Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика текущего состояния сферы развития гражданского общества вСанкт-Петербургес указанием основных проблем





 

Одной из основных стратегических задач власти является поддержание социального благополучия и общественного согласия.

Население Санкт-Петербурга является многонациональным и высокообразованным, город всегда в своем развитии придерживался общепризнанных мировых ценностей развития общества. В настоящее время в городе сформировано достаточно развитое гражданское общество.

Государственная программа, призванная создать условия для обеспечения общественного согласия вСанкт-Петербурге, представляет собой совокупность мер и факторов, способных обеспечить позитивное общественное мнение и положительный идеологический настрой жителей Санкт-Петербурга.

Реализация государственной программы осуществляется в нескольких сферах социально-экономического развития Санкт-Петербурга: в сфере молодежной политики с акцентом на становление подрастающего поколения и формирования у молодежи правильных ценностных ориентиров; в реализации патриотического воспитания граждан; а также получает свое воплощение в сфере регулирования миграционных потоков, укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений в Санкт-Петербурге с целью снижения напряженного отношения и всплесков недовольных настроений между жителями города и трудовыми мигрантами. А также получает свое воплощение в позиционировании деятельности исполнительных органов государственной властиСанкт-Петербурга в средствах массовой информации, в обеспечении жителей города социально значимой информацией и в позиционировании Санкт-Петербурга на региональном, федеральном и международном уровнях.



Государственную политику в сфере реализации молодежной политики в Санкт-Петербурге осуществляет Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациямиСанкт-Петербурга, который разрабатывает и реализует мероприятия для успешной социализации и самореализации молодежи Санкт-Петербурга в современном обществе.

В соответствии с законом Санкт-Петербурга от 26.06.2013 N 425-62 «О реализации государственной молодежной политики в Санкт-Петербурге» молодёжь – это граждане от 14 до 30 лет, проживающие на территории Санкт-Петербурга. По данным на декабрь 2013 года в Санкт-Петербурге проживает более 1 миллиона 131 тысячи молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 22,5 процента от общей численности населения. Прогнозное значение на 2014 год - 1 111 тыс. человек, что составит 21,77% процента от общей численности населения Санкт-Петербурга



Безусловно, для того, чтобы максимально эффективно охватить такую многочисленную категорию, необходимо выстраивание на городском уровне системного взаимодействия различных субъектов: профильных исполнительных органов государственной власти, государственных учреждений, третьего сектора.

Общий прогноз динамики проживания указанной категории населения в нашем городе имеет отрицательную тенденцию, что соответствует общероссийским показателям. Так, согласно прогнозу Росстата, в 2020 году в Петербурге будет проживать 985, 6 тыс. чел. в возрасте от 14 до 30 лет.

В настоящее время федеральные эксперты выделяют следующие общероссийские тенденции, устойчивое развитие которых прогнозируется в ближайшем будущем:

1) резкое сокращение в Российской Федерации численности молодежи в возрасте от 23 до 30 лет: с 35,2 млн. человек (2012 год) до 25,6 млн. человек (2025 год) почти на 10 млн. человек (или на 27,3%). При этом продолжится концентрация молодых людей в наиболее активных экономических центрах России (Москва, Санкт-Петербург, крупные административные центры субъектов Российской Федерации). Данная тенденция обязывает органы государственной власти не только увеличивать охват молодых людей мероприятиями целевых программ, но и еще более активно и индивидуально подходить к развитию каждого молодого человека: его личностных, общественных и экономических качеств и навыков - формирование так называемого «человеческого капитала». Формирование образованного, социально и экономически активного, патриотичного молодого человека - одна из приоритетных задач государства в ближайшее десятилетие;



2) трудности социализации молодого поколения. Молодежь - уникальная часть нашего общества. С одной стороны, это самая мобильная, интеллектуально и экономически активная, здоровая часть населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. В то же время молодые люди в отсутствие четких идеологических установок со стороны государства и общественных институтов испытывают огромные трудности с социализацией в обществе, вовлечением в существующее экономическое, политическое и социокультурное пространство города. И в этом аспекте существует риск вовлечения молодежи в негативные социальные практики: противоправную деятельность, асоциальные явления (алкоголизм, наркомания, тунеядство). Интенсивный рост информационной открытости, возможность доступа к любой (в том числе, запрещенной и противоправной) информации, с одной стороны, и отсутствие должного контроля за процессами воспитания и социализации молодежи со стороны государства и общества, с другой, делают этот риск еще более значимым;

