Сделай Сам Свою Работу на 5

Правопреемство субъектов международного права.





Для укрепления мира и международного сотрудничества особую важность имеет последовательное соблюдение субъектами международного права, прежде всего государствами, заключенных ими международных договоров, международных обязательств в отношении территории, собственности, членства в международных организациях и т.д.

Правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории. При правопреемстве различают: государство-предшественник (государство, которое было сменено другим при правопреемстве) и государство-правопреемник (государство, сменившее предшественника). Основаниями для возникновения вопроса о правопреемстве могут быть социальные революции, деколонизация, объединение или разделение государств, передача части территории другому государству.

Долгое время основу института правопреемства составляли обычные нормы международного права, однако в конце 70-х — начале 80-х гг. в Вене были проведены международные конференции по кодификации норм о правопреемстве, на которых были приняты Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров 1978 г. и Венская конвенция о правопреемстве в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Указанные Конвенции в силу пока не вступили, и РФ в них не участвует, однако их нормы часто применяются в качестве международных обычаев.



Помимо вышеназванных, вопросы правопреемства регулируются также двусторонними соглашениями, например, Договором между ГДР и ФРГ о строительстве германского единства 1990 г.

Следует также отметить, что институт правопреемства в международном праве — межотраслевой: его нормы содержатся и в праве международной правосубъектности, и в праве международных договоров и других источников международного права, праве международных организаций, международном экономическом праве и пр.

Объектами правопреемства могут быть территория, договоры, государственная собственность, государственные архивы и государственные долги, а также членство в международных организациях.



18.Виды субъектов МП: их общая характеристика. Субъекты МП – лицо, гос-тво, межд.организации, обладающие правами и обязанностью. Сторона, участвующая в межд. отношениях, которые регулируются нормами МП. Круг субъектов МП определяется их способностью участвовать в межд.отношениях, которые регулируются норами МП. Важной чертой является правосуб-сть (объединяет понятия дееспособности и правоспособность). Гос-во как первичный субъект обладает полной правосуб-тью (суверенитетом, полной правосуб-тью, тер-рией, населением, власть,). Гос-тва: унитарное (единый свбъект) и федерации (республики, области, сохраняющие опред. самостоятельность внутри); конфедерация (союз суверенных гос-тв). Межд.организации (гос-тва наделяют ее сответ.правами и обязанностями – содержатся в уствах, статутах, договорах). Нация и народ, борющиеся за свое освобождение (руководящий центр, вооруженные формирования, власть реализуется на большей части тер-рии). К производным субъектам МПП относятся государ­ствоподобные образования, межправит-ные организации. Помимо этого существуют участники отдельных видов международно-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся пра­вит-тва в изгнании (должно быть эффективны, поддерживаемое народм), восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их межд.правосуб-сти решается исключительно по согласию гос-тв. Вольные города (внутренне самоуправление (Данцинг); объем междун. правосуб-сти определен межд. соглашениями, конституцией). Ватикан (1929 на онсовании Латеринского договора пересмотрен 1984; цель – создать условия независимого правления для главы католич.церкви) Права гос-ва как субъекта: - право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав; - равноправие с другими государствами; - право на коллективную и индивидуальную самооборону против вооруж.нападения. Обязанности гос-ва: - воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других гос-тв; - воздерживаться от разжигания междоусобицы на тер-рии др. гос-ва; - уважать права человека; - устанавливать на своей территории такие условия, к-рые не угрожали миру; - решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами; - воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территори­альной целостности и полит. независимости или иным образом, несовмес­тимым с МП; - воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против кот-го ООН принимает меры пред­упреждения или принуждения; - воздерживаться от признания тер-ных приобретений другого гос-тва, действующего в нарушение обязательства неприменения силы; - добросовестно выполнять свои обязательства.



