Сделай Сам Свою Работу на 5

Физическая культура во внерабочее время





К средствам физической культуры, которые реализуются во внерабочее время, относятся организованные занятия по общефизической подготовке, группы здоровья, занятия по профилированным видам спорта, оздоровительная гимнастика, восстановительные упражнения, реабилитационно-гигиенические мероприятия и др.

Оздоровительно-профилактическая гимнастика. Физические упражнения оздоровительно-профилактической гимнастики направлены не только на укрепление здоровья и общей физической подготовленности трудящихся, но и на профилактику отрицательных влияний, имеющихся на некоторых видах производств, на улучшение нервно-эмоционального состояния работающих после рабочего дня. Для более целенаправленного воздействия упражнений необходимо выявить главные факторы, отрицательно влияющие на здоровье, физическую подготовленность и работоспособность, а также оценить уровень интенсивности этого влияния. Занятия в основном проводятся после работы, упражнения подбираются такие, чтобы скомпенсировать профессиональные проблемы - вибрации, шум, загазованность помещений, усталость глаз и т. д.



Восстановительные упражнения. После рабочего дня, наряду с другими мероприятиями, целесообразны занятия комплексом упражнений, направленных на интенсификацию восстановительных процессов, особо это необходимо людям, занятым напряженным умственным или тяжелым физическим трудом, а также работающим в экстремальных условиях производства. Работникам умственного труда для снятия нервного напряжения и переключения внимания рекомендуется, помимо комплекса легких упражнений, выполнять умеренную по нагрузке ходьбу и легкие спортивные игры длительностью 45-60 мин.

Занятия в спортивных секциях. Увеличение объема и времени занятий физическими упражнениями и спортом положительно сказывается на способности к высокопроизводительному труду, так как это ведет к снижению утомления, улучшению здоровья, устойчивости к неблагоприятным производственным факторам. Занятия спортом особенно интересны в молодом возрасте, когда очень актуален эффект соревновательности. Важно на этапе обучения выбрать вид спорта, который поможет в становлении студента специалистом. Эффективными средствами комплексного формирования важных качеств будущего специалиста являются занятия профилированными видами спорта, выполнение комплексов профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), тренажерная подготовка, упражнения на комплексах «Здоровье» и др.



Для студентов вузов можно порекомендовать нижеследующие виды спорта, объединенные обобщенными характеристиками.

Виды спорта на выносливость: бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание, туризм, велоспорт, гребля, конькобежный спорт. Занятия этими видами спорта формируют прикладные навыки рациональной ходьбы и бега, обеспечивают высокий уровень работоспособности, функционирования и надежности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и системы терморегуляции, усиливают общую адаптационную способность и сопротивляемость организма, способствуют развитию общей выносливости, устойчивости к гиподинамии, неблагоприятным метеорологическим факторам производственной среды, интоксикации; развивают целеустремленность, терпимость, самостоятельность, стойкость.

Виды спорта, требующие сложной сенсомоторной координации: баскетбол, волейбол, ручной мяч, регби, теннис, хоккей, футбол, все виды борьбы, бокс. При систематических тренировках в данных видах спорта формируются навыки и умения коллективных спортивных действий, обеспечивается высокий уровень общей работоспособности, функционирования центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, зрительного, слухового, двигательного, тактильного анализаторов; развиваются выносливость, ловкость, простая и сложная двигательная реакция, быстрота и точность движений, умение дозировать небольшие силовые напряжения, объем, распределение и переключение внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, инициативность, помехоустойчивость и др.



Виды спорта, требующие развития координации движений: спортивная гимнастика, прыжки в воду, батут, акробатика и др. Эти виды спорта формируют навыки сенсомоторной координации, владения своим телом, работы на высоте; обеспечивают высокий уровень функционирования двигательного и зрительного анализаторов, вестибулярного аппарата. Они развивают способность дозировать напряжения по силе и амплитуде, силовую и статическую выносливость мышц, реакцию слежения, ловкость и координацию движений, гибкость, вестибулярную устойчивость. На их основе формируются чувства равновесия, движения, пространства, переключение и распределение внимания, решительность, самообладание, смелость.

