Сделай Сам Свою Работу на 5

Препарат № 27. Ланцетник на стадии формирования осевых органов.





Занятие № 2

Тема занятия:

«Предмет, задачи и методы исследования эмбриологии.

Строение и классификация женских половых клеток, сперматозоидов и их развитие.

Эмбриогенез классов низших хордовых: ланцетника и амфибий».

Продолжительность изучения темы - 1,5 часа

Из них на занятии - 1,5 часа

Внеаудиторная самостоятельная работа -

Цель занятия:

Усвоить основные эмбриологические понятия и термины. Изучить закономерности эмбрионального развития хордовых на примере ланцетника и амфибий.

Задачи:

Знать:

1. Уяснить зависимость течения процессов развития зародышей позвоночных от типа строения яйцеклетки.

2. Ультраструктурное строение половых клеток.

3. Стадии развития женской и мужской половых клеток.

4. Общие закономерности развития (стадии эмбриогенеза).

5. Ценогенетические признаки эмбриогенеза ланцетника и амфибий.

Уметь:

6. Определить под микроскопом половые клетки и их структурные компоненты.

7. Определить стадию развития зародыша по строению и расположению его бластомеров (ранняя стадия) и зародышевых листков (поздняя стадия).

Значение изучения темы



Эмбриология - научный фрагмент многих медицинских дисциплин: акушерства, педиатрии, гинекологии, патологической анатомии и др. В медицинском вузе эмбриология включает основы общей (сравнительной) эмбриологии и основы эмбрионального развития млекопитающих и человека.

Знание общей эмбриологии необходимо для понимания главных закономерностей эмбрионального развития, видовых особенностей у различных представителей животного мира, обусловленных различными условиями их жизни и размножения, уровнем развития. Изучение сравнительной эмбриологии позволит убедиться, что эмбриогенез есть краткое повторение основных стадий филогенеза и сформулировать представление об эволюционном процессе филогенеза. Знание эмбриогенеза классов хордовых необходимо как основа для изучения особенностей эмбриогенеза человека и расшифровки возможных аномалий развития.

Методические рекомендации по самоподготовке.

Теоретические вопросы для самоподготовки.

Необходимый исходный уровень знаний.

Из курса биологии:



1.Понятие о филогенезе, онтогенезе, его периодах (эмбриогенезе, постнатальном периоде)

2.Строение сперматозоидов.

3.Строение яйцеклеток.

4.Прогенез (Овогенез. Сперматогенез). Биологическое значение мейоза, его отличия от митоза.

По теме занятия:

1.Определение науки эмбриологии и ее разделов: общая эмбриология, частная эмбриология, сравнительная эмбриология. Место эмбриологии в ряду медико-биологических наук и в системе медицинского образования.

2.Биогенетический закон Геккеля-Северцева.

3. Биологическое значение стадий развития и механизмы, лежащие в их основе.

4.Понятие палингенетических и ценогенетических признаков эмбриогенеза.

5.Закономерности эмбрионального развития хордовых на примере ланцетника:

5.1. Тип яйцеклетки.

5.2. Оплодотворение, его особенности. Тип развития зародыша.

5.3. Характеристика зиготы. Презумптивные закладки.

5.4. Характеристика процесса дробления. Типы борозд дробления.Отличия дробления от деления соматических клеток митозом.

5.5. Характеристика бластулы. Эмбриональные закладки.

5.6. Процесс гаструляции, особенности. Характеристика гаструлы.

5.7. Формирование нервно-кишечного канала и окончательное формирование осевых органов.

Закономерности эмбрионального развития хордовых на примере развития амфибий.

(стадии эмбриогенеза амфибий изучать, сравнивая с эмбриогенезом ланцетника, и выделить отличия и причину их возникновения)

6.1. Тип яйцеклетки.

6.2. Оплодотворение, его особенности. Тип развития зародыша.

6.3. Биологическое значение зиготы. Понятие серого полумесяца, хордомезодермального пояса.



6.4. Особенность процесса дробления. Типы борозд дробления.

6.5. Особенность строения бластулы.

6.6. Гаструляция.

6.7. Формирование осевых органов.

6.8.Ценогенетические признаки эмбрионального развития амфибий и причины их обуславливающие.

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.