3) процессы миграции наиболее активной части молодежи в другие страны. В связи с активным развитием рыночной экономики, ее активной глобализацией, а также развитием информационных, коммуникационных и транспортных технологий, постоянной потребностью в высококвалифицированных кадрах все активнее наблюдается тенденция перемещения трудовых ресурсов в крупные экономические центры. Для России характерен так называемый "западный" вектор, при котором экономически активное население в поисках лучших условий труда и качества жизни переезжает в страны Европы, США, а также в западные регионы страны: Москву, Санкт-Петербург. Естественно, что большую часть этих людей составляет молодежь, так как она мобильна, экономически активна и готова к быстрой ресоциализации.

Снижение негативного влияния указанных тенденций является одной из базовых задач молодежной политики и возможно только путем выстраивания материально-технической и социальной инфраструктуры, на базе которой осуществлялись бы процессы социализации и самоопределения молодых людей, встраивания их в процессы городского развития.

Это в целом соответствует позиции федеральных экспертов, считающих необходимыми для дальнейшего развития отрасли "Молодежная политика" в ближайшей перспективе следующих элементов:

нормативная обеспеченность (принятие федерального закона о молодежной политике, государственной программы);

кадровая обеспеченность отрасли соответствующими специалистами;

инфраструктура отрасли (объекты досуга, быта, самообразования молодежи, в том числе молодежные центры).

Исходя из вышеизложенного прогнозируется, что в ближайшие годы деятельность по реализации молодежной политики будет направлена на преодоление негативного влияния обозначенных выше тенденций на:

развитие "человеческого капитала" молодежи города, страны;

социализацию и самоопределение молодых людей, встраивание их в процессы городского развития;

содержательное и инфраструктурное развитие отрасли.

Основным показателем результативности данной политики является привлечение самой молодежи к формированию комплекса молодежных мероприятий, обязательный учет мнения молодых граждан при принятии ключевых решений по вопросам регулирования деятельности в области молодежной политики. Ключевую роль в данном контексте играет выявление и поддержка талантливой и одаренной молодежи, и внедрение продуктов ее позитивной деятельности в процесс развития города. С этой целью ежегодно будет реализовываться ряд крупных проектов, направленных на предъявление и продвижение созидательного потенциала молодежи в общественные, экономические и политические пространства в интересах инновационного развития города. Их отличительной особенностью является то, что молодежь рассматривается не как обычный "механический" кластер городского сообщества, а как стратегический ресурс развития территории, который является не только благополучателем, но и исполнителем и организатором в различных направлениях.

Работа по патриотическому воспитанию граждан в Санкт-Петербурге охватывает гражданСанкт-Петербурга всех возрастных категорий. В системе учреждений молодежной политики организована работа 234 подростково-молодежных клубов военно-патриотической, гражданско-патриотической и спортивной направленности. Для граждан, достигших 16-летнего возраста, не обучающихся в образовательных учреждениях и не прошедших подготовку по основам военной службы, созданы 18 учебных пунктов во всех районах Санкт-Петербурга. В 2013 году зарегистрировано 34 поисковых отряда общей численностью более 500 человек.

К датам праздничных, юбилейных и памятных событий истории России в Санкт-Петербургеисполнительными органами государственной власти проводятся тематические мероприятия. В 2013 году впервые в Санкт-Петербурге прошли патриотические чтения «Патриотизм – это…» и первый Петербургский молодежный патриотический форум.

