Сделай Сам Свою Работу на 5

Методика проведения обследования ребенка с общим недоразвитием речи





Сбор анамнестических данных. Отметить антенатальные, интранатальные и постнатальные повреждающие воздействия (генетические дефекты, резус-конфликты, действие микроор­ганизмов и вирусов, проникающей радиации, электромагнит­ных и других полей, острые и хронические и бытовые и про­изводственные интоксикации, прием лекарственных препара­тов, токсикозы беременных, сдавления, ушибы, употребление алкоголя и наркотиков; отсутствие или слабую выраженность родовых схваток, стимуляцию родовой деятельности, приме­нение ручных родовспомогательных приемов, кесарево сече­ние, тугое обвитие пуповиной, большую или малую массу тела новорожденного, преждевременное рождение; нейроинфек-ции и травмы головного и спинного мозга, перенесенные в раннем возрасте заболевания).

При изучении постнатального развития отметить характер грудного вскармливания (как ребенок взял грудь, как удержи­вал сосок, не было ли подтекания молока по уголку губ, пота над верхней губой при сосании, засыпания во время кормле­ния, частых и обильных срыгиваний), особенности сна и бодрствования (чрезмерное двигательное возбуждение, силь­ный приступообразный, так называемый мозговой крик), осо­бенности раннего развития ребенка (когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ходить, узнавать близ­ких, когда появились первые зубы, сколько зубов было к году).



По медицинской карте сделать заключение о соматиче­ском состоянии ребенка (у каких специалистов стоит на учете, с каким диагнозом).

При изучении характера речевого развития необходимо от­метить время появления гуления, лепета, первых слов и пер­вых фраз; отметить, прерывалось ли речевое развитие и по



Приложение 1


Методика проведения обследования ребенка...



 


какой причине; использование жестов в качестве замены или дополнения речи; отношение окружающих к состоянию речи ребенка; занимался ли с логопедом, каковы результаты.

Проведение обследования.Исследуя поведение и эмоцио­нальную сферу ребенка, обязательно отметить особенности коммуникативной сферы: сразу ли и как легко он вступает в контакт, избирательность контактов, негативизм, уровень аде­кватности и устойчивости эмоциональных реакций.



Исследование слухового восприятия проводится в процессе узнавания и различения контрастного звучания нескольких звучащих игрушек или детских музыкальных инструментов. Логопед показывает ребенку, например, колокольчик, марака-сы, бубен, дудочку, называет их и показывает, как можно издавать звуки с помощью этих музыкальных инструментов, предлагает ребенку самому поиграть на них. Затем логопед закрывает музыкальные инструменты маленькой ширмой и производит за ней звуки. Ребенок узнает и называет музыкаль­ные инструменты.

Следующее задание позволяет выявить способность ребен­ка определять направление звука. Логопед предлагает ребенку встать лицом к стене, внимательно послушать и показывать рукой или сказать, откуда раздается звон уже знакомого ему колокольчика. После этого логопед двигается по кабинету с колокольчиком в руках, а ребенок показывает или говорит, где звенит колокольчик.

Завершает исследование слухового восприятия отстукива­ние или прохлопывание ребенком разных ритмических рисун­ков вслед за логопедом.

Исследование зрительного восприятия проводится в про­цессе узнавания и различения ребенком цветов. Четырехлет­нему ребенку логопед предлагает подобрать блюдца такого же цвета к чашкам красного, желтого, зеленого, синего, белого и черного цветов. Если ребенок выполняет задание неуверенно, можно предложить ему попробовать свои силы в подборе шар­фиков тех же цветов к шапочкам. Пятилетний ребенок под­бирает блюдца к чашкам или шарфики к шапкам красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, белого, ро-




зового и черного цветов. Для шестилетнего ребенка можно усложнить задание, добавив предметы фиолетового, коричне­вого и серого цветов.

Следующее задание позволяет выяснить, знает ли ребенок геометрические формы. Четырехлетний ребенок выбирает по просьбе логопеда из контейнера сразными геометрическими формами круг, квадрат, овал, треугольник, шар, куб. Пятилет­нему ребенку логопед предлагает выбрать еще и прямоуголь­ник, а шестилетнему — многоугольник и цилиндр.

