Сделай Сам Свою Работу на 5

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАРОДНИЧЕСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ





В 50—60-е годы среди молодежи распростра­нился тип нигилиста, человека, изучающего ес­тественные науки и приносящего конкретную пользу в качестве врача, агронома, инженера. Мо­лодые люди из разночинцев пошли в университе­ты. Осенью 1861 г. была введена плата за обуче­ние и запрещены студенческие сходки. С этого времени начались крупные студенческие волне­ния и массовые исключения из университетов. Не­состоявшиеся Базаровы пошли в народ искать свое место в жизни. Среди демократической молоде­жи стали распространяться идеи «возвращения долга народу», беззаветного ему служения. На­родничество, у истоков которого стояли Герцен и Чернышевский, сложилось в мощное движение со своей идеологией. Защита интересов простого на­рода, демократизм, отрицательное отношение к буржуазному строю, вера в социалистическую уто­пию были заимствованы народниками у Герцена и Чернышевского. Влияние последнего было осо­бенно сильным: Герцен высоко ценил граждан­ские права и свободы, народники же вслед за Чер­нышевским считали, что социальное освобожде­ние решит все проблемы; за гражданские свобо­ды они боролись постольку, поскольку надеялись с их помощью расширить свою пропаганду, чтобы взять власть и ввести социализм.



В идейном отношении в народничестве выде­лялись три направления.

Пропагандистское возглавлял П. Л. Лавров. Он разделял веру в социалистическую утопию, в самобытность исторического развития России, об­щину как основу ее будущего строя; признавал необходимость социальной революции; критико­вал революционный авантюризм, поспешность. Революция, по Лаврову, должна готовиться неус­танной пропагандой интеллигенции среди наро­да, насилие должно быть сведено к минимуму: «Мы не хотим новой насильственной власти на смену старой».

Бунтарское направление возглавлял М. А. Ба­кунин. Его анархическое учение говорило об ан­тигуманной сущности всякого государства. Госу­дарства следовало заменить свободными автоном­ными обществами, организованными снизу вверх. Бакунин требовал передачи всей земли — земле­дельцам, промышленности и капиталов — рабо­чим союзам, упразднение семьи и брака, общест­венного воспитания детей, уравнения прав жен­щин с мужчинами. В начале 70-х годов Бакунин сосредоточил свою деятельность на юге Европы. Наиболее отзывчивыми на пропаганду анархизма оказались неквалифицированные слои рабочего класса и люмпен-пролетарии. Бакунин объявил их авангардом рабочего движения. Он полагал, что среди малообразованных масс наиболее дей­ственной является «пропаганда фактами» — не­прерывные мелкие восстания, бунты, аграрные волнения. В России Бакунин связывал свои наде­жды с крестьянством; русского крестьянина счи­тал «прирожденным социалистом». Последовате­ли Бакунина составляли значительную часть на­родников и порою действительно прибегали к « пропаганде фактами ».



Заговорщическое направление представлял П. Н. Ткачев. Он видел ближайшую цель в созда­нии хорошо законспирированной дисциплиниро­ванной революционной организации, которая, не теряя времени на пропаганду, должна захватить власть. В этом он был близок к «бланкизму» —идеям французского революционера О. Бланки. В отличие от Лаврова Ткачев полагал, что не про­свещение народа должно предшествовать револю­ции, а наоборот. После захвата власти уничтожа­ются консервативные и реакционные элементы и распространяется равенство и братство. В проти­воположность бакунистам Ткачев оставлял силь­ное централизованное государство. Идеи Ткачева нашли свое отражение в народническом движе­нии конца 70-х годов.

В 1869 г. в Москве создал свою организацию (на базе разгромленного ишутинского кружка) С. Г. Не­чаев. Себя он выдавал за члена несуществующего центрального комитета, требовал от подчиненных строгой дисциплины и слепой веры руководителю. Нечаев считал, что для достижения высоких целей хороши любые средства, даже аморальные. Одного из членов общества он заподозрил в отступничестве и велел убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Убийство совершили, но организация была раскрыта. Правительство устроило открытый суд. Нечаевский процесс многих оттолкнул от рево­люционного движения, в котором назревали опас­ные явления.



