Сделай Сам Свою Работу на 5

Перечень контрольных вопросов

ГОУ ВПО «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИСТЕТ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии

УТВЕРЖДЕНО на ЦМК медико-профилактических дисциплин Председатель: д.м.н., профессор Ковальчук В.К. ___________________________ « __ » _____________ 200__ г. Протокол № ___ УТВЕРЖДЕНО на методическом совещании кафедры Зав. кафедрой: д.м.н., профессор Шаркова В.А. _______________________________ «___» _______________ 200 г. Протокол № ___

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для студентов

По подготовке и проведению практического занятия

«Микробиология и иммунология раневых (газовая гангрена, столбняк) и пищевых (ботулизм) анаэробиозов».

Факультеты лечебный, педиатрический,

Медико-профилактический

III курс, V семестр

Продолжительность занятия 3 академ. час.

Составитель: ассистент Карпенко Н.В.

Владивосток, 2009 г.

 

Тема:микробиология и иммунология раневых (газовая гангрена, столбняк) и пищевых (ботулизм) анаэробиозов.

1. Мотивация:анаэробная клостридиальная инфекция – одно из грозных осложнений раневого процесса в военные годы. В мирное время она сопутствует производственным и бытовым травмам. Как правило, 2/3 заболевших – это люди, занятые сельскохозяйственными работами, 1/3 – составляют дети. Помимо этого, клостридии могут вызывать тяжёлые, иногда смертельные пищевые интоксикации, связанные с отравлением экзотоксином клостридий ботулизма и преимущественно консервированными продуктами, загрязненными почвой.

Биология клостридий, возбудителей газовой гангрены, столбняка, ботулизма – яркая иллюстрация изменений вирулентности вида в зависимости от среды и условий обитания микроорганизмов (авирулентность вегетативных форм, постоянных обитателей кишечника и агрессивность внекишечных споровых штаммов).

Газовую гангрену, столбняк, ботулизм относят к числу тех немногих заболеваний, при которых гарантия излечения возможна лишь при использовании специфических средств иммунопрофилактики, иммунотерапии.

Все это обязывает знать особенности биологии и эпидемиологии, основные проявления клостридиальной инфекции, уметь отобрать материал для исследования, расшифровать результаты последнего; рационально использовать специфические профилактические и лечебные препараты.

2. Цель обучения, воспитания и развития:Изучить этиологию, биологические свойства возбудителей, таксономическую характеристику, патогенез анаэробных инфекций, характерные особенности клинического течения и иммунитета. Выборметодов лабораторной диагностики, материала исследования, забор, направление его в лабораторию. Ознакомить с исследованием материала и оценкой результатов лабораторных исследований.

На основе изучения учебного материала формировать умение сопоставлять факты, делать выводы, развивать личностные качества. Стремиться использовать современные достижения науки, отечественных ученых.

3. Задачи обучения и воспитания:

3.1. Студент должен знать:

1. Классификацию возбудителей анаэробной раневой и пищевой инфекций.

2. Морфологию и тинкториальные свойства клостридий, назначение структурных элементов.

3. Антигенную структуру возбудителей.

4. Источники и пути инфицирования.

5. Патогенез поражений при анаэробной инфекции.

6. Основные клинические проявления.

7. Особенности иммунитета.

8. Материал и методы лабораторной диагностики: микроскопический, микробиологический, биологический. Уметь расшифровывать результаты.

9. Принципы и препараты специфической терапии анаэробной раневой и пищевой инфекций, механизм действия препаратов для специфической терапии. Возможные осложнения при их применении.

10. Профилактика: неспецифическая, специфическая, препараты. Особенности вакцинопрофилактики при столбняке (сроки вакцинации, виды вакцин). Показания и противопоказания к назначению.

4.2. Студент должен уметь: сопоставлять биологические свойства возбудителей анаэробной инфекции с патогенетическими механизмами, анализировать их с учетом динамики развития, используемых методов методы лабораторной диагностики, материала исследования. Уметь забирать материал, направить его в лабораторию. Уметь оценивать результаты лабораторного исследования. Уметь выбрать препараты для специфической терапии и профилактики анаэробной инфекции.