Изучая теоретический материал, уясните, зачем необходимы знания основ сравнительной эмбриологии студентам - медикам. Обратите внимание на биографию отечественных ученых, внесших значительный вклад в изучении эмбриологии. Обратите внимание на научные направления, которые разрабатывались на протяжении последних 100 лет и что интересует ученых в последние десятилетия. Каковы успехи исследований? Выясните, какие отрасли медицины нуждаются в результатах исследований и открытий ученых эмбриологов.

Запомните новые понятия и смысловые значения новых терминов, внесите их в свой словарь.

Обратите внимание на биологические процессы, лежащие в основе стадий развития эмбриона, на особенности индивидуального развития амфибий.

Уясните критерии классификации яйцеклеток, тип которых обуславливает дальнейшие особенности эмбриогенеза. Выявите принципиальные отличия ультрамикроскопического строения половых клеток и объясните причину отличий. Разберитесь в отличиях зародышевых закладок от зародышевых листков. Уясните роль клеток эмбриональных закладок для дальнейшего процесса развития, а именно гистогенеза.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение:

1. Развитие эмбриологии как науки.

2. Выдающиеся эмбриологи, их научное направление.

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС).

Темы рефератов

1.Правила Гертвига и их применение к анализу развития амфибий рыб, птиц и насекомых..

2.Теория зародышевых пластов.

3.Проблемы и химические аспекты детерминации зачатков органов и дифференциации клеток и тканей.

4. Электронно-микроскопические и цитохимические исследования дедиффернциации клеток.

5.Индукция. Организационные центры развивающихся зародышей.

6.Основы теории физиологических градиентов Чайлда и ее значение для зародыша.

 

Методические указания к самостоятельной работе на занятии.

Задания и ориентировочные основы действий.

Изучить и зарисовать гистопрепараты.

Препарат № 10 Дробление яйцеклетки лягушки(FISSIO IN TOTO INEQUALIS).

Окраска: пикрофуксин

На «малом» увеличении получите изображение препарата. Определите в дробящейся зиготе анимальный пигментированный полюс. Обратить внимание на борозды дробления, и образующиеся при этом бластомеры. Дробление полное, неравномерное, Бластомеры разные по размеру. Определите, в каком полюсе они более крупные? Почему?

Изучить зарисовать и обозначить:

1. Анимальный полюс.

2. Вегетативный полюс

3. Борозда дробления

4. Бластомеры

 

 

Препарат №11. Бластула лягушки (BLASTYLA).

Окраска: пикрофуксин

Получить изображение препарата на «малом» увеличении. Определите крышу бластулы. Она значительно тоньше дна бластулы, темно-коричневого цвета вследствие наличия пигмента меланина в цитоплазме бластомеров. Подумайте, почему в бластомерах крыши больше гранул меланина. В области дна бластулы сосредоточено значительное количество клеток. Они значительно крупнее, чем крыше. Подумайте, почему? Дно бластулы значительно массивнее крыши, пигментация отсутствует. В центре бластулы определите полость – бластоцель.

Препарат зарисовать и обозначить:

1. Бластодерма. 1а. бластомеры.

2. Крыша бластулы (анимальный полюс).

3. Дно бластулы (вегетативный полюс).

4. Бластоцель.

 

Препарат № 12. Гаструла лягушки (GASTRULA) . Фронтальный разрез.

Окраска: пикрофуксин

Получить изображение препарата на «малом» увеличении. Определите вход в гаструлу – бластопор. В препарате бластопор закрыт “пробкой”, состоящей из крупных бластомеров. Бластопор ограничен губами – дорсальной и вентральной. Дорсальная губа более тонкая и темная, так как ее бластомеры более пигментированы, чем бластомеры вентральной губы. Обратить внимание на то, что в стенке гаструлы просматриваются 2 слоя клеток: два листка – наружный и внутренний. Определите полость – гастроцель.

Препарат зарисовать и обозначить:

1. Бластопор.

2. Дорсальная губа.

3. Вентральная губа.

4. Гастроцель.

 

 

Препарат № 27. Ланцетник на стадии формирования осевых органов.

Поперечный разрез.