В начале 70-х годов в Петербурге несколько кружков, которые возглавляли М. А. Натансон, С. Л. Перовская, Н. В. Чайковский, объединились в единую подпольную организацию, получившую название (по имени последнего) «чайковцы». Глав­ным ее делом была пропаганда среди рабочих идей демократизма и социализма. Предпринима­лись попытки наладить работу среди крестьян. В 1873—1874 гг. развернулось стихийное движение радикально-демократической молодежи — хожде­ние о народ. Последователи Лаврова стремились перевоспитать народ, бакунисты — поднять на вос­стание. Особого размаха хождение в народ дос­тигло в Поволжье. Однако пропаганда велась то­ропливо, и народники не сумели верно оценить, насколько социалистическое учение соответству­ет народным взглядам; поднять восстание тоже нигде не удалось. Правительство арестовало более 1500 чел., несколько сотен из них предстало перед судом по обвинению в революционной пропаганде. Хождение в народ подорвало идеи бакунизма и способствовало распространению ткачевской идеи о необходимости создания мощной организации для подготовки революции.

В 1876 г. возникла новая «Земля и воля», по­строенная на началах централизма. В ее состав вошли избежавшие арестов участники хождения в народ — М. А. Натансон, Г. В. Плеханов, С. Л. Пе­ровская. Ядром был небольшой кружок; общест­во делилось на три группы: 1) «деревенщики», ведущие работу в крестьянской среде; 2) пропа­гандисты среди рабочих и студентов; 3) «дезорга­низаторская группа» для борьбы со шпионажем в рядах революционеров и привлечения на свою сторону лиц из правительственных учреждений, военных. Члены «Земли и воли» вели активную разъяснительную работу, применяя иногда и «про­паганду фактами». Террор рассматривался как средство самозащиты. Землевольцы сделали вы­воды из хождения в народ: их программа требо­вала передачи всей земли крестьянам, свободы и самоуправления — эти требования были близки и понятны крестьянам; пункт о свободе вероис­поведания был рассчитан на привлечение старо­обрядцев и сектантов. 6 декабря 1876 г. общество организовало демонстрацию перед Казанским со­бором в Петербурге, демонстрация не удалась; но суровое наказание участникам (пятерых приго­ворили к каторге, десятерых отправили в ссылку) вызвало к ним сочувствие. После этого землеволь­цы организовали поселения в Поволжье, на Кав­казе, Кубани и Дону; они хотели создать «рево­люционную рать» и не понимали, сколь наивны попытки немедленно поднять народ на восстание.

Полиция выслеживала и громила поселения, к осени 1877 г. их почти не осталось. В «Земле и воле» назревал кризис.

Революционеров принято название «народниками», т.к. на раннем этапе предпринимали попытку «хождения в народ». Идеология народничества – система взглядов об особом, «самобытном» пути развития России к социализму, минуя капитализм.

Родоначальник-Герцен. С/х община- готовая ячейка социализма. Они пересмотрели позицию, но сохранили основное. 3 направления народничества:

1)бунтарское(анархисткое)-Бакунин. Крестьянин – стихийный социалист и анархист, склонен к бунту. Бунт=революции. Славянские народы более склоны к протесту, их легче поднять на восстание, поэтому революция д.б. в России, поэтому гос-во д.б. упразднено и заменено федеральными общинами. Участники д.б. «ходить в народ».

2)пропагандистское — Лавров, принято считать умеренным в народничестве. Интеллигенция находится в долгу перед народом, должна вернуть долг(пойти в народ и развернуть революцию). Революция требует длительной подготовки. Поэтому революционеры д. идти в деревню на долгое время.

3)бланкистское (заговорщеское) –Ткачев, участник Нечаевской народ расправы. Массовая революция не обязательна. Но для революции необходима хорошая организация профес революционеров, необходим образец – Нечаевская народ расправа. Царский режим не удовлетворяет крестьян и ударил по дворянству. Революционеры должны устранить жесткую диктатуру.

Сторонники царизма д.б. вырезаны. Ранние организации народников: с 70-71 по 74г.- «Большое общество пропаганды»(или «кружок чайковцев») Став трафаретен. Действовала организация в Киеве, Казани, С-П/б, Москве. В центре внимания стояла пропаганд-я работа. Почти все лидеры вышли из этого кружка.

Лидеры: Софья Перовская,Морозов,Желябов,Тихомиров, Бобров. Название кружок получил по фамилии руководителя Чайковского. Осн внимание уделяли пропаганде, также полагали нужным заняться самообразованием. Чайковцы переходят к агитации в массы, сначала среди завод рабочих. Пропаганду вели с переменным успехом. Гл задача- пропаганда в деревни, вовлечение молодежи, чтобы иметь кадры.