4.3. Личностно - и профессионально ориентированное воспитание:

– на всех этапах изучения учебной темы (при работе в учебной и научной библиотеках, при общении на практических занятиях и лекциях между студентами и преподавателем и т.д.), совершенствовать внимательность, пунктуальность, наблюдательность, доброжелательность и другие качества, необходимые для успешной работы, в общении с коллегами и медицинским персоналом;

– при общении друг с другом, преподавателями формировать элементы общения и профессиональное поведение на принципах медицинской этики и деонтологии. При этом обратить особое внимание на значение профессионального реестра речи;

– при подготовке к практическим занятиям (изучение учебной и научной литературы), во время разбора теоретического материала и решении ситуационных задач уметь сопоставлять факты, делать выводы, т.е. формировать основы логического мышления;

– помнить, что основы логического мышления включают в себя умение использовать знания при анализе конкретной ситуации с целью выделения главного (главного звена патогенеза, ведущих патогенетических факторов и др. и соответственно выбор метода и материала исследования) и выстраивать логическую систему причинно-следственных отношений в развитии патологии. При анализе патологического процесса или заболевания необходимо так же учитывать особенности индивидуальной реактивности, возможности механизмов резистентности и особенности конституции пациента.

Этапы проведения занятия

План практического занятия

Основные педагогические технологии Учебное время
I Вводная часть: - организация занятия; - определение тематики, ее мотивация, цели и задачи занятия, план его проведения; - вводный контроль исходного уровня знаний студентов (20-25 минут)
II Основная часть занятия: - определение общих и индивидуальных заданий для самостоятельной деятельности студентов - самостоятельная деятельность студентов в учебное время, управляемая преподавателем; - обсуждение основных и проблемных вопросов в форме дискуссии - итоговый контроль конечного уровня знаний студентов (решение клинических ситуационных задач по теме). (90 мин)  
III Заключительная часть занятия: - подведение итогов занятия; - текущая аттестация профессиональных знаний, умений, навыков студентов - определение общих и индивидуальных заданий для СДС во внеучебное время; - оглашение плана практического занятия следующего занятия (20-25 минут)

6. Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной деятельности студентов (СДС) в учебное время:

1. Подготовить к проверке материалы по самоподготовке (письменные ответы на вопросы домашнего задания, лекции по теме занятия).

2. Сформулировать цель занятия.

3. Контроль исходного уровня знаний.

4. Обсуждение решения ситуационной задачи по учебной теме, согласно ниже представленного алгоритма (см. п.5).

5. Выполнить самостоятельное решение ситуационных задач в соответствии с алгоритмом:

– на основании жалоб больного, объективных и эпидемических данных, выбрать метод и материал для лабораторного исследования; обосновать;

– на основании выше перечисленного и данных лабораторных исследований указать предположительный диагноз;

- проанализировав возможные причины развития инфекционной патологии и наличие неблагоприятных условий, способствующих развитию патологического процесса, наметить план и сроки специфической и неспецифической профилактики;

– проанализировать механизмы развития патологического процесса с выделением главного звена патогенеза, цепи причинно-следственных связей, наличия и механизмов развития с особенностями этиологического компонента, клиническими проявлениями, выбором материала исследования и сроков его забора;

– рассмотреть и обосновать механизмы развития клинических проявлений (симптомов и синдромов) и лабораторных данных патологического процесса;

– оценить динамику и характер развития патологического процесса, особенности антигенной характеристики возбудителя;

– показать взаимосвязь между механизмами повреждения и защиты (основываясь на законе диалектики – «единства и борьбы противоположности»);

– охарактеризовать степень «достаточности» защитно-приспособительных механизмов, обосновать их целесообразность в конкретной ситуации;

– обосновать основы этиотропного и специфического лечения и профилактики.

Задание на самоподготовку.

7.1. Вопросы для повторения, необходимые для успешного усвоения данной темы (истоки знаний):

1. Сущность анаэробного дыхания. Значение работ Пастера в открытии анаэробиоза.

