Сделай Сам Свою Работу на 5

Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками.





Введение.

Выяснение закономерностей развития ребенка, специфики функционирования физиологических систем на разных этапах онтогенеза и механизмов, эту специфику определяющих, является необходимым условием обеспечения нормального физического и психического развития подрастающего поколения.

Изучение неврологических основ дефектологии, логопедии имеет большое образовательное значение в деле подготовки дефектологов. Им необходимо обладать знаниями о ребенке, закономерностях его развития, возрастных и индивидуальных особенностях. Эти знания чрезвычайно важны для разработки психофизиологических основ организации коррекционно-развивающей работы, выработки у ребенка механизмов адаптации, коррекции, компенсации, реабилитации, определения влияния на него инновационных технологий и т.п.

Впервые значимость комплексного знания физиологии, педагогики, психологии для педагога и воспитателя выделил известный русский педагог К.Д. Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» (1876 г.). Именно К.Д. Ушинский показал, что физиология относится к числу тех наук, в которых излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека.



Основы физиологии.

Итак, наша тема: Основы нейрофизиологии и ВНД.

Прежде чем говорить об основах нейрофизиологии, необходимо иметь понятие о термине «физиология», который является составной частью «нейрофизиологии». Физиология (от греч. fysis – природа, logos - знание) – это наука о процессах, протекающих в живом организме, о функциях организма, наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей (клеток, органов, функциональных систем).

Предметом физиологии является изучение жизнедеятельности целостного организма во взаимодействии с окружающей средой, в различных условиях существования. Физиология стремится вскрыть механизмы осуществления функций живого организма (рост, размножение, дыхание и т.д.) и их связь между собой, регуляцию и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи.



Физиология подразделяется на общую, изучающую основные физиологические закономерности, общие для самых различных видов животных организмов; частичную, в задачу которой входит изучение жизненных явлений у отдельных групп или видов животных организмов (напр. у беспозвоночных, у животных, у человека).

Изучение функций в историческом и индивидуальном развитии составляет предмет сравнительнойивозрастнойфизиологии.

Физиология тесно связана с анатомией, цитологией (наука о клетке), эмбриологией, биохимией и др. биологическими науками.

В физиологии широко применяется эксперимент. Путем воздействий на организм определенными способами исследуются функции организма не только естественных, но и в специально созданных (искусственных) состояниях и тем самым глубже познается жизнедеятельность организма.

В физиологии широко применяются опыты с изолированными(т.е. выделенными из организма) органами и тканями, помещенными в искусственные условия, либо в иной степени обособленными от организма.

Специальный раздел физиологии изучает процессы в живой клетке или в отдельных ее частях - микрофизиология.

Для познания всей совокупности жизненных явлений в их единстве и взаимодействии с окружающей средой в экспериментальной физиологии широко используется метод, введенный И.П. Павловым, известный под названием «Хронического опыта»: заранее оперированное и подготовленное животное позволяет изучать организм в условиях, близких к нормальным. При изучении организма человека с физиологической стороны эти данные широко используются. Однако при этом следует всегда иметь в виду особое значение, которое имеет для человека социальные условия, его общественно-трудовая деятельность.



Как научная дисциплина, физиология возникла из потребностей практики, в первую очередь медицинской,отсюда тесная связь физиологии с клиникой. Понимание болезненного процесса, его развития, течения и прекращения, также как профилактика и целенаправленное лечение, возможны только при всестороннем изучении физиологических процессов, протекающих в нормальном организме. Среди разделов частной физиологииимеет особенно большое значение физиология человека и тесно связанная с ней клиническая физиология. Отраслями физиологии человека являются: физиология труда, физиология питания, физиология спорта. К физиологии здорового организма тесно примыкают патологическая физиология, изучающая закономерности развития болезненного процесса и фармакологиянаука о действии лекарственных веществ на организм.

Из перечисленных наук, изучающих физиологию, остановимся на возрастной физиологии, которую мы – дефектологи и логопеды – должны знать.

Возрастная физиология – наука об особенностях жизнедеятельности организма, о функциях его отдельных систем, процессах, в них протекающих и механизмах их регуляции на разных этапах индивидуального развития.