 

19. Государства-основные субъекты М.П. Субъекты МП – лицо, гос-тво, межд.организации, обладающие правами и обязанностью. Сторона, участвующая в межд. отношениях, которые регулируются нормами МП. Круг субъектов МП определяется их способностью участвовать в межд.отношениях, которые регулируются норами МП. Важной чертой является правосуб-сть (объединяет понятия дееспособности и правоспособность). Гос-во как первичный субъект обладает полной правосуб-тью (суверенитетом, полной правосуб-тью, тер-рией, населением, власть,). Гос-тва: унитарное (единый свбъект) и федерации (республики, области, сохраняющие опред. самостоятельность внутри); конфедерация (союз суверенных гос-тв). Межд.организации (гос-тва наделяют ее сответ.правами и обязанностями – содержатся в уствах, статутах, договорах). Нация и народ, борющиеся за свое освобождение (руководящий центр, вооруженные формирования, власть реализуется на большей части тер-рии). К производным субъектам МПП относятся государствоподобные образования, межправит-ные организации. Помимо этого существуют участники отдельных видов международно-правовых отношений (своего рода единовременные субъекты). К ним относятся пра­вит-тва в изгнании (должно быть эффективны, поддерживаемое народм), восставшая сторона, воюющая сторона. Однако вопрос об их межд.правосуб-сти решается исключительно по согласию гос-тв. Вольные города (внутренне самоуправление (Данцинг); объем междун. правосуб-сти определен межд. соглашениями, конституцией). Ватикан (1929 на онсовании Латеринского договора пересмотрен 1984; цель – создать условия независимого правления для главы католич.церкви) Права гос-ва как субъекта: - право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав; - равноправие с другими государствами; - право на коллективную и индивидуальную самооборону против вооруж.нападения. Обязанности гос-ва: - воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других гос-тв; - воздерживаться от разжигания междоусобицы на тер-рии др. го­с-ва; - уважать права человека; - устанавливать на своей территории такие условия, к-рые не угрожали миру; - решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами; - воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территори­альной целостности и полит. независимости или иным образом, несовместимым с МП; - воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против кот-го ООН принимает меры предупреждения или принуждения; - воздерживаться от признания тер-ных приобретений другого гос-тва, действующего в нарушение обязательства непримения силы; - добросовестно выполнять свои обязательства.

 

22. Ответственности субъектов МП. Форма международно-правовой ответ-сти - способ, посредством которого осуществляются неблагоприятные для нарушителя последствия, вследствие совершенного им международного правонарушения. Различают две формы международно-правовой ответственности - нематериальную и материальную. Нематер. (политическая, моральная) ответственность может осуществляться в виде сатисфакции, репрессалий, коллективные санкции. Сатисфакция - удовлетворение государством-правонарушителем явно выраженных им подразумеваемых требований, выдвигаемых потерпевшим гос-ством и выходящих за рамки простого восстановления (ресторации). Обычно это может выражаться в заверении пострадавшей стороны о недопущении повторения правонарушения, принесение извинения и т.д. Репрессалии - ответные насильственные действия, осущ-мые пострадавшим субъектом (напр. задержание иностранного рыболоведческого судна за браконьерство). От репрессалии следует отличать реторсию - ответную акцию в связи с не­дружественными действиями, не составляющими правонарушения (напр. отзыв посла в ответ на недружественное заявление). Матер. выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Это может реализоваться в виде репарации (реституции, субституции, ресторации). Репарация - возмещение матер.ущерба деньгами, товарами, услугами и т.д. Возмещению подлежит действительный матер.ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается. Реституция - восстановление положения до причинения ущерба. Субституция - замена неправомерного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т.п. сходными и равноценными предметами. Ресторация - восстановление гос-твом-правонарушителем прежнего состояния и несение связанных с этим любых неблагоприятных последствий. Ранее была известная такой вид матер.ответ-сти как контрибуция - взимание победителем в войне с побежденного своих военных издержек. На основе договоров возникает такая разновидность матер.ответ-сти как абсолютная или объективная ответ-сть. Речь идет об ответ-сти, возникающей вне зависимости от вины причинителя ущерба, то есть за ущерб, причиненный в процессе правомерной деят-сти. Пострадавшей стороне необходимо доказать лишь непосредственную причинную связь между действием (бездействием) и ущербом. При этом в договорах обычно фиксируются ограничения ответ-сти (максимальная компенсационная сумма). Санкции и контрмеры - виды принуждения в отношении правонарушителя. Принуждение как элемент метода функц МП представляет собой не насилие, а одно из средств реализации права. Его необходимый признак - правомерность. Правомерность определяется прежде всего по соответствию основным целям и принципам МП. В доктрине существует тенденция понимать под санкциями принудительные меры, осуществляемые только межд.организациями. Что же касается гос-тв, то принимаемые ими меры следует именовать контрмерами. Контрмеры гос-в издавна было принято делить на реторсии и репрессалии. Реторсия - это меры воздействия одного гос-ва на другое, преследующие цель побудить последнее прекратить недружелюбные, несправедливые, дискриминационные, но, тем не менее правомерные действия. Чаще всего реторсии применяются гос-твом в случае дискриминации его граждан на тер-рии др.гос-ва, в случае недружественных ограничений эконом. и культурных связей и т д. Репрессалии - односторонние меры принуждения, допускаемые МП как контрмеры в случае правонарушения. Они осуществляются в соответствии с МП.