Виды спорта на координацию движений и выносливость: альпинизм, спортивное скалолазание, горный туризм. Систематическая тренировка содействует формированию навыков в лазании, работе на высоте, страховке и самостраховке, оперативного мыщления, саморегуляции эмоционального состояния. В процессе занятий развиваются общая силовая и статическая выносливость основных мышечных групп, ловкость, координация движений, двигательная реакция, устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам, гипоксии, чувство пространства, наблюдательность, объем, распределение и переключение внимания, оперативная память, эмоциональная устойчивость, настойчивость, терпение, самообладание, решительность, смелость, стойкость, чувство коллективизма.

Виды спорта, требующие напряженной нервной деятельности: стрельба пулевая, из лука, шахматы. Регулярная тренировка обеспечивает выполнение двигательных заданий в условиях, требующих предельного напряжения нервной деятельности, хорошего состояния центральной нервной системы и зрительного анализатора. Тренировки развивают способность дозировать небольшие силовые напряжения, статическую выносливость мышц рук, спины, туловища (стрельба из лука). Развивается реакция слежения, концентрируется и формируется устойчивость внимания, оперативное мышление, эмоциональная устойчивость, выдержка и самообладание, терпение и др. Рекомендуются в сочетании со спортивными играми и упражнениями на выносливость.

Виды спорта с управлением радиотехническими системами: радиопеленгование, многоборье радистов. Тренировка в этих видах формирует навыки рациональной ходьбы, бега, работы с радиоаппаратурой, слуховых различений, оперативного мышления; обеспечивает высокий уровень физической работоспособности, развивает устойчивость к неблагоприятным метеорологическим факторам; расширяет объем, распределение, переключение и устойчивость внимания, оперативное мышление и др. Дополняется спортивными играми.

Многофункциональные виды спорта: многоборье, десятиборье, семиборье, полиатлон и др. Занятия обеспечивают умение восстанавливаться и мобилизоваться, сохраняют высокую общую физическую подготовку. Тренировки в многоборьях развивают силу, общую и силовую выносливость, ловкость, координацию и быстроту движений, хорошую сенсомоторную реакцию, переключение и распределение внимания, эмоциональную устойчивость и др. Рекомендуются в сочетании со спортивными играми всем будущим инженерам и другим специалистам.

Занятия рассмотренными выше видами спорта могут содействовать развитию комплекса психофизиологических качеств и прикладных навыков, наряду с решением других задач ППФП. Во внеучебное время ППФП реализуется в различных формах - утренняя зарядка, физические упражнения в течение рабочего дня, самостоятельные тренировочные занятия, массово-оздоровительные мероприятия и др.

Контрольные вопросы

1. Производственная физическая культура, ее цели, задачи.

2. Влияние условий труда и быта специалиста на выбор форм, методов и средств ПФК.

3. Методика составления комплексов упражнений в различных видах производственной гимнастики и определение их места в течение рабочего дня.

4. Производственная физическая культура в рабочее время.

5. Утренние или вечерние специально направленные физические упражнения.

6. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей.

7. Дополнительные средства повышения работоспособности.

8. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание ПФК специалистов.

 


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Физическая культура и физическая подготовка [Текст]:учебник для вузов/[И. С. Барчуков, Ю. Н. Назаров, С. С. Егоров и др.] ; под ред. В. Я. Кикотя, И. С. Барчукова.-М.:ЮНИТИ,2007.-429, [1] с.:ил. .-ISBN 9785238011578:266.00110

2. Физическая культура студента:Учебник для вузов/[М. Я. Виленский, А. И. Зайцев, Ю. Л. Кислицын и др.]; Под ред. В. И. Ильинича.-М.:Гардарики,2003.-446, [1] с.:ил.-(Disciplinae) .-ISBN 5829700107:118.00

3. Туманян, Георгий Саакович. Здоровый образ жизни и физическое совершенствование [Текст]:учебное пособие для вузов/Г. С. Туманян.-2-е изд., стереотип.-М.:Академия,2008.-332, [3] с.:ил.-(Высшее профессиональное образование) .-ISBN 9785769550461:191.40

4. Спортивные игры:Учебник для вузов/[В. Д. Ковалев, В. А. Голомазов, С. А. Кераминас и др.]; Под ред. В. Д. Ковалева.-М.:Просвещение,1988.-303, [1] с.:ил. .-ISBN 509000286X:0.85

5. Ланда, Бейниш Хаймович. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности[Текст]:учебное пособие для вузов/Б. Х. Ланда.-3-е изд., испр. и доп.-М.:Советский спорт,2006.-207 с. .-ISBN 5971801414:191.00.-238.00

