Сделай Сам Свою Работу на 5

Психодиагностика, психокоррекция и консультирование.





Значение психодиагностического метода в теории и практике специальной психологии. Основные психодиагностические подходы: объективный, субъективный и проективный, - их определение. Возможности и ограничения использования тестов интеллекта и личности при исследовании детей с различными видами дизонтогенеза. Преимущества и ограничения возможностей применения вербальных и невербальных проективных тестов при отдельных видах дизонтогенеза.

Основные требования к психодиагностическому инструментарию: валидность, надежность, стандартизация, а также регламентация процедуры исследования. Основные этапы психодиагностического исследования.

Общие и частные требования к соблюдению условий, организации и содержанию процедуры психодиагностического исследования для каждого ребенка.

Особенности диагностики психического развития детей в раннем онтогенезе. Ее специфика при отдельных видах дизонтогенеза.

Особенности диагностики психического развития детей дошкольного возраста. Ее специфика при отдельных видах дизонтогенеза.

Особенности диагностики психического развития детей младшего школьного возраста. Ее специфика при отдельных видах дизонтогенеза.



Особенности психологического исследования детей с отклонениями развития при решении разных диагностических задач.

Основные этапы психодиагностического исследования, постановка психодиагностической задачи, адекватный выбор методик и их проведение, обработка и интерпретация полученных данных, составление заключения.

Понятие психологического диагноза и психологического прогноза социальной ситуации развития по Л.С. Выготскому.

Понятие о функциональном диагнозе: его клинической, психологической и социальной составляющих. Роль психолога в уточнении каждой составной части функционального диагноза

Психологическое исследование при решении задач нозологической и дифференциальной диагностики. Роль диагностического обучающего эксперимента. Принцип целенаправленности и разнородности методик. Принцип прогрессивности заданий и "дозированности" помощи. Принцип качественно-количественной оценки. Принципы составления психологического заключения и методических рекомендаций целевого назначения.



Психодиагностика как основа реабилитационного подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Этические и деонтологические нормы применения психодиагностики при психолого-медико-педагогическом обследовании детей с с ограниченными возможностями здоровья.

Выбор методик при диагностике отклонений в психическом развитии, их диагностическая и прогностическая валидность. Принцип возрастной и критериальной валидности. Комплексность исследования: диагностика психомоторики, сенсорно-перцептивной сферы, познавательной деятельности, эмоционально-волевых особенностей, формирования самосознания и самооценки, коммуникативных навыков, потребностно-мотивационной сферы, резервных возможностей.

Специфика психологического обследования при отдельных видах психического дизонтогенеза. Психодиагностика психического недоразвития, аномалий психического развития в связи с недостаточностью зрения и слуха, в связи с недостаточностью двигательной сферы, психодиагностика дисгармонического психического развития.

Семья, семейное окружение детей с ограниченными возможностями здоровья как объект психодиагностического обследования. Диагностика психологических проблем родителей детей с с ограниченными возможностями здоровья.

Педагог и педагогический коллектив как объект психодиагностического обследования.

Диагностика нарушений и факторов риска школьной дезадаптации.

Основные причины школьной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья: несформированность учебной мотивации, недостаточная готовность к школьному обучению, отставание в интеллектуальном развитии, эмоционально-личностные особенности и др. Диагностика причин школьной дезадаптации. Исследование мотивационной готовности к школьному обучению, особенностей аффективно-личностной сферы, особенностей умственной работоспособности, общие характеристики деятельности, особенности интеллектуально-мнестической деятельности: памяти, мышления, обучаемости.



Комплекс методик для оценки адаптивных возможностей ребенка. Схема качественно-количественного анализа психической деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема профориентации и выбора профессионального маршрута в специальной школе. Принцип соответствия выбора профессии интересам, склонностям, индивидуально-личностным, психическим и физическим возможностям подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Использование дифференциально-диагностического опросника для определения склонности к определенному типу профессий: выявление профессиональных интересов и склонностей. Оценка коммуникативных и организационных способностей. Применение личностных опросников и тестов интеллекта при профконсультации.

Индивидуальные и групповые формы обследования. Значение первичной и вторичной профконсультации для подростков с отклонениями в развитии. Этические нормы при составлении заключений и рекомендации по профессиональному определению подростков с проблемами в развитии.

Понятие «психокоррекция». Взаимосвязь психокоррекции с психодиагностикой, психоконсультированием, психотерапией и психопрофилактикой. Общие принципы психокоррекции

Особенности психокоррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на различных возрастных этапах.

Формы психокоррекции. Индивидуальная психокоррекция: специфика, показания и противопоказания; условия, этапность и течение процесса. Групповая психокоррекция. Специфика детской групповой психокоррекции (этапность, характеристика процесса групповой коррекции, условия осуществления психокоррекции, течение процесса групповой психокоррекции).

Оценки эффективности психокоррекции в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Критерии оценки эффективности.