71-73г.- «Кружок Долгушенцев» или «Кружок сибиряков»(т.к. его участники были из Сибири, назван по фамилии создателя кружка Долгушина) Осн цель – пропаганда среди крестьян. Подготавливали почву для «хождения в народ»

ИШУТИНЦЫ участники тайного революц. об-ва, осн. в Москве Н. А. Ишутиным с целью подготовки крест. социалистич. революции путем пропаганды социализма и захвата власти революц. партией для передачи гос. управления народу. Об-во возникло в сент. 1863 как кружок, примыкавший к "Земле и воле". С распадом последней стало превращаться в организац. центр моск. подполья, объединившийся в 1865 с петербургским, установивший связи с польскими революционерами и рус. политич. эмиграцией. Об-во распространило свое влияние на периферийные кружки (Саратов, Ниж. Новгород, Калужская губ. и др.). Ядро об-ва составляли Ишутин, В. Д. Ермолов, Д. А. Юрасов, М. Н. Загибалов, В. Н. Шаганов, П. Ф. Николаев, Д. В. Каракозов. И. приняли участие в устройстве побега Я. Домбровского, создали переплетную и швейную мастерские на началах ассоциации, ватную ф-ку в Можайском у. и подготавливали устройство артельного железоделат. завода в Жиздринском у. Калужской губ. К нач. 1866, после поездки ишутинца И. А. Худякова в Женеву, были приняты новые организац. формы, создана Центр. революц. агентура ("Организация") и узкая законспирированная группа "Ад". Разрабатывались программа и устав, намечавшие создание сети тайных об-в в провинции и принявшие тактику индивидуального террора; подготавливалось устройство побега Н. Г. Чернышевского с каторги. В связи с неудавшимся покушением Каракозова на Александра II (1866) тайное об-во было частично раскрыто. Значит. число участников об-ва подверглось репрессиям в адм. порядке, большинство же осталось нераскрытым и продолжало революц. борьбу в нечаевских кружках, "Рублевом об-ве", "Сморгонской академии" и др. В деятельности И. отразились спад крест. движения и наступление реакции, обусловившие стремление вызвать революцию террором и заговором интеллигентских групп

Первый состав 1861-1864 гг

Вдохновителями общества были Герцен и Чернышевский. Своей целью участники ставили подготовку крестьянской революции. В числе организаторов были Н. Н. Обручев, С. С. Рымаренко, И. И. Шамшин и другие. Программные документы были созданы под влиянием идей Герцена и Огарева. Одним из важнейших требований, выдвигавшихся членами организации, был созыв бессословного народного собрания.

В первый Исполнительный комитет организации вошли 6 её организаторов (Н. Н. Обручев, С. С. Рымаренко, братья Н. А. и А. А. Серно-Соловьёвичи, А. А. Слепцов, В. С. Курочкин). Земля и Воля представляла собой объединение кружков, располагавшихся в 13—14 городах. Наиболее крупными кружками были московский (Ю. М. Мосолов, Н. М. Шатилов) и петербургский (Н. И. Утин). Военная организация Земли и воли была представлена «Комитетом русских офицеров в Польше» под руководством подпоручика А. А. Потебни. По данным, имевшимся у А. А. Слепцова, численность «Земли и воли» составляла 3 000 человек (московское отделение состояло из 400 членов).

Летом 1862 год царские власти нанесли серьёзный удар по организации, арестовав его лидеров — Чернышевского и Серно-Соловьёвича, а также радикального журналиста Д. И. Писарева, связанного с революционерами. В 1863 году в связи с истечением срока действия уставных грамот члены организации ожидали мощное крестьянское восстание, которое они хотели организовать в сотрудничестве с польскими революционерами. Однако польские подпольщики вынуждены были организовать восстание раньше обещанных сроков, а надежды на крестьянский бунт не оправдались. Кроме того, либералы большей частью отказались поддерживать революционный лагерь, веря в прогрессивность начавшихся в стране реформ. Под влиянием всех этих факторов «Земля и воля» вынуждена была самоликвидироваться в начале 1864 года.

[править]Второй состав 1876—1879 гг.