Ее частью является изучение физиологии ребенка в разные возрастные периоды. Предметом возрастной физиологии являются особенности развития физиологических функций, их формирование и регуляция, жизнедеятельности организма и механизмов его приспособления к внешней среде на разных этапах онтогенеза.

Основные понятия возрастной физиологии:

- организм – сложнейшаяиерархически (соподчинено) организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Элементарной единицей организма является клетка. Совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и функции, образует ткань. Ткани образуют органы, выполняющие определенные функции. Функция – специфическая деятельность органа или системы.

- физиологическая система –совокупность органов и тканей, связанных общей функцией.

- функциональная система -динамическое объединение различных органов или их элементов, деятельность которых направлена на достижение определенной цели (полезного результата).

Взаимосвязь возрастной физиологии с другими науками.

К моменту рождения организм ребенка еще очень далек от зрелого состояния. Человеческий детеныш рождается маленьким, беспомощным, он не может выжить без ухода и заботы взрослых. Необходимо много времени, чтобы он вырос и стал полноценным зрелым организмом. Возрастная физиология – это раздел физиологической науки, изучающий биологические закономерности и механизмы роста и развития. Развитие многоклеточного организма (а организм человека состоит из нескольких миллиардов клеток) начинается в момент оплодотворения. Весь жизненный цикл организма от зачатия до смерти называется «индивидуальное развитие», или «онтогенез».

Предмет исследования физиологии развития ребенка – это закономерности и особенности жизнедеятельности организма на ранних этапах онтогенеза.

Наибольший интерес для нас, дефектологов, логопедов, в физиологии развития ребенка представляют этапы от рождения до морфофункционального и психосоциального созревания. Более ранние этапы, относящиеся к внутриутробному развитию, исследует наука эмбриология. Более поздние этапы, от достижения зрелости до старости, изучают нормальная физиология и геронтология.

Человек в своем развитии подчиняется всем основным законам, установленным Природой для любого развивающегося многоклеточного организма. Этот раздел физиологии называется «биология развития». В то же время в динамике роста, развития и созревания человека имеется немало специфических, особенных черт, присущих только виду Homo sapiens (человек разумный). В этой плоскости физиология развития теснейшим образом переплетается с наукой антропологией, в задачи которой входит всестороннее изучение человека.

Человек всегда живет в конкретных условиях окружающей среды. На него воздействуют ее факторы, сила действия и результат воздействия их могут быть различны. Это определяет связь физиологии с экологической физиологией, которая изучает воздействие на живой организм разнообразных факторов внешней среды и способы приспособления организма к действию этих факторов.

В периоды интенсивного развития особенно важно знать, как действуют на человека факторы среды, как влияют различные факторы риска. Этому традиционно уделяется повышенное внимание. И тут физиология развития тесно взаимодействует с гигиеной, поскольку именно физиологические закономерности чаще всего выступают в качестве теоретических основ гигиенических требований и рекомендаций.

Роль условий жизни, причем не только «физических», но и социальных, психологических в формировании здорового и приспособленного к жизни человека очень велика. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни – задачи педагогической валеологии, которая черпает фактический материал и основные теоретические положения из физиологии развития.

И, наконец, физиология развития представляет собой естественнонаучную основу педагогики. При этом физиология развития неразрывно связана с психологией развития, поскольку для каждого человека его биологическое и личностное составляет единое целое. Недаром, любое биологическое повреждение (травма, болезнь, генетическое нарушение и т.п.) неминуемо сказывается на развитии личности. Дефектологам (логопедам) одинаково необходимо хорошо ориентироваться в проблемах возрастной психологии и физиологии развития, только в этом случае наша деятельность принесет реальные результаты коррекции и компенсации.