Исследование восприятия пространственных представле­ний начинается с выявления навыков ориентировки в про­странстве. По просьбе логопеда четырехлетний ребенок пока­зывает, какие предметы находятся вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к нему. Пятилетний ребенок должен так­же показать предметы, которые находятся слева и справа от него. Задача шестилетнего ребенка еще сложнее. Он должен показать предметы слева внизу, справа внизу, слева вверху, справа вверху.

Далее логопед проверяет умение ребенка ориентироваться в схеме собственного тела. Четырехлетнему ребенку предлага­ется последовательно показать правую руку, левую руку, пра­вую ногу, левую ногу. Пятилетний ребенок должен так же показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо. Шес­тилетнему ребенку предлагается показать правой рукой левый глаз и левой рукой — правое ухо.

Исследование зрительного восприятия, а также мышления продолжается в процессе составления ребенком разрезных картинок. Четырехлетний ребенок складывает последователь­но картинки из двух, трех, четырех частей (вертикальный и горизонтальный разрезы), обязательно ориентируясь на кар­тинку с целым изображением. Если ребенок не может сложить картинку из двух частей без помощи логопеда, то картинка из трех частей ему уже не предлагается и т.д. Пятилетнему ре­бенку можно предложить сложить картинки из 4—6 частей с разными видами разрезов. Опора на целое изображение обя­зательна. Задание так же усложняется постепенно по мере выполнения ребенком.



Приложение 1


Методика проведения обследования ребенка...



 


Далее логопед предлагает ребенку сложить из палочек не­сколько фигур, ориентируясь на образец. Четырехлетний ре­бенок складывает из четырех палочек «стульчик» и «кроватку», из пяти палочек — «лесенку». Пятилетний — «домик» и «елочку» из шести палочек, «лесенку» из семи палочек, а шес­тилетний — «елочку» и «дерево» из шести палочек, «лодочку» и «лесенку» — из семи палочек.

При исследовании состояния органов артикуляции логопед отмечает наличие аномалий в строении губ (тонкие, толстые; частичная или полная, односторонняя или двухсторонняя рас­щелина верхней губы), зубов (редкие, мелкие, крупные, кри­вые, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов), прикуса (прогнатия, прогения, открытый передний, открытый боковой односторонний или двусторонний, перекрестный), твердого нёба (высокое, готическое, плоское, укороченное, расщелина сквозная односторонняя или двусторонняя, не­сквозная полная или неполная, субмукозная), мягкого нёба (отсутствие, укорочение, отсутствие маленького язычка), на­личие послеоперационных щелей, носовые полипы, аденои­ды, искривление носовой перегородки; языка (массивный, ма­ленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка), подъязычной связки (короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области).

Исследуя состояние общей моторики, логопед предлагает четырехлетнему ребенку попрыгать на двух ногах без поддерж­ки, прыгнуть в длину с места, потопать ногами и похлопать руками одновременно, бросить мяч от груди и поймать мяч. Причем, если восприятие речи ребенком затруднено, логопед показывает, что следует делать, и делает упражнения вместе с малышом. Пятилетнему ребенку логопед, кроме перечислен­ных упражнений, предлагает бросить мяч из-за головы, пере­прыгнуть через мягкую игрушку, попрыгать на левой ноге и на правой ноге. Шестилетнему ребенку предлагается еще ряд заданий: подбросить и поймать мяч, влезть на гимнастическую стенку и слезть с нее. После этого педагог отмечает состояние общей моторики, объем выполняемых движений (полный или неполный), темп (нормальный, быстрый, медленный), актив-


ность (нормальная, заторможенность, расторможенность), проявление моторной неловкости.

Исследование состояния ручной моторики четырехлетнего ребенка проводится в процессе выполнения заданий на опре­деление, кинестетической основы движений (сложить в колеч­ко по очереди большой палец с каждым пальцем на правой руке, потом на левой руке), кинетической основы движений (по очереди загнуть и разогнуть пальцы сначала на правой руке, потом на левой; изменять положение кистей, одну сжи­мать в кулак, пальцы другой выпрямлять), проверки навыков работы с карандашом (умение держать карандаш, рисовать горизонтальные и вертикальные линии, кружки), манипуля­ций с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, складывание мелких игрушек в ведерко и поочередное их вы­нимание, перекладывание мелких игрушек из одной руки в другую). Если ребенок с трудом понимает обращенную речь, логопед сначала предлагает образец выполнения заданий, а потом делает их вместе с ребенком. Исследуя кинестетическую основу движений пятилетнего ребенка, логопед предлагает ему одновременно вытянуть указательный и средний пальцы на правой руке, потом на левой руке, затем на обеих руках. Для проверки кинетической основы движений ребенку предлагают изобразить «игру на рояле» и выполнить пробу «кулак — реб­ро — ладонь» ведущей рукой.