Второй состав «Земли и Воли», восстановившейся в 1876 году как народническая организация, включал в себя таких деятелей как А. Д. Михайлов, Г. В. Плеханов, Д. А. Лизогуб, позже С. М. Кравчинский, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, Л. А. Тихомиров, Н. С. Тютчев. Всего организация насчитывала около 200 человек. «Земля и воля» в своей деятельности опиралась на широкий круг сочувствующих лиц.

Название «Земля и воля» дано обществу в конце 1878, с появлением одноименного печатного органа; прежние название: «Северная революционно-народническая группа», «Общество народников».

В основу пропаганды организации легли не прежние социалистические принципы, непонятные народу, а лозунги, исходившие непосредственно из крестьянской среды, то есть требования «земли и воли». Целью своей деятельности в своей программе они провозгласили «анархию и коллективизм». Конкретные требования заключались в следующих пунктах:

передача всей земли крестьянам

введение полного общинного самоуправления

введение свободы вероисповеданий

предоставление нациям права на самоопределение

Средства достижения этих целей включали организаторские (пропаганда, агитация среди крестьян и других сословий и групп) и дезорганизаторские (индивидуальный террор против наиболее неугодных правительственных чиновников и агентов охранки). Организация имела собственный устав.

Организация состояла из основного кружка (подразделялся на семь специальных групп по роду деятельности) и местных групп, располагавшихся во многих крупных городах империи. «Земля и воля» имела собственный печатный орган с одноименным названием. Агент «Земли и воли» Н. В. Клеточников был внедрён в Третье отделение. Землевольцы организовали деревенские поселения как переход к «оседлой» пропаганде. Тем не менее, эта акция, равно как и «хождение в народ», окончилась неудачей. После этого все силы народники сосредоточили на политическом терроре.

Землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878-79. «Земля и воля». оказывала влияние на развитие студенческого движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе Казанская демонстрация 1876, которой «Земля и воля». впервые открыто заявила о своем существовании. Казанская демонстрация 1876, первая политическая демонстрация в России с участием передовых рабочих. Вызвана ростом стачечного движения в стране. Состоялась 6 декабря на площади Казанского собора в Петербурге. Организована и проведена народниками-землевольцами и связанными с ними членами рабочих кружков. На площади собралось около 400 чел. Страстную революционную речь перед собравшимися произнес Г. В. Плеханов. Молодой рабочий Я. Потапов развернул красный флаг. Демонстранты оказали сопротивление полиции. Был арестован 31 демонстрант, из которых 5 осуждены на 10-15 лет каторжных работ, 10 приговорены к ссылке в Сибирь и трое рабочих, в том числе Я. Потапов, к заточению на 5 лет в монастырь. Казанская демонстрация 1876 знаменовала начало сознательного участия рус. рабочего класса в общественном движении.

Липецкий съезд членов народнической организации «Земля и воля». Состоялся в июне 1879 в Липецке. Созван в обстановке обострения разногласий среди революционных народников по вопросу о дальнейшем направлении деятельности организации. На Липецкий съезд, тайно от «Земли и воли», собрались А. Д. Михайлов, А. А. Квятковский, Л. А. Тихомиров, Н. А. Морозов, А. И. Баранников, М. Н. Ошанина, А. И. Желябов, Н. И. Колодкевич, Г. Д. Гольденберг, С. Г. Ширяев, М. Ф. Фроленко. Съезд решил внести в программу «Земли и воли» признание необходимости политической борьбы с самодержавием как первоочередной и самостоятельной задачи. Участники Липецкого съезда объявили себя Исполнительным комитетом Социально-революционной партии и приняли устав, основанный на централизме, дисциплине и конспирации. Исполнительный комитет в случае согласия общего съезда «землевольцев» в Воронеже с новой программой должен был взять на себя осуществление террора.

Воронежский съезд членов народнической организации «Земля и воля», созванный в июне 1879 в Воронеже в связи с разногласиями среди революционных народников по вопросу о дальнейшем направлении деятельности. Участвовало около 20 человек, в том числе Г. В. Плеханов, А. Д. Михайлов, А. И. Желябов, В. Н. Фигнер, С. Л. Перовская, Н. А. Морозов, М. Ф. Фроленко, О. В. Аптекман. Сторонники «политики» политической борьбы и террора (Желябов, Михайлов, Морозов и др.) явились на съезд сплоченной группой, окончательно сорганизовавшейся на Липецком съезде (июнь 1879). Сторонники Плеханова («деревенщики») заняли примирительную позицию, считая главной задачей работу среди крестьян: они не возражали, по существу, и против террора. Плеханов, доказывавший опасность увлечения террором для перспектив работы в народе, формально вышел из «Земли и воли» и покинул съезд.