2. Питательные среды для культивирования анаэробов.

3. Особенности культивирования анаэробов.

4. Строение и свойства экзотоксина.

5. Лечебные антитоксические сыворотки: поли – и моновалентные, гетеро – и гомологические.

6. Реакция нейтрализации (РН): механизм, постановка in vivo, in vitro, учет результатов.

7. Анаэробы – представители нормальной микрофлоры человека.

Перечень контрольных вопросов

№ п/п Вопросы для самоподготовки Целевые установки ответа на вопрос  
1. Открытие и изучение возбудителей газовой гангрены, столбняка, ботулизма. Заслуги отечественных ученых (исследования В.И. Монастырского, Н.И. Пирогова) в изучении условий, способствующих возникновению раневой анаэробной инфекции.  
2. Таксономия и биологические свойства клостридий – возбудителей раневых, пищевых анаэробных инфекций. - семейство, род, вид - морфотинкториальные, культуральные свойства - антигенные варианты Зарисовать, обозначить структурные элементы.
3. Факторы патогенности возбудителей газовой гангрены, столбняка, ботулизма. Патогенез поражений при раневых (газовая гангрена, столбняк) и пищевых (ботулизм) анаэробиозах. Основные клинические проявления. Записать и уметь объяснить влияние ферментов патогенности, экзотоксина возбудителей на развитие патологического процесса. Охарактеризовать особенности воспаления при анаэробной инфекции. Перечислить основные клинические проявления при ботулизме.
4. Особенности эпидемиологии - источник заболевания - объяснить механизм передачи - охарактеризовать резистентность возбудителей
5. Принципы лабораторной диагностики   - правила сбора, транспортировки материала для исследования при подозрении на анаэробную инфекцию - оформление направления в бактериологическую лабораторию - методы лабораторной диагностики: микроскопический, бактериологический, биологический.
6. Особенности иммунитета. Иммунопрофилактика, принципы лечения - основные препараты и их применение - возможные осложнения и способ их предупреждения - профилактика: специфическая и неспецифическая

Задания для СДС во внеучебное время.

1. Подготовить реферативные сообщения в мультимедийной или слайд- проекции по теме занятия: «Возбудители неклостридиальной анаэробной инфекции – пептострептококки, бактероиды, фузобактерии, кампилобактерии» с использованием литературных источников (статьи мед. журналов, интернет-источники).

2. Составить ситуационные задачи по теме занятия, с приведением эталона ответа. Задачи принимаются в печатной форме и на эл. носителе. Их содержание и оформление осуществляется согласно общим критериям ситуационных задач по предмету микробиология, вирусология, иммунология.

7.4. Задания для самоконтроля:

Тестовый контроль исходного уровня знаний:

1. Для выявления спор бактерии окрашиваются по методу:

а Грама б) Ожешко

в) Бурри г) Нейссера д) Леффлера

2. Для культивирования анаэробов используются все среды, кроме:

а) молоко по Тукаеву; г) среда Плоскирева;

б) тиогликолевая среда; д) среда Вильсон-Блера;

в) среда Цейсслера (кровяной МПА); е) среда Китт-Тароцци.

3. Споры образуются при неблагоприятных условиях:

а) во внешней среде

б) в организме человека и животного

4. Анатоксин – это:

а) бактериальный антиген б) обезвреженный токсин

в) антитело против токсина

5. Антитоксин – это:

а) обезвреженный токсин б) антитело против токсина

6. Высокой иммуногенностью обладает:

а) экзотоксин б) эндотоксин

7. Возбудителем пищевых отравлений не является:

а) C. tetany б) C. botulinum в) C. perfringens

8. С какой целью проводится реакция нейтрализации (РН) при газовой гангрене

а) серологическая идентификация возбудителей

б) серологическая идентификация экзотоксинов

в) из любопытства

9. Накопление инфекционного материала при подозрении на анаэробную инфекцию проводят на среде:

а) Китта-Тароцци

б) 1% пептонная вода

в) среда Серова

10. К способам создания анаэробных условий относятся все, кроме:

а) м. Фортнера б) м. Перетца в) м. Ермольевой

Тестовый контроль итогового уровня знаний:

1. Из нижеперечисленных возбудителей пищевых отравлений споры образуют:

а) E. coli б) S. aureus;

в) C. botulinum; г) S faecalis.

