Сделай Сам Свою Работу на 5

Познавательные процессы в условиях дизонтогенеза





Познавательные процессы при слепоте и слабовидении. Виды и формы внимания в условиях слепоты Внешние проявления внимания у слепых. Свойства внимания в условиях нарушения зрения. Роль внимания в познавательной деятельности слепых.

Сенсорная организация человека при нарушениях зрения. Роль труда в развитии сенсорики человека Ощущения слепых и слабовидящих. Проявление психофизиологических закономерности ощущений при слепоте и слабовидении. Абсолютная и дифференциальная чувствительность при слепоте. Компенсаторные изменения в сфере ощущений при глубоких нарушениях зрения. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых. Зрительные ощущения частично зрячих и слабовидящих. Слуховые ощущения слепых. Тактильные ощущения. Кожно-оптическое чувство. Кинестетические ощущения. Вибрационные ощущения. Хеморецепция. Статические ощущения слепых.

Восприятие слепых и слабовидящих. Восприятие, его типы и механизмы при нарушениях зрения. Сравнительная характеристика осязательного и зрительного восприятия, особенности зрительного восприятия слабовидящих и частично зрячих Природа, формы и способы осязательного восприятия. Осязательное восприятие пространства. Роль осязания в деятельности слепых. Приборное восприятие. Коррекция восприятия. Способы развития различных форм перцепции у слепых и слабовидящих. Восприятия человека человеком в условиях слепоты. Характер образов-представлений в условиях нарушенного зрения. Фрагментарность, схематичность, низкий уровень обобщения, вербализм и др. Особенности формирования представлений при нарушениях зрения. Своеобразие фазовой динамики становления образов памяти слепых и слабовидящих. Зрительные представления ослепших. Роль представлений в компенсации слепоты. Память и ее роль в жизнедеятельности инвалидов по зрению. Мышление и речь в условиях нарушенного зрения. Мышление и его роль в компенсации и коррекции слепоты и слабовидения. Теории мышления слепых в зарубежной психологии. Своеобразие мыслительных операций при нарушенном зрении. Формирование понятий у слепых и слабовидящих. Формы и виды мышления при нарушениях зрения. Влияние слепоты на речевую деятельность Значение речи в компенсации слепоты. Вербальные и невербальные компоненты общения при нарушениях зрения. Воображение слепых и слабовидящих. Пространственная ориентация слепых. Закономерности формирования пространственных представлений у зрячих. Роль сохранных органов чувств в ориентировке сле­пых. Топографические представления слепых и особенности их формирования. Ориентировка в большом и малом пространстве. Особенности обучения пространственной ориентировке поздноослепших.





Познавательная сфера детей с нарушениями слуха. Особенности развития внимания и его свойств у детей с нарушением слуха. Факторы, соответствующие привлечению и поддержанию внимания в условиях специально организованного обучения неслышащих детей. Значение развития слухового внимания у детей с остатками слуха.

Общие и специфические особенности сенсорной организации ребенка с нарушением слуха. Отсутствие и недоразвитие слуховых ощущений и восприятий. Недостаточность словесной регуляции процесса ощущений и восприятий. Компенсация потери слуха в процессе развития сохранных анализаторов.

Особенности зрительных ощущений и восприятия детей с недостатками слуха. Несостоятельность теории «сверхкомпенсации» в трактовке зрительного восприятия глухих. Роль речи в развитии зрительного восприятия. Тактильно-вибрационные ощущения и восприятия. Особенности вибрационной чувствительности у глухих, ее развитие. Особенности развития осязания у глухих детей. Кинестические и статистические ощущения и восприятия, их взаимосвязь с други­ми анализаторными системами, особенности развития у детей с нарушением слуха в процессе коррекционной работы.



Развитие ощущений и восприятий в условиях специально организованного обуче­ния и воспитания.

Развитие ощущений и восприятий в условиях специально организованного обуче­ния и воспитания.

