Сделай Сам Свою Работу на 5

Предоставление образовательной поддержки





 

Страна Внутри школы Вне школы
Поддержку обеспечивают Поддержку получает[2] Поддержку обеспечивают Поддержку получает
Австрия Спецпедагог / Спецшкола или приходящие службы Ученик, Учитель, Школа Спецшкола Приходящие службы Ученик
Бельгия Спецпедагог/ Спецшкола Ученик, Учитель, Школа Спецшкола, Службы поддержки (PMS) Ученик, Родители, Учитель, Школа
Ассистент учителя / Сотрудники школы Учитель, Ученик
Великобритания SEN координатор (SENCO)/ Сотрудники школы. Учитель, Школа, Ученик, Службы поддержки Учитель, Ученик, Школа
Ассистент учителя/ Сотрудники школы Родители Ученик. Учитель
Германия Спецпедагог / Спецшкола или социальные службы Ученик, Учитель, Школа, Родители Спецшкола. Центры образовательной поддержки Соцслужбы (молодежные и соцобеспечения) Психологи- ческие и др. консультатив-ные службы Учитель, Школа, Ученик, Родители
Ассистент учителя/ Сотрудники школы
Греция Спецпедагог/ Спецшкола Ученик, Учитель, Школа Спецшкола Медико.-педагогические центры. Ученик, Родители, Учитель, Школа
Дания Спецпедагог / Сотрудники школы или Службы (педагог, психолог) Ученик, Учитель, Школа Местные и окружные учебные центры помощи Спец. центры Учитель, Родители, Школа, Ученик
Исландия Ассистент учителя/ Сотрудники школы Ученик Специализированные местные службы Учитель, Школа, Ученик, Родители
Спецпедагог Муниципалитет Учитель, Ученик
Испания Спецпедагог/ Сотрудники школы Ученик Местные группы поддержки. (EOEP). Учитель, Школа, Ученик, Родители
Ассистент учителя/ Сотрудники школы Учитель, Ученик
Ирландия Спецпедагог / Ресурсный преподаватель/ Сотрудники школы Учитель, Ученик Службы поддержки: (психологическая; приходящих преподавателей) Ученик, Родители
Приходящий преподаватель/ Служба приходящих преподавателей Учитель, Ученик
Ассистент учителя/ Сотрудники школы Ученик
Италия Спецпедагог / Сотрудники школы Ученик, Учитель Местные службы здравоохранения Ученик, Родители
Люксембург Специализированный профессионал/ SREA Ученик, Учитель Служба поддержки (SREA) Ученик, Учитель, Родители

 





Нидерланды Спецпедагог / Спецшкола Учитель Школьная группа Учитель, Школа
Координатор поддержки/ Региональная служба поддержки Учитель Национальная служба поддержки.  
Ассистент учителя/ Сотрудники школы Учитель, Ученик Региональная служба поддержки Ученик, Учитель, Школа
Норвегия Спецпедагог / Ассистент учителя/ Сотрудники школы Ученик, Учитель Служба поддержки (PPT) Учитель, Школа, Родители
Ресурсные центры Учитель, Родители
Португалия Спецпедагог / Сотрудники школы или группы поддержки Учитель, Ученик, Школа Группы поддержки Школа, Учитель, Родители, Ученик
Финляндия Спецпедагог / Местные образовательные власти Ученик, Учитель Служба школьного здравоохранения. Ученик
Франция Спецпедагог / Различные службы Ученик, Учитель, Школа Службы (здравоохранения, социальные, образования) Ученик, Родители
Спецпедагог / Сеть спецподдержки Ученик, Учитель, Школа
Швеция Спецпедагог / Сотрудники школы Ученик Служба поддержки (муниципальная) Школа, Родители
Служба поддержки (SIH) Школа, Родители

 