Окраска: гематоксилин и эозин

Получить изображение препарата на «малом» увеличении. Найти центрально расположенный в теле зародыша хордальный тяж. Он сформирован крупными, светлыми клетками. Хорда крупнее других структур, окрашена в светло-фиолетовый цвет. С хордой граничат: нервная трубка, кишка, миотомы. Над хордой определите нервную трубку. Она имеет узкий щелевидный просвет. Стенка образована мелкими, темно окрашенными клетками. Вторичная (постоянная) кишка имеет вид широкой трубки. Стенка кишки образована клетками энтодермы. Клетки которой имеют базофильную (темно-фиолетовую) окраску. Просвет кишки широкий, правильной округлой или овальной формы. Мезодерма представлена миотомами, имеющими вид массивных парных образований, расположенных с двух сторон от нервной трубки, хорды, кишки. Препарат расположить так, чтобы нервная трубка была выше хорды. Наружный покров зародыша образует эктодерма.

Изучите, определите:

1. Эктодерма.

2. Нервная трубка.

3. Хорда.

4. Вторичная кишка.

5. Миотомы мезодермы.

 

Изучить демонстрационные препараты:

Препарат. Ланцетник. Продольное расположение.

Препарат. Сперматозоиды (мазок) млекопитающего.

Препарат. Сперматозоиды (мазок) млекопитающего.

Препарат. Митоз в яйцеклетке лошадиной аскариды.

Препарат. Оплодотворение у лошадиной аскариды.

Препарат. Синкарион у лошадиной аскариды

Препарат. Дробление яйцеклетки аскариды.

 

Изучить микрофотографии и электроннограммы:

1. Сперматозоид.

2. Яйцеклетка из фолликула яичника.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Отличие половых клеток от соматических.

2. Биологическая сущность процесса оплодотворения.

3. Чем отличается дробление от деления?

4. От чего зависит вид бластулы?

5. Чем определяется способ гаструляции?

6. Объясните понятие ценогенетические признаки.

7. Какой признак положен в основу классификации яйцеклеток?

8. Какова роль клеток эмбриональных закладок.

9. Способ формирования гаструлы ланцетника?

10.Расшифруйте понятие «эпиболии». В эмбриогенезе какого класса это происходит, на какой стадии эмбриогенеза?

 

Ситуационные задачи.

1. В процессе сперматогенеза нарушено формирование акросомы. Какая функция сперматозоида будет изменена?

3. Будут ли существенно отличаться по массе два зародыша одного вида животных, находящихся в первом случае на стадии двух бластомеров, во втором - на стадии восьми бластомеров?

4. На препарате видны яйцеклетки, находящиеся на различных стадиях развития. Часть яйцеклеток увеличивается в размерах, в них отмечается накопление желточных включений, распределенных по всей цитоплазме равномерно. Определите, на какой стадии овогенеза они находятся , какой тип яйцеклетки и какому виду животных она принадлежит?

5. На препарате виден зародыш, который состоит из четного числа бластомеров, имеющих одинаковую величину. Определите тип дробления.

6. На препарате - многоклеточный зародыш в виде пузырька с центрально расположенной полостью. Стенка зародыша построена из одного слоя клеток равных размеров. На какой стадии развития находится зародыш и какому виду животных он принадлежит?

7. На электронных микрофотографиях представлены поперечные срезы сперматозоидов. На одном хорошо прослеживаются микротрубочки аксонемы, окруженные митохондриями, на другом - видна только центриоль. Назовите, какие отделы клетки представлены на фотографиях.

8. В процессе сперматогенеза нарушено формирование акросомы. Какая функция сперматозоида будет изменена?

Основные термины к теме

Основные термины к разделу “общая эмбриология”