Требования к составлению коррекционно-развивающей программы. Структура психокоррекционного занятия. Цели и задачи каждого этапа. Содержание каждого этапа.

Игра как метод психокоррекции. Особенности психокоррекции эмоционально-волевой, личностной и коммуникативной сфер детей.

Взаимодействие с родителями и педагогами в процессе психокоррекционной и развивающей работы с детьми.

Понятия «психоконсультирование» и «психокоррекция»; их сходство, различие и взаимосвязь.

Процесс психологического консультирования: а) необходимые и достаточные условия; б) динамика психологических изменений состояния клиента; в) исход психологического консультирования.

Основные стратегии и стили консультирования, основные психоконсультативные техники.

Принципы психологического консультирования.

Особенности возрастно-психологического консультирования

Особенности консультирования родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Вопросы к государственному экзамену по специальной психологии, психодиагностики, психокоррекции и консультированию.

«Специальная психология»

(первые вопросы)

1. Нарушения в поведении у детей и подростков. Причины и формы поведенческих нарушений. Основные принципы профилактики поведенческих нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Специфика сенсорного развития детей с нарушением слуха и зрения. Направления коррекционной работы по формированию сенсорно-перцептивной сферы этих детей.

3. Формирование личности при различных вариантах дизонтогенза. Роль микросоциальных факторов в становлении личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

4. Основные причины затруднений в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфические трудности в усвоении учебных навыков у детей с ЗПР. Роль психолога в процессе коррекционной работы по преодолению трудностей в обучении у детей с ЗПР.

5. Предметные и пространственные представления лиц с нарушением зрения. Возможности коррекции недостатков этих представлений в процессе обучения.

6. Основные принципы деятельности психологической службы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

7. Нарушение эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития, их формы и причины. Направления коррекционной работы по преодолению этих нарушений.

8. Роль речи в психическом развитии ребенка. Особенности речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья с разными формами отклонений в развитии.

9. Общие и специфические закономерности развития детей в условиях дизонтогенеза и нормально протекающего развития. Их учет в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

10.Психологические проблемы интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Направления психолого-педагогической помощи в процессе интегрированного обучения детей с разными формами отклонений в развитии.

11.Психологические проблемы семейного воспитания детей с разными вариантами отклонений психического развития. Содержание психологической помощи родителям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

12.Этиология и специфические причины разных форм нарушений психического развития.

13. Понятие о сложных недостатках развития. Система психологической помощи детям, имеющим сложные недостатки развития.

14.Проблема классификации нарушений развития у детей в современной отечественной и зарубежной специальной психологии.

15.Компенсаторные механизмы в развитии ребенка в условиях дизонтогенеза.

16.Понятие психического развития и психической коррекции в современной специальной психологии.

17.Роль общения в психическом развитии ребенка. Причины нарушений коммуникативной деятельности при разных формах дизонтогенеза и психолого-педагогические пути их коррекции.

18.Своеобразие психического развития детей с нарушением слуха. Роль коррекционной работы по формированию речи у глухого ребенка.

19.Особенности психического развития детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

20.Понятие о системных нарушениях в структуре отклоняющегося развития.

21.Значение идей Л.С. Выготского для становления отечественной специальной психологии. Концепция культурно-исторического развития психики как теоретическая основа специальной психологии.

22.Характеристика особенностей мыслительной деятельности умственно отсталого ребенка, способы ее психологической диагностики и учет в процессе коррекционно-воспитательной работы.

23.Материнская привязанность и эмоциональная депривация. Влияние материнской депривации на психическое развитие ребенка. Особенности психического развития ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома.

24.Проблема задержанного развития в отечественной и зарубежной психологии. Основные варианты задержки психического развития.

25.Особенности развития когнитивных функций у детей с нарушениями речи.

26.Значение зрительного анализатора в познавательной, коммуникативной и ориентировочной деятельности дошкольников. Своеобразие психического развития детей с тяжелыми нарушениями зрения.

27.Особенности развития памяти у детей с различными отклонениями в развитии. Значение коррекционной работы для развития памяти у таких детей.

28.Психоэмоциональное развитие детей с аутизмом. Пути психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим аутичного ребенка.

29.Особенности психического развития ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

30.Умственная отсталость как форма дизонтогенеза – ее причины, формы и характеристика. Возможности социально-трудовой адаптации лиц с умственной отсталостью.

 

Специальная психология»

(вторые вопросы – практические задания)

 

1. По каким проявлениям можно судить о недоразвитии произвольной памяти умственно отсталых детей?

2. Какие способы общения можно использовать при работе со слепоглухими детьми?

3. Проиллюстрируйте на конкретных примерах характерные для аутичного ребенка нарушения поведения при взаимодействии с окружающими людьми.

4. Опишите процедуру исследования внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Приведите примеры используемых методик.