Австрия

Штат педагогов общеобразовательных школможет включатьспециального учителя; его функция — помощь педагогам-предметникам, а также сопровождение интегрированных учеников. В других случаях специальный учитель может не быть штатным сотрудником, а представлять специальную (внешнюю) службу, оказывая временную поддержку ученикам с различными нарушениями (например, речи, проблемами поведения, недостатками слуха или зрения), интегрированным в школу. Предполагается, что упомянутый профессионал в необходимой мере знакомит педагогов со специальными методами работы с детьми, имеющими те или иные недостатки развития. Тип поддержки, которую потребует основной учитель, будет зависеть от его конкретных вопросов и специфики учебных ситуаций. Ответственность за класс возложена на основного учителя. Специальный учитель выступает как ассистент (помощник), который также может работать с учеником по мере необходимости и в соответствии с предметным материалом. Оба педагога составляют часть команды и имеют в классе равные права и обязанности. Педагог-предметник ожидает от специального учителя профессиональной помощи в конкретных случаях, знаний, умений и методов коррекционного обучения. В случае необходимости школьный учитель может получать помощь и от других специалистов (например, от представителей различных служб, в т.ч. медиков и т.п.). Решение задачи обеспечения специального образования и координации всех участников этого процесса возлагается на центры специального образования. Центры отвечают за качество обучения интегрированного ребенка. Они консультируют учителей, родителей и административные органы, организуют повышение квалификации персонала общеобразовательной школы, участвуют в проведении педагогических советов. Центры обеспечивают информирование родителей и общественности в целом; в стенах общеобразовательной школы координируют деятельность всех служб, так или иначе связанных с решением проблем учащихся со специальными нуждами; сотрудничают с местными властями, учреждениями и другими службами, организациями, с экспертами в области специального образования, медицинскими центрами и другими школами.



Бельгия

Во Фламандской общине главным лицом, отвечающим за успех интегрированного обучения, признан школьный учитель. Специальному педагогу отводится вспомогательная роль. Специальный педагог является связующим звеном между учителями-предметниками, обеспечивая их профессиональной информацией. Правда, предметники в своей повседневной педагогической деятельности не всегда используют программу, подготовленную ассистентом[3]. Специальный педагог может быть штатным сотрудником школы, в таком случае в его обязанности входит оказание помощи ученикам, испытывающим кратковременные затруднения. Организуя вначале индивидуальную помощь ученику, специальный педагог через некоторое время передает эту функцию основному учителю. При необходимости он продолжает помогать ребенку, но более важным на новом этапе считается выявление им сути проблемы, испытываемой ребенком. Считается, что таким образом специалист окажет бóльшую помощь всем учителям, работающим с интегрированным учеником. При таком типе поддержки внимание сосредоточено на работе непосредственно с учеником (в классе или за его пределами) и поиске учебных материалов, наиболее подходящих потребностям ребенка. Поддержка может принимать различные формы: помощь учителям в работе с учениками или командной работе, в обеспечении технической и методической помощи (методические пособия), общих консультациях.

Правительство Фландрии в последние годы проводит эксперимент по включению специальных образовательных программ в работу основной школы, полагая, что это позволит решить проблемы неуспевающих учащихся. Целью эксперимента является поощрение общеобразовательных школ к усилению внимания к различиям между учениками, к адаптации традиционных способов обучения к индивидуальным возможностям учащихся, т.е. индивидуализация обучения. Школы получают дополнительных сотрудников только при условии наличия проектов для целевых групп помощи. Внутри этой схемы созданы возможности совместной работы и обмена обычных и специальных школ штатными сотрудниками.

Наиболее частый тип поддержки интегрированных учеников — привлечение специального учителя или другого необходимого профессионала из близлежащей специальной школы. Этот вид поддержки возможен внутри схемы «интегрированного образования». Таким образом, опыт и особые знания, накопленные в специальном образовании, передаются в обычные классы. Предполагается, что подобное партнерство постепенно позволит обогатить основное образование специальными технологиями. Однако пока сотрудничество нередко понимается как дополнительная помощь учащимся, чтобы те могли соответствовать стандартным требованиям общеобразовательной школы.

В случае наличия у ребенка незначительных недостатков развития, что подразумевает возможность их преодоления, предусматривается «временная» поддержка. Ее продолжительность не может превышать двух лет на одной школьной ступени. Ученики со специфическими трудностями в обучении или отклонениями в поведении при переводе из специальной школы в общеобразовательную в течение года продолжают получать специальную помощь. Ученики, чье нарушение расценивается как значительное (например, глухота или слепота), получают постоянную помощь в объеме четырех часов в неделю. Расходы на техническое оборудование и адаптированные материалы, необходимые в обычной школе ученикам со специальными образовательными потребностями (например, обучающимся по Брайлю), берет на себя правительство Фландрии.