Немного истории: возникновение первых представлений о физиологических функциях относится к глубокой древности. Но, основы физиологии как науки, были заложены трудами исследователей 16-18 веков (анатомические исследования А.Везалия, М.Сервета, открытие кровообращения У. Гарвеем, рефлексовР. Декартом, биоэлектрических явлений – Л. Гальвани). Первые работы по физиологии в России относятся к началу 18 века. М.В. Ломоносов обосновал трехкомпонентную теорию цветного зрения и дал классификацию вкусовых ощущений, сохранившую свое значение и поныне. Подлинного расцвета физиология достигла во второй половине 19 века на основе трех великих достижений естествознания:

1) открытие закона сохранения энергии

2) клеточной теории

3) эволюционного учения (дарвинизм)

К этому времени были накоплены многочисленныеэкспериментальные факты, но отсутствовали сколь-нибудь значительные теоретические представления о связи различных функций организма между собой. Во второй половине 19 века наибольшие достижения имели место в изучении функций отдельных органов и физиологическихсистем организма, а также регуляции и координацииих деятельности. Была выявлена тесная связь между строением органов и их функциями. Тонкие наблюдения и блестящие эксперименты выдающихся французских исследователей Ф. Мажанди, Клода Бернара, Э. Маре, немецких – Гельмгольца, Э. Пфлюгера, Э. Дюбуа-Реюмона, итальянского ученого Моссо, русских – И.М. Сеченого, И.П. Павлова, Б.Ф. Вериго, И.Е.Введенского и др. дали возможность более детально изучать деятельность сердечно-сосудистой системы, органов чувств, дыхательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, органов выделения, мышц, обмена веществ и др.

Во второй половине 19 века и первой половине 20 века широко развернулось и далось изучение функций нервной системы. Была выдвинута рефлекторная теория нервной деятельности и на ее основе дана общая характеристика физиологии ЦНС. Важнейшее значение имели работыИ.М. Сеченова, которыми были заложены основы изучения функцийобщего отдела нервной системыголовного мозга – как материального субстрата психических явлений. И.П. Павлови его ученики создали новый раздел физиологии, имеющий первостепенное значение для материалистического естествознания – учение о ВНД человека и животных. Труды Павлова определили качественно новый этап в развитии физиологии и медицины. Характерной особенностью развития физиологии в России явилось широкое применение идей нервизма, то есть идеи целостности организма и взаимосвязи его с внешней средой на основе деятельности нервной системы при ведущем значении ее высших отделов, в первую очередь коры головного мозга.

Успехам физиологии способствовало развитие физики, химии, техники (особенно радиотехники, электроники, кибернетики). Совершеннейшие физические и химические методы исследования (осциллография – (лат. oscillo – качаюсь + греч. γραφω – пишу) для наблюдения зависимости между двумя или несколькими быстроменяющимися во времени величинами (электрическими или преобразованными в электрические); электроэнцефалография (греч. головной мозг) – это графическая регистрация биоэлектрической активности головного мозга электроэнцефалографом – для диагностических целей; энцефалоскопия (греч. skopeo – смотрю) – прибор или приспособление для наблюдений; применение высокочувствительных электронных измерительных приборов, электронной микроскопии (микроскоп), рентгеновских лучей, радиоактивных изотопов и т.д. позволили:

1) проникнутьв интимную сущность процессов, совершающихся не только в различных органах и физиологических системах, но и в клетках и частях клетки,

2) расширитьпредставления о сущности жизненных процессов, а так же

3) получитьновые факты и

4) выявитьнеизвестные до сих пор закономерности(значение для организма так называемых микроэлементовсеребра, меди, золотаи др., содержащихся в организме в ничтожных количествах),

5) участие коры надпочечников приспособительных реакциях организма.

Одной из важнейших задач современной физиологии является изучение эволюции функций и построение общей теории эволюции животногомира, объединяющей в единую систему как материалы эволюционной физиологии, так и материалы эволюционной биохимиии эволюционнойморфологии(от др. – греч. μορφή – форма) (наука о форме и строении организмов). Выделяют морфологию животных и человека, к которой относят анатомию, эмбриологию, гистологию и цитологию.

Морфология человекараздел антропологии, изучающий закономерности изменчивости организма человека (возрастные, половые, территориальные, профессиональные), а также вариации отдельных его частей.