 

23. Понятие и источники диплом.и консульского права. Диплом. и консульское право (право внешних сношений) - система межд.правовых норм, определяющих статус и функции органов внешних сношений гос-тв, нормы о диплом.представ-тв и конс-ких учреждениях, спец.миссиях, представ-тв гос-тв при межд. организациях, иммунитетах и привилегиях дипломатов и консулов. Эта отрасль явл. результатом диплом.деят-сти, которая возникла как совокупность офиц-ых контактов между гос-вами в мирное время в глубокой древности. В индийском правовом памятнике 1-го тысячелетия до н.э. - Законах Ману - говорилось о том, что диплом.искусство состоит в умении предотвращать войну и укреплять мир. Диплом.право – совокупность международно-прав. норм, регулирующих статус и функции диплом.представ-ств. Виды представ-тв: 1 посольства – представ-тва первого, высшего класса, во главе ко­т-го находится диплом.представитель, имеющий класс посла, аккре­дитованного при главе гос-тва. 2. миссии, возглавляемые посланником, аккредитованным при главе гос-тва – представ-тва второго класса. 3 миссии, возглавляемые поверенным в делах, аккредитованным при министерстве иностр.дел. 4. диплом. и приравненные к ним офиц. представ-ства, имеющие по тем или иным причинам иное, чем посольство и миссия, назва­ние и некоторые особенности правового положения. Конс.право - это совокупность межд.-правовых норм, регламентирующих деят-сть консульских учреждений по защите интересов представляемых гос-тв в отношениях с гос-вами пребывания по вопросам эконом.о, правового, гуманитарного и культурного хар-ра. Консул.учреждение - постоянный гос. орган внешних сно­шений, находящийся на тер-рии иностр. гос-тва в силу соответствующего межд.соглашения и выполняющий конс.функции по за­щите интересов своего гос-тва, его граждан и организаций. Посольства поддерживают контакты с центр-ми органами гос-тва пребывания, а консульства - лишь с местными, т.е. властями своего консул.округа. При этом посольство аккредитующего гос-тва всегда одно, а консульств может быть несколько. Источники: межд.договор и обычай. Первый многосторонний договор – Венский протокол 1815г о рангах диплом.представителей. Венская конвенция о диплом.сношениях 1961г. (определяет функции диплом.представ-ва, порядок назнаения и отзыва его главы, привилегии и имунитеты). Внеская конвенция о конс.сношениях 1963г (регулирует порядок открытия конс. учреждений, приемущества, привилегии и т.д.). Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946г а также дусторонние соглашения между гос-вами и др.субъектами МП