Продолжает исследование состояния ручной моторики проверка навыков работы с карандашом (умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые линии, человека). Ребенок вы­полняет задания по образцу вслед за логопедом. И наконец, логопед предлагает ребенку расстегнуть и застегнуть пуговицы на игрушке-застежке и зашнуровать шнурки на игрушке-шну­ровке. Исследуя кинестетическую основу движений рук шес­тилетнего ребенка, логопед предлагает ему вытянуть указа­тельный палец и мизинец на правой руке, потом на левой руке, затем на обеих руках; поместить указательный палец на средний и наоборот сначала на одной руке, потом на другой. Исследуя кинетическую основу движений, ребенку можно предложить выполнить упражнение «игра на рояле» обеими



Приложение 1


Методика проведения обследования ребенка...



 


руками, а упражнение «ладонь — кулак — ребро» сначала пра­вой, а потом левой рукой. Проверяя навыки работы с каран­дашом, логопед предлагает ребенку нарисовать по образцу прямые, ломаные, замкнутые, волнистые линии и человека. Для проверки навыков манипуляции с предметами ребенку предлагается показать, как он расстегивает и застегивает пу­говицы, выполняет шнуровку и завязывает шнурки, выполня­ет ножницами прямой и косой разрезы, вырезает круги из квадрата.

После этого отмечается объем выполняемых движений (полный или неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), способность к переключению дви­жений.

Исследование состояния мимической мускулатуры прово­дится при выполнении четырехлетним ребенком по подража­нию логопеду следующих упражнений: закрыть правый глаз, левый глаз, поднять брови, нахмурить брови, наморщить бро­ви, наморщить нос, надуть щеки. Пятилетнему ребенку пред­лагается по подражанию логопеду закрыть правый глаз, левый глаз, поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос. Шестилетний ребенок по подражанию логопеду закрывает правый глаз, левый глаз, прищуривает гла­за, нахмуривает брови, поднимает брови. Надувает правую ще­ку, левую щеку, втягивает правую щеку, левую щеку. После этого отмечается наличие или отсутствие движений, объем выполняемых движений (полный или неполный), точность выполнения (точно, неточно), мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный), сглаженность носогубных скла­док, замедленность движений глазных яблок.

Исследуя состояния артикуляционной моторики четырех­летнего ребенка, логопед предлагает ему выполнить по подра­жанию следующие упражнения: открыть и закрыть рот, рас­тянуть губы в «улыбку», вытянуть губы «трубочкой», показать широкий, а потом узкий язычок, положить язык сначала на нижнюю губу, а потом на верхнюю, коснуться кончиком языка сначала правого уголка губ, а потом левого. Пятилетний ребенок по подражанию логопеду открывает и закрывает рот,


преодолевая сопротивление кулаков, выполняет упражнения «улыбка» и «трубочка», «лопата» и «жало», чередуя их; выпол­няет упражнения «качели» и «маятник». Шестилетнему ребен­ку предлагается выполнить тот же набор упражнений и, кроме того, выполнить следующие упражнения: подвигать нижней челюстью вправо-влево, поднять верхнюю губу, опустить ниж­нюю губу, облизать кончиком языка губы по кругу.

После этого отмечается наличие или отсутствие движений, объем выполняемых движений (полный или неполный), точ­ность выполнения (точно, неточно), мышечный тонус (нормаль­ный, повышенный, пониженный), темп выполнения (нормаль­ный, быстрый, замедленный), наличие синкинезий, длитель­ность удержания органов в заданном положении, способность к переключению с одного упражнения на другое, гиперкине-зы, слюнотечение.