Постановления съезда носили компромиссный характер: наряду с деятельностью в народе признавалась и необходимость политического террора.

Организация просуществовала до 1879 года, после чего распалась. Террористическое крыло образовало новую организацию «Народная воля», а крыло, оставшееся верным чисто народническим тенденциям — общество «Чёрный Передел». После раскола «Земли и воли» на Воронежском съезде Исполнительный комитет Липецкого съезда положил начало новой организации «Народная воля».

Состав и историяПосле раскола в 1879 году «Земли и воли» члены Чёрного переделасоставляли меньшинство от общего числа бывших землевольцев, большая часть которых влилась в «Народную волю». Центральная группа организации располагалась в Петербурге и насчитывала 22 человека. Всего в организации состояло не более 100 человек[1]. К «Чёрному переделу» принадлежали Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич, Стефанович, Дейч, Буланов. Первый номер журнала был напечатан под редакцией Плеханова в Петербурге в январе 1880 года, но до выхода из типографии арестован:

«Правительственное сообщение. В ночь с 27 на 28 сего января петербургской полицией произведен был обыск в одном из домов на Васильевском острове. При обыске найдены: типографский станок с набором шрифта, большое количество оттиснутых экземпляров революционный газеты «Черный передел» несколько пудов шрифта, различные бланки для паспортов, поддельные виды на жительство и три револьера, из которых два оказались заряженными. Находящиеся в квартире лица арестованы. По выше изложенному преступлено к производству дознания.»[2].

и переиздан за границей, 2-й — за границей, 3-й — в России, 4-й (последний) — за границей. Чёрнопередельцы издали также несколько прокламаций и несколько номеров газеты для рабочих «Зерно». В 1881 часть чёрнопередельцев судилась в Санкт-Петербурге, многие были высланы в административном порядке в Сибирь. Организация фактически прекратила своё существование к концу 1881 года.

Впоследствии большинство чёрнопередельцев перешло на позиции социал-демократов (см. РСДРП).

Идеи.Чёрнопередельцы были народниками в старом смысле слова: они почти сохранили миросозерцание первой половины 1870-х годов, эпохи хождения в народ, в главных его основах, не видоизменив его (как это сделали народовольцы) под влиянием арестов, ссылок, процесса 193, безуспешности пропаганды; их до некоторой степени можно было бы назвать «экономистами» в том смысле, в каком это слово употреблялось в конце 1890-х годов, то есть они довольно пренебрежительно относились к политике и особенно дорожили экономической борьбой. Как и старые народники, они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития; они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» поведёт в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела» («Чёрный Передел», № 1). Конституция у нас, по их мнению, могла бы обеспечить только торжество буржуазии; однако, они восставали против политической борьбы не безусловно, а ставили её «в зависимость от предварительной революционной работы в народе» (следовательно, отодвигали её на многие годы); к террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением. В самом журнале «Чёрный Передел» в разных статьях звучали разные ноты; так, в передовой статье, написанной Плехановым, значение политических форм признавалось. В той же статье можно найти в зачаточном виде идею классовой борьбы. В следующих номерах Плеханов не участвовал.

«Чёрный Передел» не перепечатан в сборнике революционной журналистики Базилевского и является библиографической редкостью; отрывки из № 1 приведены в книге В. Л. Бурцева «За сто лет» (Лондон, 1896).

Образование организации

Образовалась в августе 1879 после раскола «Земли и воли». В народовольческие организации, существовавшие более чем в 60 городах, входило около 500 человек; активное содействие народовольцам оказывали еще приблизительно 5 тыс. человек. Во главе организации стоял Исполнительный комитет (ИК), состоявший практически полностью из профессиональных революционеров. Название «Исполнительный комитет» точно соответствовало сути этого органа — его члены не только задумывали, но и при помощи нескольких десятков агентов ИК проводили в жизнь важнейшие народовольческие предприятия. В период наибольших успехов «Народной воли» (август 1879 — 1 марта 1881) ИК состоял из 31 человека. Лидерами организации были А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, А. А. Квятковский, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер, Л. А. Тихомиров, М. Ф. Фроленко, А. И. Баранников и др.

Организация носила строго централистический и конспиративный характер. Печатные органы — газета «Народная воля» и революционное социально-политическое обозрение «Вестник «Народной воли».

