс-диагностика, запрос родителей, педагогов;

-- уточнение запроса, выдвижение гипотезы,

-- первичная индивидуальная психодиагностика на основе гипотезы, текущая коррекция гипотезы и отбора психодиагностических средств,

-- интерпретация психодиагностических данных,

-- разработка внешних организационных форм помощи ребенку-клиенту,

-- разработка внутренних содержательных методов психолого-педагогической коррекции,

-- текущая психодиагностика (в ходе реализации психокоррекционной программы),

-- итоговая индивидуальная (групповая) психодиагностика и получение обратной связи об эффективности коррекционно-развивающей работы от родителей и педагогов.

 

-- Содержание и принципы коррекционно-развивющей работы педагога-психолога на разных этапах психического развития ребенка

-- Работа психолога с родителями ребенка до его рождения: профилактика психической депривации.

-- Психолого-педагогический мониторинг развития ребенка в младенчестве (1-ый год жизни): стадия формирования объекта привязанности.

-- Психолого-педагогический мониторинг развития ребенка в раннем возрасте (1-3-ий год жизни): стадия предметных манипуляций и развитие речи

 

4.1. Психолого-педагогический мониторинг развития ребенка в дошкольном возрасте:

-- Психологическая характеристика дошкольного периода: стадия развития игры, рефлексии и произвольности.

-- Подготовка к обучению в школе. "Школьная зрелость". Групповые и индивидуальные формы коррекционно-развивающей работы педагога-психолога. Примерные упражнения по развитию внимания, памяти, мышления, воображения, речи, произвольности, тонкой моторики.

-- Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы ребенка. Групповые формы коррекции и развития эмоционально-личностой сферы воспитанников ДОУ и учащихся младших классов:ТРИЗ в ДОУ и начальной школе как один из методов групповой психолого-педагогической коррекции. Игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия. Использование НЛП в коррекционно-развивающей работе со школьниками.

 

4.2. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с учащимися начальной школы:

-- Учение и формирования учебных навыков. Социально-психологическая адаптация к школьному обучению. Критерии "готовности к средней школе" как критерии эффективности коррекционно-развивающей работы психолога.

-- Индивидуальные и групповые формы психолого-педагогической коррекции .Принципы подбора упражнений:

- работа в зоне ближайшего развития,

- позитивной мотивации,

-- возрастающей сложности,

-- комплексности.

Роль игры в коррекционно-развивающем процессе. Игровые формы коррекционной работы познавательной сферы и проблема дисциплины Формирование внутренней учебной мотивации и позитивной Я-концепции. Коррекция и развитие учебных навыков в деятельности педагога. Взаимосвязь сформированности познавательных процессов и учебных навыков. Индивидуальные формы психолого-педагогической диагностики и коррекции негативных эмоциональных состояний и школьной дезадаптации. Работа со страхами. Детский фольклор как совокупность спонтанных психотехник.

 

4.3. Коррекционно-развивающая работа психолога с подростками.:

-- Смена социальной ситуации развития в подростковом возрасте. Смена ведущей формы деятельности у младшего подростка: учение - общение. Проблема сохранения и развития внутренней учебной мотивации как одно из направлений психолого-педагогической коррекции.

-- Ранняя профориентационная работа как метод психопрофилактики отклонений личностного развития и снижения академической успеваемости. Самопознание как развитие произвольности и рефлексии у подростка. Профориентационные игры как один из методов психолого-педагогической коррекции в подростковом возрасте.

-- Подростковый возраст -стадия интимно-личностного общения. Отношения с самим собой, со сверстниками, с учителями и родителями как основных сфер формирования личности. Ведущая форма индивидуальной работы - беседа. Принцип диалога. Проблема применимости психотерапевтических методов при работе с подростком. Работа с аффективными состояниями. Работа психолога с одаренными детьми. Телефон доверия.

-- Групповые формы работы: коммуникативный тренинг, социально-психологические игры, поведенческий тренинг, тренинги личностного роста и самоопределения.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.