Сделай Сам Свою Работу на 5

Технологическая карта формирования духовно-нравственного развития младших школьников





 

Норматив ный показатель Класс Уровни сформированности Диагностика (Психолог) Диагностика (учитель)
Высокий Средний Низкий
Мировоззрение, ценности, отношения - пробует формировать «образ мира» руководствуясь нравственными требованиями, - признает ценности окружающих, - способен справиться со своим эмоциональным состоянием, - наличие у ребенка познавательного интереса, любознательности Рекомендации психолога: - наблюдение и индивидуальный контроль личностного опыта ученика; - развивать представления об «образе мира» через проектную и исследовательскую деятельность; - информировать о системе формирования ценностей человека.   - единичные попытки формирования «Образа мира», - познавательный интерес и любознательность нестабильны и зависят от ситуации Рекомендации психолога: - организовать наблюдение и индивидуальный контроль личностного опыта ученика; - деятельность по поддержанию интереса к формированию образа мира (исследование, диалог); - построение учебного процесса с акцентом на формировании ценностных установок детей. -частичные представления об «образе мира», - познавательный интерес и любознательность ограничивается деятельностью по удовольствию. Рекомендации психолога: - организовать наблюдение и индивидуальный контроль личностного опыта ученика -развивать представления об «образе мира» через учебную деятельность. - построение учебного процесса с акцентом на формировании ценностных установок детей. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой)   Анализ полученных результатов, написание рекомендаций, индивидуальное консультирование при проблеме.   «Неоконченные предложения»     «Образ мира»     Включенное наблюдение
- признает ценности окружающих и ориентируется на их потребности; - появляется устойчивый интерес к когнитивно - смысловой деятельности; - имеет богатую (с учетом возраста) лексику; - обладает креативной коммуникацией. Рекомендации психолога: - эффективно проблемное обучение; - предоставить задания позволяющие реализовать их творческие способности; - разнообразить содержание их деятельности.   - слабая рефлексивная способность; - ситуативное поведение; - преобладание стереотипной лексики в общении. Рекомендации психолога: - предоставить задания, позволяющие реализовать их творческие способности; - эффективны задания, направленные на оценку своих поступков. - слабая рефлексивная способность; - несамостоятельность; - обедненная лексика и коммуникация; - часто бывают робкими и беспомощными. Рекомендации психолога: - деятельность по развитию рефлексивных способностей (дать алгоритм рефлексии); - пополнить словарный запас; - организовать процесс общения, как процесс познания и обучения.
- появляется готовность адекватно отстаивать свои ценности; - готов прийти на помощь и проявляет в этом инициативу; - самостоятельно расширяет кругозор с опорой на духовные ценности; - сформированы индивидуализированные формы нравственного сознания. Рекомендации психолога: - задания, направленные на актуализацию у ученика нравственных чувств и переживаний; - использование проектного и исследовательского метода для формирования ценностей ребенка и его мировоззрения.     - ценностно-ответные возможности учеников ограничены; - ситуативное принятие решений; - частично сформированы индивидуализированные формы нравственного сознания. Рекомендации психолога: - предоставить возможность соотносить свои действия с моральным эталоном; - включать в урок аналитическую деятельность (от анализа текста до анализа событий и явлений). - стереотипность действий; - проявление инертности; - в незнакомой ситуации чувствуют себя неуверенно; - не сформированы индивидуализированные формы нравственного сознания. Рекомендации психолога: - повышение активности школьников во всех сферах деятельности; - развитие творческих способностей; - предоставить возможность для развития активности школьников. Наблюдение  
-ребенок активно использует исследование как интерес к изучению нового, проявляет любознательность; - формируется позитивное, творчески осмысленное рефлексивное отношение к себе и миру; - появляется удовлетворенность своим статусом взрослеющего человека, который много умеет и может; - умеет соотносить собственные желания и интересы с желаниями и интересами других. Рекомендации психолога: - создать ребенку условия для возможности действовать самостоятельно и ответственно; - использование проектного и исследовательского метода для формирования ценностей ребенка и его мировоззрения; - предоставить возможность для творческой реализации детей.     -ребенок частично использует познание-исследование как интерес к изучению нового, проявляет любознательность; - избирательное проявление интересов, предпочтений, отношений; - избирательность выбора учебных и трудовых заданий; - соотносит собственные потребности с потребностями и интересами другого на основе «выгоды». Рекомендации психолога: - деятельность по осмыслению собственного жизненного опыта; - создание условий для развития умений ребенка и наполнение их нравственным содержанием; - формирование позитивного рефлексивного отношения к себе и миру через исследование, диалоги-сравнения. -ребенок не использует познание-исследование как интерес к изучению нового, проявляет любознательность; - ограниченность интересов детей в ситуации быта и повседневного опыта общения; - испытывают трудности в общении. Рекомендации психолога: - обучить техникам эффективного общения на основе нравственно-духовных ценностей; - расширение познавательного интереса.