Программа

В «Программе Исполнительного комитета» (январь 1880) народовольцы, заявив, что они по своим убеждениям социалисты и народники, выдвинули в качестве средства социальной реформы осуществление «демократического политического переворота». Программа ИК выдвигала требования созыва Учредительного собрания, а также проведения широких демократических преобразований. Вступив на путь политической борьбы, многие народовольцы продолжали верить в возможность одновременного осуществления демократических и социалистических преобразований; однако некоторые из них (напр., Желябов) усматривали самостоятельную ценность в политических свободах и конституционном строе. Разуверившись в возможности свергнуть существующий строй при помощи народной революции, народовольцы намеревались совершить переворот силами партии, рассматривая народ как вспомогательную силу. Они рассчитывали прежде всего на городских рабочих, военных и интеллигенцию.

Террор

Народовольцы развернули пропаганду среди рабочих, издав специальную «Программу рабочих, членов партии «Народной воли» (1880) и выпустив три номера «Рабочей газеты» (1880-81), создали военную организацию, сумев привлечь в нее и сопутствующие ей кружки несколько сот офицеров, вели активную пропаганду среди студентов. Однако наиболее эффективным оружием народовольцев оказался террор; организация очень быстро стала приобретать преимущественно заговорщически-террористический характер. Это отчетливо проявилось в секретной инструкции «Подготовительная работа партии» (весна 1880): «Партия должна иметь силы создать сама себе благоприятный момент действия, начать дело и довести его до конца. Искусно выполненная система террористических предприятий, одновременно уничтожающих 10-15 человек — столпов современного правительства, приведет правительство в панику, лишит его единства действий и в то же время возбудит народные массы, т. е. создаст удобный момент для нападения».

Цареубийство

Народовольцы вынесли смертный приговор Александру II и организовали в общей сложности семь покушений на императора, в том числе взрыв поезда под Москвой 19 ноября 1879 и взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880. Взрыв в царской резиденции вызвал панику в верхах и по существу заставил власти пойти на уступки: упразднить Третье Отделение, приостановить смертные казни, начать поиски опоры в обществе. Однако казнь в ноябре 1880 народовольцев Квятковского и А. К. Преснякова, осужденных по процессу «16-ти», сделали цареубийство «делом чести» партии. 1 марта 1881 царь был смертельно ранен при взрыве бомбы, брошенной народовольцем И. И. Гриневицким. В подготовке цареубийства принимали участие почти все члены ИК; непосредственное руководство терактом осуществила Перовская. Но для подготовки какого-либо выступления или совершения нового теракта сил у партии не оказалось. 10 марта 1881 требования народовольцев были сформулированы в виде письма ИК к Александру III. Требования сводились к объявлению амнистии по политическим делам и созыву народных представителей.

Пиррова победа

Цареубийство оказалось пирровой победой для народовольцев. Либералы, на поддержку которых они рассчитывали, отшатнулись от партии. Большая часть лидеров партии была арестована в 1881-82 гг.; последний член «великого» ИК Фигнер оказалась за решеткой в 1883. Единственное крупное дело, которое удалось осуществить партии в это время, — убийство в Одессе в 1882 киевского прокурора В. С. Стрельникова (Н. А. Желваков и С. Н. Халтурин). По процессам «первомартовцев» (1881), «17-ти» (1883), «14-ти» (1884), «21-го» (1887) и др. часть деятелей «Народной воли» была приговорена к смертной казни, другие — к длительным срокам каторжных работ. Часть членов ИК (Тихомиров, М. Н. Ошанина, Е. Д. Сергеева) выехала за границу. Добила партию провокация С. П. Дегаева; несмотря на то что он признался в своем предательстве и помог организовать убийство своего «соблазнителя» жандармского подполковника Г. П. Судейкина, восполнить понесенные организацией людские и моральные потери не удалось.

Попытки возродить «Народную волю», предпринимавшиеся П. Ф. Якубовичем (1883-84), Г. А. Лопатиным (1884), Б. Д. Оржихом и В. Г. Богоразом (1885), С. М. Гинсбург (1889), закончились неудачей. Наиболее крупными народовольческими объединениями 1890-х годов были петербургская «Группа народовольцев» (1891-96), разгромленная полицией, и парижская «Группа старых народовольцев» (оформилась в 1892, фактически прекратила свое существование в конце 1890-х годов).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.