Исследование импрессивной речи детей всех возрастных групп начинается с проверки понимания имен существитель­ных. Для исследования используются листы с изображенными на них предметами по следующим лексическим темам: «Игруш­ки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрук­ты», «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние живот­ные», «Дикие животные», «Транспорт». На каждом листе изо­бражено по 6—8 предметов по одной из лексических тем. Четырехлетнему ребенку логопед предлагает показать на лис­тах последовательно куклу, мишку, машинку, чашку, ложку, тарелку, кастрюлю, шапку, куртку, брюки, платье, туфли, тап­ки, ботинки, сапоги, руки и ноги куклы, глаза и уши мишки, колеса машинки. Пятилетний ребенок показывает все пере­численные предметы и, кроме них, яблоко, грушу, банан, мор­ковь, огурец, помидор, стул, стол, кровать, спинку стула, си­денье стула, ножки стула. Шестилетний ребенок показывает еще и кошку, собаку, корову, медведя, лису, белку, автобус, трамвай, грузовик, хвост лисы, усы кошки, кузов и кабину грузовика.

Затем логопед проверяет способность ребенку к обобщению. Четырехлетний ребенок должен показать по просьбе логопеда несколько игрушек, предметов обуви и одежды. Пятилетний



Приложение 1


Методика проведения обследования ребенка...



 


ребенок демонстрирует понимание обобщающих понятий «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Ово­щи», «Фрукты», а шестилетний — еще и «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт», так же показав картинки по перечисленным вы­ше темам.

Затем логопед исследует понимание ребенком глаголов. Четырехлетний ребенок показывает по просьбе логопеда на картинках-действиях, где девочка сидит, стоит, лежит, идет; где мальчик ест, пьет, читает, рисует. Пятилетний ребенок по просьбе логопеда показывает, кто летит, плывет, идет, прыга­ет, ползет. А шестилетний ребенок — кто строит, убирает, продает, покупает.

Исследуя понимание ребенком прилагательных, логопед предлагает четырехлетнему ребенку показать на картинках, где большая чашка, а где маленькая; где красный шар, а где синий; где сладкая еда, а где кислая; где круглый торт, а где квадратный. Пятилетний ребенок показывает по просьбе ло­гопеда сначала круглое печенье, потом квадратное, затем тре­угольное и, наконец, овальное; где на картинке сладкое, а где горькое. Шестилетний ребенок должен показать на кар­тинках, где прямоугольная и многоугольная салфетки; моло­дой и старый человек; веселый и грустный мальчик; высокий и низкий дом.

Затем логопед исследует понимание ребенком различных форм словоизменения. Четырехлетний ребенок по просьбе ло­гопеда показывает, где: дом, дома, кот, коты, кукла, куклы, груша, груши, ведро, ведра. Пятилетний должен последова­тельно показать, где глаз, глаза, стул, стулья, лист, листья, окно, окна. А шестилетний ребенок — где рукав, рукава, пень, пни, гнездо, гнезда, перо, перья, ухо, уши.

Далее логопед проверяет понимание ребенком предложно-падежных конструкций. Четырехлетний ребенок показывает, где мяч в ведерке, на ведерке, у ведерка. Пятилетний ребенок должен показать на картинке, где котенок в кресле, на кресле, у кресла, за креслом, ходит по креслу, сидит под креслом. Шестилетнему ребенку предлагается показать еще и где коте-


нок выглядывает из шкафа, из-за шкафа, из-под шкафа, пры­гает со шкафа, качается (на шторе) над креслом.

Проверяя понимание ребенком уменьшительных суффик­сов, логопед предлагает четырехлетнему малышу последова­тельно показать стол, столик, машину, машинку, ведро, ве­дерко. Пятилетний ребенок должен последовательно показать по просьбе логопеда носок, носочек, чашку, чашечку, окно, окошечко. А шестилетний — нож, ножичек, рукавицу, рука­вичку, одеяло, одеяльце.

Исследуя возможность различения ребенком глаголов единственного и множественного числа, логопед предлагает четырехлетнему малышу последовательно показать, где: кошка сидит, кошки сидят, слон идет, слоны идут. Пятилетний ре­бенок последовательно показывает на картинках, где: птица летит, птицы летят, машина едет, машины едут. Шестилетний ребенок показывает, где: мальчик читает, мальчики читают, девочка ест, девочки едят. Проверяя, как четырехлетний ре­бенок различает глаголы с различными приставками, логопед предлагает ему последовательно показать на картинках девоч­ку, которая наливает воду в чашку; девочку, которая выливает воду из чашки; девочку, которая поливает цветы. Пятилетний ребенок по просьбе логопеда показывает на картинках птицу, которая вылетает из клетки; птицу, которая влетает в клетку. Шестилетний ребенок должен показать мальчика, который переходит дорогу; мальчика, который перебегает дорогу; маль­чика, который подбегает к дому.