Особо следует выделить PMS (Психолого-медико-социальные центры), являющиеся службой поддержки, подведомственной Министерству образования. Сеть PMS обеспечивает психологическое, педагогическое, социальное и медицинское сопровождение учащихся дошкольных заведений, начальных и средних школ. Мультидисциплинарные команды PMS сотрудничают со школами в целях поддержки общего развития учащихся. Эта деятельность в основном направлена на помощь ученикам, испытывающим трудности, но специалисты Центров также могут обеспечивать поддержку школьных учителей и родителей. Объектом заботы PMS могут быть как преподаватели, так и учебное заведение в целом, но приоритетом являются ученики с особыми образовательными потребностями. (В 1999 году PMS преобразованы в CLB — Центры по руководству учащимися).

Различные образовательные сети (общинные, частные или государственные школы) имеют своих собственных советников, которые обеспечивают внешнее консультирование учебных заведений и их сотрудников.

Наряду со службами системы образования помощь интегрированным учащимся могут предоставлять службы, подчиненные ведомствам социального обеспечения и здравоохранения (реабилитационные центры, муниципальные службы по месту проживания, терапевтические службы и т.п.) Их работники могут предоставлять свои услуги ученикам непосредственно в школьной обстановке.

Во Французской общине во исполнение Декрета от 28 июля 1997 года принят ряд мер по обеспечению индивидуальной помощи учащимся, имеющим особые образовательные потребности. Общеобразовательные учреждения начали обеспечивать: индивидуализированное обучение; сотрудничество преподавателей школ разного типа; разработку школьных образовательных проектов, вовлекающих педагогов и родителей. Действующая учебная программа рассчитана на учеников в возрасте от 2,5 до 14 лет. Она разбита на три этапа (каждый из которых включает пять стадий). Итоговая оценка выставляется с учетом овладения ребенком умений и навыков, в соответствии с нормой для детей 8, 12 и 14 лет. Обучение строится дифференцированно применительно к уровню умственного и физического развития ребенка, его индивидуальным особенностям.

Великобритания

В Англии и Уэльсе за удовлетворение образовательных потребностей всех учеников ответственен учитель, работающий с классом. Согласно Акту об Образовании (1996) во всех общеобразовательных школах из числа штатных сотрудников назначается координатор по вопросам специального образования (SENCO). В обязанности координатора входят:

● каждодневное управление процессом специального обучения в школе;

● поддержание связей между предметниками и их консультирование;

● координация обеспечения учащихся необходимой помощью;

● осуществление связей с внешними организациями, включая психологическую и иные службы (медицинские, социальные) и организации (например, общественные ассоциации);

● работа непосредственно с ребенком, имеющим особые образовательные потребности;

● мониторинг прогресса учеников;

● контакт с родителями;

● повышение квалификации преподавательского состава.

Школы могут также получать долгосрочную помощь служб поддержки. Присылаемый ими преподаватель-консультант может не только рекомендовать учителям стратегию и дополнительные материалы обучения, но и работать непосредственно с учениками.

Многие виды поддержки по всей стране могут быть предоставлены местными органами управления образования «Local Educational Authorities» (LEA). Все они имеют в своем составе службы поддержки для специальных образовательных потребностей, различающиеся по размерам, структуре и по виду специальных нарушений. Как правило, через LEA школа получает финансирование, необходимое на организацию интегрированного обучения. Решение о том, как распорядиться этими средствами, школа принимает самостоятельно. На обеспечение сопровождения детей с наиболее тяжелыми нарушениями средства выделяются из государственного бюджета централизованно. (В разных регионах королевства эти суммы могут существенно различаться.) На момент подготовки Национального доклада отмечались проблемы финансового характера, в силу того, что возможности LEA на местах неодинаковы.

 

Германия

 

Образовательное законодательство и управление системой образования являются в основном ответственностью Земельных правительств, а потому ситуация по территориям может иметь отличия. Не совпадают и формы поддержки учеников со специальными образовательными потребностями, интегрированными в обычные учебные заведения. Рамочным документом для всех Земель можно считать «Рекомендации по организации специального образования» (март 1972 г.). За последующие 20 лет усилились тенденции социальной и образовательной интеграции инвалидов, что привело к улучшению поддержки учеников с недостатками умственного и физического развития, интегрированных в общеобразовательную школу.