Морфология в языкознании– это:

1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы как существования, так и формообразования,

2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

Труды выдающихся советских ученых (Павлова, Введенского, Бехтерева, Самойлова, Ухтомского; Орбели, Быкова, Штерн, Палладинаи др.), их учеников и последователей, а также крупнейших представителей зарубежной физиологической науки (Кеннона, Нахманзона— в США, Бакка — в Бельгии, Дейла, Шеррингтона, Фельдберга — в Англии, Лапика— во Франции) обогатили физиологию ценнейшими фактическими и теоретическими данными.

Основы нейрофизиологии.

Имея краткие сведения офизиологии, плавно переходим к теме: «Нейрофизиология».Термин состоит из 2-х корней:

Нейро (невр., невро) (греч. – neiros – жила, сухожилие, волокно, нерв) – это составная часть сложного слова, обозначающая «относящийся к нервам, к нервной системе»;

Физио(греч. fysis – природа), логия(греч. logos – знание).

Физиология– это наука о жизнедеятельности организма, о процессах, протекающих в их системах, органах, тканях, клетках и их структурных элементах.

Итак, нейрофизиология– это раздел физиологии высших животных и человека, изучающий механизмы деятельности нервной системыи ее основных структурных единиц – нейронов.

А что же такое нервная система? Прежде чем ознакомиться с понятием нервная система, введем термины ЦНС, ПНС, ВНС.

ЦНС –включает те части нервной системы, которые лежат внутри черепа и позвоночного столба – это головнойи спинной мозг. В ЦНС входят и выходят нервы. Если они располагаются внечерепа или позвоночника, то становятся частью ПНС – периферической нервной системы, состоящей из нервов (нервные волокна), нервных узлов (ганглии), нервных окончаний. Все ткани и органы связаны и управляются центральной нервной системой, а периферическая нервная система выполняет функцию проводника между ними, хотя сама находиться за пределами головного и спинного мозга. Благодаря своим функциям, она делится на соматическую и вегетативную.

Соматическая нервная система охватывает весь кожный покров и опорно-двигательный аппарат, обеспечивая при этом сенсорную и моторную функции.

Вегетативная нервная система отвечает за деятельность желез внешней и внутренней секреции, внутренних органов, состояние лимфатической и кровеносной системы. Ее функции распространяются на обеспечение дыхания, кровообращения, пищеварения, размножения, веществ в организме и его роста в целом.

ЦНС и ПНС могут работать совершенносамостоятельно, хотя являются составными частями нервной системы или функционируют при весьма ограниченном контроле со стороны ЦНС.

Теперь поговорим о понятии «нервная система».

Нервная система – это совокупность образований у животных и человека, осуществляющая постоянную связь организма с окружающей средой и взаимную связь органов между собой. Она регулирует и координирует все функции организма.

Что входит в понятие «совокупность образований», это – нервы, ганглии, органы чувств, мозг.

Нерв (лат. nervus – жила) – это анатомическое образование, состоящее из пучков нервных волокон, окруженных соединительными оболочками - обеспечивает проведение нервных импульсов, это основная часть периферической нервной системы (ПНС).

Ганглии (греч. ganglion – узел, подкожная опухоль) – это ограниченное скопление нейронов, расположенное по ходу нерва. В ганглиях находятся также нервные волокна, нервные окончания и кровеносные сосуды.

Органы чувств – органы зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, состоящие из чувствительных (рецепторных) нервных клеток и вспомогательных структур. Передают информацию в ЦНС. Они часто способствуют наиболее совершенному приспособлению организма к окружающему миру.

Мозг – центральный отдел нервной системы животных и человека. Состоит из нервной ткани: серого вещества (скопление главным образом нервных клеток) и белого вещества (скопление главным образом нервных волокон).

Вернемся к определению «нейрофизиология».Мы познакомились с понятием «нервная система», а теперь – о ее основных структурных единицах – нейронах.

Нейрон (греч. neuron - волокно) – это нервная клетка, состоящая из:

а) тела (сома)– все клетки животного и растения, за исключением половых;

б) отходящих от него отростков – относительно коротких дендритов и длинного аксона.

Нейрон – основная структурная и функциональная единица нервной системы.