Продолжает исследование импрессивной речи проверка понимания ребенком отдельных предложений и содержания знакомой сказки. Четырехлетнему ребенку предлагается сна­чала показать картинку, на которой мальчик поздравляет девочку; а потом — картинку, на которой девочка поздрав­ляет мальчика. Далее логопед выясняет, знакома ли ребенку сказка «Репка», и задает по ней ряд вопросов и заданий: «Что посадил дед? Покажи. Кто стал репку тянуть? Покажи. Кого позвал дед? Покажи. Кого позвала бабка? Покажи. Кого позвала внучка? Покажи. Кого позвала Жучка? По­кажи. Кого позвала кошка? Покажи. Кто помог вытянуть



Приложение 1


Методика проведения обследования ребенка...



 


репку? Покажи». Если ребенку не знакома сказка, логопед сначала должен рассказать ее с опорой на картинки и только после этого предложить малышу ответить на воп­росы.

Пятилетний ребенок должен показать по просьбе логопеда сначала картинку, на которой собака бежит за мальчиком; а потом — картинку, на которой мальчик бежит за собакой. Затем логопед предлагает ребенку ряд вопросов и заданий по сказке «Колобок»: «Кто попросил бабку испечь колобок? По­кажи. Куда бабка положила колобок? Покажи. Кого встретил колобок сначала? Покажи. Кого встретил колобок потом? По­кажи. Кто съел колобка? Покажи».

Шестилетний ребенок сначала по просьбе логопеда пока­зывает на картинке бабочку, которая сидит на распустившемся цветке; потом — бабочку, которая сидит на еще не распустив­шемся цветке. Далее ребенок отвечает на ряд вопросов и вы­полняет ряд заданий по сказке «Теремок»: «Что стоит в поле? Покажи. Кто первым прибежал к теремку? Покажи. Кто потом поселился в теремке? Покажи по порядку. Кто сломал тере­мок? Покажи».

Завершает исследование импрессивной речи проверка со­стояния фонематического восприятия. Логопед сначала про­веряет способность ребенка различать оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении; потом — смешиваемые в произношении.

Четырехлетний ребенок последовательно показывает на картинках следующие пары: кот — кит, дом — дым, уточка — удочка, киска — миска, коса — коза, мишка — миска, коч­ка — кошка, малина — Марина.

Пятилетний ребенок должен показать последовательно следующие пары: мышка — мишка, почка — бочка, катуш­ка — кадушка, корка — горка, речка — редька, цвет — свет, челка — щелка, рейка — лейка.

Шестилетний ребенок по просьбе логопеда показывает такие пары: мышка — мошка, пашня — башня, сова — софа, крот — грот, лук — люк, марка — майка, ель — гель, плач — плащ.


Исследование экспрессивной речиначинается с заключения о ее характере (однословная, фразовая, связная). Затем про­водится исследование состояния лексики. Логопед предлагает четырехлетнему ребенку вспомнить и назвать несколько игру­шек, предметов посуды, одежды, обуви. Пятилетний ребенок получает задание перечислить известные ему овощи, фрукты, птиц, мебель. Шестилетний ребенок вспоминает по просьбе логопеда названия ягод, насекомых, животных, транспорта. Затем логопед предлагает ребенку назвать по картинкам части тела и части некоторых предметов. Четырехлетнему ребенку предлагаются картинки, на которых изображены ноги, руки, голова, глаза, уши, спинка стула, сиденье стула, ножки стула, кузов машины, колеса машины. Пятилетний ребенок должен назвать на картинках нос, рот, шею, живот, грудь, рукав, во­ротник, пуговицу, кабину машины и руль. Шестилетний ре­бенок должен узнать и назвать по картинкам локоть, ладонь, затылок, висок, манжету, петлю для пуговицы, фары, мотор. Далее логопед проверяет способность ребенка к обобщению. Четырехлетний ребенок получает задание «назвать одним сло­вом» изображения нескольких игрушек, одежды, обуви; пяти­летний — мебели, овощей, фруктов, птиц; шестилетний — ягод, насекомых, животных, транспорта. Кроме того, шести­летнему ребенку логопед предлагает подобрать слова-антони­мы (слова «наоборот») и образовать следующие пары: друг — враг, горе — радость, легкий — тяжелый, давать — брать, доб­ро — зло, горячий — холодный, длинный — короткий, под­нимать — опускать.