На сегодняшний день возможны различные формы поддержки внутри системы образования. Превентивные меры, подразумевающие соответствующее консультирование учителей и родителей; междисциплинарное сотрудничество при раннем вмешательстве. Совместное обучение/уроки. Поддержка обеспечивается специальным педагогом или другим профессионалом в классе или за его пределами на протяжении полного или неполного рабочего дня (в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка или школьной организационной ситуации). «Кооперативные формы» — тесное педагогическое сотрудничество между специальными и обычными школами, обеспечивающее ученикам возможность совместной деятельности. «Кооперативные формы» позволяют обогатить учебную деятельность, всю школьную жизнь для всех детей и педагогов учебных заведений, вовлеченных в интегрированное обучение.

В помощь школьным учителям-предметникам призываются специальные педагоги, чья задача — усиление работы, проводимой основным учителем в ситуации интегрированного обучения. Поддержка может также предоставляться специальными объединениями – региональными или «надрегиональными» учреждениями, например, такими, как специальные педагогические центры (Forderzentren). Эти центры способствуют в решении вопросов организации образования, обеспечивают трудовое обучение и допрофессиональную подготовку молодежи. Подобное сопровождение осуществляется специалистами и территориально максимально приближено к месту проживания учащегося. В суверенных землях работа Forderzentren может иметь определенные отличия, но их деятельность повсеместно выходит за рамки непосредственной работы с учеником. Forderzentren сотрудничают с отдельными педагогами и школами в целом. Представители Центра консультируют учителей специальных и общеобразовательных школ, помогают в составлении и реализации индивидуальных учебных планов, изготовлении учебных пособий, материалов и т.д.

Ряд земель использует в работе рекомендации, именуемые «Баланс ущерба». Они касаются школьников с особыми образовательными потребностями, обучаемых по общей программе. Речь идет о детях, у которых нет проблем в овладении программой, но имеются затруднения, обусловленные каким-либо физическим недостатком. На практике это может означать ограничение в занятиях по отдельному предмету, способу тестирования, предоставление на выполнения задания большего времени или особой технической помощи и т.д. В сопровождении интегрированных учащихся могут участвовать учебные власти органов местного самоуправления, ресурсные центры и социальные службы. Конкретно это будет зависеть от обеспечения, предусмотренного законодательством различных земель. Ввиду усиления процесса интеграции условия обучения существенно меняются. Школы и преподаватели все больше соглашаются с концепцией более гибких форм преподавания и учебы. Учебная программа для школ явно наделяет учителей большой свободой, чтобы поощрить их к сосредоточению на индивидуальном развитии и специальных потребностях учеников, а не формальных учебных целях.

 

Греция

Специальный педагог играет в обычном классе вспомогательную роль, от него требуется информировать сотрудников школы о наличии у ученика особых образовательных потребностей. Работа специального педагога заключается в непосредственной помощи ученику и консультировании учителя класса. Последнему, в частности, оказывается помощь в отборе учебного материала и дифференциации учебного плана. Кроме того, специальный педагог информирует одноклассников интегрированного ученика о его проблемах, способствует организации сотрудничества между школой и семьей ребенка с особыми образовательными потребностями. Образовательная поддержка оказывается ученику исключительно в стенах школы. Специальный педагог напрямую сотрудничает со школьным советником по вопросам специального образования, который одновременно курирует несколько школ. При необходимости социальная и психологическая поддержка может быть предоставлена вне школы. В основном она предоставляется через медико-педагогические центры Министерства социального обеспечения.

 

Дания

В общеобразовательной школе ответственность за удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся возложена на учителя. Определяет эти потребности психолого-педагогическая служба, которая в дальнейшем следит за развитием учащегося, вносит коррективы в программу его обучения. Вопрос о направлении ученика на специальное обучение находится в компетенции завуча. В случае интеграции ребенок может рассчитывать на различные типы поддержки: специальное обучение в классе со специальным преподавателем; «групповое обучение» вне класса (если ученик нуждается в регулярной поддержке по одному или более предметам). Также ученик может получать помощь от специального педагога, сотрудничающего с классным учителем несколько часов в день. У учителя может быть ассистент, который будет сопровождать ученика во время перемен и внеурочных мероприятий. Учитель, специальный педагог и ассистент работают в тесном сотрудничестве.

 

Ирландия

Поддержка интегрированных учеников с трудностями в обучении и физическими недостатками обеспечивается специальным педагогом, учителями-предметниками, ассистентами, а также специалистами внешкольной образовательной и психологической служб Департамента образования и науки. Об учениках начальных классов (и чуть старше) в случае наличия у них проблем с овладением чтением и математикой заботятся выделенные для этого специальные педагоги. С 2000 года их услугами обеспечены все школы страны. В общеобразовательных школах для учеников со стойкими трудностями в обучении создаются специальные классы, либо с ними работает специальный педагог.