Общие закономерности развития памяти у детей с нарушением слуха и нормально слышащих. Виды памяти. Характеристика образной памяти. Роль вербализации в осмыслении и запоминании наглядного материала. Особенности словесно-логической памяти и ее развитие у школьников с нарушением слуха, особенности запоминания слов, предложений, текстов. Соотношение механического и смыслового запоминания. Кратковременная и долговременная память. Индивидуальные различия памяти.

Речевое развитие детей с нарушениями слуха. Общение и язык. Условия овладения языком у детей с нарушением слуха. Обоснование принципа обучения глухих детей языку в условиях речевого общения. Сензитивный период в развитии речи ребенка, особенности его протекания у детей с нарушением слуха в зависимости от степени по­тери слуха и времени наступления глухоты. Речевые способности детей с нарушением слуха. Условия их развития. Зависимость развития речи на разных возрастных этапах от ведущей деятельности. Формирование потребности в общении. Организация специ­ального обучения речи глухих и слабослышащих детей в различные возрастные перио­ды. Использование и развитие остаточной слуховой функции у детей с нарушением слуха.

Структурные компоненты речевых способностей. Пути их формирования.

Развитие речи у глухих и слабослышащих в различные речевые периоды. Особен­ности развития фонетической, грамматической, лексической сторон речи. Овладение речевой деятельностью в процессе специального обучения. Развитие основных видов речи - устной и письменной. Сенсорная основа усвоения устной речи глухими и слабослышащими детьми. Механизм восприятия речи и овладе­ние произношением при нормальном и нарушенном слухе.

Особенности развития письменной речи у детей с нарушением слуха.

Специфические средства общения глухих детей. Характеристика дактильной речи. Жестовая речь. Роль этих видов речи в психическом развитии глухих. Их место в системе воспитания и обучения неслышащих.

Понятия, особенности их формирования у детей с недостатками слуха. Овладение системой понятий.

Особенности мыслительных операций у глухих и слабослышащих: анализ и синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, классификация. Зависимость успешности выполнения мыслительных операций от уровня развития речи.

Мыслительная деятельность детей с нарушением слуха. Своеобразие речевой регуляции эвристического процесса. Формирование речи как средства мыслительной дея­тельности.

Развитие наглядного мышления у детей глухих и слабослышащих, роль речи в этом процессе.

Характеристика словесно-логического мышления, особенности овладения причинно-следственными и целевыми зависимостями. Индивидуальные различия в развитии мышления у детей с нарушением слуха. Особенности воображения глухих и слабослышащих детей.

Особенности познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития. Познавательная активность и ее особенности. Свойства внимания. Характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Ориентация в пространстве. Память и представления. Мышление и знания. Речь и ее особенности. Качество и динамика обучаемости в условиях ЗПР.

Познавательные процессы умственно отсталых детей. Характеристика общих и специфиче­ских закономерностей познавательной деятельности при нарушениях интеллекта. Особенности произвольного и непроизвольного внимания. Своеобразие основных свойств внимания при интеллектуальных нарушениях (концентрация, устойчивость, переключение, распреде­ление, объем).

Сенсорно-перцептивная деятельность умственно отсталых лиц. Особенности ощущений, восприятия и представлений при нарушениях интеллекта.

Развитие ощущений и их коррекционная роль при нарушенном интеллекте.

Особенности восприятия при умственной отсталости. Особенности представлений умственно отсталых. Развитие и коррекция представлений при нарушенном интеллекте.

Своеобразие воображения и памяти лиц с умственной отсталостью.

Особенности мышления при умственной отсталости. Соотношение наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления. Особенности формирования причинно-следственных связей. Своеобразие мыслительных операций при умственной отсталости (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, конкретизация, система­тизация). Особенности формирования понятий, суждений, умозаключений. Развитие и коррекция мышления при умственной отсталости. Соотношение речи и мышления. Недоразвитие речи, ее нарушения при снижении интеллекта.

Особенности когнитивного развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в психическом развитии ребенка. особенности сенсорно-перцептивной сферы детей с последствиями детского церебрального паралича. Пространственные представления и их особенности у детей с ДЦП. Виды мышления и особенности их развития у детей с ДЦП. Развитие речи при разных формах детского церебрального паралича.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.