Проверяя состояние глагольного словаря, логопед предла­гает четырехлетнему ребенку перечислить, что делают те, кто изображен на картинках {Мальчик ест. Левочка спит. И т. п.). Пятилетний ребенок перечисляет, что делают животные на картинках (Птицы летают. Змея ползает. И т. п.). Шестилет­ний ребенок отвечает на вопрос логопеда, как подают голос разные животные. Для того чтобы облегчить выполнение за­дания, логопед предлагает ребенку образец, а далее задает во­прос: «Ворона каркает. А что делает кукушка?» Кроме того, логопед предлагает шестилетнему ребенку вспомнить, какие



Приложение 1


Методика проведения обследования ребенка...



 


трудовые действия совершают представители разных профес­сий. (Учитель учит. Маляр красит. И т. п.).

Проверяя, умеет ли ребенок называть цвета, логопед пред­лагает ему рассмотреть таблицу с нарисованными на ней раз­ноцветными кружками. Четырехлетний ребенок называет по показу логопеда красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный кружки; пятилетний — к тому же называет оранжевый и голубой кружки; шестилетний — фиолетовый, розовый, ко­ричневый. Далее ребенок получает задание назвать форму предметов, изображенных на картинках. Логопед помогает ре­бенку вопросами: «Мяч какой по форме? Какой формы огу­рец? На какую фигуру похож платок? Если платок похож на квадрат, какой он формы?» и т.п. Четырехлетний ребенок образует по картинкам словосочетания: мяч круглый, платок квадратный. Пятилетний ребенок образует словосочетания: солнце круглое, печенье квадратное, косынка треугольная, огурец овальный. Шестилетнему ребенку нужно образовать следующие словосочетания: руль круглый, окно квадратное, флажок треугольный, слива овальная, одеяло прямоугольное.

Исследовав состояние словаря, логопед переходит к иссле­дованию грамматического строя речи. Начинается исследова­ние с проверки способности ребенка образовывать форму множественного числа имен существительных. Логопед пред­лагает ребенку назвать пары картинок. Четырехлетний ребе­нок называет следующие пары: стол — столы, кот — коты, дом — дома, кукла — куклы, рука — руки, окно — окна. Пя­тилетнему ребенку предлагаются следующие пары: глаз — гла­за, рот — рты, река — реки, ухо — уши, кольцо — кольца. Шестилетний ребенок называет по картинкам пары: лев — львы, лист — листья, стул — стулья, воробей — воробьи, де­рево — деревья, пень — пни.

Затем логопед проверяет, умеет ли ребенок образовывать форму имен существительных в косвенных падежах. Четырех­летний ребенок отвечает на вопросы логопеда по картинкам: «Что есть у мальчика? (Мяч.) Чего нет у мальчика? (Мяча.) Кому мальчик дает мяч? (Девочке.) Что ты видишь на картин­ке? (Машину.) Чем рисует девочка? (Карандашом.) О ком ду-


мает кошка? (О мышке.)» Пятилетний ребенок отвечает по картинкам на вопрос: «Много чего?» (шаров, ключей, берез, ло­жек, окон). Шестилетний ребенок отвечает на это же вопрос и образует слова: карандашей, листьев, книг, вилок, ведер.

Следующим пунктом исследования грамматического строя речи является проверка способности ребенка согласовывать имена прилагательные с именами существительными единст­венного числа. Четырехлетний ребенок образует по картинкам следующие словосочетания: красный мяч, синяя шапка, жел­тое ведро. Пятилетний ребенок образует словосочетания: оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце. Шести­летний ребенок образует словосочетания: фиолетовый коло­кольчик, серая ворона, розовое платье.