Внешкольная (приходящая) Образовательная служба Департамента образования и науки предоставляет поддержку дошкольникам, ученикам школ и их родителям. Прежде всего, речь идет о детях с нарушением зрения и слуха, но некоторые из приходящих преподавателей также предоставляют услуги ученикам с синдромом Дауна. Специалисты службы посещают не только начальные школы, но и учеников более старшего возраста, работая как в классе, так и вне его. Они консультируют школьных учителей по вопросам учебного подхода, методики, программ и ресурсов. Чтобы обеспечить каждому ребенку право на образование, педагоги Образовательной службы могут сотрудничать с профильными государственными и добровольными организациями. Психологическая служба Департамента образования и науки обеспечивает экспертизу (оценку) и консультационные услуги для общеобразовательных школ, уделяя особое внимание ученикам с эмоциональными и поведенческими проблемами, а также ученикам с трудностями в обучении. Поначалу эти службы концентрировались в крупных городах, но в 1999 году их заменила единая Национальная образовательная психологическая служба(NEPS), что позволило обеспечить сопровождение учеников, проживающих вне городов.

В 1998/99 учебном году сопровождением обеспечивались все интегрированные ученики, имеющие особые образовательные потребности, а также учащиеся специальных классов. Беря курс на интегрированное обучение, Ирландияпоставила своей целью предоставить всем лицам с особыми образовательными потребностями доступ к необходимым ресурсам. Юридически такое стало возможным благодаря Акту об Образовании (1998), который на деле позволяет упомянутым людям воспользоваться конституционным правом на образование. Акт гласит, что Министр образования и науки обязан обеспечить каждому жителю страны, включая граждан с физическими нарушениями или другими специальными образовательными потребностями, доступность служб поддержки и качественное образование, в соответствии с запросами и способностями человека.

Исландия

По закону об обязательном образовании (1995) дошкольники и школьники с особыми образовательными потребностями имеют право на специальную поддержку. Специальное образование включает изменение учебных целей, содержания программы и обучающих методов. Положение «Об оказании услуг школам» (1996) обязало местные органы самоуправления обеспечивать муниципальным общеобразовательным школам необходимое сопровождение, включая услуги специальных педагогов, психологов и других специалистов. Под сопровождением подразумевается консультирование школьных учителей по вопросам учебной программы и преподаванию основных предметов, психологическое консультирование учащихся. Основное внимание уделяется помощи учителям и завучам в их повседневной работе, в том числе с интегрированными учениками, имеющими особые образовательные потребности, а также инициативам учителей по улучшению жизнедеятельности школы. Цель сопровождения школы привлекаемыми извне специалистами - повышение профессиональной компетенции штатных сотрудников учебного заведения, которые должны научиться решать проблемы интегрированного обучения самостоятельно. В числе услуг внешкольных специалистов — консультирование родителей.

В большинстве общеобразовательных школ есть завуч, отвечающий за организацию специального образования, в его компетенцию входит приглашение специалистов, в которых нуждаются интегрированные ученики. Этот представитель школьной администрации координирует работу тех кто, так или иначе, оказывает помощь школьникам с особыми образовательными потребностями. Он ответственен за оптимальное использование различных методов и ресурсов помощи, доступных в школе. Кроме того, он может вести специальные занятия, совместно с учителем-предметником разрабатывать индивидуальные программы обучения.

Кроме всего прочего общеобразовательные школы могут также получать поддержку от школ специальных.

 

Испания

Декрет № 969/1995 определил структуру помощи ученикам, имеющим особые образовательные потребности. При необходимости школа может запросить у местных органов управления образованием любой вид помощи для тех учеников, которым она требуется. Учителя всегда остаются ответственными за организацию работы в классе, оценку знаний и поддержание контакта с семьей (информация, сотрудничество, совместная работа и т.д.). Учитель-предметник работает совместно с привлекающимися специалистами (логопедами, консультантами, специальными педагогами, физиотерапевтами и т. д.).