Побуждения и мотивы - сформирована нравственная позиция (духовная рассудочность, различие добра и зла, совесть); - мотивирован на учебную деятельность. Рекомендации психолога: - создать условия и факторы для формирования потребности к духовно-нравственному совершенствованию; - поддержать и закрепить приобретенные качества через игровые методы.     - частично сформирована нравственная позиция (духовная рассудочность, различие добра и зла, совесть); - частично мотивирован на учебную деятельность. Рекомендации психолога: - организовать деятельность по формированию послушания; - научить учеников получать радость от безвозмездного труда. - побуждения к учебной деятельности отсутствуют; - не сформирована нравственная позиция (духовная рассудочность, различие добра и зла, совесть); Рекомендации психолога: - пробудить желание учиться через трудовую деятельность; - использование метода ролевой игры для коррекции мотивационно- потребностной сферы. Методики: «Неоконченные предложения», «Выбор»   Анализ полученных результатов, написание рекомендаций, индивидуальное консультирование при проблеме.     Продукты творчества (эссе, сочинения на исследование побуждений и мотивов)  
- сформировано соответствие взглядов и убеждений ученика нормам, правилам и требованиям общества. Рекомендации психолога: - организовать совместную деятельность по типу диалога, дискуссии; - организовать деятельность по формированию смыслообразующих мотивов нравственного поведения через моделирование ситуаций, эвристические беседы и т.д.     - частично сформировано соответствие взглядов и убеждений ученика нормам, правилам и требованиям общества. Рекомендации психолога: - научить учеников получать радость от дарения; - научить учеников презентовать себя через свою умелость через моделирование ситуаций.   - предпочтение деятельности по удовольствию; - взгляды и убеждения ученика не соответствуют нормам, правилам и требованиям общества. Рекомендации психолога: - организовать работу по исследованию отдельных явлений через игры, загадки; - научить ребенка чувствовать и сопереживать.
- любопытен, интересуется скрытым смыслом вещей, явлений, поступков; - расширяет пространство познания; - открыт новому; - мотивирован на общение с миром. Рекомендации психолога: - организовать совместную деятельность по типу рефлексивного наблюдения за собой и другими. - проявляет любопытство лишь в определенных ситуациях, периодически интересуется скрытым смыслом вещей, явлений, поступков; - частично открыт новому; - частично мотивирован на общение с миром. Рекомендации психолога: - научить учеников получать радость от заботы о другом; - поощрять инициативу ребенка поступать нравственно; -обеспечить раскрытие, распознавание и словесное обозначение нравственных поступков.     - не готов действовать самостоятельно и ответственно; - не может использовать собственный опыт и достижения для саморазвития. Рекомендации психолога: - взаимодействовать с ребенком на основе нравственных принципов; - организовать обратную связь в виде одобрений; - обеспечить раскрытие, распознавание нравственных поступков.
- способность определять и осуществлять личностную активность в формировании собственных взглядов и убеждений; - мотивирован на цель. Рекомендации психолога: - организовать совместную деятельность по типу вероятностного анализа и проб нового поведения. - частично способен определять и осуществлять личностную активность в формировании собственных взглядов и убеждений; - частично мотивирован на цель. Рекомендации психолога: - создать условия для творческого созидания; - создать условия для рефлексии результатов.     - эгоцентричны, ориентированы на себя и свои потребности, Рекомендации психолога: - использование игровых методов для коррекции мотивационной сферы.
Эмоционально-волевая регуляция - сформированы основы трудовой деятельности и способности к труду; - ребенок ориентируется на чувство стыда, как регулятора своих поступков и решений. Рекомендации психолога: - организовать пространство по обретению опыта размышления над событиями и вещами через активное взаимодействие с учителем. - сформированы основы трудовой деятельности и способности к труду; - ребенок частично ориентируется на чувство стыда, как регулятора своих поступков и решений. Рекомендации психолога: - создание условий для развития чуткости и осведомленности ребенка через диалоги, эвристические беседы и игровую деятельность.     - частично сформированы основы трудовой деятельности и способности к труду; -ребенок не ориентируется на чувство стыда, как регулятора своих поступков и решений. Рекомендации психолога: - развивать чуткость, осведомленность ребенка через игровую деятельность; -использование загадок-притч. Тест «Круг воли»   Анализ полученных результатов, написание рекомендаций, индивидуальное консультирование при проблеме.     Рисунок семьи