Продолжает исследование грамматической стороны речи проверка способности использования ребенком простых пред­логов. Четырехлетний ребенок отвечает на вопросы логопеда по картинкам: «Где стоит ваза? (На столе.) Где лежат фрукты? (В корзине.) «У кого мячик?» (У мальчика.)» Пятилетнему ребен­ку предоставляется возможность ответить по картинкам на сле­дующие вопросы: «Где сидит снегирь? (На дереве) Где стоит машина? (В гараже.) У кого кукла? (У девочки.) Где стоит коза? (За забором). Где едет машина? (По дороге.)» Шестилетний ре­бенок отвечает на вопросы: «Где лежит мяч?» (Под столом.) Где летает бабочка? (Над цветком. Откуда вылетает птичка? (Из клетки.) Откуда прыгает котенок? (С кресла.)»

Проверяя способность ребенка согласовывать имена чис­лительные с именами существительными, логопед предлагает ему сосчитать на картинках предметы и ответить на вопрос «Сколько?» Таким образом, четырехлетний ребенок образует словосочетания: «Два кота, пять котов, две машины, пять ма­шин». Пятилетний ребенок образует словосочетания: «Два мя­ча, пять мячей, две розы, пять роз, два окна, пять окон». Шестилетний ребенок образует словосочетания: «Два пня, пять пней, два воробья, пять воробьев, две шали, пять шалей, два ведра, пять ведер».

Способность ребенка пользоваться суффиксальным спосо­бом словообразования логопед проверяет, предложив ему



Приложение 1


Методика проведения обследования ребенка...



 


назвать по картинкам большой и маленький предметы. При чем маленький предмет ребенок должен назвать «ласково». Если ребенок не сразу понимает задание, логопед может пред­ложить ему образец: «Большая кукла, а маленькая куколка. Большой мяч, а маленький мячик». Четырехлетний ребенок образует по картинкам пары: «Стол — столик, сумка — сумоч­ка, чашка — чашечка, ведро — ведерочко». Пятилетний ребе­нок образует следующие пары: «Забор — заборчик, носок — носочек, лента — ленточка, окно — окошечко». Шестилетне­му ребенку необходимо образовать следующие пары: «Па­лец — пальчик, изба — избушка, крыльцо — крылечко, крес­ло — креслице». Далее ребенок образует названия детенышей животных. Это задание можно предложить выполнить без зри­тельной опоры по образцу: «У лосихи — лосенок. А у кошки кто? И т. п.» Четырехлетний ребенок образует названия дете­нышей животных, продолжая фразу, начатую логопедом: «У кошки — котенок. У лисы — лисенок. У утки — утенок. У слонихи — слоненок». Пятилетний ребенок аналогично вы­полняет задание, продолжая фразы, начатые логопедом: «У мед­ведицы — медвежонок. У бобрихи — бобренок. У барсучи­хи — барсучонок. У собаки — щенок. У коровы — теленок». Шестилетнему ребенку предлагается еще несколько зада­ний. Он должен образовать относительные прилагательные по образцу, данному логопедом: «Стол из дерева деревянный. А аквариум из стекла какой? Крыша из соломы какая? Стена из кирпича какая? Шапка из меха какая? Носки из шерсти какие? Сапоги из резины какие? Крепость из снега какая? Лопатка из металла какая?» Далее логопед предлагает ему об­разовать притяжательные прилагательные: «Очки бабушки — бабушкины. А как сказать про сумку мамы? А про усы кошки? Про хвост лисы? Про берлогу медведя? Про гребень петуха?» Далее ребенок образует приставочные глаголы с опо­рой на картинки, отвечая на вопрос логопеда: «Что делает мальчик?» (Выходит из дома, отходит от дома, переходит улицу, обходит лужу, входит в дом.) Завершает исследование грамматического строя речи проверка умения ребенка образо­вывать глаголы совершенного вида. Ребенок составляет пред-


ложения по картинке: «Девочка строит домик. Девочка по­строила домик. Мальчик красит самолет. Мальчик покрасил самолет».

Проверяя состояние связной речи,логопед предлагает четырехлетнему ребенку пересказать текст из нескольких предложений. Сначала логопед выразительно читает рассказ, не предупредив ребенка о последующем пересказе. Затем за­дает несколько вопросов по содержанию: «Кто жил у Кати? Катя любила котенка? Чем она поила котенка? Что любил делать котенок?» Затем он еще раз выразительно читает рас­сказ, предупредив ребенка о последующем пересказе. Далее логопед предлагает ребенку план рассказа: «Сначала ты рас­скажешь, кто жил у Кати. Потом ты расскажешь, как Катя относилась к котенку, чем она его поила. И наконец, ты рас­скажешь, что любил делать котенок».