2. Патогенез столбняка обусловлен преимущественно:

а) действием экзотоксина; в) инвазивностью возбудителя;

б) действием эндотоксина; г) ранением.

3. Изменения со стороны органов зрения (расстройство аккомодации, двоение в глазах, птоз) – первые симптомы:

а) ботулизма; в) газовой гангрены;

б) столбняка; г) дифтерии.

4. Для специфической терапии при ботулизме используют:

а) противоботулиническую антитоксическую сыворотку;

б) противоботулиническую антимикробную сыворотку;

в) ботулинистический анатоксин;

г) ботулинистический бактериофаг;

5. Для экстренной профилактики столбняка используют:

а) столбнячный анатоксин и противостолбнячную антитоксическую сыворотку

б) вакцину АКДС; г) столбнячный бактериофаг;

в) вакцину TABte;

6. Реакцию нейтрализации токсина антитоксином in vivo используют для обнаружения экзотоксина в промывных водах желудка при диагностике:

а) столбняка; в) газовой гангрены;

б) ботулизма; г) стафилококковой интоксикации.

7. Где располагаются споры у возбудителя столбняка и что они напоминают:

а) центрально – форма веретена

б) субтерминально – «теннисная ракетка»

в) терминально – «барабанная палочка»

г) центрально – ровная палочка

8.Какие условия способствуют развитию газовой гангрены:

а) отсутствие О2;

б) наличие гнилостной микрофлоры;

в) наличие аэробов в симбиозе;

г) наличие комбинации возбудителей газовой гангрены;

д) кровопотеря и гипоксия в организме;

е) возможны все варианты

9. Возможна ли передача инфекции от человека к человеку при столбняке:

а) возможна

б) невозможна

10. Среди перечисленных инфекций вакцинопрофилактика проводится при:

а) ботулизме б) эшерихиозе в) столбняке

Ситуационные задачи.Ответы обоснуйте и аргументируйте.

1. Рабочий во время земляных работ получил травму с повреждением наружных покровов. Через 3 дня, несмотря на хирургическую обработку раны, вокруг хирургического шва появился выраженный отек, синюшность, при пальпации отмечается крепитация.

Вопросы:

1. Какую инфекцию можно заподозрить?

2. Каким биопрепаратом проводится специфическое лечение?

2.Пострадавший в транспортной катастрофе мужчина, 36 лет, с обширными ранами, загрязненными землей, был доставлен в стационар. Хирургом-травматологом сделана операция и проведена экстренная профилактика столбняка.

Вопросы:

1. Какие препараты для экстренной профилактики столбняка были использованы врачом?

2. Какие препараты применяются для плановой профилактики столбняка? Какой иммунитет вырабатывается после их введения?

Приложение № 1.

Материал исследования при раневых инфекциях:

1. У детей и взрослых при травматических раневых инфекциях:

- отделяемое из раны;

- гной;

- отечная жидкость;

- кровь;

- кусочки некротизированной ткани;

- кости;

- обрывки одежды из ран;

- тампоны, извлеченные из раны;

- частицы земли;

2. У рожениц и женщин с постаботрным столбняком:

- кровянистые выделения матки

3. У новорождённых:

- отделяемое из пупочной раны;

- кровь;

4. При сборе трупного материала, кроме вышеперечисленного, следует искать сравнительно недавние рубцы ран, очаги воспаления, для исследования направлять 5 мл крови и кусочки печени, селезёнки (по 20 грамм).

5. Для профилактики клостридиальной инфекции подлежат исследованию:

- почва,

- пыль,

- перевязочный материал, хирургический шёлк, кетгут,

- ампулированные и неампулированные препараты для парентерального введения.

 

Приложение № 2.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.