Тем не менее, данные ежегодных социологических исследований показывают неустойчивые настроения граждан в части патриотических настроений. Так, вопрос «Лично Вы считаете себя патриотом?», заданный в ходе социологического исследования в 2011, 2012 и 2013 годах дал разброс положительных результатов опроса в 37%, 28% и 41% соответственно. Различные настроения наблюдаются и при ответах на вопрос о чувстве гордости за историю своей страны (81% суммарно положительных ответов) и о чувстве гордости за современные достижения России (30 %)[1]. Широкая динамика настроений зависит от политических, социально-экономических событий регионального, федерального и международного уровня. В то время как постоянный положительный патриотический настрой должен удерживаться на достаточно высоком уровне вне зависимости от геополитической ситуации, так как патриотизм – это отношение к своей Родине, как месту формирования истории своего рода, семьи и жизни будущих поколений.

Еще одно направление, связанное с развитием гражданского общества в Санкт-Петербурге - проводимая в Санкт-Петербурге национальная политика, направленная на гармонизацию межнациональных отношений, формирование и укрепление межкультурного согласия. Санкт-Петербургвсегда был и остается городом, в котором соединились культура, искусство и традиции многихнародов, людей,принадлежавшихк разнымнациональностям, религиозными этническим группам, отличающимся друг от друга своим темпераментом, нравами, обычаями. Ноосновной проблемой в деле поддержании гражданского мира и общественного согласия в Санкт-Петербурге последние годы становятся межнациональные отношения, которые обостряются в условиях активных миграционных процессов. Привлекая огромное количество трудовых мигрантов, город не в достаточной мере создает условия для их адаптации и социализации.

Согласно опросу общественного мнения, горожане ощущают остроту проблемы межнациональных отношений, которая воспринимается ими как многоаспектная и серьезная городская проблема (52%). Оценивая динамику и перспективы событий и ситуацию в сфере межнациональных отношений, петербуржцы считают, что острота межнациональных отношений в обозримом будущем будет стремительно нарастать (46%)[2].

Основными проблемами, связанными с ухудшением межнациональных отношений, являются:

- несоблюдение мигрантами действующего законодательства;

- нарушение правил регистрации трудовых мигрантов;

- нарушение трудового законодательства в отношении трудовых мигрантов;

- нарушение прав и свобод, социальная уязвимость граждан, относящихся к категории мигрантов;

- низкий уровень социализации мигрантов в городской среде, слабое восприятие норм и ценностей, культуры и обычаев местного населения вплоть до полного игнорирования традиций и обычаев местного населения.

Без решения этих проблем усилия, направляемые городом на воспитание у граждан позитивного отношения к мигрантам, и у мигрантов – уважительного отношения к культуре и традициям нашей страны и города, могут оказаться бесполезными.

Четвертое направление, характеризующее идеологический настрой, связано с информационной политикой, так как Санкт-Петербург – один из городов, определяющих развитие медиапространства страны. Согласно данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу, в городе зарегистрировано более 5,5 тысяч средств массовой информации. Только из категории «печатные СМИ» на рынке выпускается более 100 газет и 150 журналов. Разовый тираж газет составляет около 10 млн. экз., журналов – свыше 7 млн. экземпляров. Годовой объём реализации периодической печатной продукции в городе - 185 млн. экз. За редакциями средств массовой информации закреплен особый статус – статус профессиональной самостоятельности, не допускающий вмешательства в творческую и программную политику независимых СМИ каких бы то ни было попыток давления либо влияния на их деятельность. Залогом успеха и основой эффективного сотрудничества органов государственной власти с медиасообществом является развитие партнерских взаимоотношений на паритетных началах и принципах социальной ответственности и взаимного уважения.

В городе осуществляется поддержка СМИ, которые информируют жителей Санкт-Петербурга о событиях, происходящих на территории районов города. Все 18 администраций районов тесно взаимодействуют с местными кабельными телевизионными каналами и печатными изданиями. Районными администрациями поддерживаются трансляции на кабельном телевидении с районными охватами от 50 000 до 90 000 абонентов, а также небольшие печатные издания, выпускаемые 2 раза в месяц по 8 полос тиражами до 20 000 экземпляров.

Согласно данным социологических опросов удовлетворенность населения доступностью информации, в том числе социально значимой, стабильно высока, и в 2013 году составила 71,2 %. А удовлетворенность населения информационной открытостью органов исполнительной власти Санкт-Петербурга - 69,8 %[3].

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.