Аналогично проводится подготовка пятилетнего ребенка к пересказу рассказа «Рыбалка». Прочитав ребенку рассказ, ло­гопед задает ему вопросы: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?» Далее логопед предлагает ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сва­рила Илюше мама».

Шестилетний ребенок получает задание составить рассказ по любой серии из трех-четырех картинок. Логопед предлагает ребенку рассмотреть картинки, разложить их по порядку, рас­сказать, что нарисовано на каждой картинке, так чтобы полу­чился рассказ.

Исследование фонетической стороны речиначинается с про­верки возможности ребенка повторять с опорой на наглядность (предметные картинки) слова различной звукослоговой структу­ры. Четырехлетний ребенок повторяет за логопедом слова: кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька. Пятилетний ребенок произносит слова: самолет, скворец, фотограф, миксту­ра, парашютист, погремушка. Кроме того, логопед предлагает



Приложение 1


Методика проведения обследования ребенка...



 


ребенку повторить несколько предложений: «Сестренка разве­шивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашю­тисты готовятся к прыжку. Шестилетнему ребенку следует по­вторить за логопедом следующие слова: тротуар, градусник, фо­тоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик. Затем логопед просит его послушать и повторить следующие предло­жения: «Виолончелист укладывает инструмент в футляр. У фото­графа фотоаппарат со вспышкой».

Далее логопед исследует состояние звукопроизношения ребенка. Оно начинается с повторения ребенком последова­тельно звуков всех групп вслед за логопедом. Затем логопед проверяет состояние произношения звуков всех групп в словах и предложениях. Это исследование можно проводить со зри­тельной опорой, предложив ребенку называть картинки и со­ставлять предложения по картинкам или называть картинки и повторять предложения вслед за логопедом.

При исследовании дыхательной и голосовой функций от­мечается тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), объем дыхания (до­статочный, недостаточный), продолжительность речевого вы­доха, силу голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмер­но тихий, глухой голос), модуляцию голоса.

При исследовании состояния просодических компонентов речи отмечаются характеристика темпа речи (нормальный, ус­коренный, замедленный); ритма (нормальный, дисритмия); паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке), способность употребления основных видов интонации (пове­ствовательной, вопросительной, восклицательной).

Исследуя навыки фонематического восприятия,логопед проверяет способность ребенка отраженно повторять цепочки слогов с оппозиционными звуками. Четырехлетний ребенок повторяет за логопедом следующие пары слогов: ба-па, па-ба, га-ка, ка-га, да-та, та-да, ма-ба, ба-ма, ва-ка, ка-ва, ня-на, на-ня. Пятилетнему ребенку логопед предлагает повторить це­почки слогов: ба-па-ба, па-ба-па, да-та-да, та-да-та, га-ка-га, ка-га-ка, за-са-за, са-за-са, та-тя-та, тя-та-тя. Шестилетний ребенок повторяет вслед за логопедом следующие цепочки:


са-ша-са, ша-са-ша, жа-ша-жа, ша-жа-ша, са-ца-са, ца-са-ца, ча-тя-ча, тя-ча-тя, ла-ля-ла, ля-ла-ля.

Исследуя навыки фонематического анализа и синтеза,ло­гопед предлагает пятилетнему ребенку выделить начальный ударный гласный звук из следующих слов: астра, арка, осень, озеро, улей, уши, иглы, искры. Причем логопед акцентиро-ванно произносит начальный ударный гласный звук в каждом из слов. Шестилетний ребенок по просьбе логопеда выделяет конечный согласный из следующих слов: кот, суп, сом, лимон, мох, сок. В этом случае логопед акцентирует внимание ребен­ка на конечных согласных. Аналогично проводится работа по выделению начальных ударных из слов: мост, банка, пол, тапки, дом, нос, вода, фартук, кот, год, хлеб. Кроме того, шестилетнему ребенку предлагается задание на определение количества звуков в следующих словах: бык, дом, вата, банан.

В уточненном логопедическом заключенииопределяется уровень сформированности речи ребенка в соответствии с психолого-логопедической классификацией (общее недораз­витие речи, I уровень речевого развития; общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития; общее недоразвитие речи,

III уровень речевого развития; общее недоразвитие речи,

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.