Сделай Сам Свою Работу на 5

Препарат №11. Бластула лягушки (BLASTYLA).





Занятие № 1

Тема занятия:

«Предмет, задачи и методы исследования эмбриологии.

Строение и классификация женских половых клеток, сперматозоидов и их развитие.

Эмбриогенез классов низших хордовых: ланцетника и амфибий».

Продолжительность изучения темы - 2 часа

Из них на занятии - часа

Внеаудиторная самостоятельная работа -

Цель занятия:

Усвоить основные эмбриологические понятия и термины. Изучить закономерности эмбрионального развития хордовых на примере ланцетника и амфибий.

Задачи:

Знать:

1. Уяснить зависимость течения процессов развития зародышей позвоночных от типа строения яйцеклетки.

2. Ультраструктурное строение половых клеток.

3. Стадии развития женской и мужской половых клеток.

4. Общие закономерности развития (стадии эмбриогенеза).

5. Ценогенетические признаки эмбриогенеза ланцетника и амфибий.

Уметь:

6. Определить под микроскопом половые клетки и их структурные компоненты.

7. Определить стадию развития зародыша по строению и расположению его бластомеров (ранняя стадия) и зародышевых листков (поздняя стадия).

Значение изучения темы

Эмбриология - научный фрагмент многих медицинских дисциплин: акушерства, педиатрии, гинекологии, патологической анатомии и др. В медицинском вузе эмбриология включает основы общей (сравнительной) эмбриологии и основы эмбрионального развития млекопитающих и человека.



Знание общей эмбриологии необходимо для понимания главных закономерностей эмбрионального развития, видовых особенностей у различных представителей животного мира, обусловленных различными условиями их жизни и размножения, уровнем развития. Изучение сравнительной эмбриологии позволит убедиться, что эмбриогенез есть краткое повторение основных стадий филогенеза и сформулировать представление об эволюционном процессе филогенеза. Знание эмбриогенеза классов хордовых необходимо как основа для изучения особенностей эмбриогенеза человека и расшифровки возможных аномалий развития.

Методические рекомендации по самоподготовке.

Теоретические вопросы для самоподготовки.

Необходимый исходный уровень знаний.

Из курса биологии:



1.Понятие о филогенезе, онтогенезе, его периодах (эмбриогенезе, постнатальном периоде)

2.Строение сперматозоидов.

3.Строение яйцеклеток.

4.Прогенез (Овогенез. Сперматогенез). Биологическое значение мейоза, его отличия от митоза.

По теме занятия:

1.Определение науки эмбриологии и ее разделов: общая эмбриология, частная эмбриология, сравнительная эмбриология. Место эмбриологии в ряду медико-биологических наук и в системе медицинского образования.

2.Биогенетический закон Геккеля-Северцева.

3. Биологическое значение стадий развития и механизмы, лежащие в их основе.

4.Понятие палингенетических и ценогенетических признаков эмбриогенеза.

5.Закономерности эмбрионального развития хордовых на примере ланцетника:

5.1. Тип яйцеклетки.

5.2. Оплодотворение, его особенности. Тип развития зародыша.

5.3. Характеристика зиготы. Презумптивные закладки.

5.4. Характеристика процесса дробления. Типы борозд дробления .Отличия дробления от деления соматических клеток митозом.

5.5. Характеристика бластулы. Эмбриональные закладки.

5.6. Процесс гаструляции, особенности. Характеристика гаструлы.

5.7. Формирование нервно-кишечного канала и окончательное формирование осевых органов.

Закономерности эмбрионального развития хордовых на примере развития амфибий.

(стадии эмбриогенеза амфибий изучать, сравнивая с эмбриогенезом ланцетника, и выделить отличия и причину их возникновения)

6.1. Тип яйцеклетки.

6.2. Оплодотворение, его особенности. Тип развития зародыша.

6.3. Биологическое значение зиготы. Понятие серого полумесяца, хордомезодермального пояса.



6.4. Особенность процесса дробления. Типы борозд дробления.

6.5. Особенность строения бластулы.

6.6. Гаструляция.

6.7. Формирование осевых органов.

6.8.Ценогенетические признаки эмбрионального развития амфибий и причины их обуславливающие.

Методические указания к самостоятельной работе по теоретическому материалу.

Изучая теоретический материал, уясните, зачем необходимы знания основ сравнительной эмбриологии студентам - медикам. Обратите внимание на биографию отечественных ученых, внесших значительный вклад в изучении эмбриологии. Обратите внимание на научные направления, которые разрабатывались на протяжении последних 100 лет и что интересует ученых в последние десятилетия. Каковы успехи исследований? Выясните, какие отрасли медицины нуждаются в результатах исследований и открытий ученых эмбриологов.

Запомните новые понятия и смысловые значения новых терминов, внесите их в свой словарь.

Обратите внимание на биологические процессы, лежащие в основе стадий развития эмбриона, на особенности индивидуального развития амфибий.

Уясните критерии классификации яйцеклеток, тип которых обуславливает дальнейшие особенности эмбриогенеза. Выявите принципиальные отличия ультрамикроскопического строения половых клеток и объясните причину отличий. Разберитесь в отличиях зародышевых закладок от зародышевых листков. Уясните роль клеток эмбриональных закладок для дальнейшего процесса развития, а именно гистогенеза.

Темы, вынесенные на самостоятельное изучение:

1. Развитие эмбриологии как науки.

2. Выдающиеся эмбриологи, их научное направление.

Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС).

Темы рефератов

1.Правила Гертвига и их применение к анализу развития амфибий рыб, птиц и насекомых.

2.Теория зародышевых пластов.

3.Проблемы и химические аспекты детерминации зачатков органов и дифференциации клеток и тканей.

4. Электронно-микроскопические и цитохимические исследования дедиффернциации клеток.

5.Индукция. Организационные центры развивающихся зародышей.

6.Основы теории физиологических градиентов Чайлда и ее значение для зародыша.

Методические указания к самостоятельной работе на занятии.

Задания и ориентировочные основы действий.

Изучить и зарисовать гистопрепараты.

Препарат № 10 Дробление яйцеклетки лягушки

Окраска: пикрофуксин

На «малом» увеличении получите изображение препарата. Определите в дробящейся зиготе анимальный пигментированный полюс. Обратить внимание на борозды дробления, и образующиеся при этом бластомеры. Дробление полное, неравномерное, Бластомеры разные по размеру. Определите, в каком полюсе они более крупные? Почему?

Изучить зарисовать и обозначить:

1. Анимальный полюс.

2. Вегетативный полюс

3. Борозда дробления

4. Бластомеры

 

 

 

Препарат №11. Бластула лягушки (BLASTYLA).

Окраска: пикрофуксин

Получить изображение препарата на «малом» увеличении. Определите крышу бластулы. Она значительно тоньше дна бластулы, темно-коричневого цвета вследствие наличия пигмента меланина в цитоплазме бластомеров. Подумайте, почему в бластомерах крыши больше гранул меланина. В области дна бластулы сосредоточено значительное количество клеток. Они значительно крупнее, чем крыше. Подумайте, почему? Дно бластулы значительно массивнее крыши, пигментация отсутствует. В центре бластулы определите полость – бластоцель.

Препарат зарисовать и обозначить:

1. Бластодерма. 1а. бластомеры.

2. Бластоцель

3. Крыша бластулы (анимальный полюс).

4. Дно бластулы (вегетативный полюс).

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.