Общеобразовательная школа может претендовать на поддержку внешнюю и внутреннюю. Первую предоставляют местные службы «Психолого-педагогической поддержки» (EOEP), которые курируют различные учебные заведения. Сотрудники EOEP отвечают за психолого-образовательную оценку учеников; рекомендуют учителю и школьно-преподавательскому составу, какие следует принимать меры; отслеживают динамику обучения детей с особыми образовательными потребностями; работают с семьей.

Второй тип помощи — внутришкольная поддержка. В штате всех начальных учебных заведений есть коррекционный педагог для помощи в обучении. Когда бы ученик с особыми образовательными потребностями не был интегрирован в начальную или среднюю школу, он получит необходимую профессиональную помощь, в том числе в лице специального педагога по профилю имеющегося нарушения.

Поддержка может предоставляться учителям при дифференциации и применении учебной программы для класса. Для этого могут привлекаться различные профессионалы: преподающий психолог, специалист преподаватель, логопед и т.д. Они же могут помочь ребенку адаптироваться в условиях школы, разработать для него индивидуальную образовательную программу. Поддержка может быть также сосредоточена на консультировании по выбору используемых методов и техник обучения.

Италия

Закон 104/1992, вводя полную образовательную интеграцию, предусмотрел сопровождение ученика с особыми образовательными потребностями специальным педагогом. Наличие у него таких потребностей должно быть официально установлено (Декрет от 24 февраля 1994 года).

В штате дошкольных учреждений, начальной и средней школы есть ассистенты учителя, которые наравне с основными педагогами несут ответственность за качество обучения всех воспитанников учебного заведения. Ассистенты (помощники учителя) могут работать с учениками в классе или вне него, индивидуально или в малых группах. Вместе с основным педагогом они составляют индивидуальный учебный план для каждого интегрированного ученика, участвуют в его реализации.

На местном уровне под контролем Образовательного департамента Провинции при необходимости создаются так называемые рабочие группы. В них входят школьные инспекторы, различные специалисты, представители ассоциаций инвалидов. Задача рабочих групп состоит в том, чтобы отслеживать и оценивать работу муниципальных школ по организации интегрированного обучения, а также помогать в его организации, консультировать школьную администрацию и педагогов. При необходимости поддержка может осуществляться силами муниципальных служб здравоохранения.

 

Люксембург

Закон 1994 года, предусматривает для учеников с особыми образовательными потребностями различные формы школьного обучения. В нем же юридически закреплены организационные формы их сопровождения. В условиях общеобразовательной школы помощь интегрированному ребенку оказывает не штатный специальный педагог, а так называемый «вспомогательный персонал». Его составляют специальные педагоги, профессиональные терапевты, специальные инструкторы (в т.ч. методисты ЛФК), психотерапевты, логопеды, которые не являются преподавателями школьных дисциплин, но имеют общепедагогическую подготовку. Представители вспомогательного персонала являются специалистами в сфере обучения и коррекции (реабилитации). По мнению авторов закона, подобное разделение ответственности на практике дает хорошие результаты. Школьный учитель непосредственно отвечает за общую работу класса и не должен волноваться о проблемах разделения ответственности за методы классного обучения интегрированных учащихся. Необходимую дополнительную информацию (инструкции) ему должны давать члены вспомогательного персонала. Помощь предоставляется Амбулаторным реабилитационным департаментом (SREA), который несет ответственность за предоставление помощи в классе и имеет дело непосредственно со школьными инспекторами и учителями.

 

 

Нидерланды

Сопровождение интегрированных учащихся обеспечивается коррекционными педагогами, приходящими из специальных школ. Они же консультируют педагогов и администрацию общеобразовательных учебных заведений. Педагоги специальных школ, призываемые в обычную школу, помогают учителям в разработке учебных планов для интегрированных учащихся, обеспечивают их дополнительным учебным материалом, а также индивидуально занимаются с учениками, имеющими те или иные нарушения.

В качестве куратора может привлекаться и штат общеобразовательной школы, имеющий большой опыт организации интегрированного обучения. В подобных случаях поддержка оказывается в форме информирования учителей о характере индивидуальных образовательных потребностях и предоставления дополнительных учебных материалов. Общеобразовательная школа может обратиться за увеличением бюджета и ввести в штат «вспомогательного преподавателя», на которого ляжет ответственность за предоставление непосредственной помощи и поддержки интегрированным ученикам. Исполнение функций вспомогательного преподавателя может быть возложено на одного из учителей общеобразовательной школы.