Амнион Amnion
Амниотическая полость Cavitas amniotica
Бластомер Blastomerus
Бластопор Blastoporus
Бластула Blastula
Гаметогенез Gametogenesis
Гаструла Gastrula
Гаструляция Gastrulatio
Гоноциты Gonocyti
Деламинация Delaminatio
Дискобластула Discoblastula
Дробление Fissio
Дробление полное Fissio totalis
нероаномерное inequalis
равномерное equalis
Дробление частичное Fissio partialis
дискоидальное discoidalis
поверхностное superficialis
Зародышевый диск Discus emdryonicus
Зигота Zygota
Иммиграция Immigratio
Имплантация (нидация) Implantatio (nidatio)
Инвагинация Invagination
Котиледон (плотный котиледон) Cotiledo (cotiledo fetalis)
Материнская часть Pars maternalis
Мезодерма Mesoderma
Мейоз Meiosis
Миотомы Myotomi
Морула Moryla
Нейруляция Neurulatio
Нервная пластинка Lamina neuralis
Нервная трубка Tudus neuralis
Новорожденный Neonatus
Овуляция Ovulatio
Оплодотворение Fertilizatio
Отпадающая оболочка капсулярная Decidua capsularis
Отпадающая оболочка основная Decidua dasalis
Отпадающая оболочка париетальная Decidua parietalis
Первичная кишка Archenteron
Плацента человека Placenta humana
Плодная часть Pars fetalis
Плодные оболочки Membranae Fatales
Плодный период Periodus fatalis
Прехордиальная пластинка Lamina prechordalis
Пронуклеус женский Pronucleus femininus
Пронуклеус мужской Pronucleus masculinus
Синцитиотрофобласт Syncytiotrophoblastus
Сперматозоид (спермий) Spermatozoon (spermium)
акросома Acrosoma
головка Caput
хвост (жгутик) Cauda (flagellum)
шейка Cervix
Трофобласт Trophodlastus
Хорион Chorion
Хорион ворсинчатый Chorion frondosum
Хорион гладкий Chorion laeve
Цитотрофобласт Cytotrophoblastus
Эктодерма Ectoderma
Эмбриональный период Periodus embrionica
Энтодерма Entoderma
Эпиболия Epibolia
Яйцо, яйцеклетка Ovum
Желток Vitellus
Яйцевая плазма Ovoplasma

Литература

Основные учебники

1. Гистология, цитология и эмбриология: Учеб. для студентов мед. ВУЗов/Под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. – 5-е изд., перераб. и доп. – М: Медицина, 1999 – 744с.: ил.-

2. Гистология. Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина. Москва. Издательство «Медицина»,1989г.

3. Гистология: Учебник для ВУЗов/Под ред.В.Г. Елисеева, Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. 3-еизд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1983. – 592с.:ил.

4. Гистология. Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина Москва. Издательство «Медицина», 1983г

5. Гистология: Учебник для студ. мед. ин-тов / Под ред. В.Г. Елисеева. – М.: Гос. изд-во мед. лит-ры, 1969.-671с.

Дополнительные учебники

1. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии: Учеб. пос. / С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров., В.Л. Горячкина. – М.: Мед. информ. агентство, 2002. –373с.

2. Гистология, цитология и эмбриология; Атлас Учеб. пос. (О.В.Волкова, Ю.К.Елецкий, Т.К Дубовая и др.; Под ред. О.В.Волковой, Ю.К.Елецкого.- М.Медицина, 1996.-544с.

3. Гистология. Ф. Хэм, Д. Кормак. – М.: Мир. 1-5т., 1982-1983г.

4. Гистология: Учеб.- Н.А. Юрина. А.И. Радостина. М.: Медицина, 1995. – 256с.

5. Руководство по гистологии. Общая гистология (учение о тканях 1 том, 2 том). Р.Д. Данилов, В.Л. Быков Санкт-Петербург. Издательство: СпецЛИТ, 2001г.

6. Гистология. Э.Г. Улумбеков, Ю.А. Челышева Москва. Издательство: «Мир», 1982.- 947 с.

7. Гистология. Н.А. Юрина, А.И. Радостина. – м.: Медицина, 1996.

8. Руководство по гистологии. Общая гистология (учение о тканях 1 том). Р.Д. Данилов, В.Л. Быков, Санкт-Петербург. Издательство: Спец.ЛИТ, 2001г.

Литература для углубленного изучения

1. Основы сравнительной гистологии Заварзин А.А.: Учеб. пос. для студентов, обуч. по спец. «Биология»/ЛГУ. – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1985. – 400с.

2. Основы общей цитологии. А.А. Заварзин, А.Д. Харазова Ленинград. Москва. Изд-во: Ленинградского университета, 1982г.

3. Общая цитология. Ю.С. Ченцов. Москва. Изд-во: МГУ, 1978г.

4. Функциональная морфология тканей. Е.А. Шубникова. М.: МГУ, 1981.

5. Регулярные механизмы регенерации. А.Н. Студитского, Л.Д. Лиознера. Москва. Изд-во: «Медицина», 1973 г.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.