6. Пшендин,Анатолий Иванович. Рациональное питание спортсменов:Для любителей и профессионалов.-СПб.:ГИОРД,1999.-157с. .-ISBN 5901065069:25.00

7. Олимпийский учебник студента [Текст]:пособие для нефизкультурных вузов/[В. С. Родиченко, С. А. Иванов, А. Т. Контанистов и др.] ; Олимпийский комитет России.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:Советский спорт,2005.-126 с.:ил. .-ISBN 5850099794:40.00

8. Шихи, Кейт. Фитнесс-терапия:Исчерпывающее руководство для тех, кто хочет сохранить силу и здоровье своего тела и преодолеть болезни/К. Шихи; [Пер. с англ. А. В. Гришина].-М.:Терра-Спорт,2001.-214 с.:ил.-(Библиотека здорового образа жизни) .-ISBN 5931271104:231.00

9. Чайлдерс, Грир. Великолепная фигура за 15 минут в день/Г. Чайлдерс; [Пер. с англ. Е. А. Мартинкевич].-6-е изд.-Минск:Попурри,2003.-206, [1] с.:ил.-(Здоровье в любом возрасте) .-ISBN 9854830063:42.00

10. Холодов, Жорж Константинович. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]:учебное пособие для вузов/Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов.-6-е изд., стереотип.-М.:Академия,2008.-478, [1] с.:ил.-(Высшее профессиональное образование) .-ISBN 9785769548666:228.80

11. Физкультура. Методика преподавания. Спортивные игры [Текст]/авт.-сост. Э. Б. Найминова.-Ростов-на-Дону:Феникс,2003.-248, [8] с.:ил.-(Книга для учителя) .-ISBN 5222018032:66.00.-54.00.-71.00

12. Физическое воспитание студентов с ослабленным здоровьем в педагогических вузах:Учебние пособие/А. И. Загревская, А. Д. Игнатова, Н. И. Жукова, Л. Н. Чуйко.-Томск:ЦУМЛ ТГПУ,2003.-103 с.:ил. .-38.03.-31.75

13. Тимушкин, А. В. и др. Физическая культура и здоровье:Учебное пособие/А. В. Тимушкин, Н. Н. Чесноков, С. С. Чернов.-М.:СпортАкадемПресс,2003.-138 с. .-ISBN 5813401458:351.00

14. Сборник нормативных документов. Физическая культура [Текст]:федеральный компонент государственного стандарта : федеральный базисный учебный план/МО РФ ; [сост. : Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев].-М.:Дрофа,2004.-75, [1] с. .-ISBN 5710786640:27.00

15. Роженцов, Валерий Витальевич. Утомление при занятиях физической культурой и спортом [Текст]:проблемы, методы исследования : [монография]/В. В. Роженцов, М. М. Полевщиков.-М.:Физкультура и спорт,2006.-278, [1] с. .-ISBN 5971800981:268.00.-214.00

16. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике/Е.Г.Попова.-М.:Терра-Спорт,2000.-72с.:ил.-(Библиотечка тренера) .-ISBN 5931270906:20.00

17. Ланда, Бейниш Хаймович. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности[Текст]:учебное пособие для вузов/Б. Х. Ланда.-3-е изд., испр. и доп.-М.:Советский спорт,2006.-207 с. .-ISBN 5971801414:191.00.-238.00

18. Зюбанова, И. А. Физическая культура. Ритмическая гимнастика в педагогических вузах [Текст]:учебное пособие/И. А. Зюбанова, О. В. Громова ; МО РФ, ТГПУ.-Томск:издательство ТГПУ,2004.-123 с.:ил. .-35.06

19. Жилкин, Александр Иванович. Легкая атлетика [Текст]:учебное пособие для вузов/А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук.-4-е изд., стереотип.-М.:Академия,2007.-463, [1] с.:ил.-(Высшее профессиональное образование) .-ISBN 9785769545122:178.20

20. Виленский, Михаил Яковлевич. Физическая культура и здоровый образ жизни студента [Текст]:учебное пособие для вузов/М. Я. Виленский, А. Г. Горшков.-М.:Гардарики,2007.-218 с.-(Disciplinae) .-ISBN 9785829703165:275.00