Отбор претендентов на интегрированное обучение достаточно строг. Его обеспечивают специальные школы, рекомендуя к переводу в учебном заведении общего типа тех детей, которые способны демонстрировать хорошие результаты.

Затрудняет организацию интегрированного обучения законодательная фиксация сопровождения по времени. Гарантированное бюджетное финансирование услуг привлекаемых специалистов рассчитано на определенный срок. Так, сопровождение учащихся с физическими недостатками силами приходящих педагогов ограничено двумя годами. По истечении этого времени, школа вынуждена самостоятельно искать способ организации сопровождения интегрированных учеников. Таким образом, даже при соответствующем бюджетном субсидировании сопровождения интегрированных учеников общеобразовательное учебное заведение на определенном этапе сталкивается с финансовыми проблемами в обеспечении качественной помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Другой проблемой является ограниченная возможность учителей массовых школ посещать краткосрочные вводные курсы, знакомящие со спецификой работы с детьми, имеющими те или иные физическими недостатками. На момент подготовки Национального доклада (1999) учителя общеобразовательных учреждений получали необходимую информацию преимущественно от приходящих педагогов специальных школ. В качестве наиболее эффективных с точки зрения повышения квалификации учителей, работающих с интегрированными учениками, называют региональные курсы.

 

Норвегия

Сопровождениеобеспечивается Образовательной психологической службой(EPS),сотрудники которой оказывают консультативные услуги учебным заведениям и родителям. Обсуждается содержание, уровень и организационные формы специального обучения. EPS несет основную ответственность за консультирование учителей в их повседневной работе с учениками. В случаях, когда сотрудникам EPS не хватает специфических знаний, они могут обратиться за помощью в один из Национальных ресурсных центров. Эти центры также организуют профильные краткосрочные курсы повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ.

Ответственность за всех учащихся класса возложена на учителя, который, как правило, имеет специального ассистента, помогающего в работе с интегрированными детьми. Специальный учитель-ассистент может привлекаться на неполный или полный рабочий день. В его обязанности может входить присутствие на уроках и/или физическое сопровождение ученика на переменах.

 

Португалия

Поддержка интегрированного ученика обеспечивается школьным учителем непосредственно в классе. Именно он несет ответственность за прохождение учебной программы. В классе может оказаться несколько учеников, имеющих несходные проблемы (стойкие трудности в обучении, нарушение поведения и т. д.), к решению которых учитель не подготовлен. Он может не знать, какого рода затруднения испытывает ребенок, не всегда владеет профессиональными знаниями для организации дифференцированного индивидуального обучения. Педагоги общеобразовательных школ нуждаются в индивидуальных программах для учеников, в овладении навыками использования вспомогательных технических средств и новых технологий в их каждодневной практике обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Закон 1997 г. («Despacho Conjunto №105/97») повысил ответственность общеобразовательной школы за качество обучения интегрированных учеников. Его принятие было обусловлено стремлением изменить представление о ресурсах, необходимых школе. Признано, что вместо привлечения специалистов извне следует иначе комплектовать штат общеобразовательной школы. Изменение кадровой политики призвано обеспечивать более гибкую и организованную поддержку учителей-предметников, способствовать созданию внутри школы специальной команды, обеспечивающей консультирование предметников в их работе.

Основной функцией специальных педагогов, которые при необходимости могут работать в разных школах, является: сотрудничество с завучем и школой в целом, а также с преподавателями класса, в котором учится интегрированный ребенок. Специалист помогает учителю гибко перестраивать учебную программу; дифференцировать ее в соответствии с возможности ученика, использовать специальные методы обучения.

 

Финляндия

Сопровождение интегрированных детей обеспечивается работниками школьной медицинской службы и службой образования местных органов самоуправления. Первая отвечает за программу поддержки, которая осуществляется различными специалистами и терапевтами (логопедами, психотерапевтами, психомоторными терапевтами и т.д.). Вторая — призвана обеспечивать необходимые условия обучения для интегрированных учеников. В случае необходимости учебная программа может быть адаптирована в соответствии с возможностями ребенка. Для каждого ученика, переведенного на специальное обучение, составляется индивидуальный план, учитывающий требующееся ему учебное расписание. Учебный план создается всей командой, отвечающей за благополучие ребенка, сообща. В команду входит сам ученик, его родители, все работающие с ним педагоги, специалисты и эксперты. Ученик может посещать основную учебную группу все время или только некоторые уроки. В школьном штате есть спе

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.