Нейроны

а) проводят нервные импульсы от рецепторов в ЦНС (чувствительные нейроны), от ЦНС к исполнительным органам (двигательные нейроны);

б) соединяют между собой несколько других нервных клеток (вставочные нейроны).

Взаимодействуют нейроны между собой и с клетками исполнительных органов через синапсы.

Знакомясь с понятием «нейрон», мы отметили ряд терминов: клетка – дендриты – аксоны – рецепторы – синапсы. Расшифруем эти термины.

Клетка – это элементарная живая система, основа строения и жизнедеятельности всех животных и растений. Клетки существуют как

а) самостоятельные организмы (простейшие, бактерии), так и

б) в составе многоклеточных организмов, в которых имеются половые клетки, служащие для размножения и

в) клетки тела (соматические), различные по строению и функциям (нервные, костные, мышечные, секреторные).

Кстати, в организме новорожденного, у человека, около 2 · 10¹² клеток.

В каждой клетке различают две основные части: ядро и цитоплазму, в которых находятся органоиды. Структуру и функции клетки изучает цитология.

Ядро(биологическое понятие) – это жизненная необходимая часть растительных и животных клеток. Управляет синтезом белков (в том числе ферментов) и через них всеми физиологическими процессами в клетке. Большинство клеток содержит одно ядро.

Цитоплазма (греч. kitos – сосуд, plasma – содержимое) – это ионизированный газ, в котором концентрации положительных и отрицательных зарядов равны.

Итак, цитоплазма – это внеядерная часть протоплазмы животных и растительных клеток.

Органоиды (или органеллы) – это «органы» простейших, выполняющие различные функции: двигательные и сократительные, рецепторные, нападения и защиты, пищеварительные и секреторные.

Цитология – это наука о клетке. Она изучает строение и функции клеток, их связи и отношения в органах и тканях у многоклеточных организмов, а также одноклеточных. Цитология занимает центральное положение в ряде биологических дисциплин, тесно связана с гистологией, анатомией, генетикой, биохимией, микробиологией.

Дендриты – ветвящиеся отростки нервной клетки (нейрона), воспринимающий сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от внешних раздражителей. Проводит нервные импульсы к телу нейрона.

Аксон (греч. axon – ось) – нейрит, осевой цилиндр. Это отросток нервной клетки (нейрона), проводящий нервные импульсы от тела (сомы) клетки к иннервируемым органам и другим клеткам. Пучки аксонов образуют нервы.

Синапсы(греч. synapsis – соединение) – это область соприкосновения (контакта) нервных клеток друг с другом (межнейронный синапс) или иннервируемыми ими тканями (органный синапс).

Рецепторы(греч. recipere – получать) – это специализированная периферическая часть каждого анализатора: концевые образования афферентных нервных волокон, воспринимающие раздражение из внешней (экстерорецепторы) или из внутренней (интерорецепторы) среды организма и преобразующие физическую (механическую, тепловую) или химическую энергию раздражителей в возбуждение (нервные импульсы), передаваемые по чувствительным нервным волокнам в ЦНС.

Итак, мы познакомились с понятием «нервная система», которая управляет всеми физиологическими функциями. Многочисленные функции сложного животного организма восполняются различными специализированными органами: пищеварительными, дыхательными, выделительными, органами кровообращения, органами движения и др.

Существование организма как целого невозможно без взаимодействия, координирования различных функций между собой. Изменения в среде, окружающей организм, непрерывные изменения во внутренней его среде, требуют соответствующего регулирования интенсивности и качества функций всех органов; отдельные клетки, составляющие тот или иной орган, не могли бы действовать единовременно и согласованно, не получая импульсов.

В сложном организме высших животных и человека функция восприятияизменений внешней и внутренней среды и передача ответной реакции на исполнительные органы осуществляются специальными органами нервной системы.

Основным свойством элементов нервной ткани является возбудимость и способность передавать возбуждение в виде нервных импульсов на расстоянии.

Восприятие изменений среды происходит в особых органах – рецепторах.Всякое влияние среды, всевозможные раздражения: физические (свет, звук, давление, температура, прикосновение), химические (от веществ, находящихся в газообразном состоянии в воздухе, в воспринимаемой пище) перерабатываются в нервный импульс.Одни нейроны своими отростками связаны непосредственно с воспринимающими и исполнительными органами, другие являются передаточными между другими нервами.