21. Бодибилдинг для начинающих/Под ред. О. Хейденштама; [Пер. с англ. К. Савельева].-М.:ФАИР-ПРЕСС,2003.-184, [1] с.:ил.-(Фитнес-клуб) .-ISBN 581830194X:45.00

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТА

Основные понятия 3

Основные социальные функции физической культуры 6

Воспитание физической культуры личности 8

Профессиональная направленность физического воспитания 11

Российское законодательство о физической культуре и спорте 13

Основные положения организации физического воспитания в высшем учебном заведении 16

Контрольные вопросы 17

Тема 2 СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Основные понятия 17

Регуляция функций в организме 19

Воздействие природных и социально-экономических факторов на организм человека 20

Умственная деятельность и утомление 22

Физическая деятельность и утомление 22

Биологические ритмы и физическая деятельность организма 23

Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки 24

Двигательная функция и повышение устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды 29

Контрольные вопросы 31

Тема 3 ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА

Основные понятия 32

Физическая культура в обеспечении здоровья 41

Факторы, определяющие интерес студентов к физкультурно-спортивной деятельности 44

Самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни 45

Контрольные вопросы 46

Тема 4 ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕБНОГО ТРУДА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 46

Психофизиологическая характеристика интеллектуальной деятельности и учебного труда студентов 47

Динамика работоспособности 49

Усталость, утомление, их причины 52

Роль активного отдыха в повышении работоспособности студентов 55

Рациональное использование средств физической культуры для оптимизации работоспособности 57

Контрольные вопросы 61

Тема 5 ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Методические принципы, средства и методы физического воспитания 62

Основы обучения движениям 64

Формирование психических качеств, черт, свойств личности в процессе физического воспитания 64

Общая физическая подготовка 65

Специальная физическая подготовка 65

Методика развития физических качеств 66

Интенсивность физических нагрузок 75

Мышечная релаксация (расслабление) 76

Коррекция физического развития телосложения, двигательной и функциональной подготовленности средствами физической культуры и спорта 76

Формы учебных занятий физическими упражнениями 77

Построение и структура учебно-тренировочного занятия 78

Подготовка и участие в соревнованиях 79

Учет результатов и контроль тренировочной работы 79

Контрольные вопросы 80

Тема 6 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ.

Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность 81

Формирование мотивов и организация самостоятельных занятий физическими

Упражнениями 89

Формы самостоятельных занятий 89

Методика нормирования физических нагрузок при занятиях физическими упражнениями 91

Признаки чрезмерной нагрузки 93

Пулъсовой режим рациональной тренировочной нагрузки. Взаимосвязь между интенсивностью занятий и ЧСС. 94

Учет индивидуальных особенностей при самостоятельных занятиях физическими

упражнениями. 96

Корректировка тренировочных планов и нагрузок, исходя из результатов текущего и итогового контроля. 98

Гигиена самостоятельных занятий 99

Профилактика травматизма 100

Контрольные вопросы 100

Тема 7 ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР ВИДОВ СПОРТА

Основные понятия 101

Единая Всероссийская спортивная классификация (ЕВСК) 102

Студенческий спорт и его организация в высшем учебном заведении 103

Система студенческих спортивных соревнований 104

Студенческие спортивные организации 105

Нетрадиционные системы физических упражнений 106

Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических

Упражнений 106

Краткая характеристика видов спорта, развивающих различные физические

Качества 109

Контрольные вопросы 110

Тема 8 САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ

Диагностика и самодиагностика состояния организма 111

Этапы самоконтроля 112

Оценка физического развития 112

Оценка функциональной подготовленности 115

Контрольные вопросы 119

Тема 9 ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ (ППФП)

Необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду 120

Цель и задачи ППФП студентов 121

Место ППФП в системе физического воспитания студентов 122

Факторы, определяющие содержание ППФП 122

Методика подбора средств ППФП студентов 125

Профессионально значимые прикладные знания, физические, личностные и психические качества, навыки, умения учителей 126

Организация и формы ППФП в вузе 127

Специфика профессиональных заболеваний учителя 128

ППП студентов ТГПУ 128

Контрольные вопросы 129

Тема 10 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА

Работоспособность и время дня 129

Производственная гимнастика 132

Средства восстановления работоспособности 137

Режим работы, отдыха и физической культуры 138

Физическая культура во внерабочее время 140

Контрольные вопросы 143

ЛИТЕРАТУРА 144

 

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.