 

24. Внутригос-нные органы внешних сношений Внутригос.органы внешних сношений постоянно находятся на тер-рии данного гос-тва и разделяются на конституц-ые и специализ-ные.Конст.органы: высший законод-ный орган (парламент), глава гос-тва, правительство, глава правительства, ведомство иностр.дел). Эти органы осуществляют полит.руководство внешними сношениями, их организацию и регулирование их деят-сти. Полномочия парламентов в области внешних сношений: решение вопросов войны, мира, территор. изменений, ратификация межд. договоров, определение расходов на внешнеполит.мероприятия. Непосредственные формы участия парламентов в межд.общении: парламентские делегации в другие гос-тва, зарубежные поездки и встречи отдельных парламентариев, участие парламентских делегаций в работе Европарламента и др. Глава гос-тва осуществляет высшее представ-тво гос-тва в межд.отношениях. Полномочия: официально назначает и освобождает от должности послов и посланников данного гос-тва в др.странах, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем послов и посланников иностр.гос-тв. Особенность правового положения - без спец. полномочий лично встречается с главами других гос-тв, ведет с ними переписку и переговоры. Согласно МП, глава гос-тва (равно как и глава правительства и министр иностр.дел) представляет свою страну по вопросам внешних сношений ex officio (по должности). Ст. 80 Конституции РФ указывает “Президент РФ как глава гос-тва представляет РФ внутри страны и в межд.отношениях”. Ст.86: Президент РФ осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает межд.договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем диплом.представителей. Глава прав-тва и прав-тво - намечают основные направления внешней политики и вносят соответ-щие предложения на рассмотрение и утверждение парламента и главы гос-тва, организуют выполнение и контроль за принятыми внешнеполит.решениями. Конституция РФ (ст. 114): осуществляет меры по обеспечению обороны страны, гос. безопасности, реализации внешней политики РФ;. Закон РФ “О Совете Министров - Правительстве РФ” от 22 декабря 1992 г. устанавливает, что Прав-ство: а) осуществляет руководство в области отношений РФ с иностр .гос-вами и межд.организациями; б) обеспечивает представ-тво РФ в иностр..гос-твах и межд. организациях, заключает межправит-ные соглашения, принимает меры к исполнению межд.договоров РФ; в) осуществляет руководство в области внешней торговли и других видов внешнеэконом.деят-ти, научно-технического и культурного сотрудничества. Ведомство иностр.дел - орган руководства внешними сношениями гос-тва. Функции: непосредственное представ-ство и защита интересов гос-тва, равно как и его прав, в международном общении; поддержание установленных по соглашению между прав-ствами диплом. и конс. отношений; наблюдение и контроль за деят-тью всех диплом, консульских и иных офиц. предст-ств гос-ства за рубежом; поддержание связей и ведение переговоров с иностр.диплом. представ-ствами, спец. миссиями и делегациями, прибывающими для ведения переговоров и (или) заключения договоров. Статус МИД – фед.орган исполн-ной власти, осуществляющего гос.управление в области отношений РФ с иностр. гос-твами и межд.организациями (п. 1 Положения о МИД РФ, утвержден­ного Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г. № 271). Задачи МИД РФ: разработка общей стратегии внешней политики РФ и предоставление соответствующих предложений Президенту РФ; реализация внешнеполит.курса РФ; координация межд.связей субъектов РФ; обеспечение диплом. средствами защиты суверенитета, безопасности, территор. целостности, др. интересов РФ; защита прав и интересов граждан и юр.лиц РФ за рубежом; обеспечение диплом. и консульских отношений РФ с иностр. гос-твами, сношений с межд.организациями; координация деят-сти и контроль за работой др. фед. органов исполн.власти в целях обеспечения проведения единой полит.линии РФ в отношениях с иностранными гос-твами и межд. организациями (п. 4 Положения

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.