- сформировано послушание, как важное качество личности; - сформирован регулятивный принцип оценки поведения. Рекомендации психолога: - организовать пространство по обретению опыта размышления и проникновения в глубь вещей, событий и явлений; - поддерживать и развивать активность ребенка без необходимости конкуренции за внимание взрослого.     - частично сформировано послушание, как важное качество личности; - частично сформирован регулятивный принцип оценки поведения. Рекомендации психолога: - организовать совместную деятельность по типу драматизации; - учитель упорядочивает одновременное взаимодействие многих детей. - послушание вызывает протестные реакции; - поведение не регулируется волевыми усилиями и зависит от ситуации. Рекомендации психолога: - развить наблюдательность внимательность; - развить осмысленность; - учитель демонстрирует образцы одобряемого поведения.
- сформированы смыслообразующие мотивы нравственного поведения; Рекомендации психолога: - организовать пространство по обретению опыта созерцания вещей, событий и явлений; - организовать совместную деятельность по типу рефлексивного наблюдения за собой и другими; - эмоциональное состояние зависит от того опыта, который приобретается вне дома.   - частично сформированы смыслообразующие мотивы нравственного поведения. Рекомендации психолога: - нравственные уроки с элементами игры; -создать условия для совершенствования волевых действий. - не сформированы смыслообразующие мотивы нравственного поведения. Рекомендации психолога: - мероприятия по уменьшению уровня тревожности и беспокойства; - создать совместно с детьми перечень правил, позволяющих справится с негативными эмоциями и поведением; -использование интерпретации загадок-притч.
- сформирована волевая регуляция активности – совладание с импульсивным поведением и целенаправленность действий по самоизменению на качественно новом уровне; - сформированы основы нравственного поведения (ответственность, жизненная устойчивость, служение); - поступки регулируются нравственными чувствами, такими как милосердие, любовь, вера; - школьники владеют своим поведением и способны справиться со своим эмоциональным состоянием; - ребенок в своей жизни опирается на совестливость, как на индивидуальные переживания сожаления и раскаяния на основе оценки, анализа и сравнения всего познанного им. Рекомендации психолога: - организовать совместную исследовательско--проектную деятельность по типу творческих работ; - разработать инструктивные задания по перенесению опыта урока в реальную жизнь.   - частично сформирована волевая регуляция активности – совладание с импульсивным поведением и целенаправленность действий по самоизменению на качественно новом уровне; -частично сформированы основы нравственного поведения (ответственность, жизненная устойчивость, служение); - поступки частично регулируются нравственными чувствами, такими как милосердие, любовь, вера; - ребенок в своей жизни частично опирается на совестливость, как на индивидуальные переживания сожаления и раскаяния на основе оценки, анализа и сравнения всего познанного им.   Рекомендации психолога: - развивать ответственное взаимодействие ученика; - организовывать проблемные пресс-конференции.   - не сформирована волевая регуляция активности; – не может совладать со своим импульсивным поведением; - поведение ситуативное, управляемое эмоциями и чувствами; - с трудом удается согласовывать свои действия и действиями других детей; - периодически агрессивно реагируют на нарушение границ их привычных состояний; - ребенок в своей жизни не опирается на совестливость, как на индивидуальные переживания сожаления и раскаяния. Рекомендации психолога: - развивать ответственное взаимодействие ученика; - создать условия по регуляции агрессивно-обвинительного поведения. .

 







 


Пояснительная записка

 

Программа направлена на обеспечение духовно - нравственного развития младших школьников образовательного учреждения МОУ Авдеевской средней общеобразовательной школы Зарайского района Московской области.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта, проекта Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом методических разработок и опыта реализации воспитательной работы МОУ Авдеевской средней общеобразовательной школы.

 

Программа духовно-нравственного развития и воспитания содержит шесть разделов:

1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.

4. Принципы и особенности организации содержания духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

5. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования.

6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся.

7. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

 

При разработке и реализации программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся заслуживает внимания логика построения некоторых содержательных линий индивидуального развития школьника :

- воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя; принимать решение и действовать; работать в коллективе ведомым и ведущим; общаться в коллективе сверстников, со старшими и младшими по возрасту; обоснованно критиковать и адекватно реагировать на критику; оказывать помощь другим; объяснять и доказывать собственное мнение;

- формирование эстетического сознания и художественного вкуса: способности видеть и чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры;

- социально-нравственное воспитание: формирование чувства любви и уважения; развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему; формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье; ознакомление с этическими нормами, их культурно-исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.