5. Назовите наиболее типичные ошибки, которые встречаются в письменной речи неслышащих детей. Приведите примеры.

6. Опишите виды помощи ребенку, которые предусмотрены при проведении диагностического обучающего эксперимента в отличие от традиционного психодиагностического исследования.

7. Приведите примеры девиантного поведения подростков с ЗПР или умственно отсталых и возможности их психокоррекции.

8. Охарактеризуйте поведение ребенка с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

9. Охарактеризуйте использование метода наблюдения для исследования личности ребенка с ЗПР дошкольного возраста.

10. Какие коррекционные мероприятия можно использовать для преодоления агрессивности в поведении детей с интеллектуальными нарушениями?

11. Опишите примеры типичных для умственно отсталых детей ошибок, которые встречаются при решении ими различных мыслительных задач.

12. Поясните, как можно судить о недоразвитии мыслительной деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР.

13. По каким критериям можно отличить задержку психического развития от умственной отсталости?

14. По каким показателям можно судить о нарушении произвольного внимания у детей с ЗПР?

15. Приведите примеры коррекционных заданий, направленных на развитие словесной памяти у детей со слуховой депривацией.

16. Приведите примеры коррекционных заданий, направленных на развитие произвольного внимания умственно отсталых детей.

17. Приведите примеры коррекционных заданий, направленных на развитие мышления умственно отсталых детей.

18. Какие задания можно предложить для развития коммуникативных способностей детей с ЗПР?

19. По каким проявлениям можно судить о недоразвитии речи детей с интеллектуальными нарушениями?

20. Приведите примеры ориентировки незрячих в разных видах пространства.

21. Назовите причины, по которым может произойти задержка в развитии речи ребенка.

22. Опишите ситуации, при которых возникает необходимость выявить особенности семейного воспитания ребенка с ЗПР.

23. Опишите действия психолога при обращении родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья за направлением в школу.

24. Проиллюстрируйте особенности восприятия незрячего ребенка на примере выполнения им какой-либо деятельности.

25. Приведите примеры нарушенного поведения ребенка с задержкой психического развития.

26. Охарактеризуйте изменение мотивов учения ребенка с интеллектуальными нарушениями при поступлении в школу.

27. Поясните, по каким проявлениям можно судить о готовности ребенка с ЗПР к обучению в школе.

28. Опишите деятельность специального психолога, участвующего в работе медико-психолого- педагогической комиссии.

29. Какие условия необходимо соблюдать при диагностике слабовидящего ребенка?

30. Проиллюстрируйте на конкретных примерах, по каким проявлениям можно судить о нарушениях эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

 

 

«Психодиагностика, психокоррекция и консультирование»

(первые вопросы)

 

1. Предметное содержание современной психологической диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Объективный, субъективный и проективный подходы в исследовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Организация и проведение психодиагностического исследования, его этапы. Принципы построения психологического заключения.

4. Специфика применения психодиагностических методов и методик при разных типах нарушения развития.

5. Обучающий эксперимент как метод психодиагностики.

6. Стандартизированные методы изучения интеллекта и особенности их использования при обследовании детей с сенсорной недостаточностью.

7. Методы исследования интеллектуального развития детей и подростков с психическим недоразвитием.

8. Методы исследования личностного развития детей и подростков с психическим недоразвитием.

9. Методы исследования познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

10. Психологическая диагностика отклоняющегося развития детей дошкольного возраста.

11. Психологическая диагностика отклоняющегося развития детей младшего школьного возраста.

12. Диагностика нарушений интеллекта у детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

13. Психологическая диагностика мнестических процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья.

14. Психологическая диагностика процессов внимания у детей с ограниченными возможностями здоровья.

15. Диагностика психического развития детей с сенсорной недостаточностью.

16. Психологическая диагностика особенностей личности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

17. Психологическая диагностика особенностей межличностных отношений детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

18. Диагностика мышления детей с ограниченными возможностями здоровья.

19. Диагностика нарушений психического развития умственно отсталых детей.

20. Психологическая диагностика особенностей развития эмоционально-волевой сферы детей с интеллектуальными нарушениями.

21. Использование методики Векслера для диагностики и консультирования детей с ограниченными возможностями здоровья.

22. Диагностика нарушений школьной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья.

23. Диагностика нарушений интеллекта у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

24. Диагностика психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью.

25. Роль психологической диагностики при комплектовании специальных (коррекционных) учреждений.

26. Роль психологического анамнеза как метода исследования личности детей с ограниченными возможностями здоровья.

27. Рисуночные тесты и особенности их использования при исследовании дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

28. Особенности использования теста «Прогрессивные матрицы Равена» для диагностики мышления детей с интеллектуальным нарушением.

29. Проективные методики и особенности их применения при исследовании детей с ограниченными возможностями здоровья.

30. Особенности использования методики Люшера для исследования детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.