Органами нервной системы, осуществляющими их функции являются:

- головной и спинной мозг,

- нервы мозга.

Мозгосуществляет централизованное управление организмом и его связь с внешней средой.

Нервы являются проводниками, по которым к мозгу от периферии тела текут нервные импульсы, а от мозга к периферии – ответные, исполнительные нервные импульсы. Подавляющее число нервных клеток (кроме чувствительных) ганглий сосредоточено в сером веществе головного и спинного мозга.

Головной мозгпредставляет собой очень сложное образование. В нем различают две основные структуры – подкорковый отдел и кору головного мозга. Свои функции мозг осуществляет на основе деятельности этих двух структур, что и обозначается термином «высшая нервная деятельность».ПонятиеВНДбыло сформулировано великим русским физиологом И.П. Павловым, который для человека поставил знак равенства между термином «психическая деятельность» и ВНД.У человека головной мозг обеспечивает в значительной степени все функции организма.

Прежде чем говорить об устройстве мозга, вспомним термины: ЦНС – основная часть нервной системы, представляющая собой скопление нервных клеток (нейронов) и их отростков и играющая важнейшую роль в осуществлении рефлекторной деятельности; состоит из а) головного мозга, который находится в полости черепа и

б) спинного мозга, расположенного в позвоночнике.

ПНС(периферическая нервная система) состоит:

- черепно-мозговых нервов,

- нервных сплетений,

- спинномозговых нервов.

Нервы доставляют импульсы из ЦНС непосредственно к мышце и информацию к периферии в ЦНС. Мозг имеет два полушария (правое и левое). Поверхностный слой полушарий – кора, вместе с подкорковымбелым веществом и несколькими небольшими ядерными структурами.

Все образования, находящиеся под полушариями, называются стволовымиструктурами, так как составляют ствол мозга, подобный стволу дерева, а полушария – как бы «крона».Вкроне главными областями являются:

- затылочная доля (в основном ответственная за зрение),

- височная доля (слух),

- теменная доля (реакция на сенсорные стимулы и управление движениями),

- лобная доля (координация функций других областей коры).

В стволе мозга различают

а) средний мозг(его важнейшие структуры – таламус (зрительный бугор) – это основная часть промежуточного мозга. Главный подкорковый центр, направляющий импульсы всех видов чувствительности (температурной, болевой и др.) к стволу мозга, подкорковым узлам и коре больших полушарий и гипоталамус –отдел промежуточного мозга (под таламусом) в котором расположены центры ВНС.Кстати он тесно связан с гипофизом – железой внутренней секреции, расположенной у основания головного мозга, вырабатывающей гормоны, влияющие на рост и развитие организма.

б) задний мозг, куда входят: мост, продолговатый мозг, мозжечок.

Цепочка мозга:

мозг большой – мозг головной – мозг задний – мозг продолговатый – спинной мозг – средний, промежуточный мозг – мозговой ствол(часть головного мозга, расположенная между спинным мозгом и полушариями большого мозга). К мозговому стволу относят:

- продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, промежуточный мозг.

Кстати, ребенок рождается со структурно готовым мозгом, но формирование и развитие его функциональной активности происходит:

а) после рождения,

б) под влиянием различной информации, поступающей из внешней среды в клетки ЦНС,

в) развитие функции мышления.

Итак, связь всех органов и тканей друг с другом и связь организма с внешней средой осуществляется нервной системой. Ее роль в организме заключается:

– во-первых, в интеграции (объединении) во времени, силе, качестве функции первичных элементов (клеток), образующих органы;

– во-вторых, в координации функций органов и систем друг с другом (например, кровообращение с работой мышц, дыхания с кровообращением и др.);

– в-третьих, в регулировании всех жизненных функций организма соответственно изменяющимся условиям среды.

Нервная система разделяется на центральную (ЦНС) и периферическую (ПНС).

Вся нервная система в целом и ее функционально-различные отделы работают по принципу рефлекса (безусловных и условных). Условные рефлексы представляют систему временных связей, приобретаемых в течение индивидуальной жизни, они осуществляются функцией коры полушарий головного мозга, обеспечивают связь организма с внешней средой и лежат в основе ВНД.

Вот теперь плавно переходим к основам ВНД.

 

ВНД.

«Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты.

Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения.

Настойчиво ищите законы, ими управляющие»

И.П. Павлов «Физиология ВНД (Из письма к молодежи)»

 

Приступая к изучению ВНД, нужно ясно себе представлять, что мозг есть аппарат нервной деятельности и в то же время он обеспечивает и психическую деятельность. Если мы изучаем мозг, то мы должны иметь понятие: относиться ли мозг только к нервной деятельности или наряду с нервной деятельностью мозг в то же время осуществляет и психическую, т.е. умственную деятельность.

ВНД – это деятельность высших отделов головного мозга (коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований), обеспечивающая совместно с деятельностью других отделов мозга нормальное существование организма и его постоянное приспособление к беспрерывно меняющимся условиям внешнего мира.

Основой ВНД, в отличие от простых однообразных и постоянных реакций организма на строго определенные внешние раздражители (безусловные рефлексы), являются так называемые условные рефлексыи сложные безусловные – инстинкты.

Рефлекс(лат. reflexus – отражение) – в физиологии – опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель.

Рефлекс безусловный –относительно постоянная наследственно закрепленная, осуществляемая с помощью нервной системой реакция организма на определенные раздражители (например, мигание, сосание у новорожденного).

Рефлекс условный –рефлекс, вырабатывающийся при определенных условиях в течении жизни животного или человека.

Сложные, безусловные инстинкты (лат. instinctus – побуждение) – наследуемое побуждение к совершению определенных целесообразных действий, имеющих жизненное значение.

Теоретические предпосылки для разработки учения о ВНД содержались в работах русского физиолога И.М. Сеченова, который указал, что в основе психической, интеллектуальной жизни, прежде считавшейся нематериальной, а потому непознаваемой также лежат материальные процессы – рефлексы.Развивая теоретические положения И.М. Сеченова, И.П. Павлов:

- разработал объективный метод изучения функций высших отделов ЦНС;

- раскрыл механизмы, лежащие в основе ВНД явлений, экспериментально доказав, что они осуществляются особыми рефлексами. Которые отличаются от безусловных, прежде всего тем, что не являются врожденными, а приобретаются в процессе индивидуального опыта каждого отдельного животного или человека, зависят от специфических для каждого из них условий существования.

В зависимости от характера внешней среды, условные рефлексы легко образуются и легко исчезают. При образовании условных рефлексов в головном мозге происходит ряд сложных процессов. Кора больших полушарий головного мозга представляет собой комплекс корковых концов, так называемых анализаторов.Под анализатором следует понимать сложный механизм, который начинается воспринимающим аппаратом – нервными окончаниями (рецепторами) глаза, кожи, слизистых оболочек, уха и т.д. и заканчивается в определенной, ограниченной группе клеток коры больших полушарий головного мозга, т.е. в корковом конце анализатора.

Нервный импульс, возникший при воздействии какого-либо раздражителя из внешней или внутренней среды на тот или иной рецептор, достигает по нервным волокнам определенной области коры головного мозга. Напр., световой раздражитель вызывает возбуждение в зрительных областях, расположенных в затылочных долях, звуковой – в слуховых, находящихся в височных долях и т.д. Точно также пищевые, болевые, температурные раздражители, вызывающие соответствующие безусловные рефлексы, создают очаги возбуждения в определенных участках коры головного мозга. Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы в коре больших полушарий головного мозга одновременно возникли два очага возбуждения.

Для возникновения условного рефлекса необходимо, чтобы в коре больших полушарий головного мозга образовалась временная связь между пунктами, один из которых воспринимаетусловные раздражения (напр. свет, звук), совпадающие с получением пищи и другими пунктами мозга, которые воспринимают безусловные раздражения (напр. вкус пищи, болевые ощущения и т.д.).

Любой орган может изменить свою деятельность под